Профилактика речевых нарушений

При центральных параличах и поражениях ствола возвратного нерва проводят лечение, направленное на устранение основной причины, вызвавшей паралич. При параличах и парезах отдельных гортанных мышц проводят, кроме того, электролечебные и тепловые процедуры (например, фарадизацию, гальванизацию, диатермию), массаж, щадящий голосовой режим, голосовые упражнения, направленные на постепенный переход от шепотной речи к звучной. При двустороннем параличе мышц, расширяющих гортань, может понадобиться срочное хирургическое вмешательство (трахеотомия).

3.5. Профилактика нарушений голоса и речи у детей

Произнесение звуков речи представляет собой сложный физиологический акт, для осуществления которого требуются нормальное строение и координированная функция центрального речевого аппарата и периферических органов голосообразования и артикуляции. Естественно, что всякие дефекты развития, заболевания и повреждения любой части речевого аппарата могут быть причиной нарушения голосои речеобразования. Недостатки голоса и произносительной стороны речи могут возникать, например, при хронических заболеваниях гортани, при узелках, фибромах и папилломах голосовых связок, при расщелинах верхней губы и неба, при неправильности строения челюстей и зубов, при дефектах языка, при нарушениях носового дыхания, при нервно-мышечных нарушениях в полости рта, в глотке и гортани и при других дефектах периферического речевого аппарата. А также и при мозговых поражениях, которые могут возникать, например, вследствие кровоизлияния в мозг (у детей обычно в результате родовой травмы или ушибов при падении), инфекционных заболеваний, опухолей.

Для предупреждения хронических болезней голосового аппарата очень важно предохранять детей от частого насморка, ангины, острого ларингита и других простудных заболеваний. Здесь большую роль играет закаливание детского организма. Не следует приучать детей к излишнему теплу, не надо их закутывать, так как при этом организм теряет способность приспосабливаться к изменениям внешней температуры, становится чувствительным даже к небольшим ее колебаниям, и ребенок легко простуживается при малейшем охлаждении или сквозняке. Разумеется, при закаливании необходимо проявлять осторожность: приучать тело к охлаждению следует постепенно, процедуры по закаливанию надо начинать летом, приучая детей ходить босиком, купаться в прохладной воде. При любом заболевании закаливание надо прекращать и начинать его снова лишь после полного выздоровления.

Понятие «профилактика», как использование предупредительных мер по предотвращению аномального развития речи.

Значение ранней диагностики отклонений в психофизическом развитии ребенка для предупреждения речевой патологии.

Профилактика – использование предупредительных мер по предотвращению аномального развития речи.

Перед профилактикой речевых нарушений как специальной отраслью логопедии стоят следующие задачи:

1) Предупреждение речевых нарушений – первичная профилактика.

2) Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии – вторичная профилактика.

3) Социально-трудовая адаптация лиц с речевой патологией – третичная профилактика.

Первичная профилактика

Большое значение в организации лечебно-профилактической и медико-педагогической коррекции проявлений дизонтогенеза имеет ранняя диагностика отклонений психофизического развития.

С целью предупреждения и ранней диагностики речевых нарушений проводится массовая диспансеризация детей. На первом году жизни, кроме профилактических осмотров педиатра, ребенок должен быть осмотрен психоневрологом, окулистом, ортопедом, оториноларингологом, в возрасте 2 лет – стоматологом, в 3-5 лет – теми же специалистами и логопедом.

Такие углубленные осмотры позволяют выявить как общую патологию, так и возможность развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной и коррекционной работе. Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Специализированное педагогическое обследование помогает выявить возможные нарушения речи и начать работу по их профилактике.

Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и психологического предупреждения расстройств психических функций. Реализация профилактического направления здравоохранения и специальной педагогики начинается еще до рождения ребенка и предполагает создание для будущей матери в период беременности максимально благоприятных условий.

Биологические и социальные факторы риска речевой патологии

Понятие «фактор риска». Характер патогенных воздействий, являющихся биологическими факторами риска речевых нарушений.

Значение конституциональных особенностей психомоторики для развития речи в норме и патологии. Семейная отягощенность рече­выми нарушениями. Показания к генетической консультации. Роль родителей в первичной профилактике речевых нарушений.

Здоровье человека зависит от ряда биологических и социальных условий. К биологическим относятся загрязнения воздуха, воды, почвы, которые приводят к росту острых и хронических заболеваний и снижению сопротивляемости организма вредоносным влияниям. Также возрастает роль стрессовых психологических воздействий, что ухудшает нервно-психическое здоровье детей.

Биологические и социальные факторы риска возникновения речевых нарушений неразрывно связаны.

К биологическим факторам относятся:

— мозговые инфекции и травмы, перенесенные в пренатальный, натальный и постнатальный период;

— первичные нарушения сенсорной и двигательной сферы;

— нарушения формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного правшества);

— семейная отягощенность речевой патологией.

Социальные факторы:

Одной из ведущих причин отклонений в развитии является депривация.

На речевое поведение ребенка и развитие общения оказывает влияние неправильное воспитание:

1) Гипоопека.

2) Гиперопека

3) Преобладание авторитарного или жестокого обращения ведет к формированию невротического развития личности с отсутствием инициативы, самостоятельности, наличием повышенной тревожности. Возможны нарушения речи по типу логоневроза, мутизма.

Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, во многом зависит от межличностных отношений в семье. Особое значение имеют следующие факторы: характерологические особенности матери; неприятие со стороны матери или отца; неполная семья; конфликтные взаимоотношения в семье; изменение в структуре семьи; воспитание в двух домах; резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания.

Психотравмирующее влияние оказывают также конфликтные отношения со сверстниками.

Неблагоприятное влияние на речевое развитие ребенка оказывает билингвизм в семье.

С целью предупреждения возникновения отклонений в нервно-психическом и в частности речевом развитии ребенка проводится генетическое консультирование будущих родителей. Показания к генетической консультации: врожденные аномалии у членов семьи, аномальное психическое или физическое развитие ребенка, беременность у женщин старше 35 лет, принадлежность к этнической группе, в которой особо высока частота какого-либо наследственного заболевания, длительное употребление лекарств или воздействие химических веществ, 3 или более выкидыша, случаи ранней детской смертности, бесплодие.

Учет закономерностей действия факторов риска позволяет целенаправленно проводить первичную профилактическую коррекционно-педагогическую работу.

Для организации этой работы необходимы следующие условия:

· знание возрастных особенностей становления речевой функции и психики в целом;

· организация адекватной речевой среды;

· организация предметной среды для сенсорного воспитания и развития игровой и познавательной деятельности;

· соблюдение психогигиенических правил в семье и детских учреждениях (профилактика переутомления и психического травмирования детей и т. д.)

Социальные факторы риска речевой патологии

Понятие «депривация». Психическая депривация детей. Виды психической депривации: эмоциональная, сенсорная, познавательная, социальная. Их содержание и влияние на речевое развитие детей. Зависимость развития патологических форм психического реагирования и речевых нарушений от возраста ребенка и специфики патогенной ситуации. Основные типы неправильного воспитания. Их влияние на речевое поведение ребенка и развития общения.

Депривация (лат. «изоляция») – ограничение определенных функций организма, ведущая к задержке их развития. Данное ограничение может вызываться как аномалией отвечающей за эту функцию системы, так и отсутствием внешних условий для реализации функции.

Выделяют следующие виды психической депривации: эмоциональная, сенсорная, познавательная, социальная. Все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.

Эмоциональная депривация вызывается отделением ребенка от матери в раннем возрасте. Это влечет за собой тяжелые нарушения деятельности мозга и является одной из причин развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушений поведения, которые могут осложниться речевыми расстройствами.

Сенсорная депривация – изоляция ребенка, возникающая вследствие нарушения сенсорных функций. Глубокие нарушения зрения и слуха у детей изменяют нормальное взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов в их психическом развитии. Прежде всего изменяется биологическое созревание структур мозга. Возникает дефицитарность практически всех высших психических функций, в т. ч. речи. Формируется дефицитарный тип дизонтогенеза. Сенсорная депривация вторично вызывает социальную изоляцию ребенка.

Познавательная депривация. Помещение ребенка в условия искусственной сенсорной изоляции оказывает выраженное негативное воздействие на развитие мышления. Мышление является интегративной функцией мозга, поэтому нарушение развития мышления задерживает формирование других высших психических функций.

Социальная депривация вызывается неблагоприятными условиями жизни и воспитания, что обусловливает нарушение общения с окружающими и задержку формирования личности ребенка.

На речевое поведение ребенка и развитие общения оказывает влияние неправильное воспитание:

1. Гипоопека. Может формироваться патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости (неумение регулировать эмоции и желания, отсутствие чувства долга и ответственности). В условиях гипоопеки замедляется речевое развитие ребенка вследствие ограничения общения со взрослыми.

2. Гиперопека. Происходит формирование эгоцентрических установок, неспособности к волевым усилиям, трудовой деятельности. Нарушается ход речевого развития вследствие ограничения самостоятельной познавательной деятельности и отсутствия необходимости использовать речь как средство достижения цели, поскольку взрослые исполняют желания ребенка сразу же, как только они возникнут.

3. Преобладание авторитарного или жестокого обращения ведет к формированию невротического развития личности с отсутствием инициативы, самостоятельности, наличием повышенной тревожности. Возможны нарушения речи по типу логоневроза, мутизма.

Вторичная профилактика

Значение нарушений речи для психического развития ребенка, формирования его личности и поведения. Поведение родителей, нап­равленное на развитие общения и психических функций ребенка. Всестороннее обследование ребенка с речевой патологией и организация последующего коррекционно-психологического и коррекционно-педа-гогического воздействия, как методы вторичной профилактики.

Методы вторичной профилактики:

— всесторонне обследование ребенка с речевой патологией;

— организация последующего коррекционно-психологического и коррекционно-педагогического воздействия.

Необходимо хорошо знать и учитывать конкретные проявления речевого дефекта, а также условия его полной компенсации. Вследствие этого тщательное всестороннее изучение каждого ребенка приобретает особую значимость при построении оптимального варианта коррекционного воспитания и обучения детей с патологией речи и вторичной профилактики осложнений.

Нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения (вторичные расстройства). Глубокие расстройства речи ограничивают умственное развитие в целом.

Нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения (вторичные расстройства).

Глубокие расстройства речи (алалия, афазия) в разной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу функционального единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окру­жающими, в результате объединяются знания, эмоции и другие психические проявления личности.

Незрелость личности и ограниченность индивидуального жизненного опыта у детей младшего возраста усиливают роль различных биологических факторов (ранняя резидуальная органическая недостаточность, генетическая отягощенность, конституциональные особенности реактивности, нарушения гормонального баланса и др.) в генезе наблюдаемых в этом возрасте невротических реакций. Этим биологическим фак­торам принадлежит также ведущая роль в «выборе способа» невротического реагирования, т. е. возникновений тех или иных преимущественных невротических расстройств у детей млад­шего возраста (В. В. Ковалев, 1976).

Выделяются четыре уров­ня преимущественных невротических нарушений у детей:

1. Сомато-вегетативный — 0-3 года жизни.

2. Психомоторный — 4-7 года жизни.

3. Аффективный — 7-10 года жизни.

4. Эмоционально-идеаторный — 10-15 лет жизни.

К первому уровню невротических расстройств относятся расстройства аппетита, нарушения функций желудочно-кишечного тракта, терморегуляции, сна. Второй уровень связан с появлением гипердинамического синдрома, тиками, заика­нием, мутизмом и другими моторными и речемоторными на­рушениями. На третьем уровне реактивности у детей наблю­даются страхи, депрессивные переживания. На четвертом уровне — невротическая анорексия, ипохондрические сверх­ценные образования к своему «физическому Я».

При органическом поражении мозга изменяются биологи­ческие условия протекания деятельности. Новые возросшие возможности ребенка вступают в противоречие со сложив­шимся уровнем требований к нему, с тем объективным мес­том, которое он занимает в жизни.

Так как взаимодействие биологических и социальных фак­торов риска играет особую роль в речевом онтогенезе, в коррекционную работу должны быть максимально вовлечены родители. Они должны знать, что слабый или сиплый голос ребенка, малая двигательная активность, низкий уровень раз­вития сосательного рефлекса и проч. свидетельствуют о по­вреждении головного мозга. Возрастная незрелость психики и симбиотический характер отношений ребенка раннего воз­раста с его родителями (прежде всего, с матерью) требуют от логопеда установления доверительного контакта с ними для того, чтобы определить их отношения к ребенку, их воспита­тельные установки и привлечь близких людей к коррекционной работе.

Господствующие в обществе взгляды на излечимость и прогноз органических поражений мозга оказывает влияние на отношение родителей к ребенку. Логопед должен разъяс­нять родителям механизмы компенсации имеющегося орга­нического дефекта, значение таких врожденных рефлексов, как эхопраксия и эхолалия, первых этапов лепета для разви­тия движений артикуляционного аппарата и вызывание го­лосовых реакций у ребенка. Родители должны хорошо представлять себе то, что чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями будет идти речевое и интеллектуальное развитие детей.

Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, роди­тели стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они на­носят вред речевому и психическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребенка на­капливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития его речи (Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, 1985).

Известно, что наличие речевых нарушений у ребенка часто сочетается с недостаточным развитием и сформированностью целостного образа предмета. Поэтому коррекционная ра­бота проводится таким образом, что вначале создается или уточняется чувственный образ того, что в дальнейшем долж­но быть опосредовано словом (вторым сигналом действитель­ности). Учитывая индивидуальные особенности психического развития детей с речевыми нарушениями, коррекционная педагогическая работа направляется на преодоление как не­речевых, так и речевых нарушений.

Степенью, характером речевой недостаточности и психи­ческих наслоений определяются возможности ребенка учить­ся и активно участвовать в общественной жизни школы.

Успеваемость в школе тормозится невозможностью вовремя и отчетливо спросить, ответить, рассказать или прочитать. Из-за детей, страдающих речевыми нарушениями, задерживает­ся нередко динамика урока, нарушается дисциплина (в клас­се возникает смех, передразнивание, жалобы и т. п.).

Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосы­лок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. Это состояние можно рассматривать как первое следствие, создающее зна­чительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Вторым следствием можно считать те трудности, которые возникают у детей в процессе овладения грамотой.

Отставая в учении, школьники, у которых имеются речевые расстройства, теряют интерес к обучению, подчас переходят в категорию нарушителей дисциплины. Многие дефекты речи, имеющие в своей основе органичес­кое поражение мозга, меняют перспективы жизни. Нередко ситуации, когда будущее для подростка, страдающего речевой патологией теряет свои четкие очертания. Некоторые расстрой­ства речевой функции влияют не только на получение профес­сии, но сказываются на устойчивости энергетического потен­циала деятельности и сохранности ее операционального состава.

Таким образом, внимание учителя-логопеда должно быть максимально сконцентрировано на своевременном предуп­реждении возможных вторичных, более отдаленных послед­ствий речевой патологии. Особенно внимательно следует про­анализировать с этих позиций состояние звуковой стороны речи, ибо недостаточная сформированность фонематических процессов даже при полностью скомпенсированных дефек­тах звукопроизношения может привести к недостаткам в ов­ладении навыками письма и чтения.

В процессе воспитания детей, имеющих речевые наруше­ния, родителям и педагогам необходимо постоянно осмыс­ливать свое поведение и свои позиции. Взаимопонимание, поощрение, взаимное уважение, соблюдение порядка, взаимо­действие как между членами семьи, так и между педагогами и родителями играют серьезную роль в профилактике психо­генных реактивных явлений у детей, страдающих речевой патологией. В особенности данное положение актуально для заикающихся школьников.

В тех случаях, когда у детей наблюдаются психологичес­кие осложнения типа личностных переживаний, связанных с наличием речевого дефекта, страх речи, уход от ситуаций, тре­бующих речевого общения, и т. д., логопеду необходимо суще­ственно усилить психотерапевтический акцент в своей рабо­те. Всякий раз этот акцент и формы психотерапии будут зависеть от возраста ребенка и особенностей индивидуально­го психологического реагирования.

Необходимо хорошо знать и учитывать конкретные про­явления речевого дефекта, а также условия его полной ком­пенсации. Вследствие этого тщательное всестороннее изуче­ние каждого ребенка приобретает особую значимость при построении оптимального варианта коррекционного воспи­тания и обучения детей с патологией речи и вторичной про­филактике осложнений. Четкое знание учителем-логопедом индивидуальных особенностей всех детей группы позволяет определить возможность преодоления дефекта в целом, ус­тановить необходимые для этого сроки, сделать прогноз в отношении обучения по программе общеобразовательной школы.

Логопедическая профилактика может быть действенной лишь при условии полного знания о развитии ребенка (фи­зического, психического, речевого и т. д.) с опорой на норма­тивы развития. Это позволит логопеду адресно руководить воспитанием и обучением, используя периоды сенситивности, наблюдаемых на определенных стадиях онтогенеза. Преж­девременное или запаздывающее, по отношению к периоду сенситивности, коррекционное обучение является менее эф­фективным, тогда как сознательная опора на закономернос­ти развития психофизиологических характеристик, психи­ки и речи, позволяет логопеду добиваться значительных успехов.

Третичная профилактика

Содержание педагогических мероприятий, направленных на трудовое воспитание и профессиональную ориентацию детей и подростков с речевой патологией. Пропаганда педагогических и коррекционно-педагогических знаний среди населения. Единство воспитательных и педагогических требований детских учреждений, школы и семьи

Задачи третичной профилактики – профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающих нарушением речи. Основное направление работы – глубокий учет личностных возможностей и интересов каждого ученика. У учащихся должна быть возможность выбора с помощью педагога, психолога, врачей такого пути обучения, который позволит конкретной личности достичь наилучших результатов. Помимо когнитивного развития необходимо уделять большое внимание эмоциональному и социальному развитию.

Этапы социально-трудовой адаптации:

I. Профессиональное просвещение.

II. Профессиональная пропаганда.

III. Профессиональная ориентация.

IV. Трудовая реабилитация.

Необходимо создание центров медико-психолого-педагогической реабилитации, центров надомного обучения и других реабилитационных учреждений.

Большая роль в социально-трудовой адаптации принадлежит специальной (коррекционной) школе. Школа должна готовить учащихся к общественно-полезной деятельности и участию в производительном труде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Психология. – М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1006с.

2. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – Новосибирск: Лада; Наука, 2001. –440с.

3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. –180с.

4. Фишман М.Н. Мозговые механизмы, обуславливающие отклонения в речевом развитии у детей // Дефектология. – 2001. — №3. –С.3-4.

5. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. –258с.

6. Логопедия / под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. –М.: Владос, 1999. – 527с.

7. Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256 с.

7. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М: «Просвещение», 1989. -222с.

ТЕСТ

1. Задачей первичной профилактики речевых нарушений является:

А. коррекция речевых нарушений;

Б. предупреждение речевых нарушений;

В. устранение вторичных дефектов развития.

2. Задачей вторичной профилактики речевых нарушений является:

А. социально-трудовая адаптация лиц с речевой патологией;

Б. предупреждение последствий речевой патологии и перехода расстройств в хронические формы;

В. диагностика речевых расстройств.

3. Задачей третичной профилактики речевых нарушений является:

А. социально-трудовая адаптация лиц с речевой патологией;

Б. предупреждение последствий речевой патологии и перехода расстройств в хронические формы;

В. диагностика речевых расстройств.

4. Для ранней диагностики речевых нарушений применяется:

А. массовая диспансеризация детей;

Б. диагностика по запросу родителей;

В. осмотр ребенка логопедом.

5. В условиях семейного воспитания по типу гипоопеки речевое развитие детей:

А. замедляется;

Б. ускоряется;

В. идет согласно возрастным нормам.

6. К методам вторичной профилактики относятся:

А. всесторонне обследование ребенка с речевой патологией;

Б. организация последующего коррекционно-психологического и коррекционно-педагогического воздействия.

В. 1 и 2 вариант.

7. Профилактика РН – это:

А. использование предупредительных мер по предотвращению аномального развития речи;

Б. система психологического оздоровления ребенка;

В. комплекс профилактических мер направленных на социально-трудовую адаптацию лиц с речевыми нарушениями.

Ответы: 1 – Б; 2 – Б; 3 – А; 4 – А; 5 – А; 6 – В; 7 – А.

«Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста»

Умела дитя родить – умей и научить.

Русская пословица.

В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде!

При нормальных условиях воспитания, когда ребенок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводиться систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни.

Существуют методики, способствуют более быстрому и правильному освоению речи детьми раннего возраста. Например: развитие мелкой и общей моторики, артикуляции и дыхания.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно- в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаза ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой и общей моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мышц рук. Вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, в очереди, где нечем занять ребенка).

Пальчиковые игры можно сочетать с Су-Джок терапией. Это одно из направлений акупунктуры, метод которого основан на воздействии на определенные билогически-активные точки кистей и стопы. В переводе с корейского Су — кисть, Джок — стопа. Применяют Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

Еще одним методом профилактики речевых нарушений является выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции – артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика направлена на развитие мышц речевого аппарата. Наиболее активно участвует в образовании слов язык – от его положения зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Если вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 2-3лет, то это поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, или в возрасте 5-6 лет подготовит артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог. Поскольку занятия с маленькими детьми часто носит подражательный характер, поиграйте с малышом в такую игру: вы будите показывать движение, а он будет повторять за вами. Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить перед зеркалом, повторять каждое упражнение 5-6 раз.

Немаловажным является и развитие речевого дыхания. Ведь для того, чтобы произносить развернутую фразу выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. Упражнения по обучению дыхательному выдоху являются подготовительным этапом для формирования шипящих и свистящих звуков.

Если при обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, то речевое дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха.

В заключение хотелось бы дать несколько простых рекомендаций по проведению игр:

  • Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.
  • Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным слушателем, и вам придется манипулировать его ручками.
  • Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить стихотворение)- сложная задача может сразу отбить интерес к игре.
  • Длительность игры с двухлетними малышами не должна превышать – 5-10 минут, игры с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут.
  • Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить игру до более подходящего времени.
  • Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооценку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все получится.

Желаем вам успехов и приятных минут общения с ребенком!

МДОУ детский сад №41 «Золотой петушок»

Семинар — практикум

для воспитателей МДОУ

Тема: «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

учитель — логопед: Воскресенская М.О.

2017 год

Тема:»Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ: Повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

1.Совершенствовать педагогическое сотрудничество учителя – логопеда и воспитателей МДОУ.

2.Создать совместными усилиями условия для своевременного развития речи детей.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Но в настоящее время возникает противоречие. С одной стороны, возрастают требования к речевому развитию ребенка. В новой, переработанной с учетом ФГОС, программе «От рождения до школы» раздел речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой; детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

С другой стороны, все чаще в детский сад приходят дети с задержкой речевого развития или с нарушением речевого развития. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Профилактика является одной из важнейших задач образовательного учреждения. Важную роль в данном процессе играет совместная работа воспитателей и родителей. Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста.

В каждой возрастной параллели свои профилактические задачи: ранний возраст (от 1 года до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность. В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, профилактическая работа с детьми раннего возраста должна быть приоритетной. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

Основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста:

1. Формирование моторной сферы: восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, упражнения для развития общей моторики, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти. Развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.

2. Развитие высших психических функций: памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной), внимания (зрительного, слухового, двигательного), восприятия (зрительного, слухового). Мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций), умения действовать целенаправленно, творческих способностей, формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой). Обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

3. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций (инструкций, вопросов, несложных текстов);

4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем.

В возрасте 3-5 лет следует особое внимание уделить звукопроизносительной стороне речи дошкольников. Основные направления профилактической работы на данном этапе будут следующие:

• Формирование фонематического слуха

• Развитие артикуляционной моторики

• Развитие мелкой моторики

• Развитие речевого дыхания

Фонематический слух

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами.

Работа по развитию фонематического слуха проводится в два этапа:

• Развитие слухового внимания:

Узнавание неречевых звуков — игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки;

Игры, направленные на восприятие ритма;

• Развитие фонематического восприятия:

Различение по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игра «Три медведя».

Различение близких по звуковому составу слов (танки — санки, бочка — дочка, тапки — шапки).

Артикуляционная моторика

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения.

С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения.

Упр. Блинчик / Лопаточка: Открываем рот, широкий расслабленный язык кладем на нижнюю губу. Удерживаем «лопатку» под счет до 5. В норме язычок должен лежать спокойно, без подергиваний и не отклоняться в сторону. Выполнять 5-6 раз. Если ребенок не может расслабить язычок, то сначала выполняют упражнение «Замесим тесто», которое поможет расслабить мышцы язычка.

Упр. Лошадка: Улыбаемся, открываем рот. Необходимо пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Упр. Вкусное варенье: Рот открываем, широким языком обхватываем верхнюю губу и «слизываем» воображаемое варенье вглубь рта. Производим движения язычком не из стороны в сторону (1 вариант), а вперед-назад (2 вариант). Выполнять 6-8 раз.

В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую.

Упр. Хоботок — Заборчик: Сначала губы вытяните вперед трубочкой, затем растяните в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживать 3 секунды. Движение повторить 5—10 раз.

Мелкая моторика

Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны, проводится систематически. Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, штриховки, шнуровки и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук.

Речевое дыхание

Дыхание в процессе речи, отличается от обычного дыхания, более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.

Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:

Ослабленный вдох и выдох, как следствие — тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз;

нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз;

произнесение фраз на вдохе — к судорожной, нечеткой речи;

неравномерный выдох — речь то громкая, то тихая.

Нарушение речевого дыхания может быть как следствие:

• аденоидных разрастаний;

• общей физической ослабленности.

Упражнения на выработку длительного плавного речевого выдоха необходимо проводить систематически, следить, чтобы ребенок дул не в щеки. 1-2 минуты.

Упр. «Фокус»: Рот приоткрываем, губы держим в улыбке. На нос кладем кусочек ватки и пытаемся его сдуть. Язычок в форме «чашечки» поднимаем к верхней губе таким образом, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка был желобок. Дуем через желобок и сдуваем ватку с носа. Если не получается, можно слегка придержать язык.

Упр. «Загони мяч в ворота»: Вытягиваем губы вперед трубочкой. Длительно дуем на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

Голос

Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко.

Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время необходимо уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом.

Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь:

1. «Эхо» Повторите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла), потопать ногой и т.д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам.

2. «Телефон» Ведущий загадывает слово и шепчет его перому игроку так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что улышал. Если слово названо неправильно, то ведущий, опрашивая, выясняет, кто «испортил телефон». Ведущим становится последний игрок, а все остальные «сдвигаются» по скамейке. Бывший ведущий садится на место первого игрока.

3. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса.

Тихий голос — игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием или договариванием междометий.

«Идите с нами играть». Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.

Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

Немаловажную роль в профилактике речевых нарушений играет работа с родителями. Она включает в себя:

Ознакомление с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение литературы).

Если к концу средней группы, после проведенной вами профилактической работы, в группе остались дети с нарушением произношения или другими речевыми нарушениями необходимо порекомендовать родителям обратиться за консультацией к логопеду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *