Врач реабилитолог

Реабилитолог. Что это за врач, и что он лечит? Кого направляют к этому специалисту?

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Записаться к Реабилитологу

Чтобы записаться на прием к врачу или диагностику, Вам достаточно позвонить по единому номеру телефона

+7 495 488-20-52 в Москве
Или
+7 812 416-38-96 в Санкт-Петербурге

Оператор Вас выслушает и перенаправит звонок в нужную клинику, либо примет заказ на запись к необходимому Вам специалисту.

Реабилитолог – это специалист по восстановительной терапии, необходимой для нормализации состояния здоровья и физического состояния после или на фоне имеющегося тяжелого заболевания, повлекшего за собой нарушение нормальных естественных функций организма. Реабилитолог для восстановления утраченного здоровья и функций в своей работе применяет широкий спектр различных методов терапии, таких, как лечебная физкультура, кинетотерапия, гирудотерапия, фитотерапия, физиотерапия, акупунктура и т.д.

Кто такой реабилитолог?

В настоящее время имеется путаница в понятийном пространстве, так как термин «реабилитолог» используется многими людьми, организациями и учреждениями, но вкладывают они в него различный смысл и содержание. Так, многие считают реабилитологами массажистов, имеющих высшее образование. Другие полагают, что это специалисты-психологи, занимающиеся психо-социальной и эмоциональной реабилитацией пациентов, столкнувшихся с трудными жизненными обстоятельствами. Третьи полагают, что реабилитологи – это доктора, занимающиеся проблемами реабилитации и нормализации жизни инвалидов. Подобный перечень можно продолжать довольно долго, однако, несмотря на широчайший разброс мнений по поводу того, кем же является реабилитолог, большинство подобных суждений далеки от истины. Мы рассмотрим с позиций медицинской науки и структуры здравоохранения в России, кто считается реабилитологом, что вкладывается в суть этого термина, какие функции он выполняет.
Итак, в Российской Федерации реабилитологом считается врач-специалист, получивший специализацию по реабилитационной медицине в ординатуре или прошедший переподготовку по реабилитационной медицине с условием того, что в прошлом окончил интернатуру/ординатуру по специальностям «Анестезиология-реаниматология», «Гериатрия», «Детская онкология», «Детская хирургия», «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Неврология», «Нейрохирургия», «Неонатология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Педиатрия», «Пульмонология», «Ревматология», «Рефлексотерапия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Урология», «Физиотерапия», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Эндокринология», «Акушерство и гинекология», «Гастроэнтерология», «Кардиология», «Нефрология». Таким образом, очевидно, что реабилитолог – это врач, прошедший специализированную подготовку.

В настоящее время на обиходном уровне реабилитологами считают врачей-физиотерапевтов, мануальных терапевтов, рефлексотерапевтов, ортопедов, неврологов, работающих по методу акупунктуры и т.д., то есть любых специалистов, которые занимаются практикой реабилитации больных с различными стойкими нарушениями здоровья. К сожалению, это не совсем верно. Дело в том, что врач-реабилитолог – это специалист, который занимается как бы синтезом, то есть определяет состояние здоровья человека, характер и степень тяжести нарушений, после чего разрабатывает индивидуальный план реабилитации. В такой план реабилитации включаются курсы лечебной гимнастики, физиотерапии, массажа, мануальной терапии, гирудотерапии, фитотерапии, иппотерапии, логопедии, психологической помощи, санаторно-курортного лечения, а также медикаментозной терапии и любых других методик, показавших свою эффективность в восстановлении утраченных функций и нормализации как психического, так и физического здоровья человека. А далее выполнение индивидуального плана реабилитации проводится уже соответствующими врачами-специалистами или специалистами-немедиками.
Иными словами, если в план реабилитации входит лечебная гимнастика, то человек занимается под руководством специалиста по лечебной физкультуре. Если в план лечения входит массаж, то его проводит квалифицированный массажист или мануальный терапевт. Если в план реабилитации входит физиотерапия, то ее проводит физиотерапевт. Если в план реабилитации входит логопедическая коррекция речи, то ее проводит специалист-логопед и т.д. Таким образом, реабилитолог как бы руководит общим ходом реабилитации, назначая те или иные процедуры или манипуляции, отслеживая их эффективность, меняя на другие при необходимости, то есть направляет и регулирует общий процесс, давая соответствующие задачи врачам тех специальностей, в сферу компетенции которых входит проведение нужных пациенту манипуляций.
Поэтому реабилитолога можно считать своего рода координатором усилий врачей разных специальностей, которые могут проводить манипуляции и процедуры, нужные для восстановления здоровья пациента. Но так как каждый врач владеет информацией только о процедурах, проводимых им, он не в состоянии комплексно назначить еще и другие манипуляции, которые могли бы оказаться полезными для конкретного больного. А вот врач-реабилитолог как раз владеет всей совокупной информацией о самых разных манипуляциях, проводимых врачами разнообразных специальностей, которые могут быть полезны для восстановления здоровья конкретного больного. И, соответственно, реабилитолог может назначить комплексное лечение, привлекая для его выполнения специалистов самого разного профиля, что позволяет добиваться высоких результатов.
Но на обиходном уровне реабилитологом считают врача какой-либо специальности, который непосредственно занимается выполнением различных манипуляций, направленных на реабилитацию и восстановление здоровья пациента. Например, если человеку необходима реабилитация после перенесенного инсульта, то этим занимаются, как правило, врач-невролог. Соответственно, того доктора-невролога, который проводит реабилитационную терапию после инсульта, считают реабилитологом-неврологом. Однако, как было сказано выше, это не совсем верно. Любой врач-специалист является доктором именно по своей специальности, а не реабилитологом. А если он занимается реабилитационными методиками, то все равно остается неврологом, терапевтом, специалистом по спортивной медицине и т.д., а не реабилитологом, так как может выполнить только манипуляции, входящие в сферу его профессиональной компетенции. Такой доктор не может включить в комплекс реабилитации методики, которые сам не выполняет, и которые не входят в его компетенцию.

Реабилитологи в России

В настоящее время в России имеется уникальная ситуация – при высокой востребованности врачей-реабилитологов квалифицированных специалистов очень мало. Если среди врачей-неврологов, ортопедов, врачей спортивной медицины, а также психологов есть специалисты, в своей работе в основном занимающиеся разнообразными реабилитационными методиками, то именно реабилитологов с синтетическими и координационными функциями практически нет. То есть налицо ситуация, когда среди врачей различных специальностей имеются доктора, занимающиеся направлением именно реабилитации, а вот того, кто бы координировал и объединял их усилия – нет. Фактически каждый выполняет свои методики и манипуляции, дает отдельные советы, но вот комплексной реабилитации нет, так как отсутствует всесторонний план реабилитации с привлечением разных специалистов. Но, тем не менее, даже такое положение вещей лучше, чем ничего, так как каждый специалист может выполнить свою работу, улучшить состояние здоровья больного и направить его к другому доктору, который выполняет иные манипуляции, также способные помочь пациенту.
Однако в последние годы ситуация именно с врачами-реабилитологами, а не докторами различных специальностей, работающих с реабилитационными методиками, улучшается. Во многих многопрофильных больницах и поликлиниках открываются целые отделения или кабинеты реабилитации. Заведуют такими отделениями именно врачи-реабилитологи, а в штате состоят физиотерапевты, инструкторы лечебной физкультуры, мануальные терапевты, массажисты, фитотерапевты, гирудотерапевты, рефлексотерапевты, логопеды, психологи и т.д. Поэтому, если человек желает обратиться за качественной реабилитацией после перенесенной тяжелой болезни, травмы или на фоне тяжелой неизлечимой патологии, следует узнать, в какой больнице или поликлинике города имеется отделение или кабинет реабилитации. Лучше всего обращаться именно в такое специализированное отделение/кабинет, где врач-реабилитолог составит индивидуальный план реабилитации и укажет, какие именно методики следует включить в восстановительное лечение. А вот пройти курс таких указанных реабилитологом методик можно не только на базе медицинского учреждения, в котором он работает, но и в частных центрах, в санаториях и т.д. Рассмотрим, в каких учреждениях можно найти докторов отдельных специальностей, работающих в сфере реабилитации.

Детский реабилитолог

Под детским реабилитологом обычно подразумеваются врачи различных специальностей, которые занимаются восстановительным лечением детей-инвалидов (аутистов, страдающих детским церебральным параличом, перенесших тяжелые родовые или любые другие травмы, инфекционные заболевания и т.д.). Наиболее часто в направлении детской реабилитации работают врачи-неврологи, доктора спортивной медицины, физиотерапевты, рефлексотерапевты, кинезиологи, гирудотерапевты, мануальные терапевты. Также с детьми, требующими реабилитационного лечения, работают и специалисты-немедики, такие, как логопеды, психологи, иппотерапевты, учителя-дефектологи и др.

С целями улучшения или восстановления здоровья (в зависимости от возможностей организма ребенка) в практике детской реабилитации наиболее часто применяются лечебная физкультура, массаж, мануальная терапия, физиотерапия (электрофорез, водолечение, фонофорез, магнито-импульсная терапия и др.), развитие творческих способностей (лепка, рисование), улучшение речи, иппотерапия, метаболическая терапия (прием витаминов, минералов, аминокислот).
В принципе, родители вынуждены обычно искать специалиста, который занимается имеющейся у ребенка проблемой, и обращаться к нему уже прицельно. То есть если у ребенка нарушение речи или задержка речевого развития, то обращаются к специалистам-логопедам, неврологам-речевикам и т.д. Если у ребенка патология опорно-двигательного аппарата, то обращаются к ортопедам, физиотерапевтам, мануальным терапевтам и т.д. Таким образом, в каждом конкретном случае реабилитологом оказывается врач, который прицельно специализируется на лечении определенных нарушений у детей.

Невролог-реабилитолог (реабилитолог после инсульта)

Термином неврологов-реабилитологов обычно называют тех врачей-невропатологов (записаться), которые специализируются в области восстановительной терапии после или на фоне различных неврологических заболеваний, таких, как, например, последствия перенесенного инсульта, детский церебральный паралич, перинатальная энцефалопатия, невриты, полиомиелиты, энцефалиты и т.д. Такие доктора обычно не занимаются всеми остальными аспектами своей специальности, так как прицельно специализируются именно на реабилитационной терапии. Чаще всего неврологи-реабилитологи работают либо в частных медицинских центрах, либо в медицинских центрах, открытых общественными организациями, либо в крупных государственных медицинских учреждениях, работающих по направлению реабилитационного лечения.

Тренер-реабилитолог (спортивный реабилитолог)

Под названием тренера-реабилитолога в обиходе обычно подразумевается врач спортивной и восстановительной медицины, занимающийся различными направлениями и вариантами лечебной гимнастики/физкультуры. Можно даже сказать более широко – тренер-реабилитолог занимается восстановлением здоровья при помощи различных двигательных методик.

Психолог-реабилитолог

Под данным термином обычно подразумевается специалист в области психологии, оказывающий помощь в сложных жизненных ситуациях взрослым и детям. Психолог-реабилитолог помогает пережить психотравмирующие ситуации, выйти из них полноценным человеком без страхов, панических атак, чувства вины и т.д.

Где осуществляется реабилитация?

В настоящее время реабилитационное лечение осуществляется государственными и частными медицинскими учреждениями, в которых организовано отделение или кабинет реабилитации. В зависимости от степени тяжести состояния человека, реабилитация может проводиться в три этапа:
1. Первый этап проводится в острый период заболевания или травмы на базе отделения реанимации или отделения, в котором проводится терапия имеющейся у человека патологии (например, неврологии, травматологии и ортопедии и т.д.). На этом этапе реабилитационные мероприятия немногочисленны, и направлены на минимизацию последствий заболевания, то есть на то, чтобы после выздоровления или наступления ремиссии (при хронической патологии) у человека оказались минимальные нарушения здоровья, которые потом можно будет устранить путем длительного планового реабилитационного лечения. Например, при инсульте в остром периоде реабилитационные мероприятия направлены на то, чтобы участок повреждения мозга оказался минимальным, так как в этом случае после нормализации кровообращения в центральной нервной системе человек встанет с минимальным набором последствий (таких, как паралич, расстройство речи и т.д.);

2. Второй этап медицинской реабилитации проводится после стихания острого патологического процесса (в период ремиссии хронического заболевания), в начале выздоровления после острой травмы или заболевания, а также в период остаточных явлений после перенесенного заболевания. Второй этап реабилитации проводится уже на базе специализированных реабилитационных отделений или центров, в которые пациента направляют из поликлиники или непосредственно из больницы, где проводилась терапия острого состояния;
3. Третий этап реабилитации проводится в периоды ремиссии при хронических заболеваниях, в том числе инвалидности, а также в поздний восстановительный период после перенесенных тяжелых травм и заболеваний. Третий этап реабилитации проводится на базе поликлиник или специальными выездными бригадами на дому (если человек не в состоянии посещать поликлинику для прохождения курса терапии).
То есть сначала реабилитация осуществляется в отделении, в котором лежит человек и получает лечение по поводу имеющегося заболевания, затем его переводят в специализированное отделение реабилитации или реабилитационный центр, где проводят необходимую реабилитационную терапию в условиях стационара. И только после этого пациента выписывают и направляют на реабилитацию в условиях поликлиники или на дому приходящими специалистами.
Если пациент после выписки из реабилитационного отделения/центра в состоянии посещать поликлинику, то дальнейшие мероприятия по реабилитации проводятся на базе кабинетов физиотерапии, лечебной физкультуры, рефлексотерапии, мануальной терапии/массажа, психотерапии, логопедии, водолечения, аэротерапии и т.д. Если пациент не в состоянии посещать поликлинику, то реабилитационные мероприятия осуществляются на дому выездными бригадами, в которые входят соответствующие специалисты.
Если после выписки из больницы, где проводилось лечение основного заболевания, пациент не имеет реабилитационного потенциала (восстановление утраченных функций невозможно) и не может себя обслуживать (полностью зависит от окружающих), то все реабилитационные мероприятия проводятся на базе специализированных отделений или центров в стационарах, где персонал может ухаживать за больным круглосуточно.
Необходимо знать, что реабилитация проводится независимо от длительности заболевания, но при условии, что имеется вероятность восстановления (полного или частичного) утраченных функций.

Как и кого направляют к реабилитологу?

К врачу-реабилитологу направляет либо врач отделения, в котором проводилось лечение острой фазы заболевания, либо участковый терапевт (для детей педиатр), либо врач поликлиники, у которого на учете состоит пациент по поводу хронической патологии. При направлении к реабилитологу пациенту на руки обязательно выдается выписка из истории болезни (из стационара, где проводилось лечение острой фазы) или амбулаторная карта (карточка из поликлиники). Также на руки обязательно дается направление, в котором указывается основной и сопутствующие диагнозы, а также результаты всех выполненных анализов и инструментальных обследований (УЗИ, рентген, томография, ЭКГ и т.д.).

Если пациенту нужно круглосуточное наблюдение со стороны специалистов, или необходима реабилитация высокой интенсивности, или же больной нуждается в помощи окружающих для самообслуживания, передвижения и общения, то его направляют на реабилитацию в стационар (больницу), где имеется соответствующее отделение, или же в специализированный реабилитационный центр.
Если же для реабилитации не нужны высокоинтенсивные методы терапии и пациент не нуждается в посторонней помощи для самообслуживания и передвижения, то на реабилитацию его направляют в поликлинику, в которой имеется соответствующий кабинет/отделение.
Если же пациенту, который самостоятельно не может передвигаться и ориентироваться в пространстве, необходима длительная реабилитация, но для нее не требуются высокоинтенсивные методы терапии, то его также направляют в поликлинику, где, в свою очередь, организуется выездная бригада специалистов, проводящая необходимые манипуляции на дому.
Когда пациент попадает к реабилитологу, врач определяет факторы риска и ограничения на те или иные виды реабилитационных мероприятий, разрабатывает индивидуальную схему реабилитации, постоянно следит за состоянием больного и происходящими изменениями, при необходимости дополняя или сокращая схему терапии. Если пациенту необходимы какие-либо реабилитационные методы терапии, которые не проводятся на базе медицинского учреждения, то реабилитолог рекомендует назначение таких способов лечения и дает направление в учреждение, где они проводятся (это может быть специализированный реабилитационный центр, санаторно-курортное учреждение и т.д.).
В процессе проведения реабилитации врач-реабилитолог может направить пациента на отдельную консультацию к физиотерапевту, врачу лечебной физкультуры, рефлексотерапевту, мануальному терапевту, неврологу, травматологу-ортопеду, массажисту, фитотерапевту, гирудотерапевту, эрготерапевту, кинезиологу, психологу, логопеду, учителю-дефектологу, чтобы последние с учетом состояния больного и перспектив реабилитации, назначили необходимые курсы терапии по своим специальностям. Кроме того, консультация отдельных специалистов может назначаться для решения вопроса о том, можно ли проводить те или иные манипуляции пациенту, если у него имеются какие-либо противопоказания.

Что делает реабилитолог?

Врач-реабилитолог в рамках своей работы производит следующие действия:

  • Оценка текущего состояния пациента путем изучения особенностей его питания, физических параметров тела (рост, вес, окружность живота, грудной клетки и т.д.), двигательных функций и работы опорно-двигательного аппарата;
  • Выявление степени нарушения функций со стороны различных систем (нервной, опорно-двигательной и т.д.) и определение потенциала реабилитации (насколько высока вероятность восстановить или улучшить утраченные функции);
  • Оценка степени нарушения бытовых и профессиональных навыков, а также ограничений активности в бытовой, социальной и профессиональной сфере;
  • Оценка функции и эффективности внешнего дыхания у людей с нарушениями работы нервной и опорно-двигательной системы;
  • Оценка рисков, обусловленных проведением реабилитационной терапии (насколько безопасно проводить реабилитацию, какие осложнения она может повлечь, насколько они опасны и т.д.). Наиболее тщательно оценивается риск возникновения тромбозов, тромбоэмболий, аритмий, ишемии миокарда, переломов, ушибов, растяжений, усиления психомоторной возбудимости;
  • Оценка различных факторов, которые могут ограничить проведение реабилитационных программ (например, наличие аллергий на медикаменты, противопоказаний к каким-либо процедурам, манипуляциям и т.д.);
  • Оценка функционального резерва организма человека (насколько можно восстановить утраченные или пострадавшие функции);
  • Оценка состояния высшей нервной деятельности и эмоциональной сферы (имеется ли депрессия, панические атаки и другие психические расстройства, а также насколько пациент адекватен действительности);
  • Оценка факторов окружающей среды, которые могут влиять на успех реабилитации;
  • Разработка индивидуальной программы реабилитации, в которую включаются прием лекарственных препаратов и доступные немедикаментозные манипуляции (массаж, иглоукалывание, физиотерапия, лечебная физкультура, психотерапия и т.д.);
  • Адаптация пациента к условиям окружающей среды (рекомендации по использованию дополнительных средств передвижения, протезов, ортезов и т.д.);
  • Контроль за проведением реабилитационной программы;
  • Оценка эффективности реабилитационной программы с ее корректировкой при необходимости;
  • Направление пациента на необходимые инструментальные и лабораторные обследования;
  • Направление пациента на лечение в специализированные отделения стационара в случаях обострения хронического заболевания или ухудшения состояния.

Таким образом, врач-реабилитолог занимается диагностикой и комплексным лечением любых ограничений в жизнедеятельности (как в быту, так и в профессиональной сфере) и расстройств функционирования различных систем и органов вследствие любых перенесенных или имеющихся хронических патологий/травм.
То есть врач-реабилитолог проводит исследование следующих функций для определения степени нарушений и последующего составления плана реабилитации:

  • Постуральная функция;
  • Опорные структуры и функция;
  • Возможность принимать различные простые позы;
  • Функция перемещения тела с регистрацией параметров кинематики в трех плоскостях;
  • Функция ходьбы;
  • Функционирование верхних и нижних конечностей;
  • Функция координации движений;
  • Функция выносливости;
  • Функция восприятия;
  • Функция глотания;
  • Функция обмена веществ (метаболометрия);
  • Выделительная функция (дневник мочеиспусканий и дефекации);
  • Высшая нервная деятельность (исследование памяти, внимания, мышления, речи, управляющих функций, способности к обучению);
  • Оценка способности к выполнению общих требований и применению полученных знаний;
  • Оценка способностей к коммуникации, самостоятельности в обществе, выделению главного в жизни, ведению общественной и гражданской жизни;
  • Исследование способностей к самообслуживанию;
  • Выявление повышенной тревожности и депрессии;
  • Исследование нейрофизиологических параметров.

В подчинении у реабилитолога находятся врачи и немедики следующих квалификаций, непосредственно осуществляющие проведение необходимых реабилитационных манипуляций:
Реабилитационные мероприятия, назначаемые и контролируемые реабилитологом, осуществляются в следующих профильных специализированных кабинетах соответствующими специалистами-врачами и немедиками:

  • Кабинет лечебной физкультуры;
  • Кабинет кинезиотерапии;
  • Кабинет механотерапии и роботомеханотерапии;
  • Зал для кардиотренировок;
  • Зал для силовых тренировок;
  • Зал для постурального тренинга;
  • Зал для террентерапии;
  • Зал мелкой моторики;
  • Зал эрготерапии;
  • Зал для тренировок с биологической обратной связью;
  • Бассейн для гидрокинезиотерапии, занятий на подводных тренажерах, водной гимнастикой, подводного вытяжения и лечебного плавания;
  • Кабинет гипербарической оксигенации;
  • Кабинет физиотерапии с теплолечебницей и водолечебницей;
  • Кабинет массажа;
  • Кабинет рефлексотерапии;
  • Кабинет мануальной терапии;
  • Кабинет фониатрии;
  • Кабинет психотерапии, в котором имеется оборудование для проведения сеансов музыкотерапии, телесноориентированной терапии, релаксации, арт-терапии и групповых занятий;
  • Кабинет фитотерапии;
  • Кабинет логопедии;
  • Кабинет трудовой терапии;
  • Кабинет бытовой терапии.

Кроме того, врачом-реабилитологом или любым специалистом в области реабилитации для диагностики пациента могут использоваться любые службы и отделения поликлиники. Чаще всего врачи и немедики из отделения реабилитации назначают лабораторные анализы, УЗИ, томографию, рентген или иные необходимые инструментальные методы обследования (например, определение слуха, остроты зрения и т.д.).
Также в структуру отделений реабилитации и в стационарах, и в поликлиниках входит подразделение, занимающееся ремонтом ортезов и средств передвижения.

Какие специалисты занимаются реабилитацией?

У многих людей возникает вопрос – что лечит специалист реабилитолог? На первый взгляд, его работа связана в основном с устранением последствий травм и аварий. Но на самом деле реабилитологи совместно с терапевтами выполняют гораздо более широкий круг задач.

Профессия реабилитолога

Когда пациентов интересует работа реабилитолога, кто это и что лечит, у многих возникают ассоциации с врачами, работающими в спортивной медицине с различными травмами. На самом деле у реабилитолога более обширные компетенции. Он лечит осложнения, возникающие не только в результате травм, но и в связи с инфарктом, инсультом, патологиями опорно-двигательного аппарата и неврологическими расстройствами.

К доктору обращаются для восстановления функций, которые были утрачены после тяжелой травмы или неврологического заболевания. И, конечно, реабилитолог работает с людьми с врожденной инвалидностью.

Специализации в области реабилитологии

В этой профессии можно выделить несколько направлений. Рассмотрим основные из них.

  • Эрготерапевты (трудотерапевты) помогают пациентам заново научиться выполнению простых бытовых задач. После инсульта, после серьезных травм и хирургических вмешательств для многих пациентов даже завязывание шнурков и использование ложки превращается в титанический труд. Эрготерапевт подбирает упражнения, которые помогут нормализовать эти утраченные функции.
  • Детский реабилитолог – это специалист, который занимается в основном лечением врожденных травм или осложнений, возникших после хирургической операции у детей от момента их рождения и до совершеннолетия. К нему обращаются и при наличии речевых нарушений и неврологических патологий;
  • Спортивный реабилитолог (кинезиотерапевт) оказывает помощь спортсменам после полученных травм – от растяжений до вывихов и тяжелых переломов. Он составляет для пострадавших персональные планы для занятия физкультурой, делает массаж, помогает улучшить психическое состояние. Иногда его называют реабилитационным тренером;
  • Психолог не занимается лечением конкретных заболеваний. Но он помогает привести в норму психоэмоциональное состояние пациента, дает больному человеку реальные цели, которых можно достигнуть, пусть даже двигаясь к ним медленно. Кроме того, психолог оказывает помощь родственникам больного, поскольку в общении с ним могут возникать сложности;
  • Логотерапевт. Этот специалист не просто исправляет речевые дефекты. Часто после инсульта больного нужно буквально заново учить говорить. Он может определить, что именно вызывает у пациента сложности – только произношение отдельных слов и звуков или восприятие устной и письменной речи в целом. Также он устанавливает причины этого явления – не всегда они связаны с нарушением кровообращения мозга. Иногда логотерапевт даже вынужден учить пациента заново всему – не только говорить, но даже глотать. С такими проблемами сталкиваются люди, которые после операции долго получали пищу через зонд;
  • Реабилитационный невролог – это специалист, который занимается лечением функциональных расстройств нервной системы. Он в основном работает с пациентами, перенесшими инфаркт или инсульт. Этот специалист также помогает вернуть речь, занимается он и восстановлением когнитивных функций, в том числе памяти;

В отдельную категорию выделяют социальных реабилитологов. Очень часто пациент после тяжелой травмы или серьезного заболевания не может адаптироваться к новым условиям. Этот специалист помогает таким людям вернуться к нормальной жизни с учетом состояния их здоровья.

Обязанности врача-реабилитолога

В профильном медицинском учреждении обязательно должна быть должностная инструкция специалиста по комплексной реабилитации (реабилитолога). Там указывают обязанности врача:

  • Консультирование пациентов, а также их родственников (в том числе в том, что касается их участия в восстановительных процедурах и уходе за больным);
  • Оценка физического и психологического состояния пациента, анализ перспектив восстановления утраченных из-за травмы или болезни функций;
  • Разработка персонального плана реабилитации, который может включать не только лечебную физкультуру и рефлексотерапию, но и специальную диетическую программу, и психологическую помощь – это важно потому, что такие больные часто испытывают ощущение тревожности, страдают бессонницей и нуждаются в релаксации;
  • Участие в социальной адаптации пациента;

Врач-реабилитолог должен вести соответствующую отчетность и первичную документацию – все, что требуется по отраслевым стандартам.

Профессия реабилитолога предполагает тесное сотрудничество с различными терапевтами, среди которых:

  • Терапевты из отделений ЛФК;
  • Кинезиотерапевты;
  • Логотерапевты;
  • Трудотерапевты;

Реабилитация – это командная работа врача-реабилитолога, его помощников и перечисленных терапевтов. Качественную работу выполняют специалисты, предоставляющие услуги реабилитации в Греции.

Требования к специалисту

С учетом того, чем занимается реабилитолог, понятно, что это требует высокой квалификации и наличия высшего медицинского образования по этой специальности. Для этого врача также важную роль играет знание психологии, а если он работает с детьми – то и основ педагогики.

Помимо теоретических знаний, важны практические навыки работы с соответствующим оборудованием – тренажерами, гимнастическими комплексами, ваннами и прочей аппаратурой. Такой специалист должен владеть основными приемами лечебной физкультуры и массажа. Логопед-реабилитолог должен владеть приемами артикуляционной гимнастики, обладать четким произношением.

Что касается личных качеств, то для представителя профессии важны доброжелательность, эмпатия и коммуникабельность. По ходу работы он будет постоянно общаться с людьми, и к каждому пациенту ему предстоит найти персональный подход. Только после того, как специалист поймет, какими мотивами руководствуется пациент, что подтолкнет больного к активной работе, он сможет добиться результата.

Как стать реабилитологом?

Многих интересует, как стать реабилитологом. Для этого нужно получить высшее медицинское образование в вузе, где есть такие специальности как «Лечебное дело» или «Педиатрия» (если в будущем врач планирует работать с детьми). После этого требуется еще пройти ординатуру по реабилитационной медицине и получить соответствующий сертификат.

Врачи других специальностей могут пройти переподготовку на курсах повышения квалификации, которые работают при медицинских вузах. Такое переобучение занимает всего несколько месяцев, поскольку базовые знания у специалиста уже есть.

В процессе работы специалист-реабилитолог участвует в семинарах и конференциях, продолжает учиться и после окончания ординатуры. В этой области медицины регулярно появляются новые методики, внедряется усовершенствованное оборудование. Кроме того, врачи по закону обязаны регулярно проходить курсы повышения квалификации и подтверждать свою аккредитацию.

  • Понятия реабилитация и абилитация различаются, абилитология, что это?

    В чем разница между абилитацией и реабилитацией?

    В 2016 году вступил в силу закон, который определил понятие абилитация для граждан с инвалидностью, а также ее различия с реабилитацией.

    Реабилитация — это процесс восстановления организма в послеоперационный период, после сложной и тяжелой болезни, или же после полученной травмы.

    Абилитация — это процесс формирования способностей, которыми обладает человек. Абилитация чаще всего применяется в работе с детьми, у которых есть отклонения в развитии физическом, или же интеллектуальном.

    Реабилитация для инвалидов — что это?

    Реабилитация — это целый комплекс мероприятий для инвалида, который имеет такие части:

    • Реабилитационные мероприятия социального типа — это восстановление больного с инвалидностью, как субъекта социума;
    • Педагогический процесс восстановления — это реабилитация для инвалида, как личности действия;
    • Психологические реабилитационные меры — это восстановительный процесс инвалида на уровне личностных показателей;
    • Медицинская физическая реабилитация — это процесс восстановления функциональности организма, или же отдельных его органов.

    Все составляющие принципы реабилитации, способны восстановить больного до того состояния, что он может нормально жить в обществе.

    Что такое абилитация?

    Это также целый цикл мероприятий, для того, чтобы человек с инвалидностью мог хорошо адаптироваться в социуме.

    Существуют важные составляющие абилитационного процесса:

    • Социально средовая, или же просто социальная абилитация — это индивидуальное восстановление больного в социуме;
    • Педагогическая составляющая абилитации — это работа с человеком, по возвращению его деятельности;
    • Психологическая абилитация — это прием восстановления личности в гражданина с инвалидностью;
    • Абилитация медицинская включает в себя методики и приемы восстановления на биологическом и физическом уровне организма. Процесс абилитации помогает восстановить жизнедеятельность все функций человеческого организма.

    Данный цикл мероприятий применяется в центрах физического и психологического восстановления человека с инвалидностью.

    Абилитация и реабилитация какая разница?

    Абилитация, как понятие для восстановления функциональности организма инвалида, имеет существенную разницу с реабилитацией.

    При абилитации происходит формирование способностей больного человека, а в процессе реабилитационных мероприятий происходит восстановление функций организма и его систем. Вот чем отличается абилитация от реабилитации и в этом существует главная разница между двумя медицинскими понятиями.

    При абилитации для инвалида создаются такие условия, когда он способен научиться и развить свои способности для достижения поставленных целей.

    В процессе обучения, гражданин с инвалидностью находит альтернативные методы решения поставленной цели. Даже если главный путь к достижению цели заблокирован по причине болезни, или же травмы.

    Довольно часто процесс абилитации происходит в работе с детьми, у которых существуют отклонения в развитии, а также нарушения некоторых функций.

    Пример: если у ребёнка существуют отклонения в применении речевого аппарата, тогда абилит необходимо начинать проводить сразу после того, как ребёнок не стал в положенный срок разговаривать.

    Если начать применение абилита в десятилетнем возрасте, тогда полностью восстановить функции речевого аппарата не получиться.

    Государственная поддержка абилитологии

    В современной медицине разработаны новые методики диагностирования организма человека, что позволяет установить точный диагноз уже на первоначальной стадии.

    Кроме выявления диагноза и лечения патологий современными препаратами и на современном оборудовании, также разрабатываются новейшие методики реабилитации больных после сложных травм, или же болезней, а также индивидуальные методики абилитации.

    Существует разница в разработках данных методик восстановления.

    Чаще всего, абилитология направлена, на восстановление детей с ОВЗ.

    Когда на государственном уровне выделено понятие абилитация, подтвержденная вышедшим в 2016 году законом, тогда можно с уверенностью говорить о том, что разработка новых способов и методов формирования в инвалидах личности, которая быстро адаптируется в социуме, не заставит себя долго ждать.

    Поддержка государством абилитологии, значительно снизит количество неадаптированных инвалидов, а также детей, которые перебывают в специализированных интернатах.

    Абилитационный процесс необходимо начинать с первых моментов развития патологии, или же с первых дней жизни проблемных детей.

    В процессе должны быть задействованы специалисты абитологи, а также должна быть тесная поддержка родителей (при занятиях с детьми). Не последнее место отводится государственной поддержке, а также поддержке органов соцзащиты.

    Принцип составления индивидуальных программ

    Этапы составления индивидуальных реабилитационных программ, для каждого инвалида имеют разницу, и зависит составление программы от потребности каждого больного.

    Медицинские мероприятия по восстановлению физических функций организма, при которых снижается ограниченность инвалида в передвижении.

    В состав индивидуальной программы абилитации, опираясь на потребности того человека, для которого она разрабатывается, могут быть включены следующие этапы:

    • Общие процедуры реабилитационного процесса — прием медикаментозных препаратов;
    • Реабилитационное восстановление специализированного характера — протезирование конечностей, оперативное вмешательство в организм, лечение в специализированных клиниках и лечебницах;

    Медицинские мероприятия по абилитации:

    • Мероприятия по реконструктивной оперативной хирургии;
    • Протезирование больных;
    • Восстановление в санаторных условиях, или же на курортах.

    Разница в абилитационных мероприятиях в том, чтобы научить инвалида приспосабливаться к социуму при помощи своих раскрытых способностей.

    Для абилитационного процесса, а также реабилитационного, необходима помощь органов соцзащиты в приобретении инвалидных колясок, костылей, а также обученных собак-поводырей для незрячих инвалидов.

    С профессиональным уклоном

    Данный абилитационный процесс позволяет обучить гражданина с ограниченными физическими возможностями и оказать помощь в трудоустройстве, а также в адаптировании его на месте его работы.

    Ели человек имел профессию, но после перенесенного травмирования, он не может физически выполнять свою работу, тогда проводится переквалификация на ту специальность, которая позволительна его способностям и физическим возможностям.

    Для того чтобы инвалид работал на предприятии, руководство данной компании вместе с органами соцзащиты переоборудую место для работы гражданина с инвалидностью.

    Работающим инвалидам государство кроме пенсионного обеспечения предлагает ряд льгот, для предприятий, в которых работают инвалиды, также существуют льготы налогового послабления.

    Оздоровительных мероприятий и социальной адаптации

    Занятия спортом благоприятно влияют на здоровье, а спортивные мероприятия, которые проводятся для инвалидов, позволяют улучшать их психологическое состояние.

    Социальная адаптация в обществе — это, прежде всего семейные отношения, а также отношения той среды, в которой часто перебывает данный гражданин.

    Социальная адаптация бывает 2 типов, которые должны действовать вместе:

    Социальная ориентация в среде проживания — это дать возможность инвалиду быстрее адаптироваться в обществе:

    • Помочь инвалиду реализовать себя;
    • Способствовать поступлению его в учебные заведения;
    • Помощь психолога для работы в семье.

    Адаптация на бытовом уровне — это процесс налаживания жизнедеятельности больного в семье:

    • Абилитация, или же реабилитации инвалида обслуживания себя в быту;
    • Психологический процесс налаживания контакта в семье;
    • Научить всех членов в семье проживать вместе с инвалидом;
    • Органам соцзащиты помочь в переоборудовании жилища для данной категории граждан.

    Социокультурная абилитация — это посещение инвалидом групп по интересам, творческих и спортивных кружков.

    Разница в абилитации и реабилитации ребёнка инвалида

    Для ребёнка инвалида существует особенность в проведения реабилитации, или же абилитации. Нет разницы, какая методика будет применяться, главное начать ее применение, как можно раньше.

    Своевременно начатые меры по реабилитации, способны полностью восстановить функциональность организма и работу всех органов и его систем.

    Для ребенка нет большой разницы, применять реабилитацию, или же абилитацию.

    Если в вашей местности нет специалистов по абилитации, тогда восстановительные мероприятия проводят врачи-реабилитологи.

    Главное, чтобы была оказана своевременная помощь и не упущено время.

    Применяемые мероприятия:

    • Медицинская ориентация на восстановление функций — массажи, ЛФК, применение лечения в санаторных условиях;
    • Бытовая ориентация — научить ребёнка обслуживать себя на бытовом уровне;
    • Психологическая адаптация — работа с психологами и занятия на обучение поведения в социуме и возможность самому ребенку наладить общение в обществе;
    • Социокультурная ориентация — это эстетическое развитие детей-инвалидов. Разрабатываются культурные программы с посещением музеев, концертов, а также развлекательных и развивающих детских центров.

    Между абилитацией и реабилитацией существует большая разница в методиках применения, а также в комплексе мероприятий, но оба эти процесса настроены на восстановление функциональности человеческого организма после тяжелой болезни, или полученной травмы, и дать возможность инвалиду адаптироваться в обществе.

    Абилитационный процесс восстановления, чаще всего применяется в работе с детьми-инвалидами, когда ребёнка с отклонениями в развитии необходимо научить быть полноценным гражданином в обществе.

    Данный процесс настроен на восстановление функциональности организма на биологическом уровне.

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Абилитация и реабилитация: в чем разница?

    С 1 января 2016 года вступил в силу закон об абилитации инвалидов. Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.

    Если кратко, то абилитация ( от лат. habilis — быть способным к чему — либо ) — первоначальное формирование способности к чему — либо . Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии , в отличие от реабилитации — возвращения способности к чему-л ибо , утраченной в результате болезни , травмы и др . .

    Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровья

    В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

    Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

    1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
    2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
    3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
    4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.

    Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

    Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.

    Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.

    Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

    Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми — одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.

    Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

    Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.

    Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

    Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.

    Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

    Программа реабилитации инвалида предусматривает непрерывные поэтапные занятия, которые начинаются сразу после возникновения болезни или получения травмы.

    Абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя лечение и коррекцию физических и когнитивных расстройств. Важной её задачей является обучение достижению целей иными путями, если обычные естественные пути закрыты. Кроме того абилитация инвалидов подразумевает адаптацию окружающей среды для восполнения отсутствующих функций.

    В процессе абилитации одномоментно воздействуют в разных направлениях для того, чтобы развить все имеющиеся у ребенка задатки, максимально использовать его потенциальные возможности и предоставить ребенку возможность жить жизнью, максимально приближенной к той, какую он мог бы вести, если бы не имел ограничений по состоянию здоровья.

    Комплексное лечебное, педагогическое, логопедическое воздействие необходимо начинать как можно раньше, желательно на первом году жизни. Чем позже дети с ДЦП и выраженными задержками развития речи начинают получать необходимую поддержку, тем меньше может оказаться эффект от абилитации. При этом достичь выраженных положительных результатов гораздо труднее, чем при ранней абилитации.

    Статьей 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов определяется как «система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». В этой же статье абилитацией инвалидов называется «система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». Задачу реабилитации и абилитации закон обозначает как «устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество».

    Таким образом, абилитация и реабилитация преследуют достижение одной и той же цели

    Основные направления деятельности при реабилитации и абилитации инвалидов не отличаются. К ним относятся: лечебные и реконструктивные медицинские мероприятия, оздоровление на курортах и в санаториях, обеспечение профессиональной самостоятельности инвалидов, приобретение ими образования и профессии, которые смогут обеспечить материальную независимость, интеграция инвалидов в социальную среду, мероприятия по поддержанию ими здорового образа жизни с помощью занятий физкультурой и спортом.

    Закрепление понятия абилитации инвалида на законодательном уровне имеет большое значение, так как понятие реабилитации, закрепленное законодательно гораздо раньше, более применимо к человеку с сохраненным интеллектом, с образованием и профессией, чья инвалидность вызвана травмой. А между тем, значительная часть инвалидов, в том числе – детей – имеют нарушения интеллекта и нуждаются именно в абилитации, в обучении с нуля, «с чистого листа».

    Законодательное закрепление понятия абилитации инвалида сопровождается появлением индивидуальной программы абилитации (ИПА). Закон дает возможность включать в такие программы меры по психологической, педагогической и социальной адаптации. Законом предусматривается также бюджетное финансирование на указанные цели.

    Абилитация и реабилитация детей-инвалидов в медицинском центре «Первый шаг» проводится большим коллективом профессионалов в области медицины, реабилитологии, психологии, педагогики. Мы используем самые современные методы лечения, восстановления и обучения, лучший опыт европейской медицины и тысячелетние традиции китайской медицины.

    Двигательная реабилитация и абилитация детей и взрослых, лечение различными не инвазивными методами, занятия с логопедом и дефектологом позволяют нашим пациентам сделать первый шаг в самостоятельную жизнь, к тому, чтобы стать полноправным членом общества, материально независимым состоявшимся человеком.

    Реабилитолог — все о врачебной специальности

    Специалист из области реабилитологии – это клиницист, который оказывает не только медицинскую, но и психологическую помощь тем пациентам, которые утратили способность самостоятельно справляться со своим тяжёлым состоянием как душевным, так и физическим.

    Реабилитологию можно отнести к трём отраслям:

    • медицине;
    • педагогике;
    • психологии.

    Помимо этого, такая отрасль имеет большое количество направленностей, среди которых:

    • медицинская;
    • спортивная;
    • социальная;
    • послеродовая;
    • детская и др.

    Помимо этого, реабилитологов делят на несколько групп — практиков и теоретиков. Реабилитологи-теоретики занимаются разработкой различных восстановительных методик, обобщая богатый опыт врачей, специалистов из области психологии и других сфер медицины. Реабилитологи-практики воплощают теории в реальности.

    Необходимые навыки и специфика

    Для того чтобы клиницист мог считаться опытным реабилитологом, он должен обладать следующими качествами:

    • грамотно разбираться в физиологии человеческого организма;
    • всегда быть в курсе последних методик оздоровления и активно использовать их на практике;
    • выявлять интерес к новшествам в области своей профессиональной деятельности;
    • составлять авторские программы реабилитации и предлагать новые методики решения проблем;
    • иметь знания в сфере психологии и педагогики;
    • владеть навыками массажа и составления курса ЛФК;
    • уметь правильно поставить диагноз тому или иному пациенту.

    Среди личностных качеств, которыми должен обладать такой врач, выделяют:

    • умение слушать и убеждать, но в то же время не давить на пациента;
    • терпение и чуткость;
    • сочувствие и порядочность.

    Помимо этого, специалист-реабилитолог должен иметь такие черты, как моральная устойчивость и душевная зрелость. Это обуславливается тем, что такому клиницисту нужно быть для больного не только врачом, но и выступать в качестве наставника.

    Сферы деятельности, в которых подобные специалисты могут воплощать в жизнь свои навыки:

    • образовательные и медицинские учреждения;
    • органы социальной защиты;
    • спортивные интернаты;
    • дома для пожилых людей и другие государственные структуры.

    Когда следует обратиться к врачу

    В некоторых случаях человек даже не подозревает о том, что нежелательные эффекты после перенесённого недуга не пройдут самостоятельно.

    Самыми распространёнными ситуациями, требующими помощи реабилитолога, являются:

    • перенесённый недуг, который дал тяжёлые осложнения;
    • нарушение функционирования опорно-двигательного аппарата;
    • ограниченные возможности в передвижении или другие нарушения, мешающие нормальной физической деятельности;
    • диагностирование болезней со стороны нервной системы;
    • нарушение процессов дыхания;
    • наличие у человека любой стадии ожирения;
    • патологии кожного покрова;
    • широкий спектр травм, например, ушибы, вывихи и растяжения, связанные со спортом или профессиональной деятельностью.

    Какие анализы нужно сдать

    Врач-реабилитолог не сможет составить эффективную тактику терапии без осуществления специальных мер, которые подразумевают предварительное прохождение лабораторно-инструментальных диагностических мероприятий.

    К аппаратным обследованиям стоит отнести:

    • рентгенографию;
    • КТ и МРТ;
    • миелограмму;
    • радиоизотопное сканирование;
    • люмбальную пункцию;
    • диагностическую блокаду фасеточных суставов;
    • дискографию.

    Среди лабораторных исследований стоит выделить общий анализ крови и урины. Это даст возможность выявить наличие в организме того или иного патологического процесса, проконтролировать функционирование внутренних органов и систем, оценить эффективность терапевтических мероприятий, а также подтвердить или опровергнуть наличие осложнений.

    Какие патологии лечит врач

    Реабилитолог не занимается терапией недугов в привычном понимании такого понятия – это делают те, кто занимается первичным приёмом пациентов.

    В подавляющем большинстве случаев пациенты попадают к такому специалисту с диагнозом на руках или уже имеющимися последствиями какого-либо заболевания, а также после операции или осуществления консервативной терапии. Именно эти факторы определяют то, какие болезни устраняет реабилитолог.

    Однако окончательно выздороветь пациенту помогает именно этот клиницист. Это объясняется тем, что ключевой целью любого восстановительного курса является избавление больного от вынужденных ограничений некоторых возможностей и максимально полное восстановление утраченных функций.

    В зависимости от тяжести перенесённого ранее недуга, курс реабилитации приобретёт чётко обозначенную направленность, например:

    • кардиологическую;
    • ортопедическую;
    • нейрохирургическую;
    • неврологическую.

    Как проходит приём

    На первичный приём к врачу-реабилитологу пациенты попадают уже после завершения основной схемы терапии. Прежде всего, клиницист должен:

    • ознакомиться с амбулаторной картой пациента;
    • собрать анамнез жизни;
    • осуществить тщательный физикальный осмотр;
    • провести детальный опрос.

    Полученная информация даст возможность клиницисту оценить функциональные возможности пациента и их соответствие новому течению жизни, которое может поменяться после проведения операбельной терапии.

    Для адаптации в быту специалист составляет план оборудования жилого помещения пациента специальными приспособлениями, но только в случае, если человек потерял свободу передвижения. Сюда также стоит отнести выполнение инструктажей для членов семьи.

    Если пациент не утратил свои двигательные способности, клиницист назначает:

    • программу упражнений лечебной физкультуры;
    • физиотерапевтические процедуры;
    • курс лечебного массажа.

    Основываясь на навыках и талантах больного, реабилитолог может предложить варианты трудоустройства или частичной занятости.

    Совместными усилиями с психологом врач приводит в норму настроение, укрепляет волевые качества и обеспечивает позитивные эмоции от курса реабилитации.

    Лучшие Реабилитологи Москвы

    Cтаж 22 года / Врач высшей категории Специализация: Невролог, Реабилитолог Первичный прием: 15001125 руб.-25% Клиника: Клиника Здравствуйте на Северном бульваре Cтаж 15 лет Специализация: Вертебролог, Врач ЛФК, Кинезиолог , Невролог, Реабилитолог, Спортивный врач Первичный прием: 16001200 руб.-25% Клиника: Ист клиник на Соколе Cтаж 37 лет / Врач высшей категории Специализация: Врач ЛФК, Реабилитолог, Физиотерапевт Первичный прием: 1450 руб. Клиника: Кунцевский многопрофильный реабилитационный центр Cтаж 13 лет Специализация: Вертебролог, Кинезиолог , Мануальный терапевт, Невролог, Остеопат, Реабилитолог Первичный прием: 16001200 руб.-25% Клиника: Ист клиник на Соколе Cтаж 27 лет Специализация: Мануальный терапевт, Массажист, Реабилитолог, Рефлексотерапевт Первичный прием: 16001200 руб.-25% Клиника: Ист клиник на Соколе Cтаж 25 лет / Врач первой категории Специализация: Невролог, Реабилитолог Первичный прием: 1800 руб. Клиника: СМ-Клиника на Клары Цеткин Cтаж 27 лет / Врач высшей категории Специализация: Гирудотерапевт, Диетолог, Остеопат, Реабилитолог, Рефлексотерапевт, Физиотерапевт Первичный прием: 16001200 руб.-25% Клиника: Ист клиник на Соколе все врачи (36) Поделиться статьей: Читать нас на Яндекс.Дзен

    Врач-реабилитолог

    Что это за профессия, какое образование требуется и где нужно учиться, а также уровень заработной платы и перспективы.

    Средняя заработная плата: 50000 рублей в месяц

    Рейтинг профессии

    Востребованность 54% Оплачиваемость 62% Конкуренция 58% Входной барьер 71% Перспективы 64%

    Задача реабилитолога – оказание помощи в восстановлении функций организма, полностью или частично утраченных в результате неблагоприятного процесса разрушительной силы, в частности, заболевания или травмы. Это медицинская профессия, требующая обязательного многопланового обучения. Выполнять обязанности в сфере реабилитологии могут специалисты со средним и высшим профильным образованием.

    История

    Понятие «реабилитация» используется в медицине в случаях, когда речь идет о восстановлении здоровья, нарушенного в результате врожденного дефекта, приобретенной болезни или травмы. Оно известно еще с древних времен. Греческие и римские врачи широко применяли физические упражнения и трудовую терапию в комплексе лечебных мероприятий.

    Реабилитация может проводиться для восстановления разных функций:

    • физических (бытовые навыки, трудоспособность);
    • психологических (эмоциональное равновесие);
    • социальных (возможность занять определенное место в обществе).

    В Средневековье изучению процессов реабилитации уделялось мало внимания. Если человек, например солдат, получал увечья, он отправлялся на пенсию в статусе инвалида и нередко вынужден был выполнять простую и низкооплачиваемую работу, поскольку к прежней должности вернуться не мог.

    В России становление реабилитологии как науки началось с XIX века. В это время вошло в обиход понятие «частичная трудоспособность»; рабочие, получившие травму по вине нанимателя, например из-за плохих производственных условий, могли требовать компенсации через суд, а врачи активно изучали новые методы улучшения физического здоровья у получивших увечья больных.

    С 1933 года реабилитология в России стала самостоятельным направлением медицины. Появились ВТЭК (врачебно-трудовые экспертные комиссии), в течение нескольких десятков лет сформировалась сеть профильных центров с базой, состоящей из стационаров, поликлиник и санаториев.

    В это же время появилась и новая профессия – врач лечебной физкультуры (ЛФК). Сегодня эти специалисты могут работать в сфере физической и реабилитационной медицины, занимаясь, в том числе, ведением пациентов со спортивными травмами.

    Описание и характеристика профессии

    Реабилитолог – это специалист с высшим медицинским образованием, врач, занимающийся курацией (ведением) больных с нарушениями трудоспособности, физической активности. Он разрабатывает план лечебных мероприятий и сотрудничает:

    1. С лечащими врачами, направившими больного.
    2. С диагностами, помогающими провести комплексное обследование (лабораторные, инструментальные методы).
    3. Со средним медицинским персоналом.
    4. Со специалистами по массажу.
    5. Со спортивными тренерами, имеющими подготовку в качестве инструкторов по лечебной физкультуре.

    Таким образом, только врач может быть реабилитологом. Иногда так называют себя немедицинские специалисты, к примеру массажисты, но законное право работать в больницах и поликлиниках, санаториях и восстановительных центрах в этой должности имеют лишь врачи, причем прошедшие профильное обучение.

    Есть также профессия медицинской сестры отделения реабилитации. Она принимает непосредственное участие в процессе осуществления мероприятий комплексного плана терапии, наблюдает за больными и контролирует адекватность и переносимость ими нагрузки при использовании различных восстановительных методов. Работает под руководством врача, может сотрудничать с массажистами, спортивными инструкторами.

    Специальности, вузы и предметы ЕГЭ

    Чтобы стать реабилитологом, необходимо:

    1. Поступить в медицинский ВУЗ.
    2. Пройти обучение на факультете «Лечебное дело» или «Педиатрия».
    3. Освоить учебную программу ординатуры «Физическая и реабилитационная медицина».

    Все медицинские вузы России проводят набор на факультеты лечебного дела и педиатрии, но программы для специалистов восстановительной медицины разработаны не везде. Профессию реабилитолога можно получить, например в таких столичных и региональных вузах:

    Для поступления в мединститут на ЕГЭ сдавать химию, биологию, русский язык.

    Практикующие врачи могут пройти профессиональную переподготовку в течение нескольких месяцев. Курсы реабилитологов проводят профильные кафедры медицинских вузов на факультетах последипломного образования.

    Обязанности

    Врач, который занимается реабилитацией, должен:

    1. Оценить состояние больного и его перспективы на полное или частичное восстановление утраченных функций организма.
    2. Взаимодействуя с лечащим врачом, провести полное обоснованное обследование.
    3. Разработать индивидуальный план реабилитации (лечебная физкультура, рефлексо-, физио- и трудотерапия).
    4. Уметь использовать оборудование для восстановительных процедур (ванны, гимнастические комплекты, различные аппараты).
    5. Направить пациента со стойкими нарушениями на медико-социальную экспертизу.
    6. Вести профильную документацию.

    Также в задачи реабилитолога входят контроль эффективности применяющихся методов и при необходимости коррекция схемы назначений. Если больному нужна помощь специалиста в области психотерапии, врач обеспечивает его консультации.

    В сферу компетенции реабилитолога входит также:

    • выбор двигательного режима;
    • использование изделий медицинского назначения (например, тренажеров) по показаниям;
    • консультирование родственников или опекунов больного по вопросам ухода за ним и содействия в реабилитации.

    При необходимости врач оказывает неотложную медицинскую помощь.

    Кому подходит профессия

    Становиться реабилитологом стоит тем, кто:

    1. Легко налаживает контакт с людьми.
    2. Обладает стрессоустойчивостью и эмоционально стабилен.
    3. Готов работать с пожилыми пациентами.
    4. Умеет убеждать и вселять доверие, надежду.
    5. Готов постоянно совершенствоваться в профессии.

    Нужно быть готовым к тому, что реабилитологи часто сталкиваются с больными, прогноз которых нельзя назвать утешительным. Их пациентами могут быть люди, не имеющие шансов на полное восстановление важных функций организма, психологически напряженные и тревожные. Они не всегда готовы к длительной, порой болезненной терапии, им требуется мотивация и поддержка – поэтому специалист должен быть терпеливым, сдержанным и спокойным.

    Реабилитолог должен в совершенстве знать анатомию и физиологию, ориентироваться во всех направлениях медицины и классификации заболеваний.

    Без этого он не сможет качественно оказывать медицинскую помощь и профессионально развиваться. Также необходимо помнить об индивидуальном подходе к каждому пациенту, тщательному анализу его случая. Задача реабилитолога – достичь наиболее удовлетворительных результатов, максимально повысить качество жизни больного. Это требует профессионализма, интереса к поставленным целям, вдумчивости и поддержания контакта с врачом, направляющим человека на восстановительный курс.

    Заработная плата

    Средняя цифра для врача-реабилитолога колеблется в пределах от 15 до 70 тысяч рублей. Уровень заработка зависит от нескольких факторов:

    • места трудоустройства;
    • графика и нагрузки;
    • спектра обязанностей;
    • владения техниками массажа;
    • наличия сертификата по специальности «физиотерапия», «неврология».

    Средняя заработная плата реабилитолога составляет 37 700 рублей в месяц.

    В частных центрах оплата труда обычно выше, неплохие вакансии можно найти и в государственных учреждениях, но, как правило, только в крупных городах. Разумеется, более высоким заработок будет у тех врачей, которые совмещают деятельность реабилитолога с консультациями по смежной специальности, прежде всего, по неврологии.

    Как строить карьеру

    Реабилитолог может стать:

    1. Заведующим отделением.
    2. Преподавателем кафедры.
    3. Научным сотрудником (при поступлении в аспирантуру).

    Есть также врачи, выбравшие путь индивидуальных предпринимателей. Они оказывают медицинские услуги в качестве частного лица, могут открывать кабинеты в клиниках или практиковать как массажисты.

    Обязательное условие для реабилитолога – непрерывное повышение квалификации в виде:

    • посещения курсов;
    • прослушивания лекций;
    • использования информационных пособий – учебников, профильных медицинских журналов.

    Врачи могут при желании менять специализацию или сужать спектр деятельности для более глубокого изучения профиля работы – например, заниматься только вопросами спортивной медицины или кардиологии.

    Перспективы профессии

    Получив специальность реабилитолога, врач может работать в таких учреждениях как:

    1. Больница.
    2. Поликлиника.
    3. Санаторий.
    4. Реабилитационный центр.
    5. Спортивный клуб.
    6. Пансионат для престарелых.
    7. Военный госпиталь (в том числе для ветеранов).

    Реабилитолог осуществляет консультативно-лечебную деятельность, работает с пациентами разных возрастных категорий, в том числе с детьми и пожилыми людьми, а также больными, имеющими врожденные патологии. Он может самостоятельно заниматься массажем, физиотерапией, вести занятия по лечебной физкультуре.

    Врачи-реабилитологи востребованы и в России, и за рубежом, поэтому специальность считается достаточно перспективной. Кроме того, она интересная, многоплановая, предполагающая постоянное профессиональное развитие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *