Навязчивые движения у детей

Проявления обсессивно-компульсивного расстройства у детей меняются с течением времени. Также наблюдаются сезонные изменения в проявлении симптомов, их характер меняется в определенные моменты роста и развития ребенка, которые можно назвать ключевыми вехами его взросления, гормональные изменения также влияют на особенности проявления симптомов ОКР.

К несчастью, многие люди — в том числе психотерапевты и другие специалисты по вопросам психического здоровья, — ошибочно полагают, что обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) крайне редко поражает детей и подростков. В результате детям и подросткам, страдающим от ОКР, часто ставится неверный диагноз – у них диагностируется депрессия, СДВГ, поведенческие расстройства или другие состояния.

Содержание

Симптомы и лечение ОКР у детей и подростков

На самом деле симптомы ОКР довольно часто начинают проявляться в детстве – они наблюдаются приблизительно у 10 % всех детей. Результаты недавно проведенных исследований указывают на то, что приблизительно у половины взрослых людей, страдающих от ОКР, симптомы этого состояния начали проявляться в детстве.

Симптомы ОКР у детей и подростков

У ребенка могут проявиться самые разные симптомы ОКР – здесь все индивидуально в каждом конкретном случае. Ниже представлен список самых распространенных обсессий, которые наблюдаются у детей и подростков, страдающих от ОКР:

  • сильнейшая боязнь заразиться чем-то от контакта с другими людьми или с какими-то предметами повседневного обихода – например, с предметами одежды, обувью или учебниками;
  • постоянные сомнения в том, что дверь действительно заперта, окно закрыто, свет выключен, газовый вентиль закрыт, или какие-то другие кухонные приборы отключены от сети;
  • чрезмерная озабоченность внешним видом выполненного домашнего задания;
  • чрезмерная озабоченность симметричностью расположения каких-то предметов повседневного обихода – например, ребенок или подросток старается симметрично завязать шнурки, раскладывает учебники, одежду или еду в определенном порядке;
  • боязнь случайно причинить вред своему родителю, другу, брату или сестре;
  • суеверная боязнь того, что определенные действия (или бездействие) могут привести к негативным последствиям, как будто не имеющими непосредственной связи с этими действиями.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

У детей и подростков, страдающих от ОКР, чаще всего наблюдаются следующие компульсии:

  • компульсивная привычка очень часто мыться, принимать ванну или душ;
  • совершение определенных ритуалов, в ходе которых ребенок или подросток прикасается к своему телу или совершает какие-то движения, соблюдая определенный порядок или симметрию;
  • специфические ритуалы, связанные с укладыванием в постель, которые вмешиваются в нормальные модели сна;
  • компульсивное повторение определенных слов или чтение молитв, с помощью которых ребенок или подросток пытается предотвратить что-то плохое;
  • компульсивный поиск одобрения и подтверждения от родителей или учителей – ребенок или подросток постоянно задает им вопросы, пытаясь убедиться в том, что он никому не причинил вреда;
  • избегание определенных ситуаций и обстоятельств, в которых может случиться «что-то плохое» (по мнению самого ребенка или подростка).

В дополнение к симптомам, описанным выше, в жизни ребенка или подростка, страдающего от ОКР, могут возникнуть вторичные проблемы, обусловленные негативным воздействием его обсессий и/или компульсий на его повседневную жизнь. Трудности в обучении, поведенческие проблемы, конфликты со сверстниками, нарушения сна и конфликты в семье – вот лишь некоторые примеры вторичных проблем, с которыми может столкнуться ребенок или подросток, страдающий от ОКР.

К несчастью, все эти трудности часто становятся основным объектом концентрации в ходе терапевтической работы, а то расстройство, которое на самом деле является причиной их возникновения, остается без внимания и лечения.

Симптомы обсессивно-компульсивного расстройства у детей

Ниже представлен список утверждений, описывающих симптомы ОКР, которые могут проявляться у ребенка. Внимательно прочтите эти утверждения и обозначьте каждое из них как «верное» или «неверное» в вашем случае.

  • После похода в уборную ребенок оставляет за собой беспорядок – он не смывает за собой, оставляет туалетную бумагу на полу или не вытирает за собой раковину.
  • Ребенок постоянно проявляет желание подчинить себе родных братьев и сестер, он пытается подавить их, или ему хочется одержать над ними победу.
  • Ребенок старается не смотреть на родных братьев и сестер в те моменты, когда они пытаются привлечь внимание родителей.
  • Во время игры ребенок часто расставляет игрушки рядами или располагает кукол или машинки в определенном порядке.
  • Ребенку часто хочется сладостей, содержащих белый сахар, — таких, как печенье, конфеты и пирожные.
  • Ребенку часто хочется продуктов, богатых углеводами, в состав которых входит белая мука, — таких, как крекеры, макароны с сыром и пицца.
  • Ребенок совершает определенные ритуалы при ежедневном расставании с родителями.
  • Ребенок совершает определенные ритуалы, связанные с отходом ко сну.
  • Ребенок хорошо читает, но плохо понимает прочитанное.
  • При уменьшении количества часов сна ребенок проявляет большую склонность к совершению ритуалов.
  • Ребенку необходимо присутствие родителя (-ей) для того чтобы он смог погрузиться в сон.
  • Ребенку сложно определить, закончил он какое-то дело или еще нет.
  • Ребенок просыпается среди ночи, если родитель покидает спальню.
  • Ребенок часто продолжает концентрироваться на незначительных межличностных разногласиях и конфликтах даже тогда, когда все остальные уже давно забыли об этом.
  • Ребенок беспокоится по поводу одежды, в которой он «чувствует себя неправильно».
  • Ребенок не любит выбрасывать мусор в мусорные контейнеры общего пользования.
  • Ребенок выдает какие-то высказывания, исполненные злобы и ненависти (например, «Надеюсь, ты сдохнешь!»), а в следующую минуту он становится милым и любящим.
  • Ребенок расстраивается, когда какой-то объект исчезает из его поля зрения, — например, это может быть самолет, вода в туалете, вода в ванне и т.д.
  • Ребенок настаивает на использовании определенных названий некоторых предметов – например, «хулахуп», а не «обруч».
  • Ребенок повторяет части молитвы до тех пор, пока он не почувствует себя «правильно».
  • Ребенок повторяет определенные движения – например, снова и снова прикасается к стулу или выключателю.
  • Ребенок несколько раз проходит через дверной проем до тех пор, пока он не пройдет через него «правильно».
  • Ребенок не хочет того, чтобы кто-то заходил в его комнату, прикасался к его одежде или к его игрушкам или перемещал их с места на место.
  • Ребенок постоянно спрашивает «Это нормально?».
  • Ребенок требует того, чтобы кто-то другой делал за него те вещи, которые он может с легкостью сделать сам.
  • Ребенок избегает определенных цифр (например, «6») и любит другие цифры (например, «4» или «7»).
  • Ребенок постоянно требует присутствия определенной вещи, которая позволяет ему почувствовать себя комфортно (к примеру, это может быть его одеяло), и если эта вещь отсутствует или лежит не на своем месте, он теряет самообладание.
  • Ребенок выясняет причину появления каждого пятна, которое он видит, или постоянно спрашивает, какое вещество оставило это пятно.
  • Ребенок избегает прикосновения к предметам, на которых есть пятна.
  • Ребенок избегает прикосновения к стульям и столам общего пользования, местам на трибунах или другим подобным предметам, потому что он боится того, что предыдущий пользователь мог загрязнить их.
  • Ребенок постоянно задает вопросы из серии «А что, если…?», которые вряд ли стали бы задавать другие дети – например, «А что, если пыль с этого вентилятора упадет мне на голову?».
  • Ребенок настаивает на том, чтобы другие люди всегда выполняли какие-то рутинные действия в четко установленной манере.
  • Ребенок ограничивает свой выбор продуктов до списка, состоящего менее чем из 10 пунктов.
  • Ребенок больше склонен к вовлеченности в проблемные модели дома, а не в школе или в гостях у друзей.
  • Ребенок склонен к подробному разъяснению каких-то незначительных ситуаций и их описанию во всех деталях, — ему необходимо убедиться в том, что Вы его поняли.
  • Ребенок настаивает на том, чтобы в ванне/душе его мыли более одного раза.
  • Ребенка нелегко заставить собираться в тех ситуациях, когда он должен подготовиться к выходу из дома.
  • Ребенок использует такие слова, как «убить», «ненавижу» или «умри», в неподходящем контексте в попытке «побороть» какие-то мысли.
  • Когда ребенок вовлекается в проблемные модели, он начинает использовать проклятия и ругательства, которые не характерны для его обычной повседневной манеры общения.
  • Ребенок постоянно сдирает какие-то повреждения или дефекты на коже – особенно при наличии укуса, шишки или пореза.
  • Если другой человек пренебрегает ребенком или обижает его, ребенок начинает мстить, и эта месть часто становится чрезмерной и неразумной.
  • Ребенок пишет проклятия, ругательства или их части на дорогих вещах.
  • Ребенок утверждает, что ему «больно», когда ему расчесывают волосы, и он всячески сопротивляется расчесыванию.
  • Если родитель говорит «нет», запрещая ребенку сделать что-то, ребенок начинает «мстить» родителю.
  • Ребенок настаивает на соблюдении определенной рутины и установленного способа совершения тех или иных действий, и при этом он не стремится поддерживать порядок в собственных вещах и собственной комнате.
  • Ребенок передвигается по комнате чересчур энергично, часто издавая повторяющиеся звуки.
  • Узнав о смерти, ребенок начинает искать постоянных заверений в том, что после смерти он попадет в рай.
  • Ребенок боится находиться рядом во время использования веществ, содержащих отбеливатель или аммиак.
  • Ребенок боится людей, пренебрегающих личной гигиеной.
  • Ребенок очень быстро выдает суждения по поводу запахов и описывает свои обонятельные ощущения, и он расстраивается в том случае, если аромат, витающий в воздухе, оказывается нежелательным.
  • Ребенок боится того, что невозможность проведения определенных ритуалов может повлечь за собой смерть другого человека.
  • Ребенок беспокоится и переживает, если его волосы выглядят жирными или грязными.
  • Ребенок боится того, что его родители могут погибнуть в ДТП.
  • Ребенок боится заразиться СПИДом или какой-то серьезной неизвестной болезнью от случайного контакта с другим человеком или его слюной.
  • Ребенок постоянно пишет сообщения другу или близкому человеку, слишком часто звонит ему или постоянно проверяет, чем он занимается и как у него дела.
  • Ребенок постоянно задает вопросы по поводу ураганов, штормов, цунами, вулканов и других историй из новостей.
  • Ребенок боится заболеть раком, — даже если медицинское обследование не выявило никаких предпосылок для подобного исхода.

Здесь представлен полный контрольный список, позволяющий специалистам выявить симптомы обсессивно-компульсивного расстройства у детей. Распечатайте этот список, сделайте в нем отметки и возьмите его с собой, когда Вы пойдете на прием – он окажется очень полезным в ходе обсуждения состояния вашего ребенка, постановки диагноза и выбора способа лечения тех симптомов, которые проявляются у вашего ребенка.

Контрольный список «Симптомы ОКР у детей» поможет вам диагностировать ОКР у вашего ребенка. Этот список станет прочным фундаментом, на котором Вы сможете построить взаимодействие с терапевтом.

В ходе диагностики ОКР у ребенка квалифицированный терапевт или врач общей практики должен провести всестороннюю, комплексную оценку состояния ребенка. Подобная оценка часто включает вводный опрос родителей и самого ребенка, получение информации о семейной истории, опрос учителей, выяснение деталей и особенностей развития ребенка и выявление специфических проблем, присутствующих в его жизни.

Вся эта информация должна быть задокументирована во всех деталях, и в этом вам поможет контрольный список «Симптомы обсессивно-компульсивного расстройства у детей». Этот список станет отличной отправной точкой для анализа состояния ребенка и выявления тех особенностей его поведения, которые могут оказаться симптомами ОКР, характерными для детей.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Существует несколько различных видов ОКР, поэтому симптомы ОКР у детей варьируются и являются индивидуальными в каждом конкретном случае. У некоторых детей, страдающих от ОКР, проявляется только какая-то часть симптомов обсессивно-компульсивного расстройства, тогда как в некоторых других случаях у ребенка наблюдается большая часть этих проявлений. У одного ребенка может быть диагностировано слабое или умеренное ОКР, а у другого ребенка проявляются серьезные симптомы этого расстройства в сочетании с минимальным пониманием собственного состояния. Если у вашего ребенка проявляются другие модели поведения, которые кажутся вам связанными с ОКР, но они не указаны в данном списке, Вы можете описать их в конце списка симптомов ОКР.

Проявления обсессивно-компульсивного расстройства у детей меняются с течением времени. Также наблюдаются сезонные изменения в проявлении симптомов, их характер меняется в определенные моменты роста и развития ребенка, которые можно назвать ключевыми вехами его взросления, гормональные изменения также влияют на особенности проявления симптомов ОКР.

Содержание и интенсивность симптомов ОКР у детей меняется под влиянием: изменений в режиме дня и питании, увеличения или уменьшения количества физической нагрузки, различных заболеваний, качества и количества сна, а также степени изоляции дома и в школе.

Итак, симптомы обсессивно-компульсивного расстройства у детей варьируются, однако при внимательном изучении можно выявить определенную предсказуемость в проявлении этих симптомов. Из-за постоянных изменений и колебаний интенсивности проявления симптомов ОКР у детей необходимо постоянно вести записи с детальной фиксацией проявляющихся симптомов и описанием всех сопутствующих повседневных событий. Ведение подобного дневника поможет терапевту в разработке индивидуальной программы лечения ОКР, нацеленной на борьбу с симптомами ОКР, проявляющимися у данного конкретного ребенка.

Генетика и развитие ОКР у детей и подростков

Результаты одного из недавно проведенных исследований показали, что у детей и подростков, страдающих от ОКР, вероятность наличия близкого родственника, у которого тоже наблюдаются симптомы этого состояния, гораздо выше по сравнению с остальным населением. Также ученые не смогли доказать влияние генов на наличие ОКР.

Нам необходимо помнить о том, что ОКР может быть «выученным» — человек может научиться всем этим моделям поведения и мышления. Дети и подростки, страдающие от ОКР, — точно так же, как и взрослые, — реализуют различные компульсии и/или модели поведения, нацеленные на избегание, в попытке снизить интенсивность тревожности, вызванной нежелательными обсессиями. Поначалу человеку может казаться, что эти модели поведения действительно помогают ему избавиться от тревожности и облегчают обсессии, но на самом деле в долгосрочной перспективе они только усиливают, закрепляют и усугубляют все эти неприятные эмоции и навязчивые мысли.

В итоге у человека появляется еще больше различных обсессий, а его тревожность еще больше усиливается. Этот цикличный процесс закрепляет в сознании ребенка или подростка «выученную реакцию»: он автоматически начинает тревожиться при появлении определенных мыслей и при столкновении с определенными объектами или ситуациями.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Специфические мысли и модели поведения, характерные для ОКР, варьируются и проявляются индивидуально в каждом конкретном случае, однако этот цикличный процесс под названием «обсессивно-компульсивный цикл» наблюдается абсолютно во всех случаях. Дети и подростки, страдающие от ОКР, могут попасть в ловушку постоянно повторяющегося цикла обсессивных мыслей и компульсивных моделей поведения, который негативно влияет на их повседневную жизнь – как дома, так и в школе.

Лечение ОКР у ребенка/подростка

Основным и безопасным методом лечения ОКР у ребенка/подростка является эриксоновский гипноз и Техника перемотки. Специалисты проекта «В плену ОКР» помогут вам избавиться от этой разрушительной модели поведения. Вы можете выбрать личный прием по месту работы наших специалистов или дистанционную терапию: скайп и прослушивание аудиозаписей гипноза. опубликовано econet.ru.

Самое дорогое, что есть у родителей, это недавно появившийся в их жизни малыш. Папа и мама ежедневно наблюдают за его ростом и развитием. И при наблюдении каких-либо отклонений нельзя полагаться на то, что все как-нибудь само собой образуется. Бывает, что у деток наблюдается синдром навязчивых движений.

Понятие синдрома навязчивых движений у детей

Это часто повторяющиеся монотонные движения. Появляются они у детей с первых лет жизни и младшего школьного возраста. Нарушения идут на психическом и эмоциональном уровнях. Движения, которые совершает ребенок неосознанны и неконтролируемы. Ребенок не сможет ответить на вопрос, зачем он это делает.

Чаще всего подвержены этому неприятному расстройству боязливые детки и ребята из трудных семей. Они теряются, видя трудности в самостоятельном преодолении препятствий, переживаний и иных отрицательных эмоций. Навязчивые движения могут мучить в течение длительного периода, а в случае отрицательного протекания одни навязчивые движения сменяются другими. Иногда расстройство проявляется, как нервный тик.

Какие бывают навязчивые движения

Проявления движений при данном синдроме разнообразны, перечислим самые распространенные:

  • Частое шмыганье носом и вытирание,
  • Взмахи или тряска конечностями,
  • Бруксизм,
  • Подергивание гениталий (мальчики),
  • Раскачивание головой,
  • Выдергивание волос, поглаживание их, накручивание на палец и т. д.
  • Раскачивание всем корпусом тела без видимой причины,
  • Обкусывание ногтей,
  • Щипание себя за уши, щеки, руки, подбородок, за нос,
  • Сосание пальцев,
  • Моргание и желание жмуриться без причины.

Синдром навязчивых движений у детей

Навязчивые движения у детей, сложившиеся в полноценный синдром – это проявление невроза навязчивых состояний. Внутри ребенка сидит серьезная проблема, которую он не может озвучить, но причиняет ему психологическую боль.

Чаще всего малыш не ведает причины своих переживаний и сам не может понять, что такое c ним происходит. Синдром является проявлением внутренней реакции на проблемы, имеющиеся в отношениях родителей.

Основные причины возникновения

Психика малыша еще слабо развита, не имеет иммунитета и остро реагирует на любые провоцирующие воздействия негативного характера. Причинами, по которым могут появиться навязчивые движения, часто становятся:

  • дефицит внимания,
  • тяжелые ситуации, травмирующие психику,
  • долгое нахождение в неблагополучной обстановке,
  • глобальные ошибки в воспитании — безразличие или чрезмерная требовательность,
  • сильный стресс,
  • перемены в привычной жизни — переезд, смена школы, отъезд родителей и их долгое отсутствие, пребывание с чужими людьми.
  • резкий испуг.

Медикаментозное лечение

Лекарства при неврозе прописываются только как вспомогательное звено. Они воздействуют на кровоснабжение, восстановление нервных клеток, успокаивают, увеличивают длительность сна. Медикаменты лишь снимают напряжение у деток. Врачи назначают:

  • психотропные препараты – Фeнибут, Тазепам, Coнaпaкc, Cибaзoн. Употребляются кратковременно. Схема приема разрабатывается с учетом возможных последствий, которые могут сказаться на развитии ребенка.
  • Пaнтoгaм и Глицин, нормализующие процессы возбуждения и торможения,
  • фитoчaи – Вечерняя сказка, Хипп, Фитoceдaн, Уcпoкoй-кa, Баю-бай, Успокоительный дeтcкий,
  • дополнить лечение можно при помощи витаминных комплексов, которые содержат в своем составе повышенное количество компонентов, относящихся к группе В.
  • седативные средства, основанные на натуральных и растительных компонентах. Такие, как Фитоседан, Персен и Тенотен.
  • гомеопатические препараты – Hepвoxeль, Бэби-Ceд, Шалун, Зaйчoнoк, Нотта, Дopмикинд,

Мнение доктора Комаровского

Евгений Комаровский советует выстраивать позитивные отношения в семье. Поразмышляйте, был ли скандал в семье, негативная ситуация в детском коллективе, болел ли недавно ребенок, какие медикаменты употреблял до появления симптомов. Изучите побочные действия лекарств в виде нарушений в центральной нервной системе. Ребенок в психологическом напряжении может довести себя до состояния, которое может угрожать здоровью. Обращаться к специалисту очень важно и нужно. Естественная цель родителей , здоровый ребенок.

Не заостряйте внимание на неестественных движениях ребеночка. Он делает их неосознанно и пытаться запретить их совершать путем давления только усугубит эмоциональное и психологическое состояние малыша. Наилучший способ воздействия , отвлечь ребенка. Займитесь чем-то совместно, попросите помочь Вам или прогуляйтесь. Нельзя разговаривать на повышенных тонах и кричать на ребенка в момент проявления немотивированных движений. Реагируйте адекватно, чтобы не вызвать в ребенке еще большее волнение и испуг. Продолжайте общаться с малышом тихим, спокойным голосом.

Невролог обычно назначает один или несколько седативных препаратов, магний и витамины. Порекомендует курс массажа, ЛФК и бассейн. Такое лечение достаточно дорогостоящее. Если нет серьезных отклонений, не нужно пичкать ребенка таблетками и уколами, так как выздоровление не наступит. Используйте более действенные способы, чтобы помочь ребенку — это любовь мамы и папы, выдержка, участие в его развитии.

Если родители начнут выделять время на ежедневные прогулки, станут обсуждать различные темы с сыном или дочерью, все психологические проблемы и невроз уйдут.

Профилактика детского невроза

Профилактические меры по предупреждению ненавязчивых движений проводят со здоровыми детьми и вылечившимися от невроза. Максимально старайтесь исключить факторы, готовые негативно повлиять на состояние его психики. С первых дней жизни уделяйте особое внимание его развитию, воспитанию. Занимайтесь своим ребенком, никто кроме вас не сделает из него человека с большой буквы, никто не научит правильным реакциям в жизни.

Наиболее важные и нужные качества , настойчивость, трудолюбие, выдержка, уверенность в себе, умение справляться со стрессовыми ситуациями.

Без благополучной атмосферы в семье это будет сложно сделать. Старайтесь приучать малыша с самого детства к соблюдению личной гигиены, к аккуратности и занятиям спортом. Не губите детей, не уничтожайте их самооценку через постоянное обсуждение их недостатков. Тем более, что они относительны. Для родителей из разных семей один и тот же минус ребенка будет восприниматься с разной степенью нежелательности. Научитесь вникать в проблемы своих детей и поддерживать их, не требуйте слепого послушания взрослым (родителям), подавляя самостоятельность и инициативу собственного ребенка. Вы его калечите таким образом.

Даже взрослые не всегда правы. Важно создать доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог обратиться к родителям с любым вопросом. Помимо ведения ребенка Вы должны стать ему другом. Это предотвратит длительные состояния стресса и поможет понимать лучше свое чадо и больше знать о его личной жизни.

Любовь к деткам, забота о них и совместное времяпрепровождение дает полноценное развитие. Прививайте важные качества характера, объясняйте, как правильно поступать в той или иной ситуации, направляйте их. А так же обязательно реагируйте своевременно на нежелательные отклонения в поведении или здоровье. Самая большая ответственность за состояние и возможности наших деток лежит именно на родителях.


Неврозы — это группа пограничных заболеваний, в основе которых лежат временные, то есть обратимые нарушения нервной системы, возникающие под влиянием психотравмирующих воздействий. Невротические расстройства (неврозы у детей, детские неврозы) встречаются у 15 — 25% детей. Они чаще возникают в школьном возрасте и у мальчиков. Неврозы в детском возрасте характеризуются наличием психогенного этиологического фактора, разнообразием и динамичностью клиники, при правильном лечении обратимостью симптоматики, отсутствием морфологического субстрата заболевания. Если возникают неврозы, то помощь могут оказать центр лечения нервно психологических расстройств у детей и взрослых или клиника неврозов.

Причины детских неврозов

Причинами неврозов являются острые или хронические психические травмы; причины неврозов у детей — чаще испуг, наказание, неправильное отношение к ним со стороны родителей и учителей, разлука с матерью или отцом, помещение в детский коллектив, развод родителей, переезд на другое место жительства, перевод в новую школу.

Что способствует развитию невроза у ребенка? Происхождение детских неврозов, причины, анализ

Предрасполагающие факторы развития детского невроза: резидуально-органическая патология; акцентуация характера (крайние варианты нормы характера, при которых отдельные его черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость личности в отношении определенного ряда психогенных воздействий при относительно хорошей и даже повышенной устойчивости к другим); ослабленность организма соматическими заболеваниями, отрицательное эмоциональное состояние матери во время беременности; наследственная отягощенность; угроза выкидыша плода во время беременности.

Причины детского невроза внутри семьи? Внутрисемейные причины, история детского невроза

Существуют внутрисемейные причины развития невроза у ребенка, способствующие формированию невротической личности: недовольство родителей полом своего ребенка (в этом случае у ребенка высокий уровень тревожности: ему присваивают качества, которые ему не должны быть свойственны); поздний ребенок (существует зависимость между возрастом матери и наличием неврозов у ребенка, если мать в момент рождения ребенка была старше 36 лет, то его тревожность неминуемо повышается); семейные конфликты (в конфликтных семьях очень часто недовольство между супругами выливается на ребенка. Иногда ребенок чувствует вину за эти конфликты, боится оказаться их причиной; в семьях, где папа более активен, чем мама, у ребенка неврозы развиваются гораздо реже; и, напротив, в семьях, где активная мама, картина противоположная); неполные семьи (ребенку, как мальчику, так и девочке, не хватает образца поведения представителя мужского пола; отсутствие стереотипа в данном случае влечет за собой развитие невроза).

Неправильное воспитание — причина невроза у детей

На появление детских неврозов оказывают большое влияние издержки воспитания: традиционализм в семье, эмоциональный шантаж и предчувствия, открытые посылы и прямые угрозы, нескромность родителей, отсутствие привязанности внутри семьи, отдаленность родителей, негативное отношение к престарелым.

Что происходит при неврозе в нервной системе?

При неврозах происходит нарушение высшей нервной деятельности в результате напряжения и срыва процессов торможения, нарушения нервных процессов или появления инертных застойных очагов возбуждения в коре полушарий головного мозга и подкорковых образованиях. Часто происходит разбалансировка и дезинтеграция между различными системами (нарушение взаимоотношений между моторной, вегетативной, эмоциональной и другими системами), внутри одной системы (между симпатической и парасимпатической системами), между полушариями головного мозга.

Виды неврозов у детей, классификация детских неврозов

Неврологи выделяют несколько видов неврозов: 1) неврастения; 2) истерия; 3) невроз навязчивых состояний; 4) моносимптоматические неврозы.

Особенности неврозов у детей

Особенностями неврозов у детей являются незавершенность, рудиментарность симптоматики; преобладание соматовегетативных расстройств; слабость или отсутствие личностного переживания при их возникновении; недостаточность внутренней переработки психотравмирующей ситуации (симптомы неврозов у детей).

Неврастения у детей, симптомы детской неврастении

Неврастения развивается при длительной психотравмирующей ситуации. Она заключается в появлении повышенной раздражительности, плаксивости, утомляемости, истощаемости активного внимания. Выявляются вегетососудистые расстройства, характеризующиеся головными болями, поверхностным сном, повышенной потливостью ладоней, обмороками, снижением аппетита. Неврастения у детей в отличие от взрослых часто сопровождается двигательной расторможенностью.

Невроз навязчивых состояний у детей, симптомы невроза навязчивых состояний

Невроз навязчивых состояний (навязчивый невроз у детей) развивается при действии хронических психотравмирующих ситуаций. Навязчивые состояния (навязчивость, ананказм) — это патологические мысли (обсессии), страхи (фобии), влечения (мании), действия (компульсии, импульсии), возникающие помимо и вопреки воле больного. Дети старшего возраста критически относятся к этим явлениям, переживают их и безуспешно с ними борются.

Навязчивые мысли у детей

Навязчивые мысли могут иметь характер опасений за свое здоровье или безопасность папы или мамы. Они могут возникать в виде представлений, мыслей, контрастных данной ситуации, навязчивых воспоминаний неприятных событий.

Навязчивые страхи у детей

Навязчивые страхи у детей очень разнообразны: 1) агорафобия — страх площадей, широких улиц, открытых пространств; 2) клаустрофобия — страх закрытых помещений; 3) акарофобия — страх острых предметов; 4) акрофобия — страх высоты; 5) гомилофобия — страх толпы; 6) мизофобия — страх загрязнения; 7) танатофобия — страх смерти; 8) дисморфофобия — страх уродства; 9) эрейтофобия — страх покраснеть перед публикой; 10) страх заболеть тяжелым заболеванием: сердца (кардиофобия); сифилисом (сифилофобия); СПИДом (СПИДофобия); онкологическим заболеванием (канцерофобия). Мы проводим лечение агорафобии, лечение клаустрофобии, лечение акарофоюии, лечение акрофобии, лечение гомилофобии, лечение мизофобии, лечение татнтофобии, лечение диморфофобии и других видов страхов у детей и подростков, мальчиков и девочек, парней и девушек, лечение эрейтофобии в Саратове, в России.

Виды страхов у детей

Кризисные возрастные периоды — возникновение страхов у детей

Существуют кризисные возрастные периоды: 3 — 4 года (когда общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает), 6 — 7 лет, 11 — 12 лет. Сложным кризисным периодом является семилетний возраст. Причем для дошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников — другие, более взрослые — социальные: опоздать в школу, смерти родителей. Обычно с 12 лет количество страхов должно сокращаться.

Нормальный ребенок к 16 — 18 годам не должен испытывать подобных страхов. Наличие страхов в 16 — 18 лет говорит о психологической незрелости личности, склонности к депрессиям. Большое количество страхов указывает на наличие невроза или фобии.

Виды страхов — навязчивые, бредовые, сверхценные

Все страхи подразделяются на 3 группы: навязчивые, бредовые, сверхценные.

Навязчивые страхи у детей, лечение

Навязчивые страхи у детей встречаются бовольно часто. К навязчивым страхам относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и другие. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить, невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. Бредовые страхи — это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки.

Бредовые страхи у детей, лечение страхов

Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно часто встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма. Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с «идеями фикс»), называются сверхценными. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может.

Сверхценные страхи у детей, лечение страхов

К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязнь отвечать у доски, заикание. Детские сверхценные страхи считаются очень распространенными. На этих страхах дети часто «застревают», и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно. Самым распространенным является страх смерти. В чистом виде этот страх проявляется у 6-7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее повлечь. Ведь тогда может случиться нечто неожиданное, и ему никто не сможет помочь, а значит, он может умереть. К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты (в которой детское воображение поселяет ужасных вампиров, вурдалаков, ведьм, оборотней и призраков), сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

Навязчивые действия у детей, лечение навязчивых действий

К навязчивым действиям у детей относятся разнообразные элементарные движения, склонные к повторению (невроз навязчивых движений): покашливание, хмыканье, потирание ладоней, подергивание плечами, подергивание головой, облизывание губ, покусывание губ, обкусывание ногтей (онихофагия), выдергивание волос (трихотилломания), моргание, частое поправление одежды. Детьми они осознаются как чуждые, они стесняются этих действий и на время силой воли могут их подавить. Более сложные навязчивые действия называются ритуалами. Обычно ритуалы утомительны не только для ребенка, но и для взрослых, которые его окружают. Иногда ритуалы шокируют окружающих. Например, ребенок, который боится темноты, прежде чем войти в темную комнату, может выполнять следующий ритуал: гладить ручку закрытой двери, шептать ей ласковые слова, затем заходить в комнату и подпрыгивать на месте, при этом прыжков должно было быть ровно десять. Причина появления данного ритуала у ребенка необъяснима, он очень необычен. Например, чтобы не получить двойку, ребенок ступает только на темные плитки в коридоре, чтобы ничего не случилось с папой, дотрагивается рукой до всех стенок. В той или иной степени ритуалы всегда присущи детскому неврозу страха. Сарклиник проводит лечение навязчивых действий, движений в Саратове.

Ритуал, лечение ритуала, как лечить ритуалы в Саратове

Ритуал — это извращенная защитная реакция психики ребенка на гипертрофированный страх, которая закрепляется по типу условного рефлекса. Патофизиологической основой навязчивых состояний является инертный застойный очаг возбуждения в коре полушарий большого мозга. Мы проводим лечение ритуалов у детей в Саратове, в России.

Истерический невроз у детей, истерические припадки, астазия — абазия, истерические парезы и параличи, нарушение чувствительности, псевдоалгические явления, амавроз, афония

Истерический невроз вызывается чаще всего подострыми или хроническими психотравмами. Имеет значение наличие в преморбидном состоянии истерических черт личности. Истерические припадки проявляются в эмоциональном и двигательном возбуждении с плачем, криками, падением на пол, разбрасыванием игрушек. У более старших детей могут возникать астазия — абазия (невозможность стоять и сидеть при сохранности движений в суставах), истерические парезы и параличи (в отличие от органических поражений ограничиваются срединной линией тела), нарушение чувствительности (с границей по средней линии тел или в виде перчаток, трусов, носков), псевдоалгические явления (боли в животе, головные боли, боли в груди, при отсутствии органических поражений этих органов), амавроз (полная слепота на один или оба глаза при сохранности зрачковой реакции на свет, обусловленная поражениями центральной нервной системы), афония (полное отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи), задержка мочеиспускания.

Моносимптоматические неврозы у детей

Моносимптоматические неврозы у детей протекают в виде ночного энуреза, энкопреза, заикания, нарушения сна (в том числе снохождения, сноговорения), расстройства аппетита (вплоть до анорексии — отсутствие аппетита при наличии физиологической потребности в питании, обусловленное нарушением деятельности пищевого центра).

Лечение невроза у детей, детский невроз лечение в Саратове

В Сарклиник успешно применяются лучшие новые комплексные методы лечения различных видов неврозов у детей и взрослых в Саратове.

Как лечить невроз у детей? Как вылечить детский невроз? Как избавиться от детского невроза?

Сарклиник знает, как лечить невроз у детей, как вылечить детский невроз, как избавиться от детского невроза в Саратове, России. В результате терапии нормализуются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, взаимодействие между различными системами регуляции в организме, ликвидируются застойные инертные очаги возбуждения в коре головного мозга и подкорковых образованиях, происходит коррекция невротических расстройств, возникающих в течение заболевания. Также проводится лечение невроза мочевого пузыря у детей, ночного недержания мочи, лечение логоневроза.

Новые методы лечения невроза у детей в России — безопасные и эффективные

Эффективность комплексного лечения невроза у ребенка в России (лечение мальчиков и девочек), невроза у подростка, которое может включать в себя различные рефлексотерапевтические, акупунктурные, микроакупунктурные, моксатерапевтические, нетрадиционные и другие методики, достигает 94,7% и зависит от степени тяжести невроза, длительности периода хронизации и сопутствующих факторов.

Лечение детских неврозов в Саратове

Лечение невроза в детском возрасте в Саратове проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики безопасны. На первой консультации врач Сарклиник расскажет, что такое профилактика детских неврозов, анализ детских неврозов, детский опросник неврозов, откуда родом детские неврозы, почему не помогают психотерапия или народные способы, народное лечение и методы, гомеопатия?

Сарклиник знает, как лечить и вылечить невроз у детей!

Отзывы о лечении детей в Сарклиник

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста. Фото: Kati1313| Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

  1. Страхи ребенка.

  2. Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

  3. Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

  4. Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

  5. Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

  6. Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

  7. Пережитое ребенком насилие.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.

Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *