Вирус ВИЧ

Иммунодефицит человека – одно из опаснейших заболеваний всего мира за последние десятилетия. Риск инфицирования отчасти определяется тем, сколько живет ВИЧ на воздухе и в других средах при условии, что они расположены вне организма человека.

По вопросу жизненной способности и стойкости вируса иммунодефицита приводятся разные, зачастую противоречивые мнения. Предлагаем узнать, в чем правда относительно времени существования ВИЧ вне человеческого тела.

Насколько долго ВИЧ может жить вне организма

Сколько живет вирус ВИЧ во внешней среде? Исследования проводятся учеными с использованием концентрации вируса в 100 000 раз выше тех, что могут встретиться в природе. При их применении ВИЧ остается живым в продолжение 1-3 суток с момента высыхания биологической жидкости (спермы, крови, влагалищного секрета).

Стойкость вируса в естественной концентрации намного меньше – он не способен жить до 3-х суток вне человеческого организма. Период его «жизни» сокращается» всего до нескольких минут. Если бы он был более устойчив в природных концентрациях, то на практике бы встречались ситуации бытового инфицирования.

Неспособность ВИЧ жить вне организма человека предотвращает инфицирование посредством:

  • одежды,
  • полотенец,
  • мебели,
  • продуктов питания,
  • средств личной гигиены.

Факторы выживания

Сколько живет ВИЧ вне организма определяется температурным режимом окружающей среды и объемом вируса в биологической жидкости (вирусной нагрузкой). Исследования, проводимые в лабораториях, показали – вирус в наивысшей концентрации (в 100 000 раз выше естественной) сохраняет жизнеспособность в продолжение 3-х суток при условии стабильного температурного режима и оптимальной влажности. Однако их невозможно воспроизвести в естественной среде без специальных приборов и оборудования!

Открытая среда

Проведенные исследования показали, что ВИЧ в искусственной концентрации погибает на открытом воздухе в объеме 90-99% за несколько часов. В теории процесс передачи вируса в естественном состоянии вне организма человека не просто медленный, он достигает нуля.

Ни один носитель вируса иммунодефицита не был заражен вследствие контакта с какой-либо поверхностью, употребления продуктов питания или воды. «Хрупкий» ВИЧ моментально погибает при воздействии горячей (даже теплой!) воды, мыльных и дезинфицирующих составов, спирта (спиртового раствора).

ВИЧ погибает через несколько минут, если попадает в воду вместе с биологической жидкостью даже при условии высокой вирусной нагрузки, что делает невозможным инфицирование вирусом через воду или воздух.

ВИЧ выживает

Вирус иммунодефицита живет и размножается исключительно в определённых биологических жидкостях человека – крови, влагалищном секрете, грудном молоке, сперме. Вне организма он быстро дезактивируется, НО в крови, подготовленной для переливания, он способен жить несколько лет, а в сыворотке, подвергнутой медленной заморозке, до 10 лет.

Жизненная способность ВИЧ, содержащегося внутри шприца или полой иглы, существенно выше. Его устойчивость определяется следующими факторами:

  • количеством крови в игле,
  • влажностью,
  • объемом вируса,
  • температурным режимом.

Внимание! Объем крови в шприце зависит от параметров иглы и наличия (отсутствия) у неё возможности втягивать биологическую жидкость внутрь.

Проведенные исследования доказывают, что ВИЧ способен содержаться в некоторых иглах до 2-х суток при неизменном температурном режиме. Жизнестойкость вируса понижается со временем – по истечению 2-10 суток он был изолирован всего с 26% игл, используемых в ходе изучения.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) говорит о том, что в профилактических целей для предотвращения инъекционного инфицирования необходимо предполагать, что использованный шприц может содержать ВИЧ 3-4 суток (при условии, что он не были стерилизован!).

ВИЧ погибает

Невысокая контагиозность вируса обусловлена его неспособностью существовать вне человеческого организма либо без питательных сред.

ВИЧ погибает при следующих условиях:

Среда Параметр Период дезактивации
Повышение температуры + 56 оС Мгновенно
Снижение температуры — 1 оС 24 часа (при условии медленного замораживания)
Резкий температурный перепад (размораживание) От 0 до + 5 оС Мгновенно
Высушивание Абсолютное отсутствие влаги Мгновенно
Воздействие химическими моющими средствами Проведение влажной уборки В процессе обработки поверхностей

Внимание! При какой температуре погибает СПИД? ВИЧ, содержащийся в крови человека (при условии максимальной вирусной нагрузки) погибает при температуре от + 60 оС и выше.

Жизнестойкость вируса вне органических жидкостей мала, именно поэтому среди специалистов он называется «неженкой».

Стойкость организма к ВИЧ

Целый «комплект» генов в организме живых существ предопределяет их стойкость к разным вирусным инфекциям. Проведенные лабораторные исследования на мышах, крысах, морских свинках и других животных показали, что их организм устойчив к ВИЧ и инфицирование невозможно.

Мониторинг заболеваемости среди населения США показал, что более устойчивы к вирусу американцы европейского происхождения, при этом африканцы и азиаты подвержены инфицированию (показатели стойкости их организма практически равны нулю).

В 1995 году несколько американских исследователей обнаружили вещество, вырабатываемое в клетках иммунной системы и имеющих молекулы CD8. Было доказано, что оно приостанавливает размножение и распространение ВИЧ в организме. Защитное вещество – это гормоноподобные молекулы, получившие название «хемокины».

Они имеют форму уменьшенных белков, фиксирующихся к молекулам-рецепторам, расположенным на клетках иммунной системы, когда они двигаются к месту инфицирования. В настоящее время исследования продолжаются, специалисты пытаются найти «ворота», через которые вирус попадает в клетки иммунитета. Это позволит понять, с какими рецепторами вступают во взаимодействие хемокины.

Главные «виновники» инфицирования организма – молекулы-рецепторы CD4 и CCR5. В 1996 году исследователи сообщили, что нормальный ген рецептора CCR5 обнаружен у 1/5 пациентов. Оказалось, что у 3% людей, не заразившихся ВИЧ (при условии их контакта с положительными пациентами), этот рецептор измененный – мутагенный.

Дальнейшее обследование 2-х гомосексуалистов показало, что, несмотря на половые контакты с инфицированными партнерами, в их клетках образуется мутагенный рецептор CCR5. Он не способен взаимодействовать с вирусом, поэтому заражение невозможно.

Однако устойчивость организма некоторых пациентов к ВИЧ является временной. Такое наблюдается у людей, унаследовавших «спасательную» мутацию от родителей. Спустя некоторое время после заражения (3-4 года), уровень иммунных клеток у этих пациентов снижается в 5 раз, что приводит к развитию осложнений.

Наибольший показатель резистентности к вирусу, возникший в связи с мутацией клеток иммунной системы, прослеживается у представителей финно-угорской группы, а именно:

  • финнов,
  • венгров,
  • мордвин,
  • эстонцев.

Внимание! У них наличие мутагенности в одном из 2-х парных генов достигает 16-18%, в то время как среди африканцев показатель равен всего 1-2%.

Следовательно, неуязвимыми для ВИЧ в настоящее время остаются насекомые, птицы, животные и другие существа (за исключением некоторых видов обезьян) и люди, в организме которых присутствует одновременно два мутагенных гена. Среди жителей г. Москвы к ВИЧ устойчиво около 0,6% (по данным на 012 год).

ВИЧ-терроризм – стоит ли опасаться

В последние годы участились обращения граждан, связанные со «СПИД-терроризмом», когда неизвестное лицо укалывает их шприцами с зараженной кровью в общественном транспорте, ночном клубе или просто на улице города и оставляет записку с фразой «Теперь ты такой же» или «Теперь ты один из нас».

По утверждениям специалистов, инфицирование подобным способом исключено. Вне человеческого организма вирус быстро теряет свою жизнеспособность, поэтому обычного укола или даже царапины будет недостаточно для заражения.

Вместо вывода

Вирус не живет на открытой среде – при его попадании на воздух или воду он умирает в продолжение нескольких минут. Однако он более устойчив при содержании в биологических жидкостях, если в окружающей среде созданы благоприятные условия (ВИЧ способен жить в замороженной сперме до нескольких месяцев).

Заразиться в бытовой среде – невозможно. В настоящее время не зафиксировано ни одного случая инфицирования через обувь, одежду, еду или воду. Опасаться стоит только незащищенных половых актов с неизвестными партнерами, переливания крови и передачи вируса от матери к ребенку во время родов, а также при последующем вскармливании грудным молоком.

Помните, что ВИЧ – это не приговор. Благодаря антиретровирусной терапии тысячи людей по всему миру живут с инфекцией полноценной жизнью!

Для того, чтобы сделать игровой процесс более удобным, некоторые игроки устанавливают читы WoT, выполняющие определенные функции. Некоторые из них меняют интерфейс проекта, другие сообщают дополнительные сведения в бою, а третьи направлены на оптимизацию работы клиента. У нас собрано огромное количество утилит, которые помогут танкистам добиться желаемого результата. Если вам требовался хороший сайт с читами World of Tanks, то поиски подошли к концу. Мы постоянно обновляем контент, добавляя новые модификации, а также обновляя уже имеющиеся, чтобы они работали после официальных обновлений в игре. Геймер гарантированно найдет наиболее подходящие для себя читы для World of Tanks, которые изменят игру в лучшую сторону. К каждой утилите прилагается подробное описание, благодаря которому можно узнать об их функциях. А скриншоты и видео наглядно продемонстрируют их в действии. Чтобы как можно быстрее найти нужные чит-моды, можно использовать удобную систему поиска, которая сразу выведет на экран результат на основе ключевых запросов. Под шапкой расположена категория случайных модов, в которых выводится список рандомных запрещенных модов. Это позволит ознакомиться с модами разного функционала и загрузить те, о существовании которых игрок даже не подозревал. В центре находятся страницы с модификациями, расположенные по дате добавления. Превью модов содержит изображение, заголовок дату добавления, версию и раздел. Эта информация позволит узнать о предназначении читерского мода без перехода на страницу. Для того, чтобы скачать читы, нужно открыть соответствующую страницу с ними и пролистать ее вниз. Там будет ссылка на загрузку. После нажатия на нее, пользователя потравит на соответствующий экран, где начнется скачивание. Уже через минуту весь необходимый софт будет на компьютере. В этом разделе нашего сайта находятся запрещенные моды для WoT. Их использование не одобряется разработчиками игры, поскольку дает определенное преимущество над игроками. Использовать чит-моды и сборки читов человек должен на свой страх и риск, и мы не несем ответственности за последствия. Если Wargaming заподозрит аккаунт в использовании данных модификаций, он может быть забанен. Мы же рекомендуем использовать только разрешенные моды.

Люди с ВИЧ – это такие же члены общества! Но часто, когда представители социума узнают о статусе с ВИЧ, возникает много неприятных моментов. Увы, такие ситуации нередки, потому что люди не знают даже общей информации о болезни, не вникают в подробности. А ведь ВИЧ инфицированные люди так же нуждаются в общении, поддержке и просто во внимании. Целью этой статьи будет донесение общей информации о разрешенных действиях, если ваш близкий, друг или просто знакомый инфицированный вирусом иммунодефицита. Также, в этой статье найдёте информацию о том, почему ВИЧ – это не повод прекращать общение с заболевшим другом.

ВИЧ носитель и ВИЧ распространитель

ВИЧ распространитель – это человек, у которого в организме присутствует инфекция, но при этом нет никаких проявлений заболевания. Человек может долгое время быть носителем инфекции, даже не подозревая о наличии в своём организме. При этом инфицированный человек представляет опасность для окружающих, потому что, сам того не подозревая, может передавать вирус другим лицам. Определить наличие заболевания можно только с помощью анализов ВИЧ, которые смогут выявить присутствие специфических антител.

ВИЧ носитель – человек, у которого вирус есть, но не определён из-за отсутствия симптомов заболевания. Также, если человек принимает препараты ВААРТ, то риск передачи инфекции минимизируется. Однако «носительство» никуда не пропадает, ведь вирус присутствует в организме, хоть и в угнетённом состоянии.

По большому счёту, никакой разницы в данных определениях нет, так как инфицированный пациент одновременно является носителем и распространителем, разница только том, что меняется степень риска заражения.

Общая информация о ВИЧ, которую обязан знать каждый

Прежде всего, стоит знать, что распространение инфекции происходит только при попадании заражённой крови или других телесных жидкостей от носителя вируса к здоровому. Заражение происходит несколькими путями:

  1. Во время инъекционного введения наркотических веществ с помощью шприца, который ранее уже использовали;
  2. Посредством незащищенного полового акта (нет разницы, был это гомосексуальный или гетеросексуальный половой акт – заразиться можно даже после одного полового контакта);
  3. Если проводилось переливание крови от человека с неизвестным статусом;
  4. При проведении медицинских, косметологических и любых других процедур, которые подразумевают наличие травматических ситуаций (уколы, проколы, порезы, иссечения);
  5. В процессе попадания инфицированной крови на язвочки или открытые раны;
  6. Передача вируса может произойти от заражённой матери к ребёнку во время беременности, при родах или во время грудного вскармливания.

Как уже говорилось ранее, человек может не знать о том, что является носителем и распространителем вируса, в течение длительного периода жизни с ВИЧ.

Если у человека сильная иммунная система, то она может сдерживать распространение инфекции на протяжении многих лет, а потом резко сдаться. Тогда болезнь начнёт прогрессировать и быстро перейдёт в стадию СПИДа. Во время этого периода проявляются инфекционные заболевания, которые протекают с осложнениями. При этом на кожных покровах могут появляться долго не заживающие мокнущие раны и язвочки. Также организм начинает страдать от кандидозов, сарком, анорексии и других неприятных заболеваний.

Продолжительность жизни при СПИДе, как правило, не высока. После перехода болезни в стадию СПИД, развиваются заболевания, вызванные условно – патогенной флорой. Без надлежащей терапии, продолжительность жизни составляет порядка 2-4 года. Если болезнь прогрессировала до необратимой стадии, то любое вирусное заболевание может привести к летальному исходу.

ВИЧ инфицированный ребёнок, который не проходил антиретровирусную терапию, может прожить не более 10-15 лет после заражения. Если же болезнь вовремя обнаружат и проведут лечение по угнетению инфекции, то дети с ВИЧ живут так же полноценно, ведут активную жизнь, как и сверстники.

Прохождение своевременного обследования своего организма, периодическая сдача анализов являются обязательными для контроля своего иммунного статуса. При обнаружении вируса иммунодефицита на раннем этапе и своевременном проведении антиретровирусной терапии, инфицированный пациент сможет прожить полноценную жизнь. Но нужно помнить то, что лекарств против СПИДа не существует. Препараты, которые используют сейчас, только приостанавливают развитие болезни, но не излечивают.

Как общаться с ВИЧ инфицированными

При заражении ВИЧ инфекцией проводится сестринский процесс, цель которого – предоставление психологической и медицинской помощи больному. Проводят информирование близких о правильном общении с инфицированными вирусом иммунодефицита, об особенностях уборки помещений, о проведении специальной диеты, массе других различных мероприятий.

Из-за недостаточной осведомлённости населения об особенностях СПИДа, происходит дискриминация ВИЧ инфицированных людей. Инфицированный человек может лишиться работы, лишиться друзей и знакомых, его начинают сторониться даже близкие люди, так как у большинства населения возникает страх заразиться ВИЧ при общении с инфицированным индивидом. Это происходит из-за неосведомлённости социума о механизмах передачи инфекции, о том, как жить рядом с инфицированным человеком без риска заражения.

Во избежание недоразумений при общении с ВИЧ инфицированными, нужно помнить, что вирус не передаётся:

  • бытовым путём;
  • при поцелуях;
  • во время рукопожатия;
  • в бассейне, в бане;
  • при совместном посещении мероприятий.

Среди всех случаев заражения, не зарегистрировано ни одного случая передачи инфекции через поцелуй. Возбудитель не выживет вне организма человека, так как кислород оказывает на него разрушающее действие. Заражаются ВИЧ только через кровь или жидкости, которые продуцируются в организме человека.

Если узнали, что близкий родственник, друг или член семьи заразился, не нужно резко реагировать на такое известие. Лучше поддержите, дайте понять, что рядом находится друг. Заражённым тяжело контактировать с социумом, так как у большинства окружающих боязнь заразиться нередко берёт верх над здравым смыслом. Потому, ненавязчивая помощь, нормальное общение дадут возможность для больных ВИЧ быстрее принять новые условия жизни. Да, придётся пересмотреть некоторые моменты поведения, но человек остаётся таким же другом и близким.

При выполнении заданий этой части укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает выбранный Вами ответ, поставив знак » х » в соответствующей клеточке бланка для каждого задания (А1-А52).

А1. Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность всех экосистем земного шара в их взаимосвязи?

1) биосферный

2) экосистемный

3) популяционно-видовой

4) биогеоценотический

А2. Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы – одно из положений

1) теории эволюции

2) клеточной теории

3) учения об онтогенезе

4) законов наследственности

А3. Азотистое основание аденин, рибоза и три остатка фосфорной кислоты входят в состав

1) ДНК

2) РНК

3) АТФ

4) белка

А4. Мономерами молекул каких органических веществ являются аминокислоты?

1) белков

2) углеводов

3) ДНК

4) липидов

А5. Изображённую на рисунке растительную клетку можно узнать по наличию в ней

1)ядра

2)плазматической мембраны

3)вакуолей

4)эндоплазматической сети

А6. Клетки организмов всех царств живой природы имеют

1) оболочку из клетчатки

2) ядро

3) комплекс Гольджи

4) плазматическую мембрану

А7. Определите, какой процесс в клетке изображён с помощью схемы.

1) темновая фаза фотосинтеза

2) биосинтез белка

3) реакции гликолиза

4) реакция окисления веществ

А8. Благодаря какому процессу в ходе митоза образуются дочерние клетки с набором хромосом, равным материнскому?

1) образования хроматид

2) спирализации хромосом

3) растворения ядерной оболочки

4) деления цитоплазмы

А9. Почему бактерии относят к организмам прокариотам?

1) состоят из одной клетки

2) имеют мелкие размеры

3) не имеют оформленного ядра

4) являются гетеротрофными

А10. Вирус СПИДа может функционировать в клетках

1) нервных

2) мышечных

3) эпителиальных

4) крови

А11. Процесс образования диплоидной зиготы в результате слияния мужской и женской гаплоидных гамет называют

1) конъюгацией

2) опылением

3) оплодотворением

4) кроссинговером

А12. Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм, различающихся по ряду признаков, анализ их проявления в ряде поколений?

1) гибридологическим

2) цитогенетическим

3) близнецовым

4) биохимическим

А13. От гибридов первого поколения во втором поколении рождается 1/4 особей с рецессивными признаками, что свидетельствует о проявлении закона

1) сцепленного наследования

2) расщепления

3) независимого наследования

4) промежуточного наследования

А14. Употребление наркотиков оказывает вредное влияние на потомство, так как они вызывают

1) нарушение психики

2) нарушение работы печени

3) изменение работы почек

4) изменение генетического аппарата клетки

А15. Открытие Н.И. Вавиловым центров многообразия и происхождения культурных растений послужило основой для создания

1) Главного ботанического сада

2) коллекции семян видов и сортов растений

3) селекционных станций

4) Института генетики

А16. Какая наука позволяет ориентироваться в огромном многообразии организмов?

1) экология

2) систематика

3) биология

4) ботаника

А17. Гриб в составе лишайника

1) создает органические вещества из неорганических

2) поглощает воду и минеральные соли

3) расщепляет органические вещества до минеральных

4) осуществляет связь лишайника с окружающей средой

А18. Процесс дыхания у растений происходит

1) в специальных органах

2) во всех живых клетках

3) только в клетках с хлоропластами

4) только в молодых клетках

А19. Почему водоросли относят к царству растений?

1) В их клетках происходит дыхание.

2) В их клетках происходит фотостинтез.

3) Они размножаются.

4) Они имеют клеточное строение.

А20. Поглощают кислород и выделяют углекислый газ при дыхании

1) все свободноживущие животные

2) только водные животные

3) только обитатели суши

4) внутренние паразиты человека и животных

А21. У насекомого, изображенного на рисунке, развитие

1) непрямое

2) с куколкой

3) прямое

4) с полным превращением

А22. К социальным факторам, играющим существенную роль в эволюции предков современного человека, относится

1) наследственная изменчивость

2) борьба за существование

3) естественный отбор

4) членораздельная речь

А23. Защиту организма человека от чужеродных тел и микроорганизмов осуществляют

1) лейкоциты, или белые кровяные клетки

2) эритроциты, или красные кровяные клетки

3) тромбоциты, или кровяные пластинки

4) жидкая часть крови – плазма

А24. Какую роль играют витамины в организме человека?

1) являются источником энергии

2) выполняют пластическую функцию

3) служат компонентами ферментов

4) влияют на скорость движения крови

А25. В какой доле коры головного мозга завершается переработка зрительной информации?

1) в затылочной

2) в теменной

3) в височной

4) в лобной

А26. По анализу крови можно определить

1) уровень артериального давления

2) частоту пульса

3) количество эритроцитов и лейкоцитов

4) количество крови в организме

А27. Что изображёно на рисунке?

1) экологическая пирамида

2) пищевая цепь

3) пищевая сеть

4) виды взаимоотношений организмов

А28. Почему поле, засеянное культурными растениями, нельзя считать природной экосистемой?

1) отсутствуют цепи питания

2) не происходит круговорот веществ

3) кроме солнечной используется дополнительная энергия

4) растения не располагаются в пространстве ярусами

А29. Под воздействием какого фактора эволюции у организмов сохраняются полезные признаки?

1) мутаций

2) внутривидовой борьбы

3) межвидовой борьбы

4) естественного отбора

А30. Появление у древних млекопитающих четырёхкамерного сердца, теплокровности, развитой коры головного мозга – пример

1) идиоадаптации

2) ароморфоза

3) биологического прогресса

4) биологического регресса

А31. Какую функцию выполняет в клетке хромосома?

1) фотосинтеза

2) биосинтеза белка

3) фагоцитоза

4) носителя наследственной информации

А32. Сходство функций хлоропластов и митохондрий состоит в том, что в них происходит

1) синтез молекул АТФ

2) синтез углеводов

3) окисление органических веществ

4) синтез липидов

А33. Принцип комплементарности лежит в основе образования водородных связей между

1) аминокислотами и молекулами белка

2) нуклеотидами в молекуле ДНК

3) глицерином и жирной кислотой в молекуле жира

4) глюкозой в молекуле клетчатки

А34. В основе образования пептидных связей между аминокислотами в молекуле белка лежит

1) принцип комплементарности

2) нерастворимость аминокислот в воде

3) растворимость аминокислот в воде

4) наличие в них карбоксильной и аминной групп

А35. Пластический обмен в клетках животных не может происходить без энергетического, так как энергетический обмен обеспечивает клетку

1) ферментами

2) молекулами белка

3) молекулами АТФ

4) кислородом

А36. В световой фазе фотосинтеза в отличие от биосинтеза белка

1) используется энергия молекул АТФ

2) участвуют ферменты

3) реакции имеют матричный характер

4) происходит синтез молекул АТФ

А37. В основе роста любого многоклеточного организма лежит процесс

1) мейоза

2) митоза

3) оплодотворения

4) синтеза молекул АТФ

А38. Постоянство числа, формы и размера хромосом при половом размножении организмов обеспечивают процессы

1) оплодотворения и мейоза

2) опыления и митоза

3) дробления зиготы

4) развития с превращением

А39. С помощью какого метода выявляется влияние генотипа и среды на развитие ребенка?

1) генеалогического

2) близнецового

3) цитогенетического

4) гибридологического

А40. Рождение от гибридов первого поколения во втором поколении половины потомства с промежуточным признаком свидетельствует о проявлении

1) сцепленного наследования

2) независимого наследования

3) связанного с полом наследования

4) неполного доминирования

А41. Причина расщепления особей с доминантными признаками в F2, полученных от гибридов первого поколения, состоит в их

1) наследственной неоднородности

2) широкой норме реакции

3) узкой норме реакции

4) генетическом однообразии

А42. Изменчивость признаков, которая носит массовый, приспособительный характер,

1) не обусловлена изменением генотипа

2) вызвана изменением генов

3) связана с изменением числа хромосом

4) вызвана изменением структуры хромосом

А43. В селекции растений используют метод полиплоидии для получения

1) явления гетерозиса

2) чистых линий

3) высокоурожайных сортов

4) трансгенных растений

А44. Какую роль играют растения семейства бобовых в природе?

1) служат продуктом питания для человека

2) обогащают почву азотными солями

3) являются полноценным кормом для скота

4) на их корнях обитают клубеньковые бактерии

А45. Доказательством родства всех видов растений служит

1) клеточное строение растительных организмов

2) наличие ископаемых остатков

3) вымирание одних видов и образование новых

4) взаимосвязь растений и окружающей среды

А46. Какие особенности строения и жизнедеятельности утконоса служат доказательством происхождения млекопитающих от пресмыкающихся?

1) волосяной покров

2) четырехкамерное сердце

3) выкармливание детенышей молоком

4) размножение яйцами

47. Длительное пребывание человека в помещении с высокой концентрацией угарного газа

1) существенно не влияет на способность крови переносить кислород и углекислый газ

2) приводит к увеличению способности крови снабжать тело кислородом

3) несущественно влияет на содержание кислорода в крови

4) приводит к резкому уменьшению количества кислорода, которое доставляется к клеткам тела

А48. Сущность процесса свёртывания крови заключается в

1) склеивании эритроцитов

2) переходе растворимого белка фибриногена в нерастворимый белок фибрин

3) увеличении числа форменных элементов в 1 см3 крови

4) скапливании лейкоцитов вокруг чужеродных тел и микроорганизмов

А49. Под влиянием каких факторов происходила эволюция предков современного человека?

1) только биологических

2) только социальных

3) социальных и биологических

4) абиотических и биотических

А50. Расширение ареала вида, изоляция входящих в него популяций, воздействие на них движущих сил эволюции – причины

1) экологического видообразования

2) географического видообразования

3) биологического регресса

4) биоритмов в природе

А51. Появление большого разнообразия видов насекомых на Земле – следствие развития их по пути

1) ароморфоза

2) дегенерации

3) биологического регресса

4) идиоадаптации

А52. Процесс фотосинтеза следует рассматривать как одно из важных звеньев круговорота углерода в биосфере, так как в ходе его

1) растения вовлекают углерод из неживой природы в живую

2) растения выделяют в атмосферу кислород

3) организмы выделяют углекислый газ в процессе дыхания

4) промышленные производства пополняют атмосферу углекислым газом

Часть 2

При выполнении заданий В1-В3 в бланк ответов запишите номера элементов, относящиеся к правильному ответу, начиная с первой клеточки, без пропусков и знаков препинания.

В1. Какие признаки характеризуют рефлекс, проявляющийся у школьников в ответ на звонок с урока? Запишите соответствующие цифры.

1) Каждый школьник реагирует индивидуально.

2) На него одинаково реагируют все школьники.

3) Передается по наследству.

4) Не передается по наследству.

5) Врожденный.

6) Приобретенный в течение жизни.

В2. Каково значение круговорота веществ в биосфере? Запишите соответствующие цифры.

1) Обеспечивает приток энергии извне.

2) Способствует образованию приспособленности организмов к среде.

3) Поддерживает биологические ритмы.

4) Обеспечивает многократное использование веществ.

5) В его основе лежат пищевые связи между организмами.

6) В его основе лежат территориальные связи между организмами.

В3. Чем мейоз отличается от митоза? Запишите соответствующие цифры.

1) Образуются четыре гаплоидные клетки.

2) Образуются две диплоидные клетки.

3) Происходит коньюгация и кроссинговер хромосом.

4) Происходит спирализация хромосом.

5) Делению клеток предшествует одна интерфаза.

6) Происходит два деления.

Часть 3

Для ответов на задания этой части используйте специальный бланк. Запишите сначала номер задания (С1 – С5), затем на задания С1-С3 дайте краткий ответ из нескольких слов или одного-двух предложений, а на задания С4-С5 – полный развернутый ответ.

С1. Почему мутации повышают эффективность действия естественного отбора?

С2. В чем проявляется относительный характер приспособленности?

С3. Чем гетерозиготы отличаются от гомозигот?

С4. Чем характеризуется биологическое разнообразие?

С5. Почему клетку считают функциональной единицей живого?

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по биологии

В работу включены задания четырех типов: с выбором одного ответа, с выбором нескольких верных ответов, с кратким ответом, с развёрнутым ответом. Ключи и эталоны верных ответов даны в приведённой ниже таблице.

Задания с выбором одного верного ответа А1-А52

Задание с выбором одного верного ответа считается выполненным верно, если номер выбранного учеником ответа совпадает с ключом. Выполнение этих заданий проверяется и оценивается с помощью компьютера.

Задания с выбором нескольких верных ответов (В1-В3)

Задания с выбором нескольких верных ответов считаются выполненными, если номера выбранных учеником ответов совпадают с ключом. Выполнение этих заданий проверяется и оценивается с помощью компьютера.

Задания с кратким ответом С1-С3

Выполнение заданий C1-C3 оценивается проверяющим.

Задание с кратким свободным ответом считается выполненным верно, если записанный учеником ответ близок по смыслу к эталону верного ответа к данному заданию.

Задания с развёрнутым ответом С4-С5

Выполнение этих заданий оценивается проверяющим. Задания считаются выполненными верно, если в ответе имеются все указанные в эталоне элементы ответа. При этом по сравнению с эталоном допускается другая структура ответа, иные формулировки, не нарушающие смысл каждого элемента ответа.

Часть 1

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

А14

А27

А40

А2

А15

А28

А41

А3

А16

А29

А42

А4

А17

А30

А43

А5

А18

А31

А44

А6

А19

А32

А45

А7

А20

А33

А46

А8

А21

А34

А47

А9

А22

А35

А48

А10

А23

А36

А49

А11

А24

А37

А50

А12

А25

А38

А51

А13

А26

А39

А52

№ задания

Ответ

В1

В2

В3

Часть 3

Вопросы С1-С3 и эталоны кратких ответов к ним

С1. Почему мутации повышают эффективность действия естественного отбора?

Они увеличивают генетическую неоднородность особей в популяции.

С2. В чем проявляется относительный характер приспособленности?

Она полезна лишь в тех условиях, в которых сформировалась в процессе эволюции.

С3. Чем гетерозиготы отличаются от гомозигот?

Образуют разные гаметы, несущие разные гены данной пары.

Вопросы С4-С5 и эталоны развёрнутых ответов к ним

С4. Чем характеризуется биологическое разнообразие?

1. Генетической неоднородностью особей в популяциях.

2. Разнообразием популяций, входящих в состав вида.

3. Разнообразием видов в экосистемах и экосистем в биосфере.

С5. Почему клетку считают функциональной единицей живого?

1. В клетке происходит пластический обмен, редупликация молекул ДНК, синтез иРНК.

2. В клетке происходит энергетический обмен.

3. Клетка является единицей размножения, роста и развития организмов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *