Нарушения речи после инсульта

Нарушение речи при инсульте — типы отклонений. Нарушение речи при инсульте причины, способы диагностики и лечения

Головной мозг – самый значимый орган центральной нервной системы человека. Ядра, расположенные в стволе мозга, посылают импульсы определенным отделам, которые выполняют двигательные команды. Среди них выделяются нервы, которые участвуют в создании речи.

Расположение речевых зон обусловлено доминантным полушарием. У людей, владеющих преимущественно правой рукой, центры находятся в левом полушарии. У левшей – в правом.

В нижней части лобной доли располагается центр Брока, который участвует в процессе воспроизведения речи. Этот участок головного мозга отвечает за артикуляционный процесс речи, сокращает мышцы речеобразующих органов.

Центр Брока и Вернике в головном мозге

Зона Брока охватывает и процесс построения предложений, правильный порядок слов, последовательность высказываний. При нарушении работы этой зоны, человек перестает внятно выражать свои мысли. Способность понимать речь сохраняется.

Зона Вернике расположена в задней области височной извилины, отвечает за осмысление устной и письменной речи. Является слуховым центром, способным анализировать и сопоставлять услышанное.

Существуют и другие вспомогательные центры речи, которые располагаются на разных участках коры головного мозга.

Они отвечают за логическое мышление, способность вычленять основную мысль текста, читать, идентифицировать звуки.

У людей, перенесших инсульт, могут наблюдаться речевые расстройства двух типов.

Инсульт — заболевание, которое может появиться без видимых причин. Сколько лежат в больнице с инсультом — этапы и лечение в зависимости от тяжести заболевания.

О лечении ишемического инсульта медикаментозными препаратами читайте тут.

Геморрагический инсульт — коварное заболевание, которое может привести к летальному исходу. Здесь http://neuro-logia.ru/zabolevaniya/insult/gemorragicheskij/posledstviya-2.html подробная информация о возможных последствиях инсульта.

Дизартрия

Встречается при поражении подкорковых структур головного мозга.

Это нарушение произношения слов, обусловленное дисфункцией артикуляции, фонематического строя, речевого дыхания, интонации.

Вследствие чего речь человека становится неразборчивой.

Наблюдается повышенное слюноотделение, замедленность произношения, ослабление артикуляции. Мышцы лица становятся менее подвижными, в результате происходит искажение произносимых звуков. При этом больной понимает речь, способен писать и читать.

Выделяют четыре типа дизартрии:

  1. легкая степень заболевания, при которой признаки дизартрии выявляются только специалистом;
  2. речь понятна окружающим, но имеются дефекты в произношении;
  3. речь неразборчива, понятна только узкому кругу людей;
  4. тяжелая степень дизартрии, характеризуется отсутствием разговорной речи.

Людям с дизартрией назначается комплекс упражнений для восстановления упругости мышц органов говорения.

Афазия

Заболевание характеризуется полным или частичным нарушением речевой деятельности при сохранении слуха и артикуляции. Головной мозг получает недостаточный нервный импульс, чтобы выразить мысль с помощью органов речи. В зависимости от локализации очага поражения и выявленных дисфункций, афазию подразделяют на несколько типов:

Моторная афазия

Наблюдается при повреждении верхних частей главной артерии головного мозга.

Основные органы речи сохраняют свою функциональность, но больному сложно ими управлять.

При легкой форме моторной афазии сохраняется способность произносить слова и предложения.

В речи наблюдается изменения последовательности изложения, нарушение порядка слов и их форм. Человеку сложно произносить некоторые согласные звуки, простые слова произносит по слогам. При этом смысл сказанного понятен.

Для более тяжелых форм моторной афазии характерно полное нарушение речи после инсульта. Больной не способен к построению слов, может произносить только гласные звуки. Речь других людей понимает.

Лечение следует начинать спустя неделю после инсульта. Для этого достаточно пытаться выговаривать несложные слова, петь песни.

Сенсорная афазия

Заболевание возникает вследствие поражения зоны Вернике. Характеризуется полной или частичной утратой понимания речи. Слуховая функция сохраняется.

Больной способен воспроизводить обрывки слов, отдельные звуки, которые не имеют между собой смысловой связи. Возникают проблемы с чтением, письмом и счетом.

Пациент входит в состояние возбуждения, активно жестикулирует руками. Может выполнять указания (открыть рот, повернуть голову, сесть). Способен повторять простые слова, но смысла в них не находит. В речи, обращенной к нему, слышит бессвязные звуки. Утрачивается способность к чтению и письму.

При повреждении теменной области левого полушария наблюдается дезориентировка в пространстве.

Сенсорная афазия может проявляться в легкой форме, тогда человек узнает бытовые слова и фразы.Сложность лечения заключается в отсутствии понимания речи.

При регулярных занятиях сенсорная афазия частично излечима.

Динамическая афазия

Возникает вследствие поражения задних лобных участков доминантного полушария.

Характеризуется отсутствием формулировки текста.

Больной не может мысленно построить предложение и воспроизвести его в устной форме. Искажен мыслительный процесс.

Человек путает формы слов, использует простые предложения, шаблонные фразы, меняет звуки местами.

Динамическая афазия характеризуется спонтанными высказываниями. Структура текста и смысловая целостность нарушены, произносятся только обрывки фраз. Больной забывает слова, пытается подобрать синоним, или объяснить желаемое другими способами.

При легкой форме заболевания человек способен понимать медленно произносимую речь. Но при ускорении темпа разговора, больной теряет смысл высказывания. При ответе на вопрос использует те же слова, которые произнес собеседник.

Более сложная форма динамической афазии приводит пациента в инертное состояние. Наблюдается затруднения в понимании длинных предложений. Речь может совсем отсутствовать. Больной не проявляет интереса к происходящему вокруг него.

Для восстановления последовательности мышления, врач-логопед предлагает описать связанные между собой картинки и образы. Вместе с больным составляются различные рассказы, диалоги, вследствие чего, способность к планированию речи возвращается.

Инсульт является одной из самых распространенных причин смертности людей во всем мире. Признаки инсульта у женщины и способы профилактики подробно описаны в статье.

Как проходит восстановительный период у больного после инсульта, расскажем далее.

Акустико-мнестическая афазия

Связана с нарушением работы средних и задних отделов височной части головного мозга.

Характеризуется снижением слухоречевой памяти. Утрачивается способность удержать и переработать нужный объем информации.

У больного искажается понимание переносного значения слов, теряется смысл текста. Характерны многократные повторения одного слова.

При общении, больной может забывать звуковое оформление слов, способен объяснить при помощи синонимов. В речи доминируют вербальные парафазии. Например, вместо слова «стол» человек говорит «стул» или «диван».

Чтение и письмо частично сохранены. Пересказ текста затруднителен из-за неспособности удержать информацию в памяти. Сложности счета возникают при выполнении арифметических заданий в устной форме.

Амнестическая афазия

Отклонение возникает при поражении нижнего отдела височной области.

Считается самым «щадящим» видом афазии. Характеризуется осознанностью, адекватностью речи.

У больного сохраняется интеллектуальная, мыслительная, слуховая функции.

особенность Амнестической афазии заключается в сложности подбора слов при общении. Больной забывает имена и названия предметов, но способен их описать с помощью прилагательных и глаголов.

После обследования пораженных очагов головного мозга, пациенту назначается индивидуальное медикаментозное и логопедическое лечение.

Тотальная афазия

Наблюдается при обширном поражении речевых и сенсорных зон доминантного полушария.

Проявляется сразу после ишемического инсульта.

Больной теряет способность воспроизводить и понимать речь, при этом слуховая функция не изменяется.

Снижается чувствительность. Человек перестает узнавать письменную и устную речь, жесты, артикуляцию, звуки. Сохраняется способность произносить отдельные звуки, кашлять, мычать.

При более серьезных очаговых поражениях у пациента парализуется правая рука. Общее поведение – пассивное.

Тотальная афазия может переходить в более сложные формы, поэтому лечение начинают сразу после выявления отклонений.

Повреждение любой части головного мозга может отрицательно сказаться на работе ЦНС.

Человеку, перенесшему инсульт, необходимо внимание и забота близких людей. Постарайтесь проявить терпение к больному. Окружите его положительными эмоциями, и процесс лечения заметно ускорится.

Поль Брока и его открытие

Этот великий человек отдал всю свою жизнь изучению человеческого мозга. При жизни он шутил сам над собой, говоря, что собственную клинику любит чуть меньше, чем лабораторию, в которой проводит все свободное время.

Он был и антропологом, и нейрохирургом, и этнографом. Зона Брока была открыта хирургом во время лечения в его больнице двух пожилых мужчин.

Один из них болел более двадцати лет: отсутствие речи, паралич правой руки и ноги — это еще малая часть поражений, которые были замечены Полем.

Второй пациент прибыл в клинику с переломом бедра, как потом выяснилось, несколько лет назад у мужчины случился припадок, из-за которого он и потерял способность говорить. Впоследствии бедолага мог произносить лишь пять слов из родного французского языка.

Это сегодня хирурги сразу диагностировали бы поражение зоны Брока, а в те времена (начало 19 века) о такой части мозга даже не слышали, следовательно, лечить не пытались. Но Поль сразу понял, что за нашу речь отвечает левое полушарие мозга.

В связи с этим были проведены многочисленные исследования, показавшие правильность доводов исследователя. Нефункционирующая у этих двух пациентов область мозга получила соответствующее название — «зона Брока”.

Деятельность Поля лишь стала отправной точкой в деле изучения нашего мозга, после него проводилось еще огромное количество опытов.

Функции и задачи

Довольно сложная тема для обсуждения, поскольку головной мозг делает практически все что вы сами делаете (или же управляет этими процессами).

Начать нужно с того, что именно мозг осуществляет наивысшую функцию, определяющую разумность человека как вида – мышление. Также там обрабатываются сигналы, полученные со всех рецепторов – зрения, слуха, нюха, осязания и вкуса. Помимо этого, мозг управляет ощущениями, в виде эмоций, чувств и т. д.

Нельзя не упомянуть, что все движения человеческого тела также управляются мозгом – пусть это и рефлекторные реакции, которые мы далеко не всегда осознаем.

Терапия при нарушении речи

Возможно полное восстановление после нарушения речи. Речевая терапия является наиболее распространенным методом лечения недуга. Существуют различные специфические логопедические упражнения и методики.

Широко используется прочая терапия для людей, переживших инсульт, эффективность которой доказана:

  1. Терапия, которая позволяет людям, перенесшим инсульт, петь слова, которые они не могут говорить.
  2. Арт-терапия.
  3. Визуальное восприятие речи, сопоставление изображений со словами.
  4. Создание сценария, в котором вербальная коммуникация является единственным доступным вариантом, и другие виды, такие как визуальные подсказки, не используются.
  5. Групповая терапия. Важно проводить лечение в группе людей, переживших инсульт. Человек понимает, что он не одинок в своем горе и это дает стимул на выздоровление.
  6. Медикаментозное лечение.

Нарушение речи при инсульте — типы отклонений

В результате инсульта происходит нарушение кровообращения в головном мозге. Оно сопровождается поражением центральной нервной системы с последующими осложнениями функций мозга.

В большинстве случаев человек сталкивается с нарушением речи при инсульте головного мозга, имеет трудности в произношении или понимании ее понимании.

Это оказывается большой психологической проблемой для пациента и его близких. При правильной методике лечения, реабилитационный период проходит быстрее и эффективнее.

Головной мозг – самый значимый орган центральной нервной системы человека. Ядра, расположенные в стволе мозга, посылают импульсы определенным отделам, которые выполняют двигательные команды. Среди них выделяются нервы, которые участвуют в создании речи.

Расположение речевых зон обусловлено доминантным полушарием. У людей, владеющих преимущественно правой рукой, центры находятся в левом полушарии. У левшей – в правом.

В нижней части лобной доли располагается центр Брока, который участвует в процессе воспроизведения речи. Этот участок головного мозга отвечает за артикуляционный процесс речи, сокращает мышцы речеобразующих органов.

Центр Брока и Вернике в головном мозге

Зона Брока охватывает и процесс построения предложений, правильный порядок слов, последовательность высказываний. При нарушении работы этой зоны, человек перестает внятно выражать свои мысли. Способность понимать речь сохраняется.

Зона Вернике расположена в задней области височной извилины, отвечает за осмысление устной и письменной речи. Является слуховым центром, способным анализировать и сопоставлять услышанное.

Существуют и другие вспомогательные центры речи, которые располагаются на разных участках коры головного мозга.

Они отвечают за логическое мышление, способность вычленять основную мысль текста, читать, идентифицировать звуки.

У людей, перенесших инсульт, могут наблюдаться речевые расстройства двух типов.

на тему

Виды нарушения речи после инсульта

В некоторых источниках говорится, что после перенесенного инсульта необходимо сразу же начинать занятия по восстановлению речи, но это абсолютно не верное решение, в острый постинсультный период, который длится семь дней, необходимо направить все усилия на сохранение человеку жизни.

Помощь в реабилитации

Восстановление речи после инсульта зависит от степени тяжести перенесенного заболевания и необходимости медикаментозной терапии, поэтому не стоит ожидать от больного в очень тяжелом состоянии быстрых положительных результатов.

Нужно набраться терпения и начинать логопедические упражнения после того как угроза для жизни человека минует. Как вернуть речь? Как быстро восстанавливается речь после инсульта? Об этом и многом другом, касаемо этой темы читайте в статье ниже.

И по ссылке.

Как восстановить речь после инсульта

После проведения всех необходимых обследований, специалисты назначают пациенту комбинированный курс терапии.

Только правильно подобранное комплексное лечение поможет вернуть человеку речевой аппарат и улучшить общее состояние.

Следуйте всем инструкциям врачей, в том числе и по поводу помощи в восстановлении речи, не стоит заниматься самолечением, это может привести к перегрузке пострадавшего, что негативно скажется на протекании реабилитации.

Основные виды нарушения речи после инсульта

За речевой аппарат отвечают отделы коры головного мозга, при наступлении инсульта, в первую очередь страдает речь, происходят расстройства нарушение речи, которых существует несколько видов:

Когда пopaжается пoдкopкoвая cтpуктуpа гoлoвнoгo мoзгa, возникает дизартрия. При этом нapушается пpoизнoшeние cлoв, в связи с расстройством peчeвoгo дыxaния, apтикуляции, интoнaции, фoнeмaтичecкoгo cтpoя.

Именно поэтому разобрать, что говорит пострадавший весьма тяжело. При этом нaблюдaeтcя пoвышeние cлюнooтдeлeния, зaмeдлeннoе пpoизнoшeние, а за счет того, что мышцы лицa мeнee пoдвижны, произносимые звуки искажаются и становятся невнятными.

Но больной, при этом, понимает речь, может писать и читать.

Дизapтpия делется на: мозжечковую, подкорковую, бульбарную.

Когда гoлoвнoй мoзг пoлучaeт нeдocтaтoчно нepвного импульcа, то возникает афaзия. Во время протекания этого заболевания речевая деятельность нарушена полностью или частичо, пpи этом слух и артикуляция сохранены. B зaвиcимocти oт того какая часть головного мозга поражена афазию делят на несколько типов, об этом читайте в следующей главе.

Понятие и разновидности афазии:

Ссылка на информационное видео

Виды афазий:

Тотальная афазия — полное отсутствие речи, больной не понимает, что происходит вокруг и не узнает близких.

Моторная афазия — пациент произносит речь в виде отдельных звуков, при этом все понимая.

Сенсорная афазия (афазия Вернике) — больной воспринимает родной язык как чужой и абсолютно его не узнает и не понимает.

Семантическая афазия — пациент понимает только простые предложения, без синонимов и различных оборотов речи.

Амнестическая афазия — Пациенту тяжело определить как называются предметы вокруг него.

Динамическая афазия — больной не может произнести длинную фразу и текст, не может построить план предложения и высказать его.

Каждый человек индивидуален, поэтому сколько по времени восстанавливается речь, ответить сложно. Определяя вид афазии, врачи выбирают метод лечения, который данному пациенту поможет наилучшим образом.

Методы лечения афазии

Логопедический метод. Занимаются данным методом специалисты логопеды, они используют в лечении мелодическую интонацию, с помощью компьютерных технологий, при которой активируется правое полушарие мозга.

Таким образом, в результате взаимодействия инноваций, речевой гимнастики и фармакологических методов достигается желаемый результат и полное восстановление речи.

При более тяжелых случаях врачи назначают дополнительные мероприятия.

Хирургическое вмешательство. С помощью этого метода можно произвести реваскуляризацию больных, перенесших инсульт, это улучшает кровообращение головного мозга и оптимизирует состояние нервных клеток с возвращая их к жизни. Если этот метод и другие не помогли, то назначают экстра-интракраниальный сосудистый микроанастомоз.

Физиотерапевтические процедуры. Электростимуляция ых связок, ее назначают при моторной афазии. Также используется терапия при помощи иглорефлексии.

Функциональное биоуправление — осуществляется визуальным контролем над речью .

Методы лечения дизартрии

Использование лекарственных препаратов, благодаря чему препятствуется образование осложнений и улучшается кровообращение.

Обучение больного, который перенес инсульт, заново учить слова. Для начала восстанавливают навык работы рта и подвижной челюсти. Для того чтобы восстановить речь при дизартрии, необходимо выполнять следующие упражнения:

— гимнастика для языка (напряжение и расслабление языка, прижатие языком зубов и выполнение круговых движений).

— логопедические занятия (врач-логопед назначит мероприятия по восстановлению функции глотания).

Нарушение речевых функций после инсульта: типы отклонений и способы лечения

Нарушение речи при инсульте – это симптом, который встречается у многих больных. Конечно, это не такой критический симптом, как паралич тела или определенных его участков. Но отсутствие связной речи значительно усложняет жизнь больного и людей, ухаживающих за ним. О видах расстройства речи, встречающихся при инсульте, а также способах борьбы сафазией поговорим в этой статье.

Расположение речевых центров в головном мозге

Головной мозг человека в центральной нервной системе считается самым важным органом. В стволе головного мозга расположены ядра, которые определенным отделам посылают импульсы (двигательные, речевые и т.д.).

Зоны, отвечающие за речь человека, находятся в доминантном полушарии. У правшей речевые центры находятся в левом полушарии, а у левшей, наоборот, в правом.

В процессе воспроизведения речи непосредственное участие принимает центр Брока, расположенной в нижней части лобной доли головного мозга. Цент Брока сокращает мышцы речеобразующих органов, а также ответственен за процесс речевой артикуляции.

Кроме того, эта зона отвечает за правильность высказываний, порядок слов в предложение и суть самих предложений. Если в зоне Брока произошли нарушения, высказывания больного становятся невнятными, он не может четко сформулировать свои мысли.

Но при этом больной четко понимает речь окружающих.

В задней части височной извилины расположен центр Вернике, который ответственен за понимание письменной и устной речи. Зона Вернике – это слуховой центр, производящий анализ и сопоставление услышанной речи.

Также в человеческом мозгу имеются и другие центры, расположенные в различных участках. Вспомогательные центры ответственны за способность человека читать, логически мыслить, распознавать звуки.

Речевые зоны головного мозга

Речевые расстройства: виды и признаки

У пациентов, перенесших инсульт, потеря речи бывает 2 типов:

Рассмотрим более подробно каждый из типов и подтипов речевых расстройств, возникающих при инсульте.

Дизapтpия

Этот тип расстройства речи встречается при инсульте, затрагивающем подкорные структуры мозга. У пациента, страдающего дизартирией, наблюдается неразборчивая речь.

Кроме того, у пациента замедляется произношение звуков и отдельных слов, артикуляция становится слабой, повышается слюноотделение. Но человек понимает речь окружающих, способность к чтению и письму остается.

Существуют 4 типа дизартрии:

  • легкая форма патологии. Симптомы дизартрии может увидеть только врач;
  • окружающие понимают больного, но у него имеются некоторые дефекты произношения;
  • возникает серьезное расстройство речи, слова больного понятны только близким людям;
  • речь полностью пропадает.

Пациентам с дизартирией для восстановления речи при инсульте назначаются специальные упражнения, призванные восстановить упругость мышц органов речи.

Aфaзия

Патология характеризуется частичной или полной утратой речи, но при этом артикуляция и слух сохраняются. Мозг больного получает малое количество нервных импульсов, поэтому речевые органы не могут выразить мысли.

Афазия подразделяется на следующие типы:

  1. Моторная афазия.
  2. Сенсорная афазия.
  3. Динамическая афазия.
  4. Акустико-мнестическая афазия.
  5. Амнестическая афазия.
  6. Тотальная афазия.

Ceнcopнaя aфaзия

Патология характеризуется поражением центра Вернике. У больного сохраняется слуховая функция, но речь он перестает понимать.

Больной активно жестикулирует руками, произносит обрывки слов, не связанные друг с другом.

Проблема может проявляться в легкой форме, тогда инсультный больной узнает простые фразы и слова. П

рогноз не очень благоприятный, но при регулярных занятиях с логопедом нарушения частично лечатся.

Динaмичecкaя aфaзия

Данная патология возникает при поражении задних лобных участков головного мозга (доминантного полушария).

У больного искажен мыслительный процесс, ему трудно построить в голове связные предложения, а затем воспроизвести их.

Афазия динамического типа проявляется спонтанными высказываниями, смысл которых нарушен.

Лечить динамическую афазию можно и нужно. В ходе терапии логопед предлагает больному описать определенные образы и картинки. Постепенно возвращается способность больного планировать речь.

Aкуcтикo-мнecтичecкaя aфaзия

Нарушение речевых функций связаны с проблемами задних и средних отделов височной части мозга.

Больной, страдающий акустико-мнестической афазией, не может удержат в голове информацию, слухоречевая память снижается.

Частично сохранены письмо и чтение. Но, поскольку больной не способен в памяти удержать информацию, ему трудно пересказать текст или выполнить математические действия в устной форме.

Aмнecтичecкaя aфaзия

При инсульте, затронувшем нижний отдел височной области, возникает амнестическая афазия. Это самое щадящее речевое нарушение, возникающее при инсульте у взрослого. Речь у пациента адекватная, сохраняются мыслительные и слуховые функции.

Особенность этой патологии характеризуется в сложности подбора некоторых фраз и слов, пациент забывает названия предметов и имена, не может описать определенные вещи.

Как восстановить речь при инсульте

Исследования, проведенные учеными по всему миру, показали, что полностью избавиться от последствий инсульта можно только в первые 3 месяца после удара.

Если с момента начала заболевания прошло от 6 месяцев до 2 лет, можно улучшить состояние больного, но реабилитационный процесс будет более длительным и сложным.

При терапии последствий инсульта, связанных с речью, нужно уделять особое внимание занятиям с логопедом, а также другими медицинскими специалистами, специализация которых направлена на восстановление речи.

Тренировки под руководством логопеда

Помимо этого, больным, у которых возникли речевые нарушения, связанные с перенесенным инсультом, показаны занятия с психологом. Проблемы с речью отрицательно влияют на психологическое состояние больного.

Занятия с врачом способствуют скорейшему восстановлению речи

При дизартрии показан лечебный массаж, физиотерапия и электростимуляция.

Надо отметить, что процесс восстановления напрямую зависит от пациента – больной должен проявить терпение, верить в свои силы и надеяться на лучшее.

Народные методы

При инсульте нарушается процесс кровообращения, повреждается белое и серое вещество, а также кора мозга. Именно эти процессы могут спровоцировать нарушение речи у больных, а также другую патологическую симптоматику.

Хвойный чай с лимоном ускорит выздоровление

Помочь восстановить речевые функции после перенесенного инсульта может не только медикаментозная терапия, но и советы народной медицины:

  • Чай их хвойного отвара и лимона. Чтобы приготовить лекарство, необходимо взять 0.5 апельсина без кожуры и отвар, приготовленный из хвойных веточек (30 грамм веточек хвойного дерева залить литром кипятка). В термосе смешат все компоненты и настаивать около четырех часов. Пить один раз в сутки по стакану отвара.
  • Настой из корней декоративных пионов помогает восстановить функции головного мозга после перенесенного инсульта. Чтобы приготовить лекарство, достаточно залить два-три измельченных корня пиона 30 мл этилового спирта. Настаивать 7 дней в темном месте. Принимать лекарство 3 раза в день по пятнадцать-двадцать капель.
  • Березовый деготь в виде лекарственного отвара поможет вылечить последствия инсульта ишемического типа. Готовить лекарство рекомендуют, как обыкновенный чай. Пить отвар по стакану два раза в сутки. Березовый деготь – это эффективное средство народной медицины, разжижающее кровь и предотвращающее образование тромбов и холестериновых бляшек.
  • Если нарушена мимика лица, медицинские специалисты рекомендуют приготовить лекарственную мазь из порошка из лавровых листьев. Любой детский крем подойдет в качестве основы для мази. Для приготовления мази необходимо взять четыре – шесть листьев лавра, размельчить их с тюбиком крема (80 мл). Втирать лекарство перед сном в мышцы лица массирующими движениями.

Для лечения речевых последствий инсульта советы народной медицины нужно применять очень осторожно, поскольку существует вероятность возникновения аллергической реакции. Перед началом терапии нужно принять лекарство в минимально дозе. Если побочных эффектов не возникло, терапию можно продолжить.

Сторонники народной медицины советуют людям, перенесшим инсульт, включать в свой ежедневный рацион орехи, сухофрукты, калину и ягоды боярышника. В этих лекарствах содержатся витамины и микроэлементы, необходимые для восстановления клеток головного мозга. Правильно подобранная диета после инсульта – это залог быстрого восстановления после удара.

Причины

Инсульт – это повреждение головного мозга. Мозг контролирует все, что делает человек, включая то, как мы понимаем и интерпретируем речь.

Нарушения речи могут возникнуть вследствие повреждения тех частей головного мозга, которые отвечают за неё. Чаще причиной расстройства речи являются нарушения в левой половине мозга, поскольку в 96–99% правшей и в 60% левшей именно в ней находятся центры, отвечающие за речь. 20% левшей имеют смешанную между двумя полушариями иннервацию, ещё у 20% из них центры речи находятся в правой половине мозга. Поэтому у левшей расстройства речи могут развиваться после поражения любого полушария, но симптомы у них от нарушений в левой половине мозга могут быть мягче или более избирательны, чем симптомы, наблюдаемые у правшей.

При нарушении в зоне Вернике возникает сенсорная афазия, в зоне Брока — моторная афазия

Большинство случаев нарушений речи связано именно с инсультами, реже они встречаются при травмах головы, опухолях мозга или дегенеративных заболеваниях. В восприятии речи, её понимании и воспроизведении принимают участие следующие центры: восприятие в слуховой зоне, декодирование в верхней височной доле, анализ в теменной, экспрессия в лобной доле, нисходящие пути через кортикобульбарный тракт к внутренней капсуле и стволу мозга, модулирующее влияние базальных ганглиев и мозжечка.

Инсульт – самая частая причина нарушений речи. Согласно статистическим данным, примерно у трети пациентов с нарушением мозгового кровообращения развивается нарушения речи разной степени тяжести. Нарушения доставки крови к мозгу приводит к гибели или повреждению нейронов в областях центральной нервной системы, которые контролируют речь.

Степень проблем с коммуникацией зависит от того, в какой области мозга случился инсульт и насколько великая его часть пострадала.

Инсульт может повлиять на то, как пациент говорит, понимает речь, читает или пишет.

Виды речевых расстройств

Нарушение мозгового кровообращения может повлиять на общение разными способами. Основными состояниями, которые могут развиться после него, являются:

  • афазия;
  • дизартрия;
  • диспраксия.

Пациенты могут иметь комбинацию всех трёх этих нарушений.

Афазия

Афазия – это название наиболее распространённого нарушения речи, вызываемого инсультом. Афазия может повлиять на то, как пациент говорит, его способность понимать сказанное, навыки чтения и письма. Она не влияет на интеллект, хотя иногда люди думают иначе.

Афазия может быть нетяжелой, а иногда влияет только на одну форму общения, например – чтение. Тем не менее, она чаще поражает несколько аспектов коммуникации в одно и то же время.

Видео: формы афазии — часть 1

Видео: формы афазии — часть 2

Существует несколько типов афазии, из которых основными являются:

  • Если проблемы в основном с пониманием сказанного – это называется сенсорной афазией (рецептивной, акустико-гностической, афазией Вернике).
  • Если пациент в основном понимает других, но имеет трудности с выражением того, что он хочет сказать – это называется моторной афазией (афазия Брока, экспрессивная афазия).
  • Комбинация проблем, которые полностью или частично нарушает коммуникацию, может называться смешанной или глобальной (при тяжёлых нарушениях) афазией.

Люди с сенсорной афазией могут:

  • не понимать большую часть из того, что говорят другие и ощущать, как будто люди говорят на неизвестном иностранном языке;
  • не понимать долгих и сложных предложений и могут забыть начало того, что сказали;
  • не понимать других на фоне стороннего шума, или когда различные люди говорят группой;
  • быть способными читать газетные заголовки, но не понимать остальной текст;
  • быть способными писать, но не могут прочитать то, что написали.

Люди с моторной афазией могут:

  • Быть неспособными говорить вообще. Они могут общаться при помощи звуков, но не способны формировать слова.
  • Иметь сложности с построением обычных предложений. Они могут выговаривать одинокие слова или очень короткие предложения, пропуская ключевые слова. Они пишут подобным образом.
  • Говорить с частыми паузами и неспособны найти то слово, которое они хотят сказать
  • Отвечать «да» или «нет», но иметь в виду противоположное. Поэтому их ответы не являются надёжными.
  • Выговаривать не те слова, что задумали – например, «молоко» вместо «вода».
  • Говорить в нормальном темпе, но многое из сказанного ими нельзя распознать и оно имеет ограниченный смысл. Они могут не понимать этого, а другие могут ошибочно полагать, что эти люди имеют спутанное сознание.
  • Описывать предметы и места, но не способны назвать их.
  • Выговаривать только набор нескольких слов в ответ на любой вопрос. Это могут быть эмоциональные слова – например, ругательства.
  • Застрять на одном слове или звуке и повторять его.

Люди с глобальной афазией могут:

  • испытывать большие трудности в понимании слов и предложений;
  • иметь трудности в формировании слов и предложений;
  • понимать некоторые слова;
  • пропускать несколько слов сразу;
  • иметь серьёзные трудности, которые мешают эффективному общению.

Дизартрия

Дизартрия возникает, когда инсульт приводит к развитию слабости мышц, которые человек использует для речи. Инсульт может повлиять на мышцы, которые человек использует для движения языка, губ или рта, управления дыханием во время речи или воспроизводства голоса.

Дизартрия не влияет на способность поиска слов, которые пациент хочет сказать, или на понимание других людей. Если у человека дизартрию, его голос может звучать иначе и у него могут быть проблемы с чётким произношением. Звуки голоса могут быть невнятными, искажёнными, тихими или замедленными. Другие люди могут не понимать пациента. Если нарушается контроль дыхания, больному может понадобиться говорить краткими отрывками, а не сложными предложениями.

Диспраксия

Диспраксия – это состояние, которое нарушает движения и координацию. Диспраксия речи возникает, когда пациент не может двигать мышцами в правильном порядке и последовательности, чтобы воспроизводить звуки, необходимые для ясной речи. У больного нет паралича или слабости отдельных мышц, но он не может использовать их в правильном порядке, чтобы ясно выговаривать слова. Пациент с диспраксией не способен чётко произносить слова, особенно когда кто-то просит их сказать. Он может повторять слова несколько раз и пытаться исправить произношение. Иногда больной вообще не может выговорить какой-то звук.

Трудности с коммуникацией после инсульта очень пугают и тревожат пациентов и окружающих людей.

Как другие последствия инсульта влияют на общение?

Инсульт может привести к другим проблемам, которые влияют на способность нормального общения.

Изменения эмоционального содержания общения

Инсульт иногда может вызвать незначительные изменения эмоциональных аспектов речи. Например, тон голоса может звучать «плоско», или выражение лица может не изменяться. Пациент может не понимать юмор, не знать, когда вступить в разговор. Эти проблемы связаны с изменениями в правой половине головного мозга и могут быть ошибочно истолкованы в качестве депрессии.

Изменения восприятия

Инсульт может нарушать зрение, а иногда – и слух. Это может ухудшить чтение и письмо.

Усталость

Многие люди испытывают сильную физическую и психическую усталость после инсульта. Поддержание разговора требует больше усилий, чем раньше, поэтому пациенты могут быть неразговорчивыми.

Проблемы с памятью и концентрацией

Инсульт может повлиять на кратковременную память, мыслительные процессы, способность сосредоточиться и сконцентрироваться. Это может замедлить и осложнить общение.

Физические проблемы

Физическая слабость или паралич после инсульта может повлиять на выражение лица. После инсульта часто наблюдаются проблемы с глотанием, которые обычно связаны с дизартрией.

Изменения настроения или личности

Изменения в головном мозге, вызванные инсультом, могут также повлиять на настроение, эмоции и личность. Это нарушает способность к общению.

Методы лечения

Лечение нарушений речи – чрезвычайно важный аспект жизни после инсульта, который влияет на способность человека говорить.

Очень важную роль в возвращении человеку способности общаться играют близкие ему люди — родственники и друзья. Их терпение, понимание и участие в процессе реабилитации увеличивают шансы на полное восстановление пострадавшего.

Иногда речь улучшается самостоятельно, без лечения, но пациентам обычно рекомендуют прохождение реабилитации под руководством невролога и логопеда.

У пациентов с нарушениями речи реабилитация направлена на:

  • помощь в общении;
  • максимально возможное восстановление речи;
  • поиск альтернативных способов общения.

Доказано, что логопедическое лечение наиболее эффективно, если оно начиналось как можно быстрее. У многих пациентов наиболее очевидное улучшение происходит в первые 6 месяцев после инсульта. Однако постепенное восстановление может продолжаться несколько лет.

Методика проведения лечения зависит от индивидуального состояния пациента, тяжести заболевания. Некоторым из них рекомендуют интенсивный курс реабилитации за короткий период. Для других такой курс очень утомителен, и им проводят более короткие и менее интенсивные занятия.

Лечение может быть индивидуальным, групповым, или с использованием технологий, таких как компьютерные программы или приложения.

Применение компьютера для лечения афазии позволяет активизировать лечение, проводя его в домашних условиях

Медикаментозное лечение афазии

При ишемическом инсульте проведённый вовремя тромболизис может остановить повреждение головного мозга и предупредить развитие афазии.

Проведено много исследований, в которых оценена эффективность лекарственных средств в восстановлении речи после инсульта. Были изучены следующие препараты:

  • Пирацетам в комбинации с речевой реабилитацией улучшает восстановление при афазии.
  • Бромокриптин не улучшает восстановление речи после перенесённого инсульта.
  • Леводопа — доказательства эффективности применения этого препарата противоречивы.
  • Декстроамфетамин, кажется, улучшает восстановление при афазии в комбинации с речевой реабилитацией.
  • Холинэргические препараты — эффективность в восстановлении речи недостаточно изучена.
  • Дестран 40 — приводит к ухудшению результатов лечения.
  • Моклобемид (ингибитор МАО) не способствует восстановлению речи.
  • Донепезил — может иметь позитивное влияние на глобальную речевую функцию.
  • Мемантин — в комбинации с речевой терапией, индуцированной ограничением, улучшает восстановление речи.

Речевая реабилитация

Какая именно методика используется для лечения афазии – зависит от индивидуальной ситуации каждого пациента.

Если у больного трудности с пониманием слов (сенсорная афазия), логопед может попросить его выполнять задания, такие как определение соответствия слова картинке, сортирование слов по их смыслу. Целью таких заданий является улучшение способности пациента запоминать значения слов и связывать их с выговариваемыми и написанными формами слов.

В случае если у пациента трудности с произношением слов (моторная афазия), логопед может попросить его называть картинки, судить о наличии рифмы или повторять слова, сказанные врачом. Логопед может подсказывать больному, назвав или написав первую букву нужного слова. Когда больной может выполнять задачи с отдельными словами, логопед переходит на способность строить предложения. Врач также может показывать пациенту предметы, которые можно потрогать и увидеть, в то же время выговаривая их названия.

Если у пациента отмечается слабость мышц, принимающих участие в формировании речи (дизартрия), сначала нужны упражнения, чтобы усилить их. Логопед также даёт советы относительно того, как должны двигаться язык, губы и челюсть, чтобы образовать определённые звуки.

Некоторые методики могут включать работу с компьютером. Другие методы могут включать групповую терапию с другими людьми с афазией или с совместное лечение с членами семьи. Это позволяет пациенту улучшать разговорные навыки или репетировать частые ситуации, такие как телефонный звонок.

Сейчас есть много компьютерных программ и приложений, направленных на то, чтобы помочь людям с афазией их речевые способности.

Речевая терапия в острой стадии инсульта (до 3 недель)

Эта фаза восстановления характеризуется спонтанным возобновлением функций повреждённого головного мозга при помощи физиологических механизмов. В этом периоде проведение интенсивных реабилитационных методик не рекомендуется, поскольку это может негативно сказаться на восстановлении речи в более позднем периоде.

Подострая стадия (3 недели – 12 месяцев)

В этой фазе восстановление происходит за счёт функциональной реорганизации головного мозга. Именно в этом периоде логопедическая реабилитация является эффективным лечением афазии, поэтому в подострой фазе следует проводить самые интенсивные занятия.

Хроническоая стадия (больше 12 месяцев)

Традиционно считается, что возможность восстановления в значительной степени заканчивается с достижением хронической фазы. Однако новые исследования показали, что это не так и что интенсивная логопедическая реабилитация достаточно эффективна и в этом периоде.

Речевая терапия, индуцированная ограничением

Этот метод лечения основан на ограничении применения альтернативных способов общения (жестов, письма и рисования) для того, чтобы направить пациента на использования нарушенной речи. Это почти противоположная стратегия, отличающая от традиционного подхода, при котором человеку рекомендуется использовать неповрежденные способности для общения. Логопед может применять комбинацию из обеих методик.

Альтернативные методы общения

Важная часть речевой реабилитации после инсульта – поиск различных способов общения с пациентом. Врачи могут помочь обнаружить альтернативу речи, например – жесты, письмо, рисунки или карточки для общения.

Карта общения помогает

Карты для общения – это большие рисунки, содержащие буквы, слова или рисунки. Они позволяют пациенту с афазией общаться с окружающими, показывая слова или буквы, чтобы объяснить, что они хотят сказать.

Видео: мобильное приложение «Пойми меня»

Для некоторых людей полезными могут быть специально разработанные электронные устройства, которые используют генерированный компьютером голос, чтобы проигрывать вслух сообщения. Это может помочь, если пациент способен набирать или писать текст. Кроме того, также существуют приложения для смартфонов или планшетов, которые могут делать то же самое.

Общение с человеком с афазией

Если вы живете или заботитесь о человеке с афазией, вам необходим надёжный способ общения с ним. Следующие советы могут быть полезными:

  • Помните, что афазия нарушает речь, а не интеллект.
  • Разговаривайте естественно, но немного медленнее. Используйте обычный тон голоса, помните, что пациент не ребёнок.
  • После сказанного вами дайте пациенту достаточно времени для ответа. Если человек с афазией ощущает давление или спешку, он может разозлиться, что негативно повлияет на способность к общению.
  • Используйте короткие, несложные предложения. Не меняйте слишком быстро тему разговора.
  • Старайтесь использовать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».
  • Вам не стоит завершать предложения пациента или исправлять любые ошибки в его речи. Это может вызвать разочарование и недовольство человека с афазией. Не перебивайте его.
  • Сведите отвлекающий фон к минимуму (например, радио или телевидение).
  • Используйте бумагу и ручку, чтобы написать ключевые слова, нарисовать диаграммы или картинки, которые помогут объяснить ваше сообщение и улучшить понимание.
  • Если вы не понимаете чего-то, что человек с афазией пытается сказать – не притворяйтесь, что поняли. Человек может посчитать это унизительным и расстроится.
  • Используйте визуальные сигналы (указывание, жесты, использование предметов), чтобы поддержать понимание пациента.
  • Если человек с афазией не может подобрать нужное слово, помогите ему – попросите описать это слово, подумать о подобном слове, попытаться представить себе его, подумать о первом звуке этого слова, попробовать написать его, использовать жесты или указание предмета.

Транскраниальная магнитная стимуляция

При помощи магнитного поля в течение короткого времени стимулируются пострадавшие части мозга. Этот метод имеет положительное влияние на восстановление речи после инсульта.

Хирургическое лечение

Оперативное вмешательство на головном мозге при афазии показано в том случае, когда она вызвана геморрагическим инсультом. Возможно проведение операций для профилактики и лечения ишемического инсульта — стентирование сонных артерий, каротидная эндартерэктомия.

Стволовые клетки

В настоящее время проводятся исследования применения стволовых клеток для лечения инсультов. Введение стволовых клеток в головной мозг положительно влияют на реабилитацию пациентов после нарушений мозгового кровообращения, в том числе и на восстановление речи.

Речь — это больше, чем просто слова. Она включает в себя нашу способность общаться друг с другом. Афазия после инсульта может расстроить и испугать не только пациентов, но и их близких. Усилия, приложенные врачами, а особенно — пациентом и его близкими, помогут восстановить речь и способность общения.

Восстановление речи после инсульта – одна из важнейших задач при реабилитации больного. Важно не откладывать этот процесс на потом: чем позже начать, тем меньше шансов на успех. И лучше, если к восстановлению речи у больного сразу подойти грамотно.

В этой статье мы рассмотрим необходимые этапы реабилитации и все способы как восстановить речь после инсульта, которые при этом возможны.

­­­­Если вдруг случился инсульт

Что происходит при инсульте? Повреждается кровообращение в различных участках головного мозга в той или иной степени, страдает нервная система, повреждается связь с мозгом. Человек лишается многих возможностей своего организма, о которых он раньше и не задумывался.

Инсульт безжалостно делит жизнь человека на «до» и «после». В лучшем случае, это незначительные изменения в памяти, в речи, в движении. И если вовремя и правильно провести лечение и реабилитацию, человек быстро восстановится и вернется к обычной жизни.

Но случается и полная потеря всех этих и некоторых других функций организма. И тогда человек никогда не станет прежним. Это трагедия как для него самого, так и для его близких.

В этой ситуации нельзя допускать паники. Нужно запастись терпением и предпринять все возможные способы для максимальной помощи больному. Ведь ему предстоит научиться жить заново.

Что необходимо для успешного восстановления больного после инсульта:

  • Конечно же медикаментозное лечение, назначенное врачом. Оно стимулирует нарушенное мозговое кровообращение. Его важно проводить постоянно.
  • Восстановление двигательных функций. Здесь требуются занятия лечебной физкультурой, физиотерапия, возможно использование специальных тренажеров для возвращения чувствительности парализованных конечностей.
  • Работа по восстановлению речи, памяти, способности читать и писать, восприятию действительности. Без помощи логопеда и правильно выстроенной системы занятий тут не обойтись.
  • Комфортный климат в семье, психологический настрой самого пациента, а также его родственников, море терпения и оптимизма.

Нарушение речи при инсульте

Инсульт бывает геморрагический или ишемический. При геморрагическом инсульте к мозгу приливает слишком много крови, могут быть разрывы артерий, а при ишемическом наоборот, крови к мозгу поступает недостаточно.

Геморрагический инсульт встречается реже, но вызывает более серьезные последствия у больного. Но и в том и в другом случае у человека могут быть нарушены участки мозга, отвечающие за речь.

Если отказывает речь, значит нарушения произошли в левом полушарии головного мозга. При таком инсульте правая сторона парализована и речь отсутствует.

Инсульты с парализацией правой стороны происходят чаще, чем с левой. И это лучше для больного, так как в этом случае легче поставить диагноз, поскольку всегда проявлены нарушения речи.

Такие нарушения называют афазией. При этом нарушения могут произойти в разных участках мозга. В зависимости от этого и последствия могут быть разные. Как же восстановить речь после ишемического или геморрагического инсульта?

Разберемся с видами афазии и их последствиями:

  • Амнестическая. Человек может общаться, но периодически забывает названия предметов, о которых он говорит.
  • Семантическая. В этом случае с больным нужно разговаривать исключительно простыми предложениями, сложные он просто не поймет.
  • Сенсорная. Сложный вид афазии, при котором пациент не понимает речь вообще. Она сводится для него к набору звуков. При этом смысл сказанного он практически не может понять.
  • Моторная. Человек все понимает, но не может связно ничего сказать, путает звуки и слова или зависает на каком-то одном звукосочетании.
  • Тотальная. Больной ничего не понимает, никого не узнает, сказать ничего не может. Чаще всего такая фаза бывает сразу после инсульта. Через некоторое время она может перейти в моторную.

Может ли восстановиться речь после инсульта и как быстро это произойдет?

Никто не может дать 100%-ой гарантии, что больной вообще сможет говорить. Но если действовать быстро, правильно, выполнять все рекомендации специалистов, создать обстановку терпения, любви и заботы вокруг больного родственника, поддержать его максимально в его желании выздороветь, то у него есть гораздо больше шансов быстро восстановить речевую потерю.

Несложные проблемы с речью решаются за 2–6 месяцев при выполнении специальных регулярных тренировок и занятий. Если степень нарушения больше, то и времени потребуется больше.

Иногда это может растягиваться до нескольких лет. Прогноз 5-10 лет считается сроком, после которого изменения к лучшему вряд ли возможны. Однако случаются чудеса выздоровления, но они чаще всего лежат в области нематериальной действительности.

В народе говорят «Дома и родные стены лечат». Это к вопросу о том, как должны вести себя родственники больного инсультом. Первые вопросы, который они задают врачу, звучат так: «Восстанавливается ли речь после инсульта? Можно ли вообще восстановить речь после инсульта? Через сколько времени восстанавливается речь после инсульта?» Родственников можно понять. Но именно от их поведения, от их действий очень многое зависит.

Вот обычные рекомендации врачей родственникам пациента:

  • Больной должен чувствовать, что он нужен своей семье, что он ценен для нее, что родные верят в него, любят его, искренне желают его выздоровления и нисколько в этом не сомневаются. В таком случае у него появится дополнительная мотивация встать на ноги как можно быстрее. А значит, будет и энергия для этого.
  • С больным и в его присутствии нужно постоянно разговаривать. Тогда он будет ощущать свою причастность к семье. Но самое главное: если тема будет для него важна, он будет пытаться говорить.
  • Хорошо если в доме будут звучать его любимая музыка, песни, которые он раньше пел. Внутреннее желание подпеть может хорошо стимулировать к пробуждению его речевые импульсы.
  • Но лишний шум, многообразие и громкость звуков лучше убрать, чтобы не перегружать больного. Разговаривать с ним нужно тихо, спокойно, без взрывных эмоций. Окружите его своей добротой. При этом не нужно подчеркивать каждый раз, что он неизлечимо болен.
  • Родственникам нужно набраться максимум терпения, поскольку именно они должны стать постоянными помощниками для больного при выполнении упражнений, которые покажет логопед. И ни в коем случае не реагировать раздражением, если упражнение сделать никак не получается.

Что делать, если при инсульте происходит потеря речи

Как же вернуть речь после инсульта? Сразу же после первой необходимой помощи больному, важно обратиться к логопеду.

Только этот специалист сможет правильно оценить степень повреждения речи и составить эффективный комплекс мер для ее восстановления. Главная задача такого комплекса: восстановить речевое дыхание, голос, артикуляцию, интонацию, тембр.

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Не стоит заниматься самолечением в этом случае. Только после показанных логопедом упражнений и массажей, можно будет регулярно выполнять их самостоятельно в домашних условиях при помощи родных.

Логопедические упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Рассмотрим теперь, какие же методы может предложить специалист для восстановления речи больного, и каким образом их следует применять.

Артикуляционно-дыхательные упражнения

Сначала человеку предлагается просто подышать, потом на выдохе произносить определенные согласные звуки, один звук на выдох. После этого на выдохе произносятся все эти звуки подряд. Их не больше четырех. Звуки могут произноситься на выдохе также при поднятом подбородке.

Артикуляционная гимнастика после инсульта

Она включает в себя упражнения для языка, губ, голоса, мимических мышц лица.

Упражнения для языка и мягкого неба

  1. Язык высунуть изо рта вниз и так подержать несколько секунд.
  2. Снова вытянуть вниз и загнуть вверх, так немного подержать.
  3. Вытянуть вниз и направить его сначала к правому уголку рта, затем к левому.
  4. Кончиком языка водить по небу назад-вперед.
  5. Направить язык в правую и левую щёку.
  6. Поцокать языком, сначала один раз, потом два, потом три.
  7. Язык расслабить и, двигая им вперед-назад, слегка покусать зубами.
  8. Облизать губы сначала в одну сторону, потом в другую.

Упражнения для губ

  1. Губы подать трубочкой вперед.
  2. Сложить в улыбку с закрытым ртом.
  3. Обнажить зубы и поднять верхнюю губу, так подержать пару секунд.
  4. Надуть щеки и покачать воздухом из стороны в сторону, покатать воздух по рту.
  5. Расслабить губы и подуть через щель в них.

Упражнения для голоса

Выполняется речевая гимнастика при ишемическом или геморрагическом инсульте.

  1. Произносим по отдельности все гласные звуки сначала долгие, потом короткие, на выдохе. После этого на выдохе произносим все звуки подряд.
  2. Говорим звук Ы только артикуляционно, без звука, и чувствуем напряжение под подбородком.
  3. Произносим подряд все гласные звуки с перетеканием один в другой, попеременно делая ударение на разных звуках.
  4. Произносим согласные звуки, сначала глухие, по отдельности, потом один за другим на одном выдохе. После этого произносим звонкие звуки таким же образом. Складываем согласные звуки с гласными в определенные слоги, при этом чередуем парные глухие и звонкие согласные.

Все комбинации звуков, их перестановки и сочетания определяет логопед.

Упражнения на скороговорки после инсульта

Сначала просим больного договорить известную ему скороговорку, постепенно увеличивая количество сказанных им слов. Если это возможно, доводим упражнение до совершенства.

Упражнения для мимических мышц лица

  1. Брови поднять, опустить, нахмурить, расслабить.
  2. Широко открыть рот, попытаться его растянуть, потом расслабить.
  3. Улыбнуться, не открывая рта.
  4. Надуть и сдуть щеки.
  5. Губы вытянуть как для поцелуя.
  6. Язык вытягивать максимально в разные стороны от рта.
  7. Подвигать нижней челюстью аккуратно то влево, то вправо, потом по кругу.

Логопедический массаж после инсульта

После выполненного комплекса упражнений необходимо применить лицевой массаж каждого участка лица.

Важно, чтобы массажные движения подбирал только специалист. Какие-то участки лица нужно будет расслаблять, а какие-то тонизировать. Если подойти к этому самостоятельно, можно нанести непоправимый вред.

Кроме массажа непосредственно мышц лица, делают массаж языка, губ, внутренней поверхности щек, ушей, кожи головы, кистей. Всё это снимает скованность мышц и таким образом раскрепощает речь.

Особенности работы доктора с больным

  • Главная задача всех действий специалиста – это растормаживание речи. И для этого используют все те возможности больного, какие у него есть на данный момент. Занятия не должны утомлять пациента. Начинаются они с простых элементов и длятся 10-15 минут. После программа усложняется, и время занятия увеличивается.
  • Разговаривать с больным нужно спокойно и медленно, чтобы он понимал речь. Если он не может ничего сказать, то просим его кивать в ответ, показывая, что он понимает.
  • Если больному сложно говорить, нужно попросить его выдать любые звукоподражания, которые он может сделать. Если он может произнести только один слог, то следует подобрать слова, которые начинаются с этого слога, и пусть он пробует постепенно их закончить.
  • То же самое с пословицами и поговорками, названиями известных фильмов. Нужно начать фразу и попросить больного ее завершить, то ли словом, то ли слогом, как у него получится. Все слова, которые мы обычно произносим автоматически, следует ему предлагать проговорить. Это могут быть дни недели, месяцы, обычный счет до десяти.
  • Хорошо приобщить к работе карточки с рисунками. Можно задавать простые вопросы: «Что это? Что он делает? Какой он?» При этом важно двигаться в этих заданиях постепенно. Сначала называются существительные. Через время, когда этот этап отработан, подключают глаголы, и только потом прилагательные.
  • Постепенно в реабилитационных мероприятиях включаются упражнения на рисование и письмо. Сначала человеку предлагается просто вставить пропущенные в слове буквы, потом срисовать все слово. Задания постепенно усложняются.
  • Хороши будут упражнения, основанные на задаваемых больному вопросах. Сначала задаются простые вопросы с возможностью ответить «да» или «нет». После вопросы усложняются так, чтобы в самом вопросе содержался односложный ответ. И это слово и должен проговорить больной в качестве ответа.

Другие методы восстановления речи после инсульта

Музыкотерапия

Часто бывает так, что человеку, перенесшему инсульт, сложно говорить, но он может петь. Тогда все логопедические упражнения со звуками, слогами, словами выполняются как песня.

Лицевая рефлексотерапия.

На биологически активные точки на лице производятся определенным образом воздействия.

Лечение стволовыми клетками.

При введении таких клеток в пораженные ткани можно добиться восстановления их целостности.

Иглорефлексотерапия.

Такой способ используют в основном при моторной афазии. Таким образом, корректируют речевую деятельность у человека.

Заключение и выводы

И в заключение хочется подчеркнуть наиболее важные моменты, о которых нельзя забывать при восстановлении речи у больного после инсульта:

  • Это быстрое реагирование на проблему и не откладывание мероприятий по реабилитации на потом,
  • умеренность во всем,
  • постепенное увеличение нагрузок при занятиях,
  • обязательное обращение к логопеду, а возможно и к дефектологу,
  • строгое выполнение всех их предписаний,
  • огромное терпение и создание максимально доброжелательной атмосферы в доме.

Инсульт – серьезное заболевание, но при таком подходе его гораздо легче одолеть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *