Закаливание детей

Закаливающие процедуры в дошкольном возрасте.

Методика Босоножье, комплексы упражнений: закаливающие дыхание, дыхательная гимнастика, точечный массаж, массаж волшебных точек ушей.

Воспитатель Ларичева Н.Д.

Основные принципы проведения закаливающих процедур

— систематичность проведения во все сезоны года,

— постепенность увеличения силы раздражающего воздействия,

— учет индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка,

— осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей.

Основные факторы закаливания

Закаливание воздухом, водой, солнцем.

Закаливание детей – одно из основных направлений в оздоровительной программе нашего детского сада. Мы проводим обширный комплекс закаливающих мероприятий, способствующих закаливанию наших воспитанников. Это:

  • Соблюдение температурного режима в течение дня.
  • Правильная организация прогулки и её длительность.
  • Соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей, сезонности;
  • Облегчённая одежда для детей в детском саду.
  • Дыхательная гимнастика после сна.
  • Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди (индивидуально).
  • Полоскание рта водой комнатной температуры.
  • Комплекс контрастных закаливающих процедур:
  • Методы оздоровления:

    • Ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье).
    • Контрастное обливание ног (летом).
    • Дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в том числе по дорожкам препятствий.
    • Переступание из таза с холодной водой в таз с тёплой водой (летом).
    • Хождение босиком по спортивной площадке (летом).
    • Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия).

    Использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре.

    Содержа-

    ние

    Возрастные группы

    1 младшая

    2 младшая

    Средняя

    Старшая

    Подготовительная

    Элементы повседневного закаливания

    При проветривании допускается кратковременное снижение воздуха в помещении на 2-40

    Воздушно-темпер. режим

    От +220 до +180

    От +220 до +180

    От +210 до +180

    От +210 до +180

    От +210 до +180

    Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды

    Сквозное проветривание (в отсутствие детей)

    Проводиться не менее 10 минут через каждые 1,5 часа

    Утром перед приходом детей

    К моменту прихода детей температура восстанавливается до нормальной

    Перед возвращением детей с прогулки

    + 190

    + 190

    + 180

    + 180

    + 180

    Во время дневного сна

    В теплое время года проводится в течении всего дневного сна

    Утренний прием детей на улице

    В теплый период

    Утренняя гимнастика

    В теплое время года проводится на улице,

    в холодное время года – в зале, в группе

    Физкультурные занятия в зале, группе

    + 18

    Физ.зан.на прогул.

    +

    +

    +

    Воздушные ванны

    В теплое время года проводятся ежедневно при температуре + 200 — +220

    Прогулка

    Обувь и одежда соответствует метеорологическим условиям

    До — 150

    До — 150

    До — 150

    До — 200

    До — 200

    Дневной сон

    В теплое время при открытых окнах, без маек (избегая сквозняка).

    Физичес. упраж., п/и на улице

    ежедневно

    Упр на дыхание, игровой самомассаж пальчиковые игры, упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки.

    Ежедневно ( в гимнастиках, физ.паузах, физ.занятиях, в повседневной деятельности)

    В теплое время года проводятся на свежем воздухе.

    Упражнения для профилактики переутомления

    Релаксация, элементы психогимнастики, физминутки

    Гигиенические процедуры

    Ежедневно в течение всего режима дня.

    II. Специальные закаливающие воздействия

    Полоскание рта кипяченой водой комнатной

    температуры.

    Ходьба босиком

    Хождение босиком по дорожке здоровья, по ковру, по земле, по траве, по асфальту (см. приложение)

    Обширное умывание водой комнатной температуры.

    После дневного сна умывание (лицо, руки) с помощью воспитателей.

    После дневного сна умывание (лицо, руки) с помощью воспитателей.

    После дневного сна. (лицо,руки, шея, грудь)

    После дневного сна, занятий физической культурой.

    После дневного сна, занятия физической культурой.

    Гимнастика после сна

    Во всех группах

    Мытье ног, гигиенический душ теплой водой

    После прогулки, в теплый период года

    После прогулки, в теплый период года

    После прогулки, в теплый период года

    После прогулки, в теплый период года

    После прогулки, в теплый период года

    Дозированные солнечные ванны

    Теплый период

    В период с 9.00-11.00 (с 3 мин. – 20 мин)

    Методика «БОСОНОЖЬЕ»

    Данная методика повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

    Группа

    Виды ходьбы и дозировка

    Теплый период

    время

    Холодный период

    время

    ранний возраст

    ходьба и бег по одеялу и деревянному настилу

    5-20 минут

    ходьба и бег по ковру в носках

    5-15 минут

    младшая группа

    ходьба и бег по теплому песку и траве

    5-30 минут

    ходьба по ковру босиком

    5-15 минут

    средняя группа

    ходьба и бег по мокрому песку, траве, асфальту.

    5-45 минут

    ходьба босиком по ковру и в носках по полу. Бег босиком по полу.

    5-20 минут

    старшая группа

    Ходьба и бег по земле, воде, асфальту.

    5-60 минут

    ходьба и бег босиком по полу в группе.

    5-20 минут

    подготов.

    группа

    ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли.

    от 5 минут и неограниченно.

    свободный бег и ходьба в группе.

    5-30 минут

    Солнечные (воздушные) ванны
    Под действием ультрафиолета на кожу, в организме вырабатывается витамин Д, благодаря которому укрепляется костная система. Также солнечные ванны усиливают защитные функции кожных покровов и обмен веществ. Однако пребывание на солнце тоже нужно дозировать, т.к. может быть перегревание организма, а лучший эффект от воздушных ванн получается, когда на коже нет загара.
    Начинать такую закалку лучше в безветренную и в нежаркую погоду летом, примерно на 3-5 минут, постепенно увеличивая пребывание на 30-35 минут.

    Прогулки на свежем воздухе
    Идеальный вариант для детей дошкольного возраста. С ними в детском саду нужно гулять по 2-3 раз в день от 30 минут до 2 часов. Ребенок на прогулках активен, много и с удовольствием двигается.

    Закаливание горла
    Особенно полезно детям с частыми респираторными заболеваниями. Проводить желательно в первую половину дня с целью гигиенического эффекта и закаливания горла. Следует полоскать горло водой при температуре 33-36˚, а затем после привыкания снижать на 1˚, каждые 5 дней доведя до 16-18˚.

    Но если ребенок болен, то снижать температуру через 7 дней.
    Обтирание
    Для его проведения используют рукавичку из мягкой махровой ткани. Ее намачивают в теплой воде, затем слегка отжав, делают обтирание рук ребенка, начиная от кончиков пальцев до плеч, после обтирают грудь, потом живот, спину, ноги до паха. Оптимальное время проведения данной процедуры – перед сном. Температура воды при этом должна быть примерно 27˚, то есть близкой к температуре голой кожи.

    Закаливающее дыхание

    Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.

    Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

    «Поиграем с носиком»

    1. Организационный момент

    «Найди и покажи носик»

    Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому

    2. Основная часть

    Игровые упражнения с носиком.

    «Помоги носику собраться на прогулку»

    Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

    «Носик гуляет»

    Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

    Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.

    «Носик балуется»

    На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

    «Носик нюхает приятный запах»

    Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.

    «Носик поёт песенку»

    На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу».

    «Поиграем носиком»

    Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.

    Таким образом, делается как бы растирание.

    3. Заключительный этап.

    «Носик возвращается домой»

    Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

    Примечание: Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

    Подходи ко мне дружок,
    И садись скорей в кружок.
    Носик ты быстрей найди,
    Тёте … покажи.
    Надо носик очищать,
    На прогулку собирать.
    Ротик ты свой закрывай,
    Только с носиком гуляй.
    Вот так носик-баловник!
    Он шалить у нас привык.
    Тише, тише, не спеши,
    Ароматом подыши.
    Хорошо гулять в саду
    И поёт нос: «Ба-бо-бу».
    Надо носик нам погреть,
    Его немного потереть.
    Нагулялся носик мой,
    Возвращается домой

    Массаж волшебных точек ушей

    Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

    Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

    «Поиграем с ушками»

    1. Организационный момент.

    Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.

    2. Основная часть.

    Упражнения с ушками.

    «Найдём и покажем ушки»

    Дети находят свои ушки, показывают их взрослому

    «Похлопаем ушками»

    Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.

    «Потянем ушки»

    Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.

    «Погреем ушки»

    Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.

    3. Заключительный момент

    Дети расслабляются и слушают тишину.

    Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

    Подходи ко мне, дружок,
    И садись скорей в кружок.
    Ушки ты свои найди
    И скорей их покажи.
    А потом, а потом
    Покрутили козелком.
    Ушко кажется замёрзло
    Отогреть его так можно.
    Ловко с ними мы играем,
    Вот так хлопаем ушами.
    А сейчас все тянем вниз.
    Ушко, ты не отвались!
    Раз, два! Раз, два!
    Вот и кончилась игра.
    А раз кончилась игра,
    Наступила ти-ши-на!

    Дыхательная гимнастика

    1. «ЧАСИКИ»
    Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз.

    2. «ТРУБАЧ»
    Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4—5 раз.

    3. «ПЕТУХ»
    Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5—6 раз.

    4. «КАША КИПИТ» Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.

    5. «ПАРОВОЗИК» Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20—30 секунд.

    6. «НА ТУРНИКЕ» Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки—вдох, палку опустить назад на лопатки—длинный выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.

    8. «НАСОС»
    Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону.

    9. «РЕГУЛИРОВЩИК» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5—6 раз.

    11. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»
    Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки—вдох, опустить руки-вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4—5 раз.

    12. «ЛЫЖНИК»

    Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5—2 минут. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

    13. «МАЯТНИК»
    Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне—выдох, произносить «т-у-у-у-х-х».
    Повторить 3—4 наклона в каждую сторону.

    14. «ГУСИ ЛЕТЯТ» Медленная ходьба в течение 1—2 минут. Поднимать руки в стороны — вдох, руки вниз—выдох, произносить «г-у-у у-у».

    15. «СЕМАФОР»
    Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны—вдох, медленно опускать вниз—длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3—4 раза.

    Эти упражнения ребенок должен выполнять утром и среди дня. В летнее время второе занятие лучше проводить на воздухе во время прогулки.

    Точечный массаж.

    Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболеваниям верхних дыхательных путей рекомендуется проводить точечный массаж особых зон грудной клетки и лица, которые являются важными регуляторами деятельности верхних органов. Точечный массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает сам вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Точечный массаж можно делать самим, а также можно научить детей.

    Точки, которые следует массировать при ОРЗ.

    Точка 1. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. Массаж этой зоны уменьшает кашель, улучшает кроветворение ( 15 раз в одну сторону и 15 раз в другую ).

    Точка 2. Регулирует иммунные функции организма, повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям ( 15 раз в одну и 15раз в другую сторону )

    Точка 3. Область коренных клубочков нижней челюсти. Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани ( 15 раз только в одну сторону ).

    Точка 4. Шейный узел надо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регуляторами деятельности сосудов головы, шеи, туловища. Нормализуется работа вестибулярного аппарата ( 15 раз ).

    Точка 5. Она расположена в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонка. Оказывает большое внимание на излечение от таких болезней как грипп, простуда.

    Точка 6. Улучшает кровообращение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит ( по 15 раз в каждую сторону).

    Точка 7. Улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга ( по 15 раз в каждую сторону ).

    Точка 8. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат ( по 15 раз в каждую сторону ).

    Точка 9. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже нормализуются

    Многие функции организма. Большой палец в центр ладони, а указательным массировать тыльную сторону ладони между указательным и большим пальцами.

    Массаж надо делать 3 раза в день.

    1. Гимнастика-побудка

    — Эй, ребята, просыпайтесь! Вам вставать пришла пора.

    Потянитесь. Улыбнитесь. На живот перевернитесь.

    А теперь опять на спину, Потянулись еще раз.

    Вдох и выдох. Вдох и выдох. Повторим еще раз.

    Поднимите ноги вместе, Опустите на кровать.

    Руки в стороны расставьте. Хватит спать! Пора вставать!

    (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

    2. Ходьба по дорожкам здоровья с различными раздражителями

    Мы стараемся, стараемся Физкультурой занимаемся!

    Пусть будут руки крепкими, Пусть будут ноги сильными.

    Мы будем все здоровыми, Веселыми, спортивными.

    3. Общеразвивающие упражнения

    1. «Пловцы»

    И.П. основная стойка, руки развести вперед «плывем» (повт. 6-7 раз)

    2.»Футболисты»

    И.П. ноги на ширине плеч, руки за спиной.

    — поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене(повт. 6-7 раз)

    3.»Штангисты»

    И.П. основная стойка Приседания, руки сжаты в кулачки (повт. 6-7 раз)

    4.»Бегуны» — бег на месте высоко поднимая колени

    4. Дыхательная гимнастика «Хорошо в лесу»

    И.П. основная стойка

    1- руки в стороны, глубокий вдох носом

    2-5 — на выдохе произнести «хо-ро-шо в ле-су»

    6-вернуться в И.П. (5 раз)

    5. Самомассаж

    • Для носа

    (указ. пальцами прижать крылья носа, поворачивать вправо влево)

    Водит носик паровоз

    В гости всех ребят повез.

    Он в волшебную страну

    Дыхательную

    (вдох, выдох повт. 4 раза)

    • Для ушей

    Чтобы ушки не болели

    Разотрем их поскорее.

    Вот сгибаем, отпускаем

    И опять все повторяем.

    • Прокатывание шишек между ладонями (тыльными сторонами рук, пальцами)

    Белка шишки принесла

    И ребятам раздала.

    Шишки все мы разбираем

    И в ладошках покатаем.

    6. Умывайка (водные процедуры)

    В кране чистая водица

    Ну-ка дети, быстро мыться.

    Моем шею, моем руки, уши

    Вытираемся посуше.

    7. Самомассаж: поглаживание, разминание, снова поглаживание. Поглаживание выполняют от ногтей до лучезапястного сустава.

    (Дети сидят на кровати выполняют «Пальчики проснулись» массаж пальцев).

    Наши пальчики проснулись, а теперь будем наши ушки (поглаживание кромок ушей, выполняют сверху вниз, пощипывание и снова поглаживание) .

    А теперь погладим носик и щёчки (начинаем от переносицы к щекам, тремя пальцами — средний, указательный, большой, разминаем и поглаживаем). Погладим лоб от середины лба, разомнём.

    Какие мы хорошие, сейчас погладим себя по голове (от макушки вниз, выполняя правой рукой а затем левой рукой).

    12.Быстро сняли майки и побежали за рукавичками; по ходу дети идут по «Дорожке здоровья» идут по ребристой доске, коврикам с «шипами», прыгают в цветы, по следам.

    Дети на руки одевают рукавички, выстраиваются друг за другом. Начинают поглаживать грудь, растирать ее и снова гладить. Массаж руки (от кисти к предплечью, перейти к массажу ног пощипывание и поглаживание (от ступни к бедру).

    Дети поменяются рукавичкой с товарищем и помассировать спину друг другу (ПОВТОРИТЬ ХОДЬБУ ПО «ДОРОЖКЕ ЗДОРОВЬЯ», положить рукавички в кармашки.

    А теперь одели майки и обувь. Перейти к водным процедурам: полоскание горла и мытьё лица, рук по локоть. Растирание рук полотенцем.

    Речевое сопровождение:- «Пусть летят к нам в комнату,

    Все снежинки белые.

    Не боимся холода,

    Мы зарядку сделали! «.

    8. Гимнастика в постели
    1. Потягивания-поднимания поочередно правой и левой ног и рук одновременно
    2. Поочередное сгибание и разгибание ног.

    9.Самомассаж головы.
    Сидя на кровати, ребенок имитирует движения:
    1. Включает воду, трогает ее, мочит волосы.
    2. Наливает шампунь в ладошку и начинает изображать мытье головы.
    3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
    4. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегает» поповерхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
    5. Смывает шампунь с головы.
    6. Берет полотенце и сушит им волосы.
    7. С любовью и лаской расчесывает волосы пальцами, словно расческой.

    10.Дыхательные упражнения:
    Весьма надежное средство, укрепляющее защитные силы организма и охраняющее от простуды, – закаливающие дыхательные упражнения, которые выполняют утром до завтрака или вечером после ужина:
    10.1. Ветерок
    Взрослый произносит текст и показывает движения, а малыш их запоминает и повторяет:
    Я ветер сильный, я лечу,
    Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос). Хочу налево посвищу (поворачивает голову налево, делает губы трубочкойи дует),
    Могу подуть направо (голова прямо – делает вдох через нос, голова направо – выдох через губы трубочкой),
    Могу и вверх (голова прямо – делает вдох через нос, затем выдох через губы трубочкой и снова вдох),
    И в облака (опускает голову, подбородком касается груди и делает спокойный выдох через рот)
    Ну а пока, я тучи разгоняю (выполняет круговые движения руками).

    Кроме этих упражнений полезны: ежедневное надувание мыльных пузырей, воздушных шариков, задувание зажженных свечей, «сдувание бумажки» со своей ладони или стола сомкнутыми губами и даже бурление воды в стакане через соломинку.

    11.Фитотерапия.
    Для профилактики простудных заболеваний очень полезны отвары целебных трав, ведь витамины растительного происхождения усваиваются лучше, чем выделенные синтетическим путем.
    Фитотерапия проводится в виде курсов: 2-3 курса в год продолжительностью от 3-х недель до 2,5 месяцев и перерывом между ними не менее 2-х недель. Минимальное количество ежедневных процедур в одном курсе – 15.

    Для детей рекомендуют готовить настои и отвары в следующей суточной дозе сухого лекарственного сырья на 1 стакан:
    1-3 лет – 1 чайная ложка
    3-6 лет – 1 десертная ложка
    старше 6 лет – 1 столовая ложка
    При правильном приготовлении безопасны для дошкольников чаи из следующих растений: душица (цветки), калина, клюква, рябина, мята, мелисса. Особенно полезно ежедневное употребление настоя шиповника за 10-15 минут до еды. Отличным добавлением к настою может стать сок лимона и/или мед.

    Коррекционная гимнастика после сна на сентябрь

    1С. Гимнастика в постели:

    Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочерёдно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), потом одновременно руками и ногами, растягивая позвоночник.

    2С. Игра «Холодно-тепло»(напряжение и расслабление мышц). И.п: лёжа на спине. На табличку «холодно» дети сворачиваются в клубок, дрожа всем телом, изображая, что им холодно. На табличку «тепло» дети раскрываются, показывая, что им тепло. Повторить 3 раза.

    3С. Самомассаж ладоней. И.п: тоже. Быстро растирать свои ладони до появления тепла, затем тёплыми ладонями «умыть» лицо. Повторить 3 р.

    4С. Гимнастика на стуле:

    «Гусеница»- сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд до выпрямления коленей.

    «Барабанные палочки»-постукивание пальцев ног.

    «Помирились и поссорились»-сжимание и разжимание пальцев ног.

    «Согреемся»-ноги вытянуть вперёд, тянуть то носки, то пятки.

    1О.Гимнастика в постели:

    Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдноподнимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую илевую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

    2О. «Отдыхаем». И.п: лёжа на животе с опорой на локти, ладонями поддерживая подбородок. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги в коленях.

    3О. Самомассаж головы. И.п: сидя на кровати. Имитация движений: моем голову, сушим полотенцем, расчёсываем.

    6М. Дифференцированная работа с детьми на профилактику нарушений осанки:

    «Сосулька»-повисеть на вытянутых руках на рейке гимнастической стенки спиной к ней, туловище держать прямо, ноги вместе. Остальные дети ходят по ковру с мешочком на голове. Контрастное закаливание ног.

    Коррекционная гимнастика после сна на апрель

    1А. Гимнастика в постели:

    Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

    «Яйцо». И.п: сидя на кровати. Подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в стороны.

    2А.Самомассаж лица. И.п: сидя на кровати по-турецки. Массаж ушных раковин: поглаживать по краям, затем внутри, за ушами; ласково оттягивать вверх, вниз, в стороны; нажимать на мочки ушей.

    3А.Корригирующая ходьба:

    И.п: на носках, на пятках, с приседанием по сигналу, спиной вперёд, перешагивать через кубики, приставным шагом по скамейке в чередовании с обычной ходьбой.

    4А. Ходьба по корригирующим дорожкам.

    5А. Комплекс ОРУ:

    И.п: ноги на ш.пл. 1- поднять руки вперёд, 2-хлопнуть в ладоши; 3- развести руки в стороны,4-и.п.(6 раз).

    И.п: ноги на ш.пл.,руки на поясе. 1-поворот вправо, руки развести в стороны; 2-и.п. Тоже влево (6раз)

    И.п: руки за головой. 1-согнуть правую ногу, поднимая колено вверх, 2-и.п. Тоже левой ногой (6 раз).

    И.п: о.с. 1-согнуть правую ногу, поднимая колено вверх, стараться задеть локтём левой руки; 2-и.п. То же левой ногой (6 раз).

    6А. Дыхательная гимнастика:

    «Насос». И.п: стоя, одна ладонь на другой внизу. Вдох-через нос с шумомнабрать воздух, ладони вверх, задержать дыхание на 1-2 сек.; выдох- сшумом, через рот, ладони с силой вниз (6 раз).

    «Язык трубочкой». И.п: о.с. Вдох-через нос с шумом набрать воздух,задержать дыхание на 1-2 сек.; выдох- медленно через язык, сложенныйтрубочкой (6 раз).

    7А. Дифференцированная работа с детьми на профилактику плоскостопия:

    захватывание, поднимание и перенос пальцами ног мелких игрушек из обруча в обруч.

    Контрастное закаливание ног.

    Коррекционная гимнастика после сна на май

    1.Гимнастика в постели:

    Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

    2.Гимнастика в постели «Зародыш». И.п: лёжа на спине. Согнуть в колене правую ногу и прижать её руками к животу. Позу удерживать 3-4 сек. и вернуться в и.п. Повторить движение левой ногой, потом двумя ногами. Прижимая колени к животу, подтянуть голову к коленям и задержаться в этом положении, после чего опустить голову, выпрямить ноги и расслабиться.

    3.Массаж рук. И.п: сидя на кровати. Активно тереть ладони до ощущения тепла; вытягивать каждый пальчик, надавливая на него. Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске. Растирать руку до плеча, с силой нажимая на мышцы, «смывать водой мыло»: одной рукой вести вверх, затем ладошкой вниз и «стряхнуть воду».

    4. Гимнастика на стуле:

    «Гусеница»- сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд.

    Поочерёдное поднимание ног на носки и на пятки, не отрывая от пола.

    Вращательные движения стопой.

    Покачивание стопы: прижимать к груди, укачивать, похлопать ладошкой по стопе, поднять выше головы

    5. Комплекс ОРУ:

    И.п: о.с. 1-2-3-круговые движения шеи в правую сторону,4-и.п.Тоже влево(6 р)

    И.п: ноги на ш.пл.,руки к плечам. 1-2-3-4-круговые движения плечами вперёд. Тоже назад( 6 раз).

    И.п: ноги на ш.пл., руки в замок внизу. 1-руки поднять, 2-наклон вперёд с одновременным опусканием рук; 3-4-и.п.(6раз).

    И.п: о.с. 1-присесть с широким разведением колен, руки вперёд; 2-и.п. (6раз).

    6. Дыхательная гимнастика:

    6.1)»Большой-маленький». И.п: стоя, руки внизу. Вдох-подняться на носки,тянуть вверх руки; выдох-присесть, обхватив колени и прижать к коленямголову. Повт. 4 раз.

    6.2)»Дровосек». И.п: ноги на ш.пл. Вдох-руки сложить топориком иподнять вверх. Выдох-резко опустить руки, наклониться, прорезаяпространство между ног. Повт.6 раз.

    7. Дифференцированная работа с детьми на профилактику нарушений осанки:

    «Сосулька»-повисеть на вытянутых руках на рейке гимнастической стенки спиной к ней, туловище держать прямо, ноги вместе. Остальные дети ходят по ковру с мешочком на голове.

    Организация двигательного режима

    Формы организации

    Младшая группа

    Средняя группа

    Старшая группа

    Поготов. к школе группа

    Организованная деятельность

    6 час/нед

    8 час/нед

    10 час/нед

    10 час и более/нед

    Утренняя гимнастика

    6-8 минут

    6-8 минут

    8-10 минут

    10-12 мин

    Хороводная игра или игра средней подвижности

    2-3 мин

    2-3 мин

    3-5 мин

    3-5 мин

    Физминутка во время занятия

    2-3 мин

    2-3 мин

    2-3 мин

    2-3 мин

    Динамическая пауза между занятиями (если нет
    физо или музо)

    5 мин

    5 мин

    5 мин

    5 мин

    Подвижная игра на прогулке

    6-10 мин

    10-15 мин

    15-20 мин

    15-20 мин

    Индивид. работа по развитию движений на прогулке

    8-10 мин

    10-12 мин

    10-15 мин

    10-15 мин

    Динамический час на прогулке

    15-20 мин

    20-25 мин

    25-30 мин

    30-35 мин

    Физкультурные занятия

    15-20 мин

    20-25 мин

    25-30 мин

    30-35 мин

    Музыкальные занятия

    15-20 мин

    20-25 мин

    25-30 мин

    30-35 мин

    Гимнастика после дневного сна

    5-10 мин

    5-10 мин

    5-10 мин

    5-10 мин

    Спортивные развлечения

    20мин
    1 раз/мес

    30 мин
    1 раз/мес

    30 мин
    1 раз/мес

    40-50 мин
    1 раз/мес

    Спортивные праздники

    20 мин
    2 раза/год

    40 мин
    2/год

    60-90 мин
    2/год

    60-90 мин
    2/год

    Неделя здоровья

    Осень

    Весна

    Осень

    Весна

    Осень

    Весна

    Осень

    Весна

    Подвижные игры во 2 половине дня

    6-10 мин

    10-15 мин

    15-20 мин

    15-20 мин

    Самостоятельная двигательная деятельность

    ежедневно

    ежедневно

    ежедневно

    еж

    Закаливание новорожденных – эффективный, действенный, проверенный временем способ укрепить здоровье и иммунитет маленького человека. Высокая приспособляемость грудных детей позволяет начать процесс закаливания с первых дней.

    Механизмы адаптации у новорожденных очень развиты, проще говоря, младенец рождается закаленным. Создание тепличных условий – постоянной температуры окружающей среды, стерильной пищи, отсутствие движения воздуха – отключает врожденную адаптацию за ненадобностью и через месяц малыш начинает чихать от малейшего сквозняка. Стоит лишь поддержать природные данные младенца, создавая контраст температур и наличие положительного контакта с природой, то есть проводить процедуры закаливания и гулять с ребенком в любую погоду.

    Суть закаливания и ожидаемые результаты

    Процесс закаливания заключается в постоянном дозированном изменении условий окружающий среды. Естественные природные факторы лучшие помощники в закаливании. Процесс можно проводить повсеместно во время переодевания, купания, сна, гимнастики. Не обязательно отводить особое время для закаливания. Все процедуры должны естественно вписаться в распорядок дня.

    Закаливание совместно с физическими упражнениями, которое проводиться регулярно, приводит к потрясающим результатам. Работа организма активизируется, при этом улучшаются:

    • сопротивляемость заболеваниям;
    • адаптивные механизмы;
    • кровообращение;
    • обмен веществ;
    • психоэмоциональное состояние;
    • сон;
    • аппетит.

    Регулярное закаливание станет отличной профилактикой от простудных заболеваний. Закаленный малыш быстрее развивается. Он раньше сверстников начинает садиться, ползать, ходить и говорить.

    Важные правила закаливания

    Перед началом закаливания надо обратиться к лечащему педиатру за консультацией. Он должен осмотреть малыша, чтобы убедится в отсутствии противопоказаний.

    Закаливание нельзя начинать, если у ребенка:

    • респираторное заболевание;
    • декомпенсированный порок сердца;
    • понижен гемоглобин (Если низкий гемоглобин);
    • повышена температура;
    • повышенная нервная возбудимость;
    • резкое истощение;
    • наблюдается нарушение работы желудочно-кишечного тракта;
    • нарушен сон.

    Для достижения эффективности закаливания следует неукоснительно соблюдать следующие правила:

  1. Регулярность. Процедуры проводятся систематически, без перерывов ни на один день.
  2. Постепенность. Температура среды закаливания (воздуха или воды) должна изменяться постепенно, маленькими шажками. Резкий перепад к теплу или холоду приведет к психологическому стрессу ребенка, а то и к болезни.
  3. Индивидуальность. За реакцией малыша на процедуры надо внимательно наблюдать. При сильных признаках недовольства, неадекватной реакции закаливание надо прекратить. Во избежание плача и недовольства надо отвлечь ребенка игрушками, песенками, своей улыбкой и лаской.
  4. Сплоченность. Процедуры закаливания надо проводить всей семьей. Обливаясь вместе с малышом можно не только подать ему хороший пример, но и укрепить свой организм. Совместные действия еще и ведут к укреплению семейных уз.

Между собой способы закаливания отличаются типом окружающей среды, температура котороя меняется.

  1. Прогулки. Их начинают, если температура на улице не меньше 10 С. Первая прогулка на улицу должна длиться 15 минут. Затем время нахождения на улице увеличивается с каждым разом вдвое. В конечном результате время ребенок гуляет около 2 часов в день.
  2. Воздушные ванны. Малыша оставляют голеньким при комнатной температуре (22 С). Начинают с 30-40 секунд и увеличивают постепенно на 30 секунд за неделю. Воздушные ванны ребенок может получать во время гимнастики, кормления, массажа, переодевания, до и после купания.
  3. Сон на природе крепче и полезнее. Одевать ребенка надо так, чтобы он не чувствовал дискомфорта. (Статья по теме: Как одеть новорожденного на прогулку)

Подробнее о закаливание воздухом

  1. Начинают процесс закаливания водой с умывания. Для малышей до трех месяцев температура воды составляет 28 С, с трех месяцев до полугода – 25-26 С, с шести до двенадцати месяцев – 20-24 С. Температуру воды снижают каждые два-три дня на один градус.
  2. Обтирания являются следующим этапом. Начинают их после шести месяцев с сухих обтираний мягкой фланелевой рукавичкой. Обтирают в следующем порядке: руки, ноги, спину, грудь и живот до слабого покраснения. Через 7- 10 дней начинают влажные обтирания водой с температурой 35 С. Доводят температуру до 30 С, снижая ее постепенно.
  3. Первые обливания малыша проводят с самого рождения после купания, при этом прохладную воду надо лить на теплую кожу. Воду берут температурой 26 С. Вынув из ванночки, держат малыша на руке спинкой вверх. Обливание начинают с пяток, продвигаясь по позвоночнику к затылку. Температуру воды снижают каждые пять дней на один градус. Нижний предел – 18 С, хотя для некоторых может быть и ниже.
  4. Плавание для новорожденного «привычный способ передвижения” – девять месяцев он находился постоянно в водной среде. До трех месяцев плавательные рефлексы у ребенка еще не угасли, и научить его плавать довольно просто. При купании просто поддерживая ребенка под голову позволять ему свободно двигаться. После полугода можно продолжить обучение плаванию в бассейне.

Закаливание солнцем

Солнечные ванны необходимы для новорожденных. Ведь только на свету в организме идет выработка витамина Д, необходимого для роста костей. Продолжительность солнечных ванн и их температура как у воздушных. Одно «НО” – не стоит выносить малыша на прямые солнечные лучи.

Подробнее о закаливание солнцем

Интенсивные методы закаливания стоит применять с осторожностью и только тогда, когда адаптационные рефлексы ребенка уже закреплены. В основе этих методов лежит кратковременное резкое изменение температуры: обливание ледяной водой, окунание в прорубь, ходьба по снегу. Не стоит заниматься интенсивный закаливанием, если у малыша есть хронические заболевания.

Контрастные методы закаливания основаны на быстром и резком изменении температур. К ним относятся контрастные:

  • обтирание;
  • душ;
  • ножные ванны;
  • баня и сауна.

Разница температур при первой контрастной процедуре должна быть 4 С (40 и 36 С соответственно). Через пять дней нижний предел понижают на одну единицу и доводят амплитуду до 23-26 С. Чередовать воду надо 5-6 раз за процедуру с интервалом 20 секунд. Последней должна быть горячая вода.

Закаливание грудных детей – это не просто воздушные ванны и обливания водой. Это естественный образ жизни, который должен быть нормой. Двигательная активность, правильное и здоровое питание, режим дня, спорт и прогулки, закаливающие процедуры. Все для того, чтобы новорожденный вырос здоровым и счастливым.

Читаем также: Закаливание детей: как и с какого возраста закалять ребенка (способы закаливания)

Закаливание Комаровский

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Закаливание – наиболее эффективный и результативный для здоровья малыша способ, приводящий к укреплению иммунитета. Особенности организма ребенка позволяют приступить к данному процессу с первых дней его жизни.

Можно говорить о наличии у младенца развитого механизма адаптации, то есть он появляется на свет уже закаленным. Из-за специально созданных факторов (постоянный температурный режим в месте его нахождения, еда, подвергающаяся обработке, отсутствие сквозняков) ребенок может спустя месяц начать чихать от небольшого сквозняка. Для закаливания необходимо учитывать природные особенности младенца, прибегая к смене температурного режима, нахождения на природе. Это означает проведение процедуры и прогулок с ребенком во время любых климатических условий.

Процедуру закаливания следует сопровождать регулярной сменой окружающей среды. Естественные факторы природы – оптимальный вариант в данном деле. Процедуру закаливания можно сочетать с переодеванием ребенка, купанием, сном и гимнастикой. Нет необходимости выделять отдельное время для данного процесса. Все соответствующие процедуры могут быть гармонично вписаны в режим дня ребенка.

Значительные результаты способно привести регулярное закаливание, сочетающее в себе физические упражнения. Работа организма активизируется, происходит улучшение:

  • Имунитета к заболеваниям;
  • Механизмов психологической защиты и контроля;
  • Работы органов кровообращения;
  • Обмена веществ;
  • Психоэмоционального состояния;
  • Сна;
  • Аппетита.

Эффективная профилактика простудных заболеваний – постоянное закаливание. Будет происходить более быстрое развитие малыша, который начнет овладевать навыками ходьбы, речи, умения сидеть намного раньше своих сверстников.

Перед тем как начинать закаливание следует получить рекомендации врачей. Ребенка необходимо осмотреть, чтобы подтвердить отсутствие противопоказаний.

Закаливание не следует проводить при наличии у малыша:

  • Болезней органов дыхания;
  • Порока сердца;
  • Снижения гемоглобина;
  • Высокой температуры;
  • Повышенной нервной возбудимости;
  • Внезапной потери веса;
  • Нарушенной функции ЖКТ;
  • Беспокойного сна.

Чтобы закаливание принесло пользу ребенку, необходимо учитывать следующие нюансы:

  • Постоянство – регулярное проведение процедур. Никаких пауз на пару дней.
  • Постепенное уменьшение температуры – внезапная смена температуры способна вызвать не только психологический стресс малыша, но и появление болезни.
  • Индивидуальные особенности – необходимо наблюдать за тем, как малыш реагирует на процедуру. При наличии ярко выраженной негативной реакции ее лучше всего остановить. Чтобы предотвратить негативную эмоциональную реакцию следует отвлечь кроху игрушкой, песней, улыбкой или лаской.
  • Пример родителей – самое лучшее показать ребенку, что мама и папа также не боятся прибегать к закаливанию. Это позволит не просто продемонстрировать отличный пример ребенку, но и поспособствует укреплению собственного организма. Времяпрепровождение с ребенком никогда не бывает лишним и восполнит возможный дефицит внимания со стороны родителей.

Способы закаливания

Основное отличие лишь в условиях окружающей среды, где наблюдается смена температуры.

  • Прогулки на улице. Оптимальная температура не менее 10 градусов. Продолжительность первой прогулки – 15 минут. Спустя небольшой период можно увеличить в два раза. В итоге – до пары часов ежедневно.
  • Воздушная ванна. Кроха лежит обнаженным при комнатной температуре (22 градуса). Для начала оптимально — 20-40 секунд с плавным увеличением на 30 секунд еженедельно. Данный вид закаливания можно внедрить во время гимнастического комплекса, в процессе кормления, массажной процедуры, переодевания, перед началом и после водных процедур.
  • Сон на природе. Принесет намного больше пользы, но стоит одеть ребенка соответствующе.
  • Первые шаги – умывание лица. Малыши до трех месяцев – 28 градусов, до полугода – 26 градусов, до года – 20-24 градуса. Температура вода может быть снижена каждые 2-3 дня на 1 градус.
  • Дальнейший этап – обтирание. Необходимо приступить к ним, как только крохе исполнится полгода. В этом процессе поможет рукавичка из фланели, которой протирают руки, спину, грудь, живот до появления признаков небольшой красноты. Через 7-10 дней можно приступить к обтираниям с температурой 35 градусов. В дальнейшем необходимо плавно довести температуру воды до 30 градусов.
  • Первое обливание внедряют с появления ребенка на свет и по окончании купания. Прохладная вода льется на теплую кожу. Температура воды – 26 градусов. После того как ребенка вытащили из ванночки, необходимо удерживать его на руке спиной верх. Обливать необходимо от пяток, двигаясь от позвоночника к затылку. Температура воды понижается каждые пять дней на один градус. Нижним пределом считается 18 градусов.
  • Плавание младенца. Является для него привычным способом передвижения, так как на протяжении девяти месяцев малыш регулярно пребывал в околоплодных водах. До первого триместра умение плавать сохраняется у малыша, что обеспечит свободное передвижение. Спустя шесть месяцев следует попробовать плавание в бассейне.

Закаливание светом

Солнечная ванна жизненно важна для ребенка. Лишь во время пребывания на свету в его организме вырабатывается витамин Д, которые жизненно важен, чтобы росли кости. Длительность и нагрев принятия солнечной ванны аналогичны воздушным. Единственное – нельзя помещать ребенка под прямые солнечные лучи.

Контрастные и интенсивные методы закаливания

Нужно учитывать, насколько хорошо адаптировался ребенок. Основу данных методов составляют: обливание холодной водой, погружение в прорубь, прогулки по снегу. При наличии хронических заболеваний не нужно подвергать ребенка интенсивному закаливанию.

Контрастный способ включает в себе быструю и внезапную смену температурного режима. В него входят:

  • Обтирание;
  • Принятие душа;
  • Ножные ванны;
  • Сауна и баня.

Различие в температуре во время первой процедуры контрастного типа в пределах 4 градусов (от 40 до 36 градусов). Спустя пять дней нижний предел может быть снижен на одну единицу и остановится на 23-26 градусов. Чередование воды возможно 5-6 раз за весь процесс с промежутком 20 секунд. Напоследок включается вода более теплой температуры.

Процедура закаливания в младенчестве не состоит из одних воздушных ванн и поливания водой. Движение, гармоничное питание, оптимальный распорядок дня, ежедневная зарядка, пребывание на свежем воздухе, процедура закаливания – рецепт, благодаря которому ребенок вырастет по-настоящему гармонично развитой личностью.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

«ЗАКАЛИВАНИЕ – ПЕРВЫЙ ШАГ К ЗДОРОВЬЮ»

Подготовила: воспитатель Шушарина С.А.

Закаливание однозначно очень полезная процедура для здоровья Ваших детей. Необходимо только правильно подобрать и дозировать закаливающие процедуры для каждого ребенка, опираясь на общие гигиенические требования:

  • закаливающие процедуры нужно выполнять систематически, во все времена года, без перерывов;
  • увеличивать длительность и интенсивность закаливающего воздействия следует постепенно;
  • необходимо учитывать реакцию организма ребенка, чтобы варьировать продолжительность и силу воздействия закаливающего фактора —солнца, воздуха или воды;
  • все закаливающие процедуры не должны проводиться против воли и желания ребенка, т. е. необходимо увлечь, проводить оздоровительные процедуры в игровой форме.

Воздушные ванны — одна из наиболее щадящих закаливающих процедур. При переодевании следует оставлять ребенка на некоторое время в трусиках, при этом давая ему возможность двигаться. Продолжительность такой ванны определяется реакцией ребенка (положительной). Ориентируясь на реакцию, можно постепенно, через 2 – 3 дня, либо снижать температуру в помещении, либо увеличивать время.

Полезно вспомнить совет одного из старейших педиатров Г.Б. Герцова: «Гулять в любую погоду, кроме особо отвратительной!».

Следует помнить, что правильная одежда для ребенка должна предусматривать возможность двигаться. Ребенок должен вернуться с прогулки непотным, с сухими и теплыми ногами.

Закаливание солнцем. Ультрафиолетовые лучи повышают устойчивость организма к внешним воздействиям. Однако чувствительность ребенка к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше его возраст, поэтому солнечные ванны как регулярные процедуры желательно проводить с 7 лет. При этом обязателен предварительный недельный курс ежедневных световоздушных ванн (под навесом, в тени). В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых лучей и сравнительно мало инфракрасных, в отличие от прямого солнечного излучения. Именно инфракрасные лучи вызывают перегревание организма, что особенно опасно для детей с повышенной нервной возбудимостью. В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, и пребывание ребенка на солнце принесет только пользу.

Летом рекомендуется проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 20 °С, лучше в безветренную погоду, в Средней России — с 9 до 12 часов дня, в более жарком климате — с 8 до 10 часов. Продолжительность первой ванны — 5 минут, затем время световоздушного воздействия каждый день постепенно увеличивается до 30-40 минут и более. Прямые солнечные ванны (после тренировки световоздушными) дети младшего школьного возраста должны принимать не более 15-20 минут. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30 °С. После солнечных ванн, а не до них полезны водные процедуры, причем после купания, даже если температура воздуха высокая, обязательно нужно вытереть ребенка, так как при влажной коже происходит переохлаждение детского организма.

Водные процедуры. Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на детский организм по сравнению, например, с воздушными процедурами. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха. Различают три фазы реакции организма на действие пониженной температуры воды. Первая характеризуется повышенным спазмом сосудов кожи, а при более глубоком охлаждении — и подкожно-жировой клетчатки. Вторая фаза отражает адаптацию к низкой температуре воды покраснением кожи, снижением артериального давления, улучшением самочувствия, подъемом сил и активности. Третья фаза (неблагоприятная) наступает, когда исчерпываются приспособительные возможности организма: возникает спазм сосудов, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб.

Контрастное закаливание. Контрастное воздействие температур — наиболее интенсивный вариант водного закаливания. Для детей, особенно ослабленных, чаще всего применяют контрастное обливание ног.

Нельзя обливать холодные ноги холодной водой,

ноги предварительно нужно согреть.

Как организовать процедуру? Поставьте два таза с водой так, чтобы вода доходила до середины голени. В одном тазу температура воды должна всегда быть равной 37-38 °С, а в другом (в первый раз) на 3- 4 °С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1 -2 минуты, затем в прохладную воду на 5-20 секунд. Число попеременных погружений – 3 — 6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу понижайте на 1 °С и доведите до 18-10 °С У здоровых детей заканчивайте процедуру холодной водой, а у ослабленных — горячей. После цикла контрастных ножных ванн закаленные дети могут принимать контрастный душ: 1 минута — горячая вода (40 °С), затем 10-20 секунд — холодная вода (10-15°С); чередовать 5-10 раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *