Основы профилактической педиатрии

Повышение оригинальности

Ведение
Педиатрия (от греч. paidos — ребенок и iatreia — лечение) по определению основоположника русской педиатрии С. Ф. Хотовицкого, данному в 1847 г. в первом отечественном руководстве «Педиятрика», «есть наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма и основанном на тех Особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей». Иными словами, основной задачей педиатрии является сохранение или возвращение (при болезни) состояния здоровья ребенку, позволяющее ему максимально полно реализовать свой врожденный потенциал жизни.
Более чем через 100 лет выдающийся отечественный педиатр Михаил Степанович Маслов (1961) так определил задачи педиатрии: «Являясь наукой о растущем и формирующемся организме человека, педиатрия на основе углубленного изучения особенностей детского организма в разные возрастные периоды ставит главной целью создание наилучших условий для всестороннего его развития и наибольшей устойчивости по отношению к вредным факторам. Поэтому основное направление педиатрии — профилактическое». Суть педиатрии как медицины развития можно свести к четырем большим разделам: защита, обеспечение, адекватная стимуляция, контроль и ранняя коррекция отклонений в развитии (И. М. Воронцов). Именно в антенатальном периоде, раннем детстве лежат истоки болезней взрослого человека и закладывается фундамент формирования здоровья.
В единой практической науке педиатрии условно выделяют ее ветви (направления, отрасли): профилактическую, клиническую, научную, социальную, экологическую педиатрию.
Основы профилактической педиатрии.
Профилактическая педиатрия — система мероприятий, способствующих предупреждению заболеваний и инвалидизации. Различают первичную, вторичную и третичную профилактику.
Первичная профилактика направлена на предупреждение развития заболеваний, в основном инфекций, за счет профилактических прививок, асептики, пастеризации (и других методов обеззараживания молока и других пищевых продуктов, воды). Примерами первичной профилактики неинфекционных заболеваний могут быть специфическая профилактика рахита, железодефицитных анемий.
Вторичная профилактика — выявление лабораторных и других предвестников, ранних признаков заболевания с целью предупреждения развития его тяжелых проявлений. Например, скрининг программы на выявление врожденного гипотиреоза, наследственных заболеваний; обнаружение признаков патологии при плановой диспансеризации в анализах мочи, крови, туберкулиновых пробах, осмотрах специалистов (ортопеда, окулиста, невропатолога и др.); пенициллиновая терапия при стрептококковых инфекциях носоглотки.
Третичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на предотвращение прогрессирования ограничения функций, нарастания инвалидизации уже при выявленном заболевании: антистрептококковая профилактика у детей, перенесших атаку ревматизма; диетотерапия при гастроэнтерологических заболеваниях, метаболических нефропатиях; ортопедическая коррекция у детей с церебральными параличами, грубыми врожденными костными аномалиями, не поддающимися радикальному лечению, и др.

Группы здоровья.
Основными задачами контроля за здоровьем и развитием детей являются:
· углубленное исследование, оценка состояния здоровья ребенка в эпикризные периоды и назначение соответствующих рекомендаций с целью обеспечения его гармоничного развития, оптимального функционального состояния организма и полноценного здоровья;
· раннее выявление отклонений в состоянии здоровья ребенка для организации оздоровления и лечения с целью профилактики формирования хронических заболеваний.
Группу здоровья определяет педиатр, учитывая осмотры специалистов.
Выделяют пять групп здоровья детского населения. В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.
Первая группа — здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций — дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).
Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.
Вторая группа — здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям – дети, не страдающие хроническими заболеваниями; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью).
Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами:
1)оптимальная двигательная активность;
2)закаливание естественными факторами природы;
3)рациональный режим дня,
4)дополнительная витаминизация продуктов питания и т. д.
Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма.
Третья группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма – дети, имеющие хронические заболевания или с врожденной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).
Четвертая группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями — лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма – дети, больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительным снижением функциональных возможностей (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.
Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.
Группы риска.
Всего у детей педиатры выделяют 7 групп риска:

    I – дети с риском заболевания ОРВИ и других отклонений в состоянии здоровья в период социальной адаптации,
    II – дети с риском патологии центральной нервной системы,
    III – дети с риском метаболических нарушений: рахит, анемия, гипотрофия, паратрофия,
    IV – дети с риском врожденных пороков органов и систем,
    V – дети с риском гнойно-септических заболеваний в период новорожденности,
    VI – дети с риском аллергических заболеваний,
    VII – дети с неблагополучными социальными условиями.

Все дети из групп риска осматриваются педиатром на первом месяце на дому не реже 3х раз, затем до 6 мес – 2 раза в месяц (1 раз в поликлинике на приеме в возрасте 1, 2, 3, 4, 5, 6 месяцев, 1 раз на дому – в 1,5; 2,5; 3,5; 4,5; 5,5 месяцев), и от 6 месяцев до 1 года – 1 раз в месяц.

Кроме этого, в дополнение к стандартным обследованиям, проводящимся всем здоровым детям:

По первой группе риска:

    осмотры ЛОР врача и стоматолога – 2 раза в год,
    профилактическое лечение, если в семье есть больные ОРВИ, в период подготовки к детскому саду, весной и осенью, в сезон увеличения заболеваемости
    своевременная санация очагов инфекции

Срок наблюдения – до 3х лет.

По второй группе риска:

    осмотр невролога в 1, 3, 6, 9, 12 месяцев,
    повторное УЗИ головного мозга по назначению невролога,
    массаж, гимнастика, плавание,
    в случае повышенной возбудимости – седативные (успокоительные) препараты, или ванны,
    другие препараты по назначению невролога.

Срок наблюдения – до 1 года.

По третьей группе риска:

    анализ крови в 1, 3, 6, 12 месяцев, при снижении гемоглобина – своевременное лечение,
    тщательный контроль за прибавкой в массе тела,
    рациональное вскармливание (сохранение грудного вскармливания, соблюдение возрастного режима и объема кормлений при искусственном вскармливании, правильное и своевременное введение прикорма),
    профилактика рахита витамином Д3 с 1 месяца до 1 года по 500 МЕ ежедневно,
    массаж, гимнастика, закаливание.

Срок наблюдения – до 1 года.

По четвертой группе риска:

Срок наблюдения – до 1 года.

По пятой группе риска:

    с момента выписки из роддома, до 10 дня жизни педиатр осматривает ребенка ежедневно, затем 1 раз в неделю до 1 месяца,
    обращается внимание на пупочную ранку, кожные высыпания, характер стула, активность ребенка, прибавку в весе,
    ежедневно 3 р/д измеряется температура тела ребенка,
    общий анализ крови в 1, 3, 6, 12 месяцев,
    кипячение, проглаживание белья,
    купание в кипяченой воде с добавлением марганцовки,
    туалет кожи и пупка,
    естественное вскармливание,
    борьба с запорами,
    по показаниям – биопрепараты (линекс, бифидум-бактерин и др). с первых дней жизни,
    госпитализация при гнойничковых кожных высыпаниях.

Срок наблюдения – до 3х месяцев.

По шестой группе риска:

    аллерголог-иммунолог в 3 месяца, далее по показаниям,
    общий анализ крови в 3, 12 месяцев, для выявления эозинофилии,
    сохранение грудного вскармливания,
    гипоаллергенная диета матери,
    ребенку более позднее введение прикорма, гипоаллергенная диета,
    гимнастика, массаж, раннее закаливание,
    исключение бытовых аллергенов,
    по возможности, в случае острых заболеваний лечение без лекарств или использование их по минимуму, рекомендуется физио и фитотерапия,
    раннее выявление отклонений со стороны ЖКТ.

Срок наблюдения до 3х лет.

По седьмой группе риска:

В этой группе риска наблюдение бессрочное: до того момента, как обстановка в семье и условия жизни ребенка улучшатся.

    до 10 дня жизни ежедневный осмотр педиатра, затем в 20 дней и 1 месяц, далее 2 раза в месяц,
    контроль за вскармливанием, гигиеной, прибавкой в весе, физическим и нервно-психическим развитием,
    обеспечение бесплатными медикаментами и питанием,
    при заболеваниях – госпитализация в стационар,
    первоочередное оформление в детский сад,
    санаторно-курортное лечение,
    общий анализ крови, кала, мочи ежегодно,
    с 7 лет контроль артериального давления,
    медосмотры с участием педиатра, ЛОР врача, хирурга, окулиста, стоматолога в 1, 3, 5, 7, 10, 12, 14-15, 17-18 лет,
    флюрография с 14 лет.

Детская поликлиника: задачи, структура, показатели деятельности
Детская поликлиника проводит широкий комплекс мероприятий по предупреждению и раннему выявлению патологии у детей, снижению заболеваемости и детской смертности, поэтому она должна иметь достаточно развитую диагностическую и лечебную базу, а также хорошо организованную службу, деятельность которой направлена на профилактику заболеваний, на обучение населения навыкам сохранения здоровья.
Детская поликлиника — лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее амбулаторно-поликлиническую помощь детям и подросткам до 18 (17 лет 11 месяцев 29 дней включительно) лет. Детские поликлиники организуются в целях обеспечения детей, не нуждающихся в госпитализации, доступной и качественной первичной медико-санитарной, квалифицированной и специализированной помощью, направленной на профилактику, снижение уровня заболеваемости, детской инвалидности, младенческой и детской смертности. В зависимости от числа врачебных должностей выделяют пять категорий городских детских поликлиник. В настоящее время в городах преимущественно функционирую крупные поликлиники (1-2 категории), имеющие достаточный набор помещений, высококвалифицированные кадры, необходимые лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, лечебной физкультуры, массажа, водолечения, грязелечения и др.).

Оптимальный режим работы детских поликлиник: с 8 часов до 20 часов в рабочие дни, а в выходные дни до 14 часов. Детская поликлиника работает по участковому принципу. Вся обслуживаемая поликлиникой территория разделена на участки. На педиатрическом участке в норме проживает 800 детей и для их обслуживания выделяется 1 должность врача-педиатра и 1,5 должности участковой медсестры. Кроме того, в детской поликлинике предусмотрены должности врачей-педиатров и медсестер (фельдшеров) для оказания лечебно-профилактической помощи в дошкольных учреждениях, школах и отделения специализированной медицинской помощи. Основным методом в обслуживании детей является метод диспансеризации.

Основные задачи детской поликлиники:

-Организация и проведение профилактических мероприятий в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах – диспансеризация детей (активное и динамическое наблюдение за здоровьем детей), санитарно-просветительная работа, пропаганда здорового образа жизни, проведение противоэпидемических мероприятий совместно с центрами ГСЭН;

-Соблюдение преемственных связей с другими ЛПУ: женскими консультациями, родильными домами, детскими больницами и санаториями, диспансерами.

    проведения дородового патронажа беременных женщин;
    учета детского населения и диспансеризации здоровых, больных и детей из группы риска соответственно возрасту, особенностям нервно-психического и физического развития;
    вакцинации детей;
    подготовки детей к поступлению в дошкольные и общеобразовательные учреждения;
    предупреждения инфекционных заболеваний;
    санитарно-просветительной работы с целью гигиенического воспитания и прививания навыков по рациональному питанию, уходу, закаливанию, оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни среди детей, их родителей и членов семьи.

Основной фигурой, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь детям, является участковый педиатр. Согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об организации деятельности врача-педиатра участкового» от 18 января 2006 г. N 28 — на должность врача-педиатра участкового назначается специалист, имеющий высшее медицинское образование по специальности «педиатрия» или «лечебное дело» и сертификат специалиста по специальности «педиатрия». Врач-педиатр участковый осуществляет свою деятельность в медицинских организациях преимущественно муниципальной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детям: детских поликлиниках; амбулаториях; стационарно-поликлинических учреждениях. Врач-педиатр участковый оказывает первичную медико-санитарную помощь контингенту, сформированному преимущественно по территориальному принципу и на основе свободного выбора врача пациентами. Нагрузка участкового педиатра составляет: 5 человек на 1 час приема в поликлинике, 7 — при профилактических осмотрах и 2 — при обслуживании на дому. Цель работы участкового педиатра заключается в сохранении здоровья, снижении заболеваемости и смертности детей всех возрастов, обеспечении оптимального физического и нервно-психического развития детей.

Функциона
и т.д……………..

ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ. СТАНДАРТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКЛИНИКИ.

Цели и задачи профилактической педиатрии

Профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

Цели профилактической педиатрии — организация и проведение комплекса мероприятий способствующих сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей и подростков,

• нормальный рост и развитие ребёнка на всех этапах его развития,

• социальная адаптация, медико-социальное и психологическое благополучие детей, осуществление личностного потенциала в соответствии с возрастом.

Задачи профилактической педиатрии:

• антенатальная и интранатальная профилактика;

• профилактическая работа с детьми первого года жизни и детьми раннего возраста;

• профилактическая работа с детьми дошкольного, школьного, в том числе подросткового, возраста.

(Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»),

УРОВНИ ПРОФИЛАКТИКИ

Первичная профилактика — Система первичных профилактических мер, направленных на сохранение здоровья ребенка, включающая гигиеническое воспитание детей с позитивной установкой на здоровый образ жизни (физическое воспитание, рациональное питание, иммунопрофилактику инфекционных заболеваний и др.).

Вторичная профилактика — Направлена на раннее выявление заболеваний и проведение курсов восстановительного лечения с целью предупреждения развития осложнений и рецидивов заболеваний

Третичная профилактика — Предусматривает проведение комплекса реабилитации с целью профилактики инвалидизации детей и подростков

Диспансерное наблюдение

— представляет собой динамическое наблюдение, за состоянием здоровья, в том числе необходимое обследование, лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти

Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации

Этапы диспансеризации:1) клинический или стационарный; 2) поликлинический или адаптационный; 3) санаторно–курортный

Принцип диспансеризации – 100% охват динамическим наблюдением здоровых детей (1,2 группа здоровья) и детей, имеющих проявления врожденных и приобретенных заболеваний(3,4,5 группы здоровья)

Диспансерное наблюдение за детьми проводится по двум признакам:1)по возрастному (наблюдению подлежат здоровые дети на 1-ом году, на 2-ом году жизни и т.д.); 2)по наличию патологии (наблюдаются дети с патологией по определенному стандарту

ЗАДАЧИ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ

1) Проведение ежегодных профилактических медицинских осмотров с установленным объемом лабораторных и инструментальных методов исследования.

2) Осуществление комплексной оценки состояния здоровья, определение группы здоровья, группы риска

3) Выявление лиц, имеющих факторы риска.

4) Углубленное обследование нуждающихся с использованием различных современных методов диагностики

5) Выявление заболеваний на ранних стадиях

6) Проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение развития заболевания, его рецидивов и инвалидизации детей и подростков

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ

· Предусматривает сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье с указанием типа родственных связей между членами родословной (подсчет общего числа хронических, наследственных заболеваний всех родственников, в том числе и ребенка).

· Определение индекса отягощенности наследственного анамнеза

по формуле: общее число заболеваний всех родственников//общее число родственников

· Генеалогический анамнез оценивается как отягощенный

при генеалогическом индексе ≥ 0,7

БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ

Анализ

Факторы, предшествующие рождению ребенка:

— течение беременности,

— состояние здоровья женщины,

— гипоксия плода,

— различные тератогенные влияния.

Факторы, влияющие на состояние новорожденного и детей первых месяцев жизни.

— родовая травма,

— асфиксия в родах, недоношенность,

— ГБН,

— острые инфекционные и неинфекционные заболевания,

— пограничные состояния и их длительность,

— ранний перевод на искусственное вскармливание.

Факторы, влияющие на состояние здоровья ребенка в последующие возрастные периоды (особенно первые три года жизни).

— повторные острые инфекционные заболевания,

— наличие рахита,

— анемии,

— расстройства питания, диатезов,

— неблагополучный социальный анамнез.

ОЦЕНКА

-Наличие одного и более факторов риска свидетельствует об отягощенном биологическом анамнезе.

-Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребенка, то биологический анамнез считается неотягощенным.

Группы физического развития

Группы физического развития

Основная группа — Дети с нормальным физическим развитием, которому соответствует среднее, ниже и выше среднего развитие (3, 4 и 5 коридоры) с гармоничным соотношением показателей массы и длины тела.

Группа с отклонениями — Дети с очень низкой длиной тела (1 коридор) при любой массе и с резко дисгармоничным развитием за счет дефицита или избытка массы тела 2 – 3 степени (1 и 7 коридор) при любой длине тела.

Группа риска — Дети с низкой, высокой и очень высокой длиной тела при гармоничном развитии, и дети с дисгармоничным физическим развитием за счет дефицита или избытка массы 1 степени при длине тела, которая находится во 2 и 6 коридорах.

ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ СТЕПЕНИ

— ПЛОХОЕ (уровень показателей или высокий или низкий, выраженные отклонения в поведении).

— НОРМАЛЬНОЕ (показатели соответствуют возрастной норме, поведение без отклонений)

— УХУДШЕННОЕ (уровень показателей на высшей или низшей границе возрастной нормы, начальные отклонения в поведении)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПЕДИАТРИИ

Профилактическое направление в педиатрии включает комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие и воспи­тание здорового ребенка, предупреждение заболеваний и инвалидизации детей.

Различают первичную, вторичную и третичную профи­лактику заболеваний.

Первичная профилактика состоит в предупреждении заболеваний путем устранения или нейтрализации причин­ных и предрасполагающих факторов. Она включает комплекс социальных, экономических, гигиенических, медицинских и воспитательных мер, которые должны выполняться не только учреждениями здравоохранения, но также государственными и общественными организациями. Первичная профилактика заболеваний составляет не только медицинскую, но и соци­альную проблему.

Основные направления первичной профилактики:

1. Диспансерное наблюдение за детьми всех возрастных групп.

2. Проведение неспецифической и специфической иммуно­профилактики.

3. Улучшение качества жизни, формирование здорового образа жизни.

4. Подготовка детей к поступлению в дошкольное учрежде­ние и школу.

5. Психологическая помощь детям из группы риска.

6. Планирование семьи.

7. Систематическое наблюдение за женщиной в пренатальный период беременности и постнатальный период.

8. Организация рационального питания.

9. Гигиенический контроль качества пищевых продуктов.

10. Повышение уровня санитарно-просветительной работы.

11. Профилактика детского травматизма.


12. Профилактика алкоголизма и наркомании среди детей и подростков.

13. Эпидемиологический контроль.

14. Контроль экологической ситуации.

Вторичная профилактика предусматривает активное раннее выявление заболеваний и функциональных наруше­ний, предупреждение их прогрессирования и возможных ос­ложнений. Вторичная профилактика обеспечи-вается опти­мальной организацией лечебно-оздоровительной работы, диспансерным наблюдением и проведением противорецидивного лечения заболеваний.

Основные направления вторичной профилактики:

1. Выявление предрасположенности или ранних признаков заболевания.

2. Формирование групп риска.

3. Динамическое наблюдение за группами риска.

4. Мониторинг физического и психического развития, сен­сорной системы и др.

Главная цель первичной и вторичной профилактики — это формирование в семье медико-гигиенических навыков здорового образа жизни.

Третичная профилактика предусматривает динамиче­ское наблюдение за пациентами с хроническими заболева­ниями.

Основные направления третичной профилактики:

1. Реабилитация пациентов с хроническими заболеваниями и инвалидов-детства.

2. Психологическая поддержка больного ребенка и его семьи.

3. Медико-социальная адаптация пациентов с хронически­ми заболеваниями и инвалидов-детства к трудовой дея­тельности.

4. Ортопедическая коррекция.

5. Организация общественных организаций поддержки па­циентов с хроническими заболеваниями и пр.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Диспансеризация — это активный метод динамического наблюдения за состоянием здоровья детей, представляющий собой систему научно обоснованных, социально-экономических, санитарно-оздоровительных, лечеб-но-профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение, быстрейшее восстановление здоровья, снижение заболеваемости и реабилитацию.

Диспансерное наблюдение должно охватывать как здо­ровых, так и больных детей.

Основные задачи диспансеризации:

Ø сохранение, укреп­ление и восстановление здоровья,

Ø улучшение физического развития детей различных возрастных групп.

Цели диспансеризации здоровых детей:

Ø сохранение и дальнейшее укрепление здоровья,

Ø улучшение физического развития,

Ø обеспечение психосоциальной адаптации и гармо­ничного развития.

Цель диспансеризации детей, имеющих факторы риска, пограничное состояние здоровья, сниженную сопротивляе­мость организма к заболеваниям- обеспечение здоровья как «состояния полного социально-биологического и психиче­ского благополучия».

Цель диспансеризации больных детей- снижение забо­леваемости, сохранение состояния здоровья и предупрежде­ние инвалидности, медико-социальная адапта-ция к трудовой деятельности.

Диспансеризация включает в себя следующие мероприятия:

1. Профилактические медицинские осмотры и активное раннее выявление заболеваний и факторов риска заболе­ваний.

2. Диспансерный учет и систематическое наблюдение за со­стоянием здоровья детей всех возрастных групп: изуче­ние условий жизни, выявление факторов, отрица-тельно влияющих на здоровье, оценка физического и психиче­ского развития ребенка, разработка мероприятий, на­правленных на его оздоровление.

3. Организация и проведение комплекса плановых профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, включая лабораторно-инструментальные методы обсле­дования, восстановительное и противорецидивное лече­ние, санацию полости рта и хронических очагов инфекции.

4. Пропаганда медико-гигиенических знаний и навыков здорового образа жизни, гигиеническое воспитание, активная борьба с вредными для здоровья привычками, особенно у детей с повышенным риском развития заболеваний.

5. Систематический анализ качества и эффективности дис­пансеризации по результатам профилактических осмот­ров, состояния здоровья и физического развития, разра­ботка и осуществление мероприятий по повышению эф­фек-тивности диспансеризации.

Для дифференцированного проведения лечебно-оздоровительной работы выделяют три группы диспансер­ного наблюдения:

Первая группа (Д-1) — дети, у которых при обследовании не выявлено функциональных нарушений со стороны от­дельных органов или они незначи-тельны, или имеются от­клонения в образе жизни.

Эта группа включает следующие категории детей:

Ø здоровые дети, у которых все физиологические парамет­ры и результаты тестов находятся в пределах устойчивой нормы, а функциональные резервы соответствуют сред­ним показателям для данного возраста и пола;

Ø дети с незначительными отклонениями от нормы в неко­торых физиологических характеристиках, что не влияет на функциональную деятельность организма;

Ø дети с неустойчивыми показателями, имеющие факторы риска или отклонения в образе жизни.

Эту группу диспансерного наблюдения обследуют на ежегодных профилакти-ческих осмотрах, выполняя преду­смотренный минимум лабораторно-инстру-ментального об­следования. Планируемые медицинские и социальные меро­приятия направлены на устранение факторов риска, мобили­зацию функциональных резервов, то есть на первичную про­филактику заболевания.

Вторую группу (Д-2)составляют практически здоровые дети с пограничными состояниями, у которых функциональ­ные показатели периодически отклоняются от нормы, физиологические резервы снижены, однако нет явной клиники за­болевания.

Для своевременного выявления возможного перехода пограничного состояния в органическое заболевание осмотр детей этой группы следует проводить не реже 2-х раз в год. Желательно максимально широко использовать методы функциональной диагностики с выполнением нагрузочных проб.

В третью группу (Д-3) входят больные дети:

• в стадии полной компенсации, как правило, в начальном периоде хронического заболевания при минимальных функциональных нарушениях, с редкими обострениями и возможностью достижения стойкой длительной ремиссии. Осмотр осуществляется 2-4 раза в год в зависимости от нозологической формы и характера течения заболева­ния, по результатам обследования назначается противореци-дивное лечение;

• в стадии субкомпенсации хронического заболевания;

• в стадии декомпенсации хронического заболевания с час­тыми или длительными обострениями, резким снижени­ем функциональных резервов организма, нуждающиеся в периодическом стационарном лечении и постоянной под­держиваю-щей медикаментозной терапии. Все лечебные мероприятия направлены на стаби-лизацию патологического процесса.

Для комплексной оценки характеристики состояния здоровья ребенка и эффективности лечебно-оздоровительной работы учитывают следующие критерии:

1. Наличие или отсутствие хронического заболевания.

2. Уровень функционального состояния основных систем организма.

3. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

4. Уровень физического, психического и гармоничного раз­вития личности.

Для оценки качества здоровья детей принято выделять 5 групп здоровья:

I группа здоровья: Здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем здоровья.

II группа здоровья: Здоровые дети, имеющие функциональные или морфо­логические отклонения, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям, факторы риска.

III группа здоровья: Больные хроническими заболеваниями в состоянии ком­пенсации с сохраненными функциональными возможно­стями организма.

IV группа здоровья: Больные хроническими заболеваниями в состоянии суб­компенсации со сниженными функциональными воз­можностями.

V группа здоровья: Больные хроническими заболеваниями в состоянии де­компенсации со значительно сниженными функцио­нальными возможностями.

При наличии нескольких заболеваний окончательную оценку проводят по наиболее тяжелому из них. Если у боль­ного имеется ряд заболеваний, относящихся к III группе здо­ровья, его относят к IV группе. Определение групп здоровья позволяет оценить качество здоровья детей.

Основными этапами диспансеризации являются:

1. Ежегодные медицинские профилактические осмотры.

2. Активная оздоровительная работа, выполнение мероприя­тий первичной и вторичной профилактики.

3. Анализ состояния здоровья и эффективности диспансери­зации в динамике.

Важнейшую роль в осуществлении этих мероприятий играет медицинский персонал детских лечебно-профилактических учреждений и, в частности, детских поли­клиник. Участковый принцип обслуживания детей — это пер­вичное и главное звено системы охраны материнства и детст­ва. Постоянно закрепленный медицинский персонал обеспе­чивает наблюдение за детьми, изучает состояние их здоровья в динамике с учетом социально-бытовых условий жизни и проводит совместно со специалистами весь объем профилак­тической и лечебно-диагностической помощи.

В последние годы совокупность неблагоприятных фак­торов (социально-экономических, политических, экологиче­ских и др.) крайне неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья детей. В сложившейся ситуации сестринский пер­сонал представляет тот ресурс, который способен удовлетво­рить потребности населения в доступной, приемлемой и эф­фективной профилактической помощи. Возрастает роль сест­ринского персонала в обучении и воспитании населения, в том числе по формированию в семье медико-гигиенических навыков здорового образа жизни, планированию семьи, пре­дупреждению заболеваний и травматизма. Дальнейшее со­вершенствование и развитие патронажной, медико-социальной службы, системы взаимодействия и сотрудниче­ства сестринского персонала с врачами, другими специали­стами и службами позволят обеспечить население своевре­менной и качественной профилактической помощью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *