Полидактилия, что это?

Полидактилия – это врожденная патология развития пальцев, которая выражается в увеличении их количества. Чаще наблюдается на руках, но может затронуть и пальцы ног, или одновременно верхние и нижние конечности.

Как правило, этот анатомический дефект наследуется как доминантный признак при полидактилии у одного из родителей. Он не опасен для жизни, но может стать причиной психологической травмы, нарушить функции конечностей, а также замедлить физическое развитие и ограничить выбор профессии в будущем.

Согласно статистике, полидактилия встречается с одинаковой частотой у мальчиков и девочек. По различным данным, она отмечается у одного из 660-3300 младенцев и может сочетаться с другими наследственными нарушениями опорно-двигательного аппарата, такими как синдактелия, брахидактилия и дисплазия суставов.

Причины полидактилии

Этиология развития полидактилии недостаточно изучена, но основной причиной считается генетическая предрасположенность. Вероятность передачи аномалии по наследству составляет 50%, поскольку доминантный признак полидактилии характеризуется низкой степенью пенетрантности. Таким образом, у носителя гена может родиться и здоровый ребенок.

По некоторым версиям, патология может возникать у эмбриона на 5-8 неделе развития из-за неравномерного увеличения количества мезодермальных клеток. Кроме того, иногда это лишь один из симптомов серьезных генных или хромосомных нарушений. Медицине известно около 120 синдромов, которые могут сопровождаться полидактилией, среди которых можно назвать:

  • Синдром Рубинштейна-Тайби;
  • Синдром Карпентера;
  • Синдром Смит-Лемли-Опиц;
  • Синдром Лауренс-Мун-Биедл;
  • Хондроэктодермальная дисплазия;
  • Трисомия 13;
  • Торакальная дистрофия с асфиксией.

Зачастую установить точную причину возникновения дополнительных пальцев не представляется возможным.

Классификация полидактилии

Полидактилию классифицируют по локализации и типу удвоения. В зависимости от того, какие именно пальцы дублируются, различают три вида аномалии:

  • Преаксиальную (радиальную) – большой палец;
  • Центральную – указательный, средний и безымянный;
  • Постаксиальную (ульнарную) – мизинец.

Добавочные пальцы, как на руках, так и на ногах, могут формироваться разными способами, от которых зависят их качественные характеристики и функциональность. Смотря по тому, какого типа удвоение имело место, они могут представлять собой следующие образования:

  • Рудимент. Состоит из мягких тканей, без костей. Держится на кожной ножке. Нефункционален;
  • Раздвоенный основной палец. Образуется в результате удвоения соответствующей пястной или плюсневой кости. Почти всегда недоразвит и имеет меньшее число фаланг;
  • Полноценный палец. Имеет нормальные размеры и форму.

При полидактилии в месте поражения нередко наблюдается деформация костей и суставов, которая со временем способна прогрессировать и приводить к вторичным изменениям костно-суставного аппарата.

Диагностика патологии

Диагностику полидактилии проводят с помощью клинических, генетических, рентгенологических, биомеханических и других методик исследования. Клинический осмотр ребенка осуществляется педиатром, ортопедом и генетиком для того, чтобы выявить функциональные и анатомические нарушения развития, а также установить тип наследования полидактилии. Обязательно делается рентгенография пораженной кисти или стопы, чтобы оценить состояние суставного и костного аппарата. При необходимости осмотра хрящевых структур и мягких тканей, проводится магнитно-резонансная томография. Дополнительные методы, такие как стабилография и электромиография, позволяют дополнить полученные результаты.

Генетический анализ направлен на составление прогноза вероятности рождения у данной пары ребенка с анатомической аномалией. Поскольку наиболее характерен аутосомно-доминантный тип наследования полидактилии, для развития болезни достаточно, чтобы мутантный аллель передался от одного из родителей.

В случае если шестипалость представляет собой симптом хромосомного или генетического отклонения, то необходима тщательная пренатальная диагностика, которая включает амниоцентез и биопсию хориона, а также ультразвуковое исследование. При изолированной полидактилии беременность рекомендуют сохранить, а при хромосомных нарушениях – прервать.

Лечение полидактилии

Лечение полидактилии проводится исключительно хирургическим путем. Если дополнительные пальцы состоят из мягких тканей, то их удаляют в первые месяцы после рождения. В остальных случаях к оперативному вмешательству прибегают не раньше, чем через год. Это нужно для того, чтобы изучить состояние основных пальцев, что невозможно сделать у новорожденного.

Клинические данные свидетельствуют, что после обычного удаления добавочных фаланг в 70% случаев развивается повторная деформация. Поэтому во время операции устранение добавочных фаланг может сочетаться с исправлением деформации основных пальцев или с их восстановлением при помощи удаленных тканей. От этого зависит и длительность восстановительного периода. Иногда для нормализации функций кистей или стоп может потребоваться несколько лет.

Изолированная полидактилия лечению поддается лучше всего в раннем возрасте. Если же эта патология является следствием хромосомного или генного синдрома, то прогноз зависит от тяжести основного заболевания.

Профилактика полидактилии состоит в проведении генетических консультаций во время планирования беременности, а впоследствии – в осуществлении пренатальной диагностики.

Видео с YouTube по теме статьи:

Человеческие дети рождаются с дополнительными пальцами рук и ног намного чаще, чем может показаться со стороны. Эта мутация называется полидактилией и встречается в среднем 1 раз на 500 детей. Появившиеся таким путем пальцы обычно считают бесполезными и ампутируют вскоре после рождения. Однако новые исследования показали, что на самом деле «бонусные» конечности могут оказаться весьма полезными.

Новая работа анализирует анатомию двух людей, родившихся с шестью пальцами на каждой руке. Она показала, что в таком состоянии руки не только сохраняют, но и приумножают свой функционал. Так, шестипалые люди без труда набирают текст на телефоне, играют в сложные видеоигры и даже завязывают шнурки на обуви !

Как отметил биоинженер Этьен Бурде из Имперского колледжа Лондона, «лишние пальцы рук и ног традиционно считаются врожденным дефектом, поэтому никто не задумывался над тем, насколько полезными они могут быть на самом деле». В некоторых случаях утверждение о дефекте верно, поскольку дополнительные пальцы могут быть рудиментарными или просто плохо развитыми. Их удаление тоже может доставить проблем, поскольку каждый такой палец обладает собственными костями, сухожилиями и мускулатурой, которые даже в случае неправильного развития связаны со всей остальной кистью в единую систему. Поэтому медикам надо не просто ампутировать палец, но и хранить всю кисть в рабочем состоянии.

Тем не менее, новое исследование доказало, что дополнительные пальцы могут приносить пользу. В случае 52-летней матери и ее 17-летнего сына, «бонусные» конечности были хорошо сформированы и полностью развиты. У матери и сына была одна и та же патология — дополнительный палец, растущий между большим и указательным на обеих руках. Это дало исследовательской группе прекрасную возможность ответить на некоторые острые вопросы о полидактилии.

В результате ряда тестов ученые обнаружили, что пациенты с полидактилией справляются с мелкой моторикой куда ловчее, чем люди с пятью пальцами на руках. Кроме того, они способы двигать дополнительными пальцами независимо от других, при этом диапазон этих движений так же велик, как у большого пальца. Сканирование показало, что у каждого «бонусного» пальцы было по три фаланги, а также собственный набор нервов и сухожилий.

ФМРТ показала, что во время выполнения тестов мозг задействовал дополнительные ресурсы для контроля за шестым пальцем — но, судя по всему, без какого-либо ущерба для когнитивных функций в целом. «Мозг человека с полидактилией хорошо приспособлен к дополнительному пальцу и даже обладает специальной областью для его контроля. Для этого ему даже не нужно заимствовать энергию из других источников», отмечается в работе.

В настоящее время позитивные качества полидактилии исследованы слабо, так что мы не можем судить о преимуществах и недостатках этого синдрома в целом. Возможно, в будущем эта патология разовьется настолько, что станет эволюционной нормой — а может быть так и останется случайным отклонением в развитии.

Полидактилией принято называть врожденную анатомическую аномалию, характеризующуюся наличием дополнительных пальцев на руках и/или ногах.

Что касается частоты встречаемости такой патологии, то данные в этом отношении разноречивы: по сведениям разных авторов, многопалость встречается у одного новорожденного на 630-3300, причем с одинаковой частотой как у мальчиков, так и у девочек.

Полидактилия, становясь причиной нарушения функции конечности, ограничивает физическое развитие ребенка, отрицательно влияет на его психику, требует ношения специальной обуви (если аномалия на ноге) и даже ограничивает выбор профессии.

Классификация полидактилий

По локализации полидактилию подразделяют на:

  • Радикальную – удвоение сегментов большого пальца;
  • Центральную – дупликация указательного, среднего и безымянного пальцев;
  • Ульнарную – удвоение мизинца.

По типу удвоения многопалость может представлять такие образования:

  • Рудимент – нефункциональный палец, состоящий из мягких тканей без костей и держащийся на кожной ножке;
  • Раздвоенный основной палец – образующийся вследствие удвоения кости (плюсневой или пястной), почти всегда имеющий меньшее число фаланг и являющийся недоразвитым;
  • Полноценный добавочный палец – имеющий нормальную форму и размеры.

Доминантным признаком полидактилии, влияющим на хирургическую тактику, является отсутствие или наличие деформации основного пальца.

Чаще всего многопалость встречается на руках, реже – на ногах, хотя медицине известны случаи и сочетания полидактилии на руках и ногах.

Согласно статистике, односторонняя многопалость преобладает над двусторонней (примерное соотношение 65% / 35%), а правосторонняя – над левосторонней (в 2 раза).

Этиология данной патологии изучена не до конца. Однако достоверно установлено, что самой распространенной причиной является наследственность. Семейный тип наследования полидактилии – аутосомно-доминантный с неполной пенетрантностью, т.е. носителями мутационного гена может быть один из родителей – мать или отец, но при этом оба они могут быть здоровыми. Тем не менее, вероятность унаследования аномалии составляет порядка 50%.

По другой версии полидактилия является одним из симптомов генных синдромов (Эллиса-Ван Кревельда, Меккеля, Лоренса-Муна-Барде-Бидля и др.) и сложных хромосомных синдромов (например, синдрома Патау). Всего генетика насчитывает около 120 синдромов, которые могут сопровождаться полидактилией.

Причину изолированной многопалости установить не удается. Обусловлена она, предположительно, увеличением числа мезодермальных клеток и возникает на 5-8 неделе эмбриогенеза.

Симптомы полидактилии

Доминантный признак полидактилии, как уже стало понятно, – наличие у ребенка лишних пальцев на кистях или стопах.

При этом стоит отметить, что многопалость не всегда является самостоятельной аномалией. Она может сочетаться с другими врожденными пороками опорно-двигательного аппарата, в частности с дисплазией тазобедренных суставов, сгибательными контрактурами пальцев (укорочением или сращением сухожилий, рубцовым перерождением ладонного апоневроза и др.), синдактилией (сращением двух или нескольких пальцев), брахидактилией (укорочением пальцев) и т.д.

Диагностика полидактилии

Генетическая диагностика заболевания подразумевает проведение генеалогического анализа, установление типа наследования полидактилии, а также прогнозирование риска рождения ребенка с патологией в конкретной семье. Если многопалость ассоциируется с генными или хромосомными синдромами, особое внимание уделяется пренатальной диагностике (во время беременности или сразу после рождения ребенка) – акушерскому УЗИ, амниоцентезу (исследованию внутриутробной жидкости) или биопсии хориона с кариотипированием (микроскопическому исследованию) плода.

Если у плода диагностирована изолированная полидактилия, беременность сохраняют. В том случае, если выявляется тяжелая хромосомная патология, ставится вопрос об искусственном прерывании беременности.

Клиническая диагностика многопалости предполагает осмотр новорожденного травматологом-ортопедом, определение вида деформации, выявление функциональных и других анатомических нарушений. Также ребенка обязательно осматривает генетик.

Диагностические мероприятия включают и рентгенологическое обследование с целью оценки анатомических соотношений костно-суставного аппарата, а также МРТ кисти либо стопы для оценки состояния хрящевых, костных и мяготканных структур.

Немаловажное значение имеют электрофизиологические методы диагностики полидактилии – они позволяют оценить состояние регионарного кровотока и мышц.

При многопалости стопы дополнительно проводят биомеханические исследования, направленные на определение статической нагрузки на конечность.

Лечение полидактилии и профилактика развития патологии

Единственным методом лечения полидактилии является хирургическое удаление лишнего (лишних) пальца. Если он представляет собой рудимент, т.е. соединяется только посредством кожной мембраны, его удаление проводят в первые месяцы жизни новорожденного. Во всех остальных случаях операцию откладывают до достижения малышом 1 года.

В зависимости от типа деформации различается и хирургическое лечение полидактилии. Это может быть:

  • Удаление добавочного пальца без операции на основном;
  • Иссечение лишнего сегмента с корригирующей остеотомией (пересечением кости для исправления деформации) основного пальца;
  • Удаление добавочного пальца с выполнением сухожильной, кожной и даже костной пластики.

Реабилитационные послеоперационные мероприятия включают массаж, физиотерапевтические процедуры (ИК-облучение, магнитотерапию) и занятия лечебно-физической культурой.

Профилактика полидактилии предполагает:

  • Тщательное планирование беременности;
  • Медико-генетическое консультирование пар, особенно тех, в чьих семьях имелись случаи многопалости;
  • Исключение всех неблагоприятных факторов в первом триместре.

Что такое полидактилия?

Порок развития кисти или стопы, при котором отмечается наличие одного или нескольких добавочных пальцев, называется полидактилией. Размер этого пальца может быть различным — от небольшого бугорка на коже, до полноценного и функционирующего пальца кисти или стопы. В большинстве случаев, однако, добавочные пальцы меньше, чем другие и не так хорошо сформированы.

Кисть ребенка с добавочным пальцем, расположенным снаружи от мизинца (ульнарная полидактилия).

Иногда добавочный палец выглядит неразвитым и связан с кистью или стопой лишь посредством тонкого кожного мостика. Если палец сформирован лучше, то он может иметь в своем составе все ткани, присущие нормально сформированному пальцу, — такие, как кости, мышцы, кровеносные сосуды и нервы и имеет более полноценную связь.
Выделяют три типа полидактилии, различающиеся расположением добавочного пальца.
Расположение добавочного пальца в центральной части кисти или стопы называется центральной полидактилией.
Когда добавочный палец расположен снаружи от большого пальца кисти, то это преаксиальная или радиальная (лучевая) форма полидактилии. Если-же добавочный палец расположен снаружи от большого пальца стопы, то это называют тибиальной (большеберцовой) полидактилией.
Когда расположен снаружи от мизинца на кисти, это постаксиальная или ульнарная (локтевая) форма полидактилии. Если-же дополнительный палец расположен снаружи от мизинца на стопе, это называется фибулярной (малоберцовой) формой полидактилии.
Синонимами полидактилии являются «Добавочный палец» или «Удвоение пальца» (Например: «Удвоение первого пальца кисти», «Добавочный пятый палец стопы» и т.д.).

Полидактилия у детей

Кисть ребенка с добавочным пальцем, расположенным снаружи от большого пальца (преаксиальная полидактилия).

Полидактилия – часто распространенный порок развития среди детей. Он встречается примерно в одном случае на 1000 новорожденных детей. В некоторых семьях он передается по наследству, однако чаще всего он встречается только у одного человека в семье из-за генетических особенностей.
Обычно дополнительный палец появляется лишь на одной руке или одной ноге. В некоторых случаях дети рождаются с дополнительным пальцем на обеих кистях или обеих стопах — и, в редких случаях, на обеих руках и обеих ногах.
У многих детей с полидактилией не встречается никаких других заболеваний. Но также полидактилия может сочетаться с синдактилией (тогда заболевание называют полисиндактилией) или с другими генетическими синдромами.

Обследование при полидактилии

Если ваш ребенок родился с добавочным пальцем, врач внимательно осмотрит ребенка. Во время осмотра, он будет искать другие особенности развития, чтобы решить, есть ли у вашего ребенка более сложные заболевания.
Ребенку, возможно, потребуется произвести рентгенографию, чтобы посмотреть, есть — ли кости в добавочном пальце, каким образом они сформированы и как прилежат к другим костям кисти/стопы. Если врач считает, что у вашего ребенка могут быть и другие генетические синдромы, он может направить вас на консультацию к генетику.
В большинстве случаев, врачи удаляют дополнительный палец в раннем детстве. Цель лечения – достижение максимального функционального и эстетического результатов. Порой приходится решать и практические проблемы, такие как удаление добавочного пальца стопы, мешающего ношению обуви.

Методы лечения полидактилии

Способ удаления добавочного пальца зависит от того, расположен-ли он на кисти или на стопе, и каким образом прикреплен к ней – тонким кожным мостиком или — же полноценно развит.
Сосудистая клипса, нить.
Если палец плохо сформирован и не содержит кости, порой применяется следующий метод лечения – ребенку нитью, или сосудистой клипсой, перетягивают кожный «мостик». Это останавливает приток крови к пальцу, и вскоре он отпадет, как пуповина после рождения.

Хирургический метод лечения полидактилии

Если добавочный палец ребенка сформирован более полноценно, требуется операция. Последняя производится в раннем возрасте. Сложность ее зависит от степени развития добавочного пальца. Порой требуется произвести частичное удаление кости, перенести место прикрепления сухожилия, произвести капсулопластику сустава, удалить сосуд или нерв. Также часто требуется произвести различные виды кожной пластики, чтобы достичь максимального эстетического результата.
После операции, некоторое время потребуется носить гипсовую лонгету до момента заживления послеоперационной раны и формирования кисти. В это время потребуется наблюдение оперировавшего врача а также различные виды физиотерапии для уменьшения рубцевания и полноценного развития функции кисти.

Лечение полидактилии в ДГКБ № 13 им. Н.Ф. Филатова

Полидактилия является одним из наиболее распространенных заболеваний, с которыми обращаются в наше отделение.
Наши хирурги и физиотерапевты имеют обширный опыт лечения полидактилии. Каждый год мы встречаем большое количество детей с этим заболеванием в нашем отделении, и мы разрабатываем индивидуальный подход для лечения каждого из них, для получения лучших результатов.
Для большинства из пациентов, лечение полидактилии оперативное, порой операции технически довольно сложны в исполнении. Использование в операциях оптического увеличения, владение микрохирургической техникой и бережное отношение к тканям позволяет получить достойный клинический результат.
При необходимости, мы также назначаем детям физиотерапевтическое лечение.

Автор статьи: Сотрудники отделения реконструктивной и пластической микрохирургии

Центр «ХИРУРГИИ КИСТИ»

Консультирование, наблюдение и оперативным лечением детей с патологией кисти.

Записаться на консультацию к кистевому хирургу
в центр «ХИРУРГИИ КИСТИ» Филатвоской детской больницы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *