Лечение иппотерапия

Иппотерапия и ДЦП

Поговорим об иппотерапии и узнаем, правда ли, что дети с ДЦП после нее даже излечиваются?

Иппотерапия (верховая езда) в реабилитации детей с ДЦП занимает особое место. Она сегодня считается наиболее перспективным методом лечения, в результате которого дети с ДЦП в буквальном смысле встают на ноги. Иппотерапия — многофункциональный метод реабилитации, она используется не только в качестве одной из разновидностей лечебной физкультуры, но и как метод психологической коррекции.

Механизм физической реабилитации при иппотерапии такой. При верховой езде в работу включаются практически все группы мышц. Ребенок рефлекторно старается сохранить равновесие на спине лошади, и при этом в работу включаются не только здоровые, но и пораженные мышцы. Фактически происходит напряжение мышц без влияния коры головного мозга, без волевого усилия. Сделать это в условиях обычных занятий на тренажерах очень трудно, ведь ребенок с ДЦП просто не знает, как можно напрягать определенные группы мышц, поскольку заболевание у него возникло еще во внутриутробном периоде или во время родов и опыта движения в этих группах мышц у него нет.

Оказывается, конь при движении посылает наезднику более ста двигательных импульсов в минуту, и они вызывают в человеческом организме ответную реакцию: происходит естественный массаж позвоночника, рук, ног. Массаж сочетается с естественным теплом лошади. Преимущество иппотерапии заключается в возможности многократного повторения всех этих движений, при этом удается избежать монотонности, как при занятиях на тренажере. Повторяющиеся колебательные движения тела носят характер растягиваний, сжиманий, вращений отдельных частей тела. Лошадь помогает больному ребенку осознать движение, регулировать мышечный тонус и приобрести необходимые двигательные навыки.

К терапевтической миссии лошадь готовят несколько лет. Во время сеанса она делает несколько медленных кругов. В это время малыша могут вытягивать вдоль лошадиной спины, положить животом поперек крупа, перекатывать через спину или усадить верхом — все по показаниям. Кроме квалифицированного сотрудника центра, во всех упражнениях, как правило, участвуют родители ребенка.

Езда верхом благотворно влияет также на нервную систему: требует большой концентрации внимания, целенаправленных движений при управлении лошадью, развивает способности ориентироваться при изменении ситуации, осознания своих собственных действий.

Лошади обладают очень сильным биополем и способны «заряжать» человека позитивной энергией, причем это происходит не только во время верховой езды, но даже если просто постоять рядом с лошадью, погладить или почистить ее.

Иппотерапия потому и помогает, считают специалисты, что лечебные комплексы подкрепляются мощным энергетическим полем лошади и сопровождаются эмоциональным всплеском со стороны ребенка.

Исследования показывают, что у детей, больных ДЦП, которые проходят курс иппотерапии, значительно улучшается эмоциональное и физическое состояния, осанка, расширяются возможности в разведении и отведении ног в стороны, что способствует улучшению походки ребенка.

Процесс реабилитации больных ДЦП носит длительный характер, он требует настойчивости и целеустремленности не только от родителей, но и от самих детей. Минимальный курс печения при помощи иппотерапии длится год: 1-3 занятия в неделю по 20-30 минут. Он должен быть согласован с врачами-специалистами (невропатологом, реабилитологом), которые лечат ребенка с ДЦП.

Иппотерапия для детей с ДЦП

С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. История появления иппотерапии;
2. Основные задачи ЛВЕ;
3. Основные условия для занятий ЛВЕ;
4. Отличие ЛВЕ от других видов лечебной физкультуры;
5. Особенности иппотерапии при Детском Церебральном Параличе (ДЦП);
6. Патофизиологическое обоснование иппотерапии (ИТ);
7. О социальной пользе иппотерапии;
8. Групповые занятия на природе;
9. Заключение.
Список литературы.
1.История появления иппотерапии.
Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими заболеваниями, реконвалесцентов после травм. Она может применяться при сердечных, желудочно-кишечных и еще множестве других заболеваний и отклонений в состоянии здоровья, в том числе и для социальной реабилитации.
С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека езды и общения с лошадьми. Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом.
В современной Европе Лечебная Верховая Езда (ЛВЕ) стала развиваться в последние 30-40 лет: сначала в Скандинавских странах, затем в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Великобритании, Польше и др.
Центры по ЛВЕ стали открываться во многих странах. Так в США работает более 1000, а в Великобритании около 700 групп иппотерапии, в которых оздоравливаются более 26000 человек с самой разнообразной патологией. В Польше работают около 60 подобных центров.
Толчком к распространению ЛВЕ в странах Северной Европы, а потом и в других странах мира послужила история датчанки Лиз Хартел. Лиз была спортсменкой. Она занималась конным спортом, пока однажды не заболела полиомиелитом (случай довольно редкий для взрослого человека). Болезнь приковала Лиз к инвалидной коляске. Спортсменка уже не надеялась когда-нибудь сесть на лошадь. В итоге через несколько месяцев занятий верховой ездой Лиз Хартел выздоровела и снова стала заниматься конным спортом и в результате на соревнованиях по выездке во время Олимпийских игр в Хельсинки завоевала серебряную медаль.
В настоящее время в 45 странах мира действуют центры ЛВЕ — самостоятельные или при клубах верховой езды, выделяющих небольшие манежи и лошадей для занятий с инвалидами.
2. Основные задачи ЛВЕ.
Отличительной чертой ЛВЕ является высокая эффективность и уникальность реабилитационного воздействия ЛВЕ на физическую и социально-психическую сферу ребенка.
Иппотерапия как одна из форм лечебной физкультуры позволяет решать следующие основные задачи:
1) противодействовать отрицательному влиянию гипокинезии, обусловленной болезнью;
2) развивать физическую активность больного;
3) способствовать восстановлению нарушенных функций;
4) улучшать или восстанавливать утраченные навыки;
5) обеспечивать профессиональную реабилитацию, формировать новые или восстанавливать утраченные навыки.
Специалисты считают, что ЛВЕ особенно эффективна в детской реабилитационной практике, в частности в работе с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата и психосоциального статуса, ускоряя их социальную адаптацию.
3. Основные условия для занятий ЛВЕ.
Применение иппотерапии требует соблюдения следующих обязательных условий:
А) врачебный контроль за адекватностью и эффективностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости;
Б) последовательное наращивание физической активности больного;
В) применение патогенетически обоснованного комплекса методов ЛФК — ЛВЕ, лечебной гимнастики, массажа и др.;
Г) активное и сознательное участие больного в реабилитационном процессе;
Д) рациональное сочетание ЛФК и других методов комплексной реабилитации (медикаментозных, психотерапевтических, педагогических и др.).
Иппотерапия, по сути, является особой формой лечебной физкультуры. Здесь в качестве спортивного снаряда выступает живая лошадь, но этим отличия ЛВЕ от других форм ЛФК не исчерпываются.
4. Отличие ЛВЕ от других видов лечебной физкультуры.
Принципиальное отличие ЛВЕ от всех других видов лечебной физкультуры (ЛФК) заключается в том, что здесь, как нигде более, обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, пациент в течение всего сеанса инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мышцы своего тела.
Кроме того, ни один из спортивных снарядов не обладает возможностью возбуждать у пациента такую сильнейшую, разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям ЛВЕ: ребенок испытывает огромное желание сесть на лошадь, почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Эта мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, с помощью которой достигается не только подавление чувства страха, но и одновременно уменьшение количества и объема гиперкинеза при (ДЦП), что, в свою очередь, дает возможность обучать пациента правильному построению основного поведенческого фона.
Не менее важно то обстоятельство, что при использовании ЛВЕ успех лечения во многом зависит от созвучного взаимодействия двух живых существ, участвующих в этом действе: пациента и лошади. Отсюда немаловажно правильно, оптимальным образом подобрать пару «пациент-лошадь», и это является актуальной темой иппотерапевтической теории на современном этапе.
5. Особенности иппотерапии при Детском Церебральном Параличе (ДЦП).
Лечение больных ДЦП проводиться комплексно: лечебная гимнастика, иппотерапия и массаж. В результате лечения у больных наблюдалось уменьшение спастического синдрома. Следовательно, улучшение наблюдалось при всех формах ДЦП, что объясняется тем, что иппотерапия улучшает статико-локомоторную функцию за счет урегулирования мышечного тонуса в связи с частичным снижением спастичности. Но наилучший результат получен при гиперкинетической форме, где наблюдалось уменьшение объема и амплитуды непроизвольных движений за счет максимальной мобилизации воли.
Все это благотворно влияет на ребенка в целом, вырабатывая интерес к иппотерапии, при которой, в отличие от других форм ЛФК ребенок активно взаимодействует с лошадью, одновременно соподчиняясь с ней в процессе лечения.
Таким образом, кроме положительного эффекта в отношении моторики, во всех случаях у детей появляется, что немаловажно, самостоятельность, уверенность в своих возможностях и негласное соревнование друг с другом, заинтересованность и огромное желание самим участвовать в процессе лечения, что явилось огромной движущей силой в их оздоровлении.
6. Патофизиологическое обоснование иппотерапии (ИТ).
Лечебная верховая езда (райттерапия, иппотерапия) является одной из форм лечебной физкультуры. Ее условно делят на иппотерапию лечение с помощью лошади, и реабилитационную верховую езду
Круг заболеваний, при которых применяют лечебную верховую езду, очень широк:
— нарушение двигательной сферы в результате параличей, полиомиелита и т. д.;
— поражение органов чувств – слепота, глухота;
— психические заболевания – аутизм, неврозы, некоторые формы шизофрении;
— умственная отсталость – олигофрения, синдром Дауна и др.;
— различные нарушения социальной адаптации;
— послеоперационная реабилитация.
Основной механизм воздействия иппотерапии на организм человека (больного), тот же, что у любой другой формы ЛФК, т. е. он основан на концепции лечебно-профилактического влияния физических упражнений.
Современная физиология рассматривает любую деятельность организма человека, как единого целого, совокупность физических, психических свойств и социальных взаимоотношений с окружающей средой.
Иппотерапия опирается на лечебно-профилактический характер влияния верховой езды, воздействие на организм человека осуществляется через нервно-гуморальный механизм и, подчиняется законам адаптации к физическим нагрузкам и формирования двигательных навыков.
Под влиянием лечебно-профилактического воздействия физических упражнений в организме происходит активная перестройка функций.
Температура тела лошади выше человеческой на 1.5 градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга.
Кроме того, для обездвиженного больного очень важна имитация движений человека, идущего нормальным шагом, так как тело имеет свои компенсаторные механизмы запоминания полученного опыта. А тазобедренная область и нижние конечности при езде на лошади, идущей шагом, имитируют эти сложные трехмерные движения. Это неоднократно было зафиксировано во многих учебных пособиях и фильмах, созданных в разных странах.
При верховой езде у седока задействованы практически все группы мышц. Человеку, сидящему верхом на движущейся лошади, приходится постоянно контролировать равновесие, а это заставляет синхронизировать работу мышц спины, туловища и всех остальных мышц, то, расслабляя, то, напрягая их. В результате в работу включаются те мышцы, которые у обездвиженного инвалида бездействуют, даже не будучи пораженными.
В процессе адаптации организма к физическим нагрузкам, помимо ЦНС большое участие принимают симпато-адреналовая и гипоталямо-гипофизарная системы, т.е. осуществляется еще и гуморальная регуляция.
Под действием физических упражнений происходит активация висцеральных органов и систем, а механизм активации заключается в повышении функции симпатической нервной системы и ретикулярной формации под регулирующим управлением коры головного мозга.
Возбуждение симпатической нервной системы стимулирует обмен веществ – катаболизм и способствует быстрому и эффективному расходу энергии.
Под действием физических упражнений, через моторно-висцеральные рефлексы изменяются функции внутренних органов.
Совершенствование этих рефлексов при различных заболеваниях внутренних органов и лежит в основе лечебно-профилактического действия физических упражнений.
При действии физических упражнений улучшается двигательная функция, координация между нервными импульсами и увеличивается максимальная производительная сила мышц, даже не тренированных, т.е. имеется эффект «переноса» тренировочных влияний.
Верховая езда, для большинства людей, непривычная форма двигательной деятельности, поэтому, кроме вышеперечисленных воздействий, содержит в себе особые механизмы влияния на занимающихся.
Иппотерапия воздействует на организм человека через два мощных фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение удельного веса этих механизмов в каждом отдельном случае зависит от заболевания и задач, решаемых с помощью иппотерапии: так при лечении неврозов, ДЦП, умственной отсталости, детского аутизма, основным воздействующим фактором является психогенный, а при лечении постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами позвоночника, простатита и т.д. ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический, хотя ни в одном из этих случаев не следует недооценивать ни одного из факторов т.к. иппотерапия — это метод, оказывающий одновременное воздействие на физический и психосоциальный статусы занимающегося.
Он складывается из общения с живым организмом – лошадью, крупным, темпераментным и сильным животным, обладание и управление которым дарит больному ощущение победы, повиновения ему такого огромного мощного существа, а также чувство превосходства над окружающими, стоящими внизу, на земле людьми. Кроме этого, необходимо учитывать впечатление, производимое непривычно большим пространством вокруг больного (манеж или плац на открытом воздухе), которое позволяет ему почувствовать себя свободным, раскрепощенным.
Необходимо подчеркнуть, что психогенный фактор по разному раскрывается в конкретных нозологиях. Например, если при неврозах лечебный эффект несет чувство победы, свободы, раскрепощенности, то при ДЦП ведущее значение имеет страх (боязнь не удержаться на лошади и др.) что заставляет больного напрячь все усилия, сконцентрировать внимание, скоррегировать сохраняющие равновесие движения и тем самым непроизвольно подавить патологические очаги возбуждения центров моторики.
Вторым мощным фактором воздействия иппотерапии является уже упомянутый выше, биомеханический фактор, влияние которого обусловлено следующими моментами:
1. Влияние колебаний возникающих и идущих от спины движущейся лошади в 3-х взаимоперпендикулярных плоскостях. Эти колебания имеют среднюю амплитуду и навязываются больному, будучи разными при различных аллюрах.
Эти ритмичные колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление мышц туловища, что обуславливает удержание тела больного на лошади во время ее движения.
2. Биомеханический фактор способствует созданию у больных новых рефлексов, развитию равновесия, координации движений. Развитие равновесия сопровождается в человеческом организме развитием симметрий, а именно симметричного развития мышц туловища, конечностей, суставно-связочного аппарата, т.е. всего опорно-двигательного аппарата, а также симметричных внутренних органов. В то же время, выработка баланса всадника на лошади, на разных аллюрах, способствует возникновению и закреплению новых условных и безусловных рефлексов. Все это вместе взятое способствует формированию нового двигательного навыка. Кроме того, развитие равновесия играет решающую роль при лечении некоторых форм сколиоза (нефиксированных), начальных формах остеохондроза (дискоз), при асимметричных конечностях и асимметрично развившимися, в связи с этим мышцами, что чревато многими неприятными последствиями в состоянии здоровья, а также с асимметричным гипертонусом отдельных групп мышц при ДЦП и других подобных нарушениях.
Таким образом, движение разными аллюрами, сидя на лошади, предъявляет организму всадника серьезные требования к уровню координации движения и поведению в целом.
7. О социальной пользе иппотерапии.
Иппотерапия – конная реабилитация, а еще проще – лечение с помощью лошади. Чтобы убедить скептиков, достаточно показать результаты, достигнутые этой дисциплиной, разработанной специалистами высочайшего уровня, в лечении таких патологий, как церебральный паралич, мозговые травмы и параличи ног. Шаг за шагом, под неустанным наблюдением медиков многие инвалиды приобретают возможность установить нормальные социальные отношения с окружающим миром и улучшить свое физическое состояние.
Направление реабилитации, использующее конный спорт как терапевтическое средство, которое в некоторых случаях может считаться следующим этапом формировании больного человека как личности, ставит перед собой задачу добиться улучшения состояния пациентов, страдающих тяжелыми поведенческими расстройствами и трудностями в отношении с ближними. Эта цель может быть достигнута именно потому, что животное, не имеющее культурной надстройки, часто затрудняющей человеческие взаимоотношения, принимает пациента таким, как он есть, и позволяет установить простые, но внушающие уверенность отношения.
Во время лечения пациент должен заниматься также уходом за животным, кормить его, следить за сбруей до и после сеанса терапии.
Введение инвалида в нормальную спортивную среду (конный спорт для инвалидов) представляет собой важнейший шаг для вовлечения в общественную жизнь. Естественно, не все пациенты приходят к этому этапу, но те, кому это удается, получают огромное удовлетворение от возможности быть частью нормального мира, и это в невероятной степени улучшает их социальные отношения с людьми.
8. Групповые занятия на природе
Хочется предложить, помимо спортивных занятий, осуществлять групповые конные прогулки. Для этого пациент должен обязательно приобрести значительную независимость от медработника, который, тем не менее, должен обязательно присутствовать. Кроме того, во время групповых прогулок все ощущения усиливаются и расширяются по диапазону, так как здесь добавляется удовольствие от вида окружающего пейзажа, от контакта с природой, радость групповой деятельности.
Хотелось бы, чтобы иппотерапия стала доступной не только для детей, но и для взрослых людей. Показания для занятий ЛВЕ настолько расширены, что ей могут заниматься люди с самой различной как физической, так и социальной патологией.
9. Заключение.
Хочется заметить, что центры ЛВЕ труднодоступны, тем более для людей с ограниченными возможностями, не имеющих своего транспорта.
У большинства людей с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства, своего тела, а также ощущение себя, как личности – словом то, что формирует и определяет взаимоотношения с миром. Лошадь же расширяет коммуникативные возможности человека. Она ставит людей с умственной отсталостью и социально-психическими заболеваниями в ситуацию, когда их реакции более адекватны, чем обычно. Когда человек едет верхом, ему необходимо вступить в контакт со своим конем, придерживаясь при этом определенных правил. Только в этом случае лошадь реагирует на приказания всадника.
Таким образом, кроме положительного эффекта в отношении моторики, во всех случаях у пациентов появляется, что немаловажно, самостоятельность, уверенность в своих возможностях и негласное соревнование друг с другом, заинтересованность и огромное желание самим участвовать в процессе лечения, что явилось огромной движущей силой в их выздоровлении.
Что еще человек с ограниченными возможностями получает сидя на лошади? Это и освоение своего тела, и освоение пространства, расширение этого пространства, в частности, за счет изменения угла зрения. Трудно передать самоощущение человека, который обычно сидит в инвалидной коляске и смотрит на всех снизу вверх. И вдруг он оказывается на несколько голов выше самого высокого из окружающих и может независимо от всех передвигаться. Владение навыками верховой езды дает возможность перейти от зависимости к новому качеству – качеству человека, управляющего большим животным, направляющего его в необходимую для себя сторону. Человек начинает гордиться своими успехами, у него повышается самооценка, появляется уважение к себе, улучшается самоконтроль он не чувствует себя социально отсталым.
Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.
Таким образом, в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуаций верховой езды в повседневную социально очень тяжёлую жизнь.
Список литературы
1. Л.К.Грачев, И.Ю.Казаченко, И.С.Роберт. «Об опыте деятельности экологического центра «Живая нить». – М.: НИИ семьи, 1997 г. – 80 стр.
2. П.Т.Гурвич. «Какие заболевания лечат верховой ездой». Журнал «Коневодство и конный спорт» №1 за 1997 г. – стр.22-23.
3. П.Т.Гурвич. «Центр лечения верховой ездой». Журнал «Коневодство и конный спорт» №2 за 1997 г. – стр.26-27.
4. Д.А.Гуревич. «Лечебная верховая езда». Журнал «Коневодство и конный спорт» №5 за 1997 г. – стр.27-28.
5. П.Т.Гурвич. «Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии». Журнал «Неврология и психиатрия» №8 за 1997 г. – стр. 65.
6. Н.И.Ионатамишвили, Ц.Ш.Чхиквишвили. «Особенности райттерапии при детском церебральном параличе» (Кафедра ЛВК и ВК, кафедра неврологии Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации).
7. Н.И.Ионатамишвили. «Реабилитация детей с гипокинетической формой детского церебрального паралича» (Кафедра ЛВК и ВК Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации).
8. М.М.Рухадзе. «Патофизиологическое обоснование райттерапии» (Кафедра ЛВК и ВК, кафедра неврологии Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации).

Иппотерапия — Лошади лечат людей.

Иппотерапия — это популярное в настоящее время лечение лошадьми. Данный вид лечения оказывает как психологическое воздействие на организм человека, так и физическое — во время езды верхом.

Верховая езда — настоящая панацея для тех, кто ведет сидячий образ жизни, испытывает повышенные умственные нагрузки, работает с компьютером.

В процессе общения с лошадью и во время езды верхом снимается стресс, и сводятся к минимуму его последствия. Кроме того, всадник получает нагрузку на все мышцы тела.

Психологическое влияние иппотерапии

Во время езды в седле человек подчиняется ритму, заданному скакуном. Это делает всадника в некоторой степени зависимым от животного, что непроизвольно откладывается в подсознании и учит нас считаться с окружающими. Во время прогулки человек и лошадь — равноценные партнеры, а иногда даже друзья. Верховая езда развивает чувство ответственности за партнера.

Иппотерапия чрезвычайно полезна грубым, вспыльчивым и агрессивным, а также суетливым и через чур подвижным людям. Регулярные сеансы иппотерапии делают их более спокойными. Кроме того, лечебная езда верхом на лошади рекомендуется при болезнях неврологической этиологии, в частности, синдроме Дауна, аутизме, миопатии Дюшена, полиомелите, сенсорным расстройствах, астеническом неврозе и др.

В частности, чрезмерно углубленные в себя и замкнутые люди, страдающие аутизмом, общаясь с добрыми и доверчивыми лошадьми, раскрепощаются на эмоциональном уровне и начинают испытывать желание общаться с окружающими. Это уменьшает заторможенность, чувство тревоги, избавляет от фобий, помогает адаптироваться к действительности.

Угрюмые и замкнутые, оседлав лошадь и глядя на окружающих сверху вниз, обретают уверенность в себе и чувство собственного достоинства, преодолевают боязнь общения. Лошади являются своеобразным связующим звеном между внутренним и внешним миром пациента, помогая ему общаться с другими людьми на равных.

Поглаживание кожи скакуна дает потрясающий лечебный эффект. Между животным и человеком возникает ни с чем не сравнимое чувство единения, лошадь передает свою энергию человеку, очищает его энергетическое поле. Мы испытываем приятные ощущения, перебирая роскошную гриву коня, при этом повышается душевное состояние и настроение.

Физическое влияние иппотерапии

Во время верховой езды лошадь передает всаднику от 90 до 110 двигательных импульсов каждые 60 секунд. Сидя верхом в седле, человек пребывает в неустойчивом положении и постоянно воспринимает толчки от скакуна — это обеспечивает массаж всех внутренних органов.

Во время езды верхом все группы мышц всадника попеременно расслабляются и сокращаются. При неспешной езде нагрузка на мышечный аппарат человека сравнима с нагрузкой при ходьбе в обычном темпе. Кроме того, при езде верхом наездник должен постоянно контролировать центр тяжести, при этом усиленно работает его вестибулярный аппарат. Все это обязывать держать идеальную осанку.

Множество интенсивных толчков от корпуса движущегося коня заставляют активно работать мышцы живота и спины всадника. В результате, образовывается «корсет» из мышц, который оказывает положительное влияние на сохранение нужного изгиба позвоночника.

Еще один важный лечебный фактор иппотерапии достигается за счет разноплановых движений, которые совершает ездок. Так, выполняющий физические упражнения человек совершает движения только в 2 направлениях: вправо-влево и вперед-назад, а при верховой езде прибавляется также направление вверх-вниз, что весьма полезно для организма.

Такая встряска приводит мышцы в тонус, нормализует работу желез внутренней секреции и внутренних органов. Кроме того, иппотерапия — эффективный метод профилактики гинекологических заболеваний и женщин и простатита у мужчин.

В обычной жизни, в особенности — в крупных мегаполисах — у нас практически нет возможности смотреть вдаль, из-за чего у тысяч людей развивается близорукость. А конные прогулки позволят уменьшить риск возникновения данного заболевания.

При глухоте и слепоте методы иппотерапии также незаменимы. Сам процесс верховой езды, психологический контакт лошади и человека, необходимость держать равновесие обостряют работу действующих органов чувств и в некоторой степени восполняют нехватку внешней информации.

При заболеваниях кожи, мышц и подлежащих тканей важен тот факт, что температура тела у здоровой лошади — от 37,5 до 38,5°С. Человек чувствует приятное, живое тепло лошади.

После операций на суставах (в особенности — на тазобедренном) также чрезвычайно полезны верховые прогулки. Иппотерапию назначают и при артритах, мышечной атрофии, параличах.

И еще один любопытный факт напоследок: во время верховой езды у больных сахарным диабетом показатель сахара в крови приближается к нормальному значению.

Упражнения в иппотерапии

Упражнения при отдельных формах ДЦП

:p>

Спастическая гемиплегия — при данной форме занятия направлены на: 1)снижение повышенного тонуса;2) уменьшение степени пареза и повышения мышечной силы; 3)воссоздание и формирование важнейших двигательных навыков.

:p>

1) -Пассивные движения (предварительный массаж)

— минимальные напряжения в мышцах — с момента посадки, различные упражнения, исходные положения, смена аллюров (изменение скорости движения).

:p>

Например: в ИП1 шаг – остановка – шаг или шаг — рысь – шаг – остановка.

:p>

2)Повторения движений, движения с преодолением сопротивления, движения в различных плоскостях и направлениях, использование различных ИП и т. д.

:p>

Например: в ИП 1 изменение длины стремени, как на стороне пареза, так и на здоровой стороне (происходит напряжение различных групп мышц)

:p>

3) -Отведение прямых рук назад из положения впереди

— поднимание прямых рук через стороны вверх, и затем опускаем вниз

— то же нос фиксацией в наивысшей точке

— попеременное поднимание рук

-поднимание прямых рук через положение вперед

-одновременные круговые движения рук вперед-назад

-движения прямых рук вперед («гребок», как при плавании)

:p>

Атонически-астатическая форма – упражнения направлены на 1) величение силы мышц; 2) протвоатактические упражнения (следует отметить что выполнения упражнений зависит от двигательных возможностей пациента).

1) – повторение движений в одной плоскости

— повторение движений с изменением плоскости

— активное и пассивное препятствие движению

:p>

2) упражнения на повышение точности и меткости – попадание в цель указательным пальцем или кистью

— указание частей лица и тела каждой рукой (ИП1, ИП2)

— попадание в неподвижную мишень

— попадание в движущуюся мишень

— броски (с применением разных по диаметру и весу мячей) – отрабатывается само движение — лошадь стоит или двигается шагом (все делаем постепенно)

— метание в цель (также используются мячики)

:p>

Гиперкинетическая форма – при данной форме упражнения подбираются строго индивидуально. Иногда при проведении используются различные грузы.

-упражнения на повышение точности и меткости

— баллистические упражнения

— упражнения для повышения координации

— дыхательные упражнения

— качание шенкелей

:p>

— Упражнения с твердыми гимнастическими снарядами (выполняются на стоящей лошади, на шагу, на рыси, со сменой аллюров)

— удержание двумя руками мяча, гимнастической палки (ИП 1)

— удержание предмета двумя руками и качание шенкелей с различной амплитудой

— качание шенкелей с изменением амплитуды движения.

Берегиня

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа
развития психики в целом или отдельных ее функций. Понятие «задержка
психического развития» употребляется по отношению к детям со слабовыраженной
органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей
нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата,
тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время
у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика:
незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне
быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических
расстройств.

Сложность и многообразие проявления задержки психического развития,
сочетание незрелости эмоционально-волевой и несформированности
познавательной сферы детей при существующих подходах коррекционно-
развивающей работы приводят к тому, что приоритет отдается одному
направлению работы в ущерб остальным. При этом особый акцент делается на
интеллектуальное развитие детей. Эмоционально-волевое и личностное развитие
ребенка не принимается во внимание.

Отмечая это своеобразие и сопоставляя особенности детей с задержкой психического
развития с требованиями школьной готовности, можно сказать, что трудности с
обучением у данной категории детей возникают во всех компонентах школьной
готовности: не только психологическом, но и физиологическом, и личностном.
Поэтому для этой категории детей требуется такой вид коррекционно-развивающей
работы, в котором сочеталось бы развитие эмоционально-волевой сферы,
интеллектуальной сферы и сферы общения, а также укрепление здоровья ребенка.
Таким видом коррекционно-развивающей работы является иппотерапия.

Сам метод лечения верховой ездой (ЛВЕ) условно делят на иппотерапию (от
греческого иппо – лошадь) – лечение с помощью лошади и реабилитационную
верховую езду. Помимо этого, есть спортивная верховая езда для лиц с
ограниченными возможностями (проводятся специальные соревнования, в том
числе для лиц со сниженным интеллектом), а также верховая езда как отдых для
инвалидов (D.Baum, M.Gang, C.Kluwer, A.Kroder, B.Ringbeck, Y.Vobberg).

Иппотерапия опирается на лечебно-профилактический характер влияния
верховой езды; воздействие на организм человека осуществляется через нервно-
гуморальный механизм и подчиняется законам адаптации к физическим нагрузкам
и формирования двигательных навыков.

Под влиянием лечебно-профилактического воздействия физических упражнений
в организме происходит активная перестройка функций. В процессе адаптации
организма к физическим нагрузкам, помимо центральной нервной системы,
большое участие принимают симпато-адреналиновая и гипоталямо-гипофизная
системы, т.е. осуществляется еще и гуморальная регуляция. Под воздействием
физических упражнений происходит активация висцеральных органов и систем, а
механизм активации заключается в повышении функции симпатической нервной
системы и ретикулярной формации под регулирующим управлением коры
головного мозга. Возбуждение симпатической нервной системы стимулирует
обмен веществ, способствует быстрому и эффективному расходу энергии. Под
воздействием физических упражнений улучшается двигательная функция,
координация между нервными импульсами и увеличивается максимальная
производительная сила мышц (D.Baum, M.Gang, C.Kluwer, A.Kroder, B.Ringbeck,
Y.Vobberg).

У всех детей с отклонениями в развитии «имеет место та или иная моторная
недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, снижает
сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям»
(Е.М.Мастюкава). Поэтому развитие движений и коррекция двигательных
нарушений составляют основу физического воспитания детей с задержкой
психического развития. Движения активизируют функции всего организма,
усиливают процессы дыхания, кровообращения, улучшают аппетит, нормализуют
сон. Особенно полезно для детей сочетание воздуха и движений: это нормализует
работу теплорегулирующей системы организма, улучшает состояние центральной
нервной системы, что, в свою очередь, также повышает сопротивляемость
организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Для преодоления и
коррекции двигательных нарушений в занятия включаются коррегирующие
физические упражнения на развитие координации движения, равновесия,
ориентировки в пространстве, на развитие силы, ловкости и так далее. Необходимо
помнить, что в движении, в действии развивается интеллект человека (в
психологии его называют сенсомоторным интеллектом). Обеднив жизнь ребенка
движениями, мы задерживаем его умственное развитие (В.Д.Шадриков).

Занятия верховой ездой– это конкретная практическая деятельность, которая
понятна ребенку, приятна ему, так как удовлетворяет ряд его потребностей.
Иппотерапевтические занятия имеют личностный смысл для ребенка. Они
затрагивают его эмоциональную и личностную сферы, влияют на уровень
притязания детей, самооценку, самоконтроль.

Иппотерапевтические занятия способствуют развитию функциональных систем
организма ребенка и улучшают состояние его здоровья. Иппотерапевтические
занятия сочетают в себе черты игровой и учебной деятельности, являясь
предпосылкой к овладению школьной учебной деятельностью. Опосредованная
мотивация иппотерапии является предпосылкой развития учебной мотивации.
При иппотерапевтическом занятии учебные цели смещаются на условия
иппотерапевтического занятия, что способствует овладению навыками учебной
деятельности.

Иппотерапевтические занятия отвечают принципу единства аффекта и интеллекта.
Стабилизация эмоционального состояния детей на иппотерапевтических
занятиях повышает концентрацию и устойчивость внимания детей с задержкой
психического развития, способствует улучшению зрительной и вербальной
памяти.

Овладение навыками верховой езды, самостоятельное управление лошадью
создает для ребенка с задержкой психического развития ситуацию успеха. Это
способствует повышению самооценки детей. Кроме того, самостоятельное
управление лошадью требует от ребенка больших волевых усилий, выдержки,
умения регулировать и организовывать свою деятельность.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие
выводы:

1. Иппотерапия, наряду с медицинским воздействием, включает
психологический компонент, влияющий на формирование школьной
готовности детей с задержкой психического развития.

2. Иппотерапия является эффективным методом коррекционно-развивающей
работы с детьми с задержкой психического развития.

3. Иппотерапия влияет на формирование школьной готовности детей с
задержкой психического развития:

— опосредованная мотивация иппотерапевтических занятий является
предпосылкой формирования учебной мотивации детей с задержкой
психического развития;

— овладение навыками верховой езды, самостоятельное управление
лошадью создает для ребенка с задержкой психического развития
ситуацию успеха, что способствует повышению самооценки детей с
задержкой психического развития;

— смещение учебных целей на условия иппотерапевтических занятий
способствует развитию такого учебно-важного качества, как принятие
учебной задачи;

— стабилизация эмоционального состояния детей на
иппотерапевтических занятиях, высокий уровень устойчивости и
концентрации внимания способствуют развитию и формированию
таких учебно-важных качеств, как уровень обобщения, зрительный
анализ, вводные навыки;

— положительный эмоциональный фон иппотерапевтических занятий
и высокая мотивация способствуют более точному и прочному
запоминанию учебного материала;

— овладение навыками верховой езды, самостоятельное управление
лошадью требуют от ребенка больших волевых усилий, выдержки,
умения регулировать и организовывать свою деятельность, что
способствует развитию произвольной регуляции деятельности детей с
задержкой психического развития;

— развитие моторных навыков на занятиях иппотерапией является
условием формирования мелкой моторики руки детей с задержкой
психического развития, что опосредованно влияет на развитие
графических навыков у детей с задержкой психического развития.

— чередование аллюра лошади «шаг – рысь» оказывает успокаивающее
и расслабляющее действие на детей с неустойчивым видом
органического инфантилизма (психомоторной расторможенностью,
эйфорическим оттенком настроения, импульсивностью);

— чередование аллюра лошади «шаг – рысь – галоп» оказывает
стимулирующее, бодрящее действие на детей с тормозимым видом
органического инфантилизма (преобладанием пониженного фона
настроения).

— стабилизация эмоционального состояния детей с задержкой
психического развития, происходящая на занятиях иппотерапией,
способствует повышению устойчивости и концентрации внимания;

— стабилизация эмоционального состояния детей с задержкой
психического развития, происходящая на занятиях иппотерапии,
способствует улучшению запоминания вербального и зрительного
материала.

На правах рукописи
Жихарева Юлия Николаевна

(выдержки из работы)
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *