Shl тест, что это?

Психометрические тесты SHL — это инструмент shltools, который широко используется в сфере рекрутинга и позволяет отсеять неподходящих кандидатов на должность еще до собеседования. Методика разработана более 35 лет назад Питером Севилом и Роджером Ходсуортом. Ее использует большинство международных корпораций, таких как Procter&Gamble, Unilever, Johnson & Johnson, Philip Morris, Газпром, IKEA, METRO, Qiwi, ВТБ, ЦБ РФ, KPMG, Deloitte, Пятерочка, Магнит, BAT и огромное количество других компаний из всех сфер бизнеса. Неполный список этих компаний можно посмотреть в нашей статье о компаниях-разработчиках тестов.

SHL тестирование: что это в примерах

SHL тестирование включает в себя две основные части — вербальный и числовой (математический, цифровой) тест. В некоторых компаниях вам могут также предложить пройти задания на внимательность и на логическое мышление. Варианты прохождения тестирования SHL — онлайн по ссылке, которую вам пришлют на почту, или очно в офисе компании.

Обращаем ваше внимание, что этими тестами обычно отбор не ограничивается. В большинстве компаний вам также потребуется пройти психологические тесты. Больше о них вы можете найти в наших статьях.

Вербальный тест SHL

Задания на вербальный анализ предназначены для проверки способности понимать факты, сопоставлять их между собой и манипулировать информацией для решения конкретной проблемы.

Вам предложат прочитать фрагмент текста. Ниже будет ряд утверждений и варианты ответа — соответствует действительности, не соответствует, мало информации. Нужно проанализировать каждое утверждение, сопоставить его с текстом и выбрать один из вариантов. Подробнее читайте в нашей статье «Все о вербальных тестах».

Для проверки критического вербального мышления, вам могут предложить ряд утверждений. Ваша задача определить взаимосвязь между ними и сделать логическое заключение.

Пример вербального теста SHL:

Даны утверждения:

  • В рыбьем жире содержится Омега-3.
  • Омега-3 способствует развитию интеллектуальных способностей.

Какой вывод можно получить из комбинации этих двух утверждений? Варианты ответа:

  1. Омега-3 и рыбий жир — одно и то же.
  2. Рыбий жир — это продукт, который помогает в развитии мозга.
  3. Продукты с Омега-3 полезны для интеллекта.

Постарайтесь сначала решить тест самостоятельно и только потом смотрите ответ.

Это простейший пример, на настоящем тесте все будет гораздо сложнее. Утверждения и тексты вербальных тестов SHL намеренно написаны сложным языком и содержат «ловушки», которые могут подтолкнуть вас к неверному ответу. Поэтому мы настоятельно рекомендуем вам пройти подготовительные тесты на HRLider.Ru.

Ответ на вербальный тест:

В рыбьем жире содержится Омега-3, а значит, он способствует росту интеллектуальных способностей. Вариант 1 — ложный, а вариант 3 основан только на последнем утверждении, но в нем ни слова нет про рыбий жир. Нам подходит только ответ №2.

Ниже мы приведем пример более сложного теста на вербальный анализ от компании SHL:

Постарайтесь сначала решить тест самостоятельно и только потом смотрите ответ.

Во время прохождения вербального теста не применяйте свои знания. В тестах на вербальный анализ проверяют ваше понимание словесной информации. Делайте выводы только на основе тех утверждений, которые даны в тексте. Если в тексте о чем-то не сказано, а вы ответите, исходя из своих знаний и предположений, то полученный результат будет неправильным.

Ответ на вербальный тест:

Тесты на некоторые вакансии включают тесты на понимание точных значений слов, ассоциаций (добавьте недостающее слово), определение синонимов и антонимов.

Числовой тест SHL

Вас не заставят решать сложные числовые уравнения с заданиями из высшей математики. Числовой тест связан с проверкой способности мыслить логически и быстро просчитывать вероятность чего-либо. Вам могут предложить определить какие-то данные по числовому графику или решить задачу.

Пример:

«Работая вместе, Тому, Дику и Гарри надо 9 часов, чтобы закрасить 400-метровый забор. Работая в одиночку, Том может выполнить задачу через 18 часов. Дик не может работать так быстро и ему нужно 36 часов, чтобы покрасить этот же забор. Если Том и Дик возьмут выходной, сколько времени потребуется, чтобы Гарри сам покрасил забор?»

Варианты ответов:
А) 9;

B) 12;

C) 18;

D) 36.

Постарайтесь сначала решить тест самостоятельно и только потом смотрите ответ.

Объяснение:

Том за 9 часов покрасит ½ забора;

Дик за 9 часов покрасит ¼;

Гарри за 9 ч покрасит 1 — ½ — ¼ = 1 — ¾ = ¼.

Значит, Гарри нужно столько же времени, сколько и Дику — 36 часов.

Правильный ответ: D).

Это пример довольно простого числового теста SHL, такие тесты обычно используется для соискателей на начальные должности. Однако если вы претендуете на должности более высокого уровня или в компании, которые известны сложными тестами (Проктер энд Гембл, Юнилевер, Марс, ВТБ, Внешэкономбанк, ЦБ РФ, PWC и другие из этих сфер бизнеса и управления), то числовые тесты будут сложнее. Например:

Клиент приобрел тариф «Продвинутый» с мобильной компанией Call.org. Как только срок его договора подошел к концу, он переключился на тариф «Первый класс» Red. Он решил отключить пакет за 9 месяцев до срока его окончания, заплатив штраф в размере 25% от оставшейся стоимости тарифа. Сколько всего клиент заплатил за все мобильные услуги за этот период?

Варианты ответов:

A). 170.1
B). 204.3
C). 174.9
D). 139.1
E.) 211.9

Постарайтесь сначала решить тест самостоятельно и только потом смотрите ответ.

Объяснение:

Правильный ответ: А).

Как вы видите, решение задачи не является сложным — требуется 4-5 действий умножения и сложения. Однако на решение такого теста SHL дается 1 минута. Спешка, волнение и трудность в анализе таблиц или графиков может сделать такой тест очень непростым.

HRLider рекомендует пройти ВСЕ доступные тесты SHL онлайн если вам предстоят числовые тесты в одну из компаний, которые используют методы оценки SHL. На HRLider.ru вы найдете около 200 числовых тестов SHL, который вы можете пройти онлайн с любого устройства в любое удобное вам время.

Тесты на внимательность

Существует специальные методы для оценки концентрации в рабочей ситуации. Тесты на разделенное и выборочное внимание, бдительность, фильтрацию и время восприятия реакции используют для водителей, служб охраны, авиадиспетчеров, дилеров казино и других позиций.

Во время этого теста вас могут попросить что-либо определить по фото, выбрать из нескольких картинок зеркальные изображения друг друга и т. п. Существуют визуальные и звуковые варианты. Например, задание может заключаться в том, чтобы нажимать enter каждый раз, когда вы слышите определенный звук.

Как происходит оценка результатов SHL тестов

Сначала определяют, какое количество верных ответов вы дали. Допустим, вы ответили на 65% вопросов числового теста SHL правильно. Далее этот результат сравнивают с результатами других кандидатов на должность. Если большинство ответило на этот числовой тест в пределах 60-70%, то вы проходите дальше. В случае, если остальные тестируемые показали результат в 75% и выше процентов, вы потерпели неудачу. Также есть порог отсечения (например, 30-45%), результат ниже которого сдать нельзя.

Точка отсечения рассчитывается исходя из минимальных способностей, необходимых для успешной работы на этой должности. Естественно, что тестирование для младшего специалиста будет проще и порог отсечения будет ниже по сравнению с претендентами на место руководителя отдела.

Как пройти тесты SHL

  1. Обновите знания.

Это касается числового теста. Вам могут понадобиться знания преобразования дробей в десятичные числа, работы с графиками функций и уравнениями. Убедитесь, что вы помните, как это делается.

  1. Возьмите с собой калькулятор.

Можно считать и в столбик, но калькулятор ускорит вычисления и поможет избежать ошибок в расчетах из-за волнения.

  1. Помните о времени.

На прохождение теста вам выделят определенное количество времени — обычно 60-90 секунд. Поэтому работайте по такому принципу — сначала выполняйте простые задания, которые не вызывают затруднений. Сложные разберете в самом конце. Иначе, вы рискуете «застрять» на трудной для восприятия задаче и «завалить» весь тест. SHL тесты позволяют пропускать вопросы и переходить по тесту с вопроса на вопрос.

  1. Убедитесь, что вы все правильно поняли ДО прохождения теста.

Некоторые тесты заканчиваются при выборе неправильного ответа. В других перейти к следующему вопросу можно, только ответив на предыдущий. Иногда вопросов дают больше, чем реально пройти за указанное время. Стандартный вариант включает в себя определенное количество заданий, которые можно решать в произвольном порядке. Убедитесь, что вы правильно поняли условия прохождения теста до его начала.

  1. Не беспокойтесь.

В обстановке чужого офиса и регламента по времени сложно сохранять спокойствие. Но сильное беспокойство помешает вам сконцентрироваться и снизит способность быстро соображать. Поэтому пройдите максимальное количество пробных тестов до дня X, выспитесь, поднимите себе настроение с утра — и, как говорится: «Ни пуха, ни пера!”

Самый главный совет — подготовьтесь! Тесты SHL по праву считаются трудными, и для человека, впервые их увидевшего, могут стать непреодолимым препятствием на пути к желанной работе. Однако 2-3 дня качественной подготовки могут все изменить — вы познакомитесь с примерами тестов SHL, узнаете пути их быстрого и верного решения и подойдете к решающему тестированию в спокойном и уверенном состоянии. Статистика показывает, что подготовка может значительно повысить ваши шансы на успешное прохождение этапа тестирования.

Совет от HRLider: начните подготовку не откладывая. Если вам предстоят тесты SHL, пройдите подготовку прямо сейчас. Лучше подготовиться сейчас и успешно пройти тесты, чем потом жалеть об упущенном шансе.

Начать подготовку

Пройти примеры тестов

Уровень субъективного контроля является обобщенной характеристикой личности, которая проявляется схожим образом в различных ситуациях. Психологи полагают, что уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком ответственности за происходящее «здесь и теперь», а также за отдаленные последствия, т. е. с социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Впервые методики диагностики такой характеристики личности были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известная среди них — шкала локус контроля ( locus of control scale ), разработанная Дж. Роттером ( J. B. Rotter ). Эта шкала основана на положении о том, что все люди делятся на два типа — интерналов и экстерналов — в зависимости от того, как они оценивают, что является причиной различных событий в их жизни и кто несет за них ответственность. Каждого человека можно оценить по шкале «интернальность-экстернальность» . Интерналы имеют внутренний локус контроля, экстерналы — внешний. Различия между двумя типами локализации контроля могут оказаться существенными с точки зрения успешности профессиональной деятельности (интернальный локус контроля значимо коррелирует с индексом профессионального успеха). Подробнее в статье Исследование уровня субъективного контроля

Опросник исследования уровня субъективного контроля (УСК)

Инструкция: Вам предлагается 44 утверждения, которые описывают различные способы интерпретации человеком наиболее часто встречающихся социальных ситуаций. Внимательно прочитайте каждое утверждение, оцените степень своего согласия или несогласия и проставьте в бланке для ответов цифру, соответствующую вашему выбору:

+3 — полностью согласен
+2 — согласен
+1 — скорее согласен, чем не согласен
–1 — скорее не согласен, чем согласен
–2 — не согласен
–3 — полностью не согласен

Старайтесь использовать весь диапазон оценок.

Бланк для ответов
_______________________________________________
Фамилия, имя, отчество


п/п

Утверждение

Оценка

+3

+2

+1

–1

–2

–3

Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от личных способностей и усилий
Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу
Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь
Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим
Осуществление моих желаний часто зависит от везения
Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей
Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной
Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность
Мои отметки в школе больше зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий
Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу
осуществить их
То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий
Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства
Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут
То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими
Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители
Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни
Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства
Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности
В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной
Жизнь людей зависит от стечения обстоятельств
Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать
Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней
Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле
В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают
Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье
Если очень захочу, я смогу расположить к себе любого
На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными
То, что со мной случается, — дело моих рук
Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе
Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий
Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу
В неприятностях и неудачах, происходивших в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам
Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать
В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой
Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения
Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи
Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим
Я всегда предпочитаю принять решение и действовать
самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей
или на судьбу
К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания
В семейной жизни бывают ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании
Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя
Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей
Большинство неудач в моей жизни произошло от незнания или лени и мало зависели от везения или невезения

Обработка результатов

Обработка результатов тестирования проводится в несколько этапов. Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. Сначала с помощью ключей производится подсчет баллов по каждой шкале (простым суммированием). При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком.

Ключи к шкалам

1. Шкала общей интернальности (Ио)

«+»

∑ =

«–»

∑ =

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид)

«+»

∑ =

«–»

∑ =

3. Шкала интернальности в области неудач (Ин)

«+»

4 20 31

∑ =

«–»

7 33

∑ =

4. Шкала интернальности в области семейных отношений (Ис)

«+»

16 20 32

∑ =

«–»

7 26

∑ =

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип)

«+»

22

∑ =

«–»

∑ =

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им)

«+»

∑ =

«–»

∑ =

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из)

«+»

∑ =

«–»

∑ =

В результате подсчета баллов по каждой из шкал получаются так называемые «сырые» баллы, которые необходимо перевести в стандартные оценки (стены). Для этого пользуются специальной таблицей.

Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки


Нажмите на изображение для увеличения

Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:

Итоговая таблица результатов

Шкала интернальности

Ио

Ид

Ин

Ис

Ип

Им

Из

Стены

Выраженные в стенах результаты сопоставляются с нормой (5,5 стенов). Показатель выше 5,5 стенов свидетельствует об интернальном типе контроля в данной области, ниже 5,5 — об экстернальном.

Результаты также могут быть представлены в виде графика или в виде профиля.

Пример графика УСК

Пример профиля УСК

Интерпретация полученных результатов

В психологическом отношении человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, общительностью, высоким самоконтролем и сдержанностью. Человек с низким субъективным контролем эмоционально неустойчив, склонен к неформальному поведению, малообщителен, у него плохой самоконтроль и высокая напряженность.

Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни — результат их собственных действий, что они могут ими управлять. Они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Испытуемые с низким уровнем субъективного контроля не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей.

Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. Низкий показатель по шкале свидетельствует о том, что человек приписывает свои успехи и достижения обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокий показатель по этой шкале отражает развитое чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкий показатель свидетельствует о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Шкала интернальности в области семейных отношений (Ис). Высокий показатель Ис означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий показатель Ис указывает на то, что субъект считает своих партнеров ответственными за возникающие в его семье ситуации.

Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокий показатель по этой шкале говорит о том, что в организации своей производственной деятельности человек полагается в основном на себя. Он считает, что может влиять на свои отношения с коллегами, управлять ими и нести за них ответственность; думает, что его профессиональная карьера, продвижение по службе зависят в большей степени от него самого, чем от других людей или от внешних сил. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек имеет склонность не брать на себя ответственность за свои профессиональные успехи и неудачи. Такой человек считает, что не он сам, а кто-то другой — начальство, коллеги, везение и др. — определяют все, что с ним происходит в этой области.

Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий показатель , напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокий показатель свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем по этой шкале считает болезнь результатом случая и надеется, что выздоровление придет в результате действий других, прежде всего — врачей.

Для профессиональной диагностики наиболее информативными являются результаты по шкале интернальности в производственных отношениях (Ип). Результаты по другим шкалам дают возможность построить многомерный профиль. Поскольку большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций, то и особенности субъективного контроля также могут изменяться у человека в зависимости от того, представляется ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д.

Уровень субъективного контроля повышается в результате проведения психологической коррекции. При этом следует помнить, что интерналы предпочитают недирективные методы психологической коррекции; а экстерналы как личности с повышенной тревожностью, подверженные депрессиям, субъективно более удовлетворены поведенческими методами.

опросник бека

SHL для оценки персонала использует числовые, вербальные, логические и визуальные тесты, которые назначаются онлайн или проводятся в офисе компании. Помимо общего результата, в процессе тестирования также оценивается время решения, точность, аккуратность и ряд других показателей, которые предоставляются с итоговым отчетом. Тесты SHL доступны для оценки персонала любого уровня, начиная от администратора и заканчивая исполнительным директором предприятия, и могут быть использованы для развития и отбора персонала. Организации наиболее часто используют тесты SHL для оценки кандидатов при приеме на работу.

Числовой тест SHL. Числовой тест проверит способности понимания числовой, статистической, финансовой и графической информации, оценит навыки ее обработки и интерпретации, а также возможности делать обоснованные выводы. Специфика вопросов зависит от компании, требуя от кандидата решать числовые задачи, с которыми предстоит столкнуться на возможном месте работы. Числовой тест SHL обычно состоит из 18 вопросов на решение которых отводится от 17 до 25 минут в зависимости от уровня вакансии. Они разработаны для оценки возможностей кандидата делать правильные умозаключения основываясь на числовой или статистической информации.

Вербальный тест SHL. Вербальный тест оценит способности понимать и делать логические выводы основываясь на текстовой информации. Обычно тест состоит из текста, релевантному месту работы, и вопроса относительно данного текста. Вербальный тест SHL состоит из 30 вопросов, на решение которых обычно отводится около 17-19 минут, в зависимости от уровня должности. Тесты разработаны для оценки способностей кандидатов понимать логику, заложенную в различных аргументах, представленных в письменной форме.

Тест SHL на индуктивное мышление. Данный тест проверит навыки решения задач и работы с незнакомой информацией. Кандидатам необходимо подходить к решению концептуально и аналитически, исследуя схемы и фигуры. Оцениваемые навыки можно также отнести к логическому и образному мышлению. Тест на индуктивное мышление SHL состоит из 24 вопросов, на которые отводится порядка 25 минут. Он разработан для оценки возможностей делать выводы и умозаключения, а также понимать различные концепции и взаимосвязи независимо от уровня приобретенных знаний.

Тест SHL на инженерное мышление. Тест разработан для оценки способностей кандидатов понимать базовые принципы механики и их применение в устройствах, таких как шкивы, шестерни и рычаги. Тест SHL дает уникальную возможность использовать набор случайных вопросов из специального банка, что позволяет проводить оценку способностей онлайн, делая невозможным применять для решения ответы на тесты других пользователей. Тест на инженерное мышление в среднем длится около 25 минут.

SHL тест на понимание прочитанной информации. Данный тест разработан для оценки способностей находить определенную информацию в прочитанном тексте и делать относительно нее суждения. Тест на понимание прочитанной информации состоит из 18 вопросов, на решение которых в среднем отводится 25 минут.

Тест SHL на дедуктивное мышление. Тест разработан для определения способностей делать логические умозаключения основываясь на предоставленной информации. Тест содержит 18 вопросов, на решение в среднем отводится порядка 10 минут. Пройдите логический тест на дедуктивное мышление бесплатно.

Тесты Для Менеджеров / Management And Graduate Item Bank. Данная серия тестов состоит из вербальных, числовых и тестов на рациональное мышление, предназначенных для оценки опытных менеджеров и выпускников MBA. Тест на рациональное мышление оценивает способности нестандартно мыслить и возможности находить реферативные решения проблем. Данные тесты сложнее тех, что используются для оценки персонала при приеме на работу. На вербальную часть отводится 25 минут, на числовую 35 минут, тест на рациональное мышление в среднем занимает 32 минуты. Данные тесты могут быть использованы для отбора, оценки и развития.

Индивидуальные тесты способностей. Специализированные тесты для отраслей или должностей, разрабатываемые SHL индивидуально по заказу компаний. Данные тесты очень релевантные для определенных отраслей/должностей и включают в себя набор вопросов, оценивающих разные виды мышления.

Диагностика личности.

Тест «Трансактный анализ общения» (Э.Бёрн). 3

Диагностика враждебности (по шкале Кука — Медлей). 5

Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник). 7

Диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко. 11

Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т.А.Немчина) 14

Методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л.Колберга) 28

Опросник Плутчика — Келлермана — Конте. 36

Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) 40

Оценка уровня общительности (тест Ряховского). 45

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (тест Элерса) 47

Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. 55

Методика PARI. 59

Тест Ассингера (оценка агрессивности в отношениях). 67

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки). 71

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификация В. В. Бойко). 76

Методика самооценки личности (Будасси). 78

Характерологический опросник Леонгарда. 81

Методика диагностики межличностных отношений Лири.. 86

Опросник межличностных отношений (ОМО). 95

Опросник Реана (описание методики). 104

Методика «Ценностные ориентации» Рокича. 106

Тест «Шкала реактивной и личностной тревожности» (опросник Спилбергера) 109

Опросник Стефансона. 112

Тест-опросник самоотношения Столина. 116

Опросник Юнга. 124

Тест «Трансактный анализ общения» (Э.Бёрн)

Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция) , направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.

Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Родительское (Родитель — Р) , которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослый — В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское (Дитя — Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.) , возражающее детское Я.

С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого — роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка — роли молодого специалиста, артиста — любимца публики, зятя.

В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.

Инстанции Я и типичные способы поведения и высказывания

Инстанция Я

Типичные способы поведения, высказывания

Родитель

Заботливый родитель Утешает, исправляет, помогает «Это мы сделаем» «Не бойся» «Мы все тебе поможем»
Критический родитель Грозит, критикует, приказывает «Опять ты опаздал на работу?» «У каждого на столе должен быть график!»

Взрослый

Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения «Который час?» «У кого же может быть это письмо?» «Эту проблему мы решим в группе»

Ребенок

Спонтанный ребенок Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе» «Вы это сделали просто замечательно!»
Приспосабливающийся ребенок Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение «Я бы с радостью, но у нас будут неприятности»
Бунтующий ребенок Протестующее, бросающее вызов поведение «Я это делать не буду!» «Вы этого сделат не сможете»

Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: «оживлять» подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.

Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.

Для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три Я в поведении, можно воспользоваться следующим тестом (оценивая приведенные высказывания в баллах от 0 до 10).

¹ Высказывание Личная оценка высказывания
1 Мне порой не хватает выдержки
2 Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять
3 Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей
4 Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях
5 Меня провести нелегко
6 Мне бы понравилось быть воспитателем
7 Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому
8 Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события
9 Каждый должен выполнять свой долг
10 Нередко я поступаю не как надо, а как хочется
11 Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия
12 Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить
13 Я, как и многие люди, бываю обидчив
14 Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе
15 Дети должны безусловно следовать указаниям родителей
16 Я – увлекающийся человек
17 Мой основной критерий оценки человека – объективность
18 Мои взгляды непоколебимы
19 Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать
20 Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны
21 Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств

Обработка результатов

Я-состояние

Суммируемые строки Сумма баллов
Д «Дитя» 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19
В «Взрослый» 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20
Р «Родитель» 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21

Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса, получаем формулу ВРД.

Диагностика враждебности (по шкале Кука — Медлей)

Шкалы: цинизм, агрессивность, враждебность
Ключевые слова: агрессивность
Тестируем: Свойства личности Возраст: Любой
Тип теста: Вербальный Вопросов: 27

Инструкция к тесту

Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя преложенную шкалу:

  • 6 — обычно,
  • 5 — частично,
  • 4 — иногда,
  • 3 — случайно,
  • 2 — редко,
  • 1 — никогда.

Тестовый материал

  1. Я часто встречаю людей, называющих себя экспертами, хотя они таковыми не являются.
  2. Мне часто приходилось выполнять указания людей, которые знали меньше, чем я .
  3. Многих людей можно обвинить в аморальном поведении.
  4. Многие люди преувеличивают тяжесть своих неудач, чтобы получить сочувствие и помощь.
  5. Временами мне приходилось грубить людям, которые вели себя невежливо по отношению ко мне и действовали мне на нервы.
  6. Большинство людей заводят друзей, потому что друзья могут быть полезны.
  7. Часто необходимо затратить много усилий, чтобы убедить других в своей правоте.
  8. Люди часто разочаровывали меня.
  9. Обычно люди требуют большего уважения своих прав, чем стремятся уважать права других.
  10. Большинство людей не нарушают закон, потому что боятся быть пойманными.
  11. Зачастую люди прибегают к нечестным способам, чтобы не потерять возможной выгоды.
  12. Я считаю, что многие люди используют ложь, для того чтобы двигаться дальше.
  13. Существуют люди, которые настолько мне неприятны, что я невольно радуюсь, когда их постигают неудачи.
  14. Я часто могу отойти от своих принципов, чтобы превзойти своего противника.
  15. Если люди поступают со мной плохо, я обязательно отвечаю им тем же, хотя бы из принципа.
  16. Как правило, я отчаянно отстаиваю свою точку зрения.
  17. Некоторые члены моей семьи имеют привычки, которые меня раздражают.
  18. Я не всегда легко соглашаюсь с другими.
  19. Никого никогда не заботит то, что с тобой происходит.
  20. Более безопасно некому не верить.
  21. Я могу вести себя дружелюбно с людьми, которые, по моему мнению, поступают неверно.
  22. Многие люди избегают ситуаций, в которых они должны помогать другим.
  23. Я не осуждаю людей за то, что они стремятся присвоить себе все, что только можно.
  24. Я не виню человека за то, что он в своих целях использует других людей, позволяющих ему это делать.
  25. Меня раздражает, когда другие отрывают меня от дела.
  26. Мне бы определенно понравилось, если бы преступника наказали его же преступлением.
  27. Я не стремлюсь скрыть плохое мнение о других людях.

Ключ к тесту

  • Шкала цинизма: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 19, 20, 22
  • Шкала агрессивности: 5, 14, 15, 16, 21, 23, 24, 26, 27
  • Шкала враждебности: 8, 13, 17, 18, 25.

Обработка и интерпретация результатов теста

Варианты ответа: Баллы:
1- обычно 6
2 — часто 5
3 — иногда 4
4 — случайно 3
5 — редко 2
6 — никогда 1

Интерпретация результатов для шкалы цинизма:

  • 65 баллов и больше — высокий показатель;
  • 40-65 баллов — средний показатель с тенденцией к высокому;
  • 25-40 баллов — средний показатель с тенденцией к низкому;
  • 25 баллов и меньше — низкий показатель.

Интерпретация результатов для шкалы агрессивности:

  • 45 баллов и больше — высокий показатель;
  • 30-45 баллов — средний показатель с тенденцией к высокому;
  • 15-30 баллов — средний показатель с тенденцией к низкому;
  • 15 баллов и меньше — низкий показатель.

Интерпретация результатов для шкалы враждебности:

  • 25 баллов и больше — высокий показатель;
  • 18-25 баллов — средний показатель с тенденцией к высокому;
  • 10-18 баллов — средний показатель с тенденцией к низкому;
  • 10 баллов и меньше — низкий показатель.

Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник)

Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску
Ключевые слова: креативность

Тестируем: Свойства личности Возраст: Любой

Тип теста: Вербальный

Вопросов:50

Назначение теста

Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л);воображение (В);сложность (С)и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.

Интерпретация теста

Основные критериальные проявления исследуемых факторов:

  • Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
  • Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
  • Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
  • Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Инструкция к тесту

Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить».

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.

Тестовый материал

  1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.
  2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
  3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
  4. Мне не нравится планировать дела заранее.
  5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
  6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
  7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.
  8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.
  9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
  10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
  11. Мне нравится заниматься чем-то новым.
  12. Я люблю заводить новых друзей.
  13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
  14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.
  15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
  16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.
  17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
  18. Я люблю то, что необычно.
  19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
  20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
  21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
  22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
  23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому неудавалось до меня.
  24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
  25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
  26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.
  27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
  28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.
  29. Я не люблю выступать перед группой.
  30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
  31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
  32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
  33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
  34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.
  35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.
  36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
  37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
  38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
  39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
  40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.
  41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
  42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.
  43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
  44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.
  45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.
  46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.
  47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
  48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
  49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.
  50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома.

Обработка данных теста

При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *