Кто такой детский невролог?

К сожалению, дети, как и взрослые, болеют. Лечением ряда патологий занимаются узкие специалисты, в том числе и детский невролог. Врач специализируется на болезнях нервной системы у детей.

Какие заболевания лечит детский невролог

К врачу необходимо обращаться, если терапевт установил или имеются подозрения на наличие следующих патологий:

  1. Эпилепсия. Причинами развития чаще всего становятся травмы головы. В отдельных случаях болезнь имеет врожденный характер. Требуется регулярное наблюдение детского невролога и лечение.
  2. Гипоксия. Наблюдается еще при внутриутробном развитии плода.
  3. Заболевания, причиной которых становятся бактерии и вирусы. Дети имеют более слабый иммунитет, чем у взрослых, а болезни, особенно те, которые вызваны патогенными микроорганизмами, способны оказать негативное влияние и на нервную систему.
  4. Болезни, образованные в результате травмы черепной коробки.
  5. Токсические патологии. Поражение нервной системы может быть спровоцировано отрицательным влиянием лекарственных средств различных групп.
  6. Генетические аномалии, отклонения и нарушения. Они передаются по наследству от родителей к ребенку.

Все перечисленные заболевания требуют консультации, наблюдения детского невролога. Врач также осуществляет необходимое лечение.

Когда нужно обращаться к детскому неврологу

Обратиться к врачу следует при возникновении у новорожденного определенных симптомов. В первую очередь, это нарушение сна, когда малыш часто просыпается, капризничает и спит беспокойно, при этом сон поверхностный.
Также детский невролог необходим, когда ребенок часто срыгивает и часто находится в беспокойном состоянии, отмечается тремор рук и подбородка.
Консультация специалиста потребуется при поджимании малышом пальчиков при упоре на цыпочки. Также к специалисту следует обратиться, когда отмечается наличие судорог в комплексе с повышенной температурой тела.
Консультация и осмотр детского невролога требуется, когда у ребенка дошкольного и школьного возраста наблюдаются следующие признаки:

  1. Быстрая утомляемость.
  2. Головные боли. Могут носить различный характер и отличаться по интенсивности.
  3. Раздражительность.
  4. Отказ от игр с игрушками и друзьями.
  5. Рассеянность.
  6. Нарушение сна.
  7. Отсутствие желания учиться и познавать окружающий мир.
  8. Отставание в учебе.
  9. Обмороки. Часто могут возникать при нервных напряжениях или чрезмерной физической активности.
  10. Головокружения. Зачастую возникают резко вне зависимости от деятельности ребенка.
  11. Нервный тик.
  12. Шум в ушах.

Данные симптомы способны указывать на наличие определенных заболеваний нервной системы. Детский невропатолог проведет все необходимые исследования и назначит курс терапию. Многие из нарушений поддаются терапии, полностью или частично купируются.

Важная информацияВажно своевременно обратить внимание на неприятные признаки и своевременно обратиться к специалисту, пока заболевания не стали прогрессировать и усугубляться.

Как проходит прием у врача

Прием может быть как первичным, так и профилактическим. Но вне зависимости от цели посещения, врач осуществляет осмотр и дает консультацию родителям или другим законным представителям.
Детский невролог, в первую очередь, проверяет работоспособность зрительных рефлексов, тонус мышечной ткани, уровень силы. Также проводится установление наличия у ребенка координации движения, уровня чувствительности. Особое внимание уделяется развитию памяти и мышления.
После осмотра специалист устанавливает жалобы, что позволяет получить более полную картину заболевания и установить предварительный диагноз.

Методы диагностики

Для подтверждения предварительного диагноза детским неврологом могут быть назначены различные лабораторные и инструментальные методы диагностики. К ним относятся:

  1. Анализы крови, мочи и кала. Позволяют определить наличие вирусов, инфекций.
  2. Онкологические и бактериальные исследования.
  3. Аллергологические пробы. Используются для выявления наличия аллергической реакции и причины возникновения.
  4. Цитологические исследования.
  5. Токсикологические, кардиоревматологические исследования.
  6. Ультразвуковое исследование головного мозга.
  7. Магнитно-резонансная терапия сосудов мозга и позвоночного столба. Более информативная процедура, но дорогостоящая процедура. Позволяет провести послойное сканирование тканей.
  8. Спектроскопия.
  9. Однофотонная эмиссионная компьютерная томография.
  10. Цистернография.
  11. Миелография.
  12. Рентгенологическое исследование.
  13. ЭЭГ, УЗДГ.
  14. Компьютерная томография.

Методы диагностики детским неврологом назначаются в зависимости от наличия симптомов.

Важная информацияНо перед их назначением специалист должен убедиться в отсутствии противопоказаний к их проведению. Они позволяют получить полную картину заболевания, установить точный диагноз и провести правильное лечение.

Чем отличается детский невролог от невропатолога

Родители часто задаются вопросом о том, какая разница между детским неврологом и невропатологом. Оба по определения одинаковы по смыслу. В медицине используются сразу два термина.
Невропатолог является более старым названием профессии. Оно широко использовалось до 1980 года. Но уже сегодня используется совсем другое название – детский невролог.
Но в других странах различия между данными определениями есть. Неврологом называют врача, занимающимся лечением заболеваний, когда происходит поражение ЦНС, что сопровождается рядом симптомов. Невропатолог занимается изучением патоморфологии.

Полезная информацияВ нашей стране различий между названиями нет. Они оба используются и на сегодняшний день. Но правильнее будет невролог. При возникновении определенных симптомов у ребенка, в первую очередь, родителям следует обращаться к терапевту. Врач поставит предварительный диагноз и направит при необходимости к узкому специалисту, который подтвердит или опровергнет диагноз, проведет лечение.

Но бывают случаи, когда признаки заболевания развиваются стремительно. При этом не следует медлить, особенно, если симптомы проявляются со стороны нервной системы. Определить заболевание, характер патологии, назначить лечение в данном случае может только детский невролог. Родителям важно знать, что только своевременное лечение позволит полностью вылечить болезнь и избежать развития опасных осложнений.

Все знают, что нервные клетки не восстанавливаются, но ведь в суете нашей жизни мы ежедневно имеем дело со стрессовыми ситуациями и другими негативными факторами. Для того чтобы исправить или предотвратить серьезные последствия этого, на помощь приходит невропатолог. Что лечит этот специалист и с какими жалобами к нему следует обращаться, будем разбираться.

Кто это?

Невропатолог (невролог) — это человек, получивший высшее медицинское образование по специальности «неврология». Врач-невропатолог занимается лечением и диагностикой болезней центральной и периферической нервной системы, то есть головного, спинного мозга, нервных корешков и периферических нервов. Это могут быть невриты, невралгии, опухоли, различные нарушения кровообращения (инсульты). Сюда же можно отнести воспаления головного мозга (энцефалиты) и эпилепсию. Психические отклонения и нарушения поведенческих реакций, которые очень часто сопровождают такие патологии, корректирует не невропатолог. Что лечит эти явления психиатр или психотерапевт, знают немногие. Кроме того, к заболеваниям, которые относятся к сфере деятельности невролога, входят патологии, связанные с позвоночником.

Почему обращаются к невропатологу

Как известно, нервная система человека включает в себя головной и спинной мозг, а также нервные корешки и сложнейшую систему периферических нервов. С их помощью происходит регуляция нормального функционирования всех систем организма, и даже малейшее нарушение может привести к серьезным проблемам. Причиной нервных заболеваний является патологический процесс, затрагивающий определенный участок нервной системы.

Как правило, пациенты невропатолога отмечают следующие симптомы:

  • головная боль, головокружения;
  • шум в ушах;
  • утомляемость;
  • боль в шее, спине, руке или ноге;
  • ограничение движения в позвоночнике;
  • повышенная тревожность;
  • обмороки;
  • нарушение памяти;
  • дрожание, слабость, онемение конечностей;
  • нарушения в работе органов чувств — зрения, слуха, обаняния, осязания.

Пациентам с подобными жалобами диагнозы невропатолога не просто необходимы — они могут спасти их жизнь.

Причины нервных болезней

Причиной нервных недугов могут стать различные как внешние, так и внутренние факторы. Вот наиболее часто встречающиеся из них:

  1. Гипоксия — нужно отметить, что нервная система и особенно ее центральные отделы наиболее чувствительны к отсутствию кислорода. Именно поэтому так опасны инсульты. Известно, что полное восстановление мозговых функций возможно, если кровообращение было восстановлено в течение 5-6 минут. В противном случае происходят необратимые изменения, затрагивающие память и интеллект.
  2. Нарушения обмена веществ.
  3. Инфекционный фактор (бактерии, вирусы, паразитарная или грибковая инфекция).
  4. Внешние факторы — доказано, что сильное патогенное влияние на нервную систему оказывает воздействие ионизирующей радиации, электромагнитного поля, шум, вибрация, высокие или низкие температуры, а также различные токсические вещества.
  5. Наследственность.
  6. Опухоли, воспалительные процессы.
  7. Возрастные изменения.

Классификация заболеваний нервной системы

Нервные болезни очень многочисленны и разнообразны как по своим клиническим проявлениям, так и по причинам, которые их вызывают, и хороший невропатолог обязан не только правильно поставить диагноз и назначить лечение, но и устранить причину, вызвавшую болезнь. Обычно все нервные патологии объединяют в несколько больших групп:

  1. Сосудистые заболевания — сюда входят острые и хронические нарушения мозгового кровообращения, а также хроническая недостаточность мозгового кровообращения. Чаще всего эти патологии возникают на фоне атеросклероза и гипертонии. Проявляются они головными болями, снижением двигательной активности и чувствительности, приступами тошноты и рвоты.
  2. Инфекционные болезни нервной системы — вызываются патогенным воздействием вирусов, бактерий, грибков, паразитов. Наиболее распространенные из них — это энцефалиты, малярия, корь. Основная симптоматика представлена высокой температурой, головной болью, нарушением сознания, тошнотой, рвотой.
  3. Наследственные заболевания — они могут быть связаны с нарушениями, произошедшими на генном уровне. К этой группе относятся дегенеративные поражения, когда после периода нормальной работы нервная система начинает постепенно разрушаться (болезни Альцгеймера, Паркинсона), различные типы эпилепсии и нервно-мышечные болезни (наследственные дистрофии).
  4. Травматические поражения часто возникают из-за ушибов, травм, сдавления спинного или головного мозга.
  5. Хронические прогрессирующие болезни — могут развиваться как на фоне инфекционного заболевания, так и стать результатом нарушения обменных процессов или интоксикации (рассеянный склероз, миастения).

Сосудистые заболевания

Сосудистые заболевания признаны современной медициной одной из самых опасных патологий. Они уверенно занимают второе место по смертности в мире. В организме человека мозг наиболее чувствителен к недостаточному снабжению кислородом и питательными веществами. Их бесперебойная доставка осуществляется вследствие постоянного кровотока благодаря способности сосудов головного мозга рефлекторно сужаться при снижении артериального давления и расширяться при его повышении. Однако в некоторых случаях (чаще всего под действием гипертонии или атеросклероза) происходит сбой этого процесса и, как следствие, недостаточность кровообращения, из-за которой мозг не получает на достаточном уровне глюкозу и кислород. Результатом этого процесса может стать инфаркт мозга, последствия которого непредсказуемы.

Выявление нервных заболеваний

Для того чтобы поставить диагноз при патологиях нервной системы, используют в основном те же методы, что и при других недугах. После сбора анамнеза и забора анализов проводится неврологический осмотр, по результатам которого и назначаются дополнительные методы исследования.

  1. КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) — являются прекрасными помощниками в работе такого специалиста, как невропатолог. Отзывы говорят о высокой точности и безопасности этих методов. С их помощью довольно просто обнаружить абсцессы, кровоизлияния, микротравмы.
  2. ЭЭГ — электроэнцефалография.
  3. Ангиография сосудов головного мозга.
  4. УЗИ.
  5. При подозрении на инфекционное заболевание — люмбальная пункция спинного мозга.
  6. Рентгеноконтрастное исследование.
  7. Психометрия.

Неврология у детей

В нашей жизни часто приходится обращаться к такому специалисту, как невропатолог. Что лечит он у взрослых и пожилых людей, понятно, но не менее важно своевременно обследовать и детей. К сожалению, в последнее время рождение малышей с той или иной нервной патологией перестало быть редкостью. Именно поэтому буквально на первых месяцах жизни необходимо пройти обследование у такого специалиста, как детский невропатолог. Он на ранних стадиях диагностирует заболевания, вызванные нарушениями ЦНС, а также функциональные расстройства, явившиеся их следствием. В первую очередь его интересует головной мозг и его работа. Невропатолог тщательно изучает все особенности развития и жизни ребенка, начиная с того момента, как проходили беременность и роды, и до данных о перенесенных заболеваниях.

Так как на первых месяцах происходит активное развитие различных структур головного мозга, детский невропатолог должен как можно раньше выявить патологию и назначить адекватное лечение. В противном случае это может привести к серьезным задержкам в развитии, а в дальнейшем — проявиться нарушениями поведения, такими, как гиперактивность, синдром дефицита внимания, эмоциональная неустойчивость.

Плановый осмотр

На протяжении первого года жизни со стороны родителей и медиков требуется тщательный контроль за состоянием ребенка. По статистическим данным, половина случаев детской инвалидности связана с заболеваниями нервной системы, а 70% этих патологий появляются в период внутриутробного развития и новорожденности. Поэтому, чтобы снизить риск их возникновения или вовремя скорректировать проявившиеся проблемы, услуги невропатолога понадобятся примерно раз в три месяца.

Современная медицина рекомендует наносить плановые визиты к этому специалисту на следующих сроках:

  • три месяца;
  • шесть месяцев;
  • девять месяцев;
  • год, а в дальнейшем — ежегодно.

Неврологические симптомы у новорожденных

Конечно, плановые осмотры — вещь обязательная, но иногда нужно экстренно принимать меры, не дожидаясь положенного визита к врачу. Если вы обратили внимание на следующие особенности, то визит к невропатологу не стоит откладывать:

  • если у новорожденного ребенка нарушен сон, он часто просыпается, не может заснуть, сон поверхностный;
  • если у малыша периодически трясется подбородок, ручки и ножки;
  • если он часто и много срыгивает;
  • если при повышении температуры ребенок начинает подергиваться;
  • ребенок поджимает пальчики в тот момент, когда его ставят на стопу — подобное может быть и нормой, но решать это должен врач-невропатолог после осмотра.

Неврологическая симптоматика у детей старшего возраста

У детей более старшего возраста заподозрить неврологические нарушения можно в следующих случаях:

  • если ребенок быстро утомляется, раздражителен;
  • часто жалуется на головные боли;
  • плохо контактирует со сверстниками;
  • плохо спит;
  • рассеян, снижена успеваемость.

При таких симптомах не стоит откладывать визит к врачу, ведь чем раньше будет проведено обследование и выявлена причина, тем быстрее начнется лечение. Соответственно, появляется больше шансов на то, чтобы скорректировать ситуацию без дальнейших осложнений для ребенка.

Как видите, не стоит пренебрегать посещениями такого специалиста, как невропатолог. Что лечит он те заболевания, которые в дальнейшем, если процесс не остановить на ранних стадиях, могут значительно ухудшить качество жизни, тоже не вызывает сомнений. Именно поэтому проще вовремя проходить профилактические обследования, ведь предупредить всегда легче, чем вылечить.

Почему детям вредно смотреть телевизор и играть в компьютер? Нормально ли, если ребенок часто просыпается ночью? Что делать, если ребенок не хочет учиться? На эти и другие вопросы отвечает гость сайта U-mama — детский врач-невролог Анна Малеина в рамках совместного проекта U-mama и МТС.

Разбираемся, с какими симптомами необходимо и прислушаться к рекомендациям врача.

Анна Малеина принимает маленьких пациентов в московской детской клинике Медси, а также консультирует онлайн через приложение SmartMed*.

Что такое SmartMed?

SmartMed – это приложение для смартфона, разработанное МТС вместе с федеральной сетью клиник Медси, с помощью которого можно консультироваться через интернет с педиатрами, терапевтами, неврологами, гинекологами и другими врачами.
Оно пригодится в ситуации, когда требуется консультация врача, но повода вызывать скорую помощь нет, а лишний раз идти с малышом в поликлинику не хочется, особенно в сезон ОРВИ и гриппа.
Кроме того, мамочки оценят возможность расшифровать анализы, скорректировать лечение, получить второе мнение не выходя из дома: по видеосвязи или в чате.

Влияние компьютера и просмотра ТВ

U-mama: Окулист и невролог ограничивают просмотр телевизора, а муж (профессиональный компьютерщик со всех сторон — собирает и ремонтирует компьютеры, т.е. знает все изнутри и что как работает, занимается системным администрированием и т.п.) утверждает, что современные мониторы никакой опасности здоровью не несут (понятно, что мы сейчас не говорим об 24- часовом просиживании за компьютером). Говорит, что эти запреты оправданы только по отношению к старым телевизорам, которые были устроены совершенно по-другому, чем современные. А врачи по-старинке и по- накатанной выдают эти рекомендации, совершенно не задумываясь о том, что мир не стоит на месте. Кто прав?

А.М.: В данной ситуации речь идет не об излучении, исходящем от монитора как таковом, а о зрительной нагрузке: как правило, шрифт на компьютере и в телефоне – небольшой, и после длительного просмотра текста или картинок на небольших экранах глаза быстро устают.

К тому же, длительный просмотр ТВ в раннем детском возрасте препятствует речевому развитию.

В раннем возрасте очень важна способность ребенка к активным игровым занятиям без компьютеров. И если у взрослого человека уже сформированы навыки письма, чтения, счета, то в детском возрасте – в ряде случаев письмо — не самая сильная сторона. Во время нажатия клавиш на клавиатуре навык письма самостоятельно не тренируется, а вот излишнее перевозбуждение во время просмотра мультфильмов может усиливать многие детские расстройства: нарушение сна, неусидчивость, эмоциональную лабильность и др.

U-mama: Ребенок 8 лет получил сотрясение мозга легкой степени. Невролог наложила запрет на просмотр ТВ, компьютерных игр, мобильные телефоны на 6 месяцев. Насколько строго нужно выполнять это предписание? Ребенок ходит в школу, друзья все с телефонами, на переменках там зависают вместе. 100% изоляцию от гаджетов обеспечить не могу и потому волнуюсь.

А.М.: Даже само по себе проведение длительного времени за просмотром ТВ и компьютером для любого ребенка не идет во благо. Если же есть обозначенные выше проблемы, то, по возможности, необходимо соблюдать общие в таких случаях рекомендации – ограничить просмотр ТВ, компьютера и использование различных гаджетов до 40 минут в день.

Нарушение сна

U-mama: Подскажите, если ребенок в 4 месяца просыпается в 5 утра — это повод для беспокойства за его здоровье? Какие-то есть способы скорректировать время утреннего пробуждения, чтобы родителям было легче? Укладывать позже не помогает.

А.М.: Причины вашего беспокойства понятны, поэтому прежде чем определить эффективные методы решения вопроса в данной ситуации, для начала обсудите с педиатром, какие причины могут привести к преждевременному пробуждению вашего малыша: прорезывание зубов, проблемы со стулом, потребность в дополнительном приеме смеси. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то пробуждение в утренние часы является нормой.

Сон – это сложная структура, он состоит из циклов, которые меняются в течение ночи, цикл состоит из фаз. В возрасте 4-х месяцев головной мозг и цикл «сон-бодрствование» еще не сформированы, поэтому раннее пробуждение малыша – это его особенность. Она со временем поменяется, для этого требуется немного подождать.

U-mama: А что делать, если ребенок НЕ просыпается? Не просыпается, когда хочет в туалет (и утром мокрые простыни, а пару раз и не только мокрые). Не просыпается, когда его будят. При соблюдении режима сна/бодрствования бывают эпизоды, когда просто падает и засыпает. Иногда может спать 20 часов, 24, 30 часов, да-да полтора суток спит и НЕ просыпается…

Все остальное время бодр, весел, полон энергии, любознателен, прекрасная память, легко учится (не отлично, для «отлично» не хватает добротно выполненных домашек), участковым неврологом защитан в здоровые.

А.М.: В этой ситуации, чтобы определить план дальнейшего обследования коррекции, важно исключать соматические расстройства в ходе очного приема у врача-педиатра. Для этого необходимо сделать общий анализ крови, исключить латентный железодефицит, возможно провести дообследование – как назначит лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка и анамнеза.

Необходимо заметить: сон длительностью до 30 часов – сомнителен. В таком случае есть смысл провести полисомнографию и проконсультироваться у врача-сомнолога.

U-mama: Ребенок, 2 года 9 мес., не засыпает один, перед сном держится за руку, может поскрести запястье мне, ночью во сне разговаривает, смеется, иногда плачет, может в полудреме попросить подержаться за ручку.
Последние месяца два засыпает в 10-11 часов вечера (раньше в 9 уже отбой), днем спит час-полтора. Утром просыпается около 8-ми. Неврологических диагнозов нет. Нужно ли повторное обследование на неврологию?

А.М.: Если ребенок развивается в соответствии с возрастом, то в данной ситуации можно говорить о так называемых навязчивых состояниях, которые характерны для многих детей. Они, как правило, проходят самостоятельно, с возрастом.

Сноговорение, когда ребенок разговаривает в состоянии сна, – это вариант парасомнии, состояние тоже физиологическое, не требует дообследования. Также в этом возрасте у детей характерны ночные страхи.
Попробуйте определить причину беспокойства малыша во сне. Это может быть стресс дома, в саду, перенесенное ОРВИ и другие причины, установить которые поможет специалист. Поэтому прежде всего рекомендация – обязательно посетите педиатра. После осмотра ребенка он сможет установить причину такого состояния и показания для проведения дальнейших обследований (ЭЭГ, УЗДГ). Здоровья вашему малышу!

Нарушение памяти и внимания

U-mama: Ребенку 5 лет, мальчик. Диагнозы РЦОН, НДМП, дизартрия. На учёте у невролога, проходит лечение ноотропными, амплипульс, электростимуляции и прочие процедуры, массаж, начали заниматься с логопедом. Проблема, которая меня насторожила плюсом к имеющимся с речью, это плохая память. Он с трудом рассказывает стихи (в основном придумывает), не запомнил счёт, буквы не знает и нет особого желания это все запоминать. Это следствие наших диагнозов? Или самостоятельная проблема, которую надо решать ещё какими-то методами? И какими? Или куда можно обратиться ещё?

А.М.: Как правило, диагнозы, которые вы указали, могут сопровождаться расстройством памяти, внимания у ребенка. В этой ситуации можно порекомендовать занятия с нейропсихологом – педагогом, который поможет ребенку успешно усвоить материал, запоминать информацию, стимулировать речевое развитие. Возможно также проведение нейропсихологического тестирования, во время которого нейропсихолог определяет расположение «очага поражения» и подбирает упражнения, направленные на тренировку той или иной функции. Наряду с этим очень важно соблюдение режима дня у ребенка. В частности, будет полезным ограничение просмотра мультфильмов.

U-mama: Сын 12 лет не хочет учиться. Проблем с запоминанием нет, быстро учит стихи. Но там, где надо прикладывать усилия — математика, история (даты, определения) и т.п. — проблемы. По математике может решать задание, разобрав со мной принцип решения, выучив правило. На следующий день в подобном же задании делает ошибки. Год назад невролог поставила церебростенический синдром, дефицит внимания, пропили глиатилин и нейромультивит (отеч.аналог). Пришли к ней через полгода — ничего больше не назначила. Подскажите, что можно принимать для поддержания внимания, усидчивости?

А.М.: Традиционно вопросы, связанные с обучением, относятся к наиболее сложным. В первую очередь, если имеются проблемы с обучением у ребенка, необходимо исключить причины соматического характера: исключить латентное железодефицитное состояние в ходе приема у врача-педиатра, патологию со стороны сердечно-сосудистой системы, нарушение ритма. Важным является режим дня: сбалансированное питание, достаточная продолжительность сна, дозированная физическая нагрузка, ограничение просмотра ТВ, гаджетов и др.

Наряду с этим необходимо оценить нейропсихологический статус – на приеме у нейропсихолога, педагог проводит тестирование, оценивает особенности развития ребенка, создает индивидуальный план развития памяти, внимания. Значимая роль отводится также занятиям с психологом.

Быстрых очевидных результатов в вопросах решения трудностей в обучении не бывает. На это требуется время. Ноотропная терапия в данной ситуации относится к дополнительным методам лечения, назначается очно.

Непроизвольные движения в теле

U-mama: Ребенку 8 лет, первый класс. Примерно с лета по ночам стала скрипеть зубами. И ещё одна проблема — не спит одна. Вечером укладываю дочку, ухожу к себе, она просыпается ночью, приходит, ложится спать к нам (одна не засыпает никак: включали ночник, свет в коридоре, читали книжки. Она просто начинает реветь, в итоге приходит и стоит возле нашей кровати.

А.М.: Скрежет зубами, как правило, в состоянии сна называется бруксизм. В данном случае рекомендован осмотр ребенка врачом-стоматологом, в ходе которого доктор проверит прикус и осмотрит на предмет стирания эмали.

Причин нарушения сна в детском возрасте может быть много: страхи, навязчивые мысли, эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, стресс, переутомление в дневное время. Установить причину и назначить дальнейший план обследования поможет прием у детского психолога.

U-mama: Присоединюсь к вопросу про зубной скрежет по ночам. У меня сыну 15 лет, и временами эта проблема сильно беспокоит. Педиатр направил к неврологу, это было года 3 назад, невролог сказал — а почему пришли ко мне, сдавайте на глисты. Сдали — не нашли ничего. Временами лучше спит, а иногда, аж челюсть утром болит. Кто же всё-таки занимается этим — невролог, стоматолог, педиатр? Как лечить?

А.М.: В состоянии сна у детей может наблюдаться скрежет зубами (бруксизм) – это вариант парасомнии, то есть – расстройства сна. Как правило, эта особенность передается по наследству (наряду со снохождением, сноговорением). В большинстве случаев это проходит самостоятельно с возрастом.

Иногда причины могут быть стоматологического характера: нарушение прикуса, стирание эмали и др.), и тут без очного приема стоматолога не обойтись. Если бруксизм сохраняется – необходимо провести обследование (полисомнография) — для исключения более серьезных заболеваний (например, эпилепсии).

U-mama: Дочке 9,5 лет, учится на отлично, школа искусств полного дня с музыкальным и спортивным уклоном. Начали проявляться лицевые и моторные тики, она не замечает, а я волнуюсь, что могут начать делать замечания в школе, как будто гримасничает. К тому же она очень вспыльчивая и нервная, по ночам бывает сноговорение и дерганья.

При родах была сильная гипоксия, отек мозга, поражение ЦНС, внутриутробная инфекция и риск возникновения эпилепсии, лежали в больнице. Потом год ходили по специалистам и лечились, в дальнейшем не было особых негативных проявлений. Развитие всегда опережало возраст.

В связи с этим хочу спросить, какое лечение можно подобрать? Начала давать Ново-Пассит.

А.М.: Следует помнить, что самолечение, если речь тем более идет о детском здоровье, может быть опасным. Препарат «Ново-Пассит», согласно инструкции, назначается с 12 лет!

Под видом тиков могут «маскироваться» другие, более серьезные заболевания. Поэтому в вашей ситуации необходим очный прием врача-невролога, заочное лечение ни в коем случае не назначается. Можно сделать перед приемом у специалиста видеозапись «тиков, гримас», если они нечастые. На приеме доктор определит план обследований. С ним также можно обсудить возможности дальнейшей диагностики: ЭЭГ, консультация психолога (по показаниям).

Проблемы с речью

А.М.: В вашей ситуации есть повод для обращения к специалисту. Активная речь у ребенка должна быть с 2-х лет, при этом словарный запас должен составлять 200-250 слов. На осмотре уже в 1,5 года у невролога доктор даст вам рекомендации по стимуляции речевого развития: это, как правило, ограничение просмотра ТВ, мультфильмов, проведение ролевых игр с ребенком, упражнения, игры на развитие мелкой моторики и другие методики.

В случае отсутствия речи с 2-х лет необходимы занятия с логопедом-дефектологом.

U-mama: Ребенок 7 лет, с речевыми проблемами. Лет с 4-х усиленно занимались: логопед, дефектолог, нейропсихолог, ноотропы, остеопаты, иглоукалывание, физиопроцедуры.

В один момент начал заикаться (возможно, я ошибаюсь, но думаю, что от большой нагрузки), обошли многих именитых врачей, выполнили все рекомендации — лучше не стало. В настоящее время никакую медикаментозную терапию не принимаем.

Вопрос в том, можно ли нам принимать опять курсами ноотропы (для развития речи) на фоне заикания. Доктора на время лечения их исключили, т.к. были назначены финлепсин, антиоксидантные препараты и опасались очагов ЭПИ. Провели исследование УЗДГ (ничего критичного) и видеомониторинг сна — очагов ЭПИ не зарегистрировано.

А.М.: Проблема заикания, в большинстве своем, логопедическая. Грамотные занятия с логопедом решают проблему. Также есть смысл возобновить занятия с психологом. Дети с расстройством речи должны пройти консультацию у психиатра.

С учетом того, что вы получали серьезную терапию, говорить о назначении новых препаратов, не видя ребенка в ходе очного приема, невозможно. Этот вопрос может решить только врач-невролог в ходе очного осмотра пациента.

Проблемы с мочеиспусканием

U-mama: Ребёнку 2 года 4 месяца, девочка, наблюдались у уролога по поводу ИМВП в 3 месяца. Больше обострений не было. Недавно посещали уролога вновь, и она посоветовала обратиться к неврологу по поводу редких мочеиспусканий (5-6 раз в день, т.е. примерно каждые 3 часа).

В связи с чем такое может быть? Стоит ли бить тревогу?

До года стоял диагноз ппцнс, потом сняли, ребенок миотоник, развивается хорошо, речь отличная.

А.М.: Количество мочеиспускания в этом возрасте напрямую зависит от объема потребляемой жидкости. Проследите за объемом выпиваемой жидкости в сутки и выделяемой мочи.

В данном случае в первую очередь рекомендован визит вместе с ребенком к нефрологу, который оценивает работу почек и, наряду с урологом, помогает решить вопросы, связанные с мочеиспусканием. Если по данным обследований уролог и нефролог не видят расстройств, только в этом случае направляют на очный прием к неврологу. Невролог исключает как функциональные (наиболее распространенные), так и структурные расстройства мочеиспускания. Если у ребенка нет нарушений чувствительности, движения, координации в конечностях, серьезные расстройства в этом случае маловероятны.

U-mama: Ребенку 3,5 года. Ночью спим в памперсе, т.к. не просыпается, когда в туалет хочет. Стоим на учете у нефролога в 9 больнице. Увеличены чашечки и лоханки. Пока просто наблюдаем. До какого возраста можно не бить тревогу по поводу памперса ночью?

А.М.: Непроизвольное ночное мочеиспускание у детей – энурез – относится к возрастозависимым состояниям, которые проходят со временем. В ряде случаев энурез сохраняется до 10-12 лет. В возрасте 3,5 лет энурез – это вариант нормы. Во время глубокого сна ребенок в этом возрасте действительно может не реагировать на позыв к мочеиспусканию. Лучше не будить малыша ночью, а попробовать решить проблему с помощью проведения режимных мероприятий: например, уменьшить объем потребляемой жидкости непосредственно перед сном.

Проблемы с поведением

U-mama: Сыну 3,5 года. Частые истерики. Ходим в садик. По утрам просыпается часто с капризами, плохим настроением. Бывает агрессия (кидает игрушки, вещи, может стукнуть). Что предпринять? Лекарства, анализы, обследование?

А.М.: При проявлении указанных расстройств поведения у ребенка, в первую очередь, рекомендован очный осмотр у невролога, психолога, педиатра — для исключения соматических расстройств: анемии, порока сердца и других, необходима и консультация нейропсихолога. На приеме доктор определит план дообследования. У большинства детей с хорошим психомоторным развитием важную роль играет соблюдение режима сна, дозированных нагрузок. Каждый такой случай рассматривается отдельно. В ходе очного приема специалистом оценивается время появления расстройства поведения, устанавливается связь с конкретными событиями.

Например, это может быть пребывание в детском саду, особенно если ребенок только пошел в сад, ревность к младшему/старшему брату или сестре и другие причины. В ряде случаев психологи отмечают особенности психического развития – возрастного кризиса «3-х лет», и дают рекомендации родителям по общению с детьми в такой непростой для них период жизни. Здоровья вам и вашему малышу!

U-mama: Присоединяюсь с вопросу, тоже истерики, особенно при одевании на улицу, все не то и не так, по часу собираемся на прогулку. Просит, если не по ее, начинает хныкать, потом реветь все громче. Днём с большим трудом спать укладывается, часов в 16. Раньше только на улице удается уложить. Ко сну вечернему хорошо ложится. Может стукнуть, бросить игрушки…

А.М.: Возвращаясь к вопросу кризиса психологического развития ребенка, отмечу, что важную роль имеет возраст ребенка. В раннем возрасте с ребенком договориться крайне трудно, к примеру, если ребенок смотрит 15 минут мультфильм, и затем телевизор выключаем. Поэтому важно стараться не доводить ситуацию до конфликта. До 4-х лет ребенок может капризничать, проявлять противоречивые желания, это его особенность в этом возрасте. Необходимо находить компромиссные решения, стараться вести диалог с ребенком, потому что это все же маленькая, но личность.

К тому же в этом возрасте дети копируют поведение других детей в саду, поведение взрослых. Своим примером демонстрируйте контроль над эмоциями в конфликтной ситуации, например, с помощью дыхательной гимнастики и др. Разобраться в сложных моментах взаимоотношений с ребенком может помочь опытный психолог. Когда ребенку исполняется 5 лет, то тут уже категоричное немотивированное поведение не допускается, и расторможенное поведение неприемлемо. Возможно в этой ситуации потребуется консультация психиатра.

U-mama: Ребенку на днях исполняется 5 лет. Родился с диагнозом ППЦНС. В 1 год с учета у невролога сняли. Ребенок импульсивный, возбудимый, неусидчивый. Если что-то сразу не получается, начинает психовать. Надо во всем быть первым (первым одеться, первым занять качели и т.д.). Если в детском саду кто-то вперед него что-то сделал — обижается, опять психует. Может под стол залезть и сидеть там во время занятий (редко, но все же). В то же время память хорошая. Считает до тридцати. Знает почти все буквы. В группе один из самых развитых. Проблемы в основном в поведении. Дома ведет себя нормально. Видите ли вы в этом проявления неврологии? Заранее спасибо.

А.М.: В этом возрасте рекомендованы занятия с психологом, нейропсихологом. Во время занятий тренируется усидчивость, внимание, память. Важна оценка нейропсихологического статуса – оценивает педагог в ходе тестирования. При выявлении проблем по данным тестирования – обращайтесь очно к неврологу. План дополнительного обследования формируется по результатам осмотра.

U-mama: Ребенку 6,5 лет. Диагнозов, кроме дизартрии, не ставят. С речью проблемы, но занимается у логопеда. Очень эмоциональный и легковозбудимый. Может зареветь на практически ровном месте и потом не успокаиваться (например, хотел сам нажать кнопку, а я уже успела нажать). Причём, если у всех это обычно проходит с возрастом, у моего наоборот усугубляется. Раньше объяснишь, что «ну вот что делать, я уже нажала эту кнопку, теперь обратно её не отжать», он успокаивался и постепенно расслаблялся, но чем дальше, тем дольше он ревёт. Стала появляться агрессия во время таких истерик, может чем-то бросить, ударить, толкнуть. Рычит, кричит. При этом агрессия не бывает направлена на меня. Меня он ни разу не ударил, не сказал «я с тобой не дружу», не оттолкнул. Наоборот «мамочка, мамочка». А вот с другими — запросто. Записались к психиатру, но когда были полгода назад, она ничего не увидела.

С абстрактными понятиями тоже есть некоторая проблема. Не может запомнить полностью дни недели и месяцы, а какую-то действительно интересную информацию может воспроизвести практически точно и через год.

Неврологи (разные) списывали это на особенности развития леворуких детей, выписывали тенотен, фенибут, глицин, магний и т.д. Улучшения незначительные. В сентябре в школу, а картина всё хуже и хуже((

А.М.: В вашей ситуации, поскольку у ребенка отмечен ряд невротических, навязчивых расстройств, обязателен прием у психиатра – специалист проведет осмотр ребенка с целью исключения ряда серьезных заболеваний. Только исходя из жалоб пациента тут сложно определить план обследований, поэтому рекомендую обсудить его с психиатром в ходе очного приема: ЭЭГ-мониторинг (4 часа), общий анализ крови.

Занятия с психологом не будут лишними, возможно, в данной ситуации причина может быть в ревности, недостатке внимания, что вызывает у ребенка психологический дискомфорт. Специалист поможет вам разобраться в проблеме, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, и успешно ее решить. Удачи вам!

U-mama: Моему сыну 5,4 года. Родился он недоношенным ребенком в 34-36 недель. Есть диагноз из роддома мцв. Ребенок очень возбудимый и эмоциональный.

И вот наблюдаю за ним — где-то даже опережает сверстников, говорить начал рано, говорит чисто, речь развитая, память хорошая. А в каких-то моментах отстает, как мне кажется. Например, не может кататься на велосипеде, хотя умеет держать равновесие, на беговеле катается хорошо, но когда три действия одновременно — педали, руль, равновесие — не может.

Никак не может разобраться с понятиями — вчера, сегодня, завтра. Не знает, что сейчас утро, день или вечер.
Когда чем-то увлечен, может и 2 часа сидеть и делать что-то. Когда просто надо подождать, и т.п. и 5 минут не усидит спокойно.

Не может найти себе друга в садике, общаться на равных, уступать в чем-то не умеет почти.

Это нормально для 5-летнего ребенка? Или это неврология и ее надо лечить? Надо ждать пока дозреет или активно тренировать (велосипед, усидчивость и т.п.)?

Ходит в садик, три раза в неделю спорт, английский исключительно потому, что сам хочет, занятия с психологами 2 раза в неделю (сенсорная интеграция).

Телефон и компьютерные игры — нет совсем, мультфильмы и фильмы — дозировано.

А.М.: Вы все делаете абсолютно правильно. Развивающие занятия в этом возрасте – залог успеха. Важную роль играет продолжительность занятий, чем их больше – тем они более эффективные.

Временное пространство не всегда быстро усваивается детьми, иногда требуется время, но к 5 годам у ребенка должно быть четкое понимание, что такое утро, обед, вечер – к этому возрасту обычно формируется понимание времени суток, режима дня.

У некоторых детей отмечается так называемая социальная дезадаптация, нетерпимость, и это не поддается медикаментозной терапии. Коммуникативные навыки формируются с возрастом и во время проведения специальных занятий с ребенком.

В вашем случае в первую очередь нужно обязательно пройти очную консультацию у педиатра, невролога, можно порекомендовать пройти нейропсихологическое тестирование, во время которого нейропсихолог оценивает психологическую «зрелость» ребенка, сформированность навыков, при необходимости посоветует упражнения для тренировки.

Возможна консультация психиатра — для исключения возможных расстройств. Во время осмотра доктор оценивает зрительный контакт, общее развитие речи, бытовые навыки.

Другие проблемы: головные боли, эпилепсия, переворачивание на бок, остеопатия

U-mama: Подскажите пожалуйста, коэффициент пульсаций на эхографии 32,4% у ребенка 5 лет, остальное в норме. Это может быть проявлением чего-то? И нужно ли какое-то лечение? Периодически жалуется на головные боли. В 3 года на доплере были признаки церебральной ангиодистонии по церебральному типу.

А.М.: Сразу оговорюсь, что приведенные результаты обследования следует считать как приблизительные — реоэнцефалография в качестве метода диагностики причин головной боли сегодня уходит в прошлое, поэтому интерпретировать изолированный показатель в рамках причин головной боли крайне сложно. Как правило, в детском возрасте головная боль бывает обусловлена причинами соматического характера, такими как: ОРВИ, синусит, отит, анемия (латентный железодефицит) или нарушение режима дня. Для подтверждения диагноза и выявления причин головной боли в первую очередь необходимо обратиться к педиатру, который наблюдает вашего ребенка. В ходе очного осмотра он определит план дальнейшего обследования и лечения.

U-mama: Ребенку 1 год 11 мес, вес 11 кг. Эпилепсия с 9,5 мес, генерализованные приступы. Принимает Депакин хроносфера 500 и Кеппра 450 в сутки (повысили Кеппру на 50 мг 08.10.2018), приступы не ушли. Последний был в ночь с 5.11 на 6.11, не полностью развернувшийся (прошел быстро, буквально за 1 минуту). Есть ли необходимость в смене терапии (по словам эпилептолога повышать дозы больше нельзя) или надо подождать?

А.М.: Чтобы решить вопрос с коррекцией лечения, необходимо провести видеоЭЭГ-мониторинг в течение 4-х часов – в динамике, с учетом приема препаратов, а также определить концентрацию препаратов в крови (вальпроевая кислота, леветирацетам), выяснить данные о переносимости терапии, побочных эффектах т.д.)

В первую очередь в этой ситуации необходимо определить причину и форму заболевания — идиопатическую или симптоматическую. Исходя из этого, устанавливается тактика дальнейшего обследования и лечения. В ряде случаев ставится вопрос об оперативном вмешательстве.

Что касается вопроса об эффективности увеличения дозы: это можно оценить не ранее, чем через 2 недели после коррекции дозировки! Лечение эффективно в случае полного купирования приступов, в противном случае – не ждут, проводят коррекцию лечения.

U-mama: Если ребёнок (4 месяца) предпочитает переворачиваться только на правый бок — нужно ли волноваться? На левый тоже умеет, но не любит. Через правую сторону очень много в течение дня переворачивается. Недавно даже сама с живота на спину начала.

А.М.: В первую очередь, в данной ситуации не следует волноваться — поворот ребенка через один «любимый», в данном случае, правый бок – вариант нормы, как правило, так и бывает. Старайтесь почаще стимулировать повороты через левый бок – этому могут способствовать такие несложные упражнения как сгибание правой ножки в тазобедренном и коленном суставах и отклонение ножки влево – ребенок будет поворачивать самостоятельно ручку и тело. Удачи вам!

U-mama: Хотелось бы услышать ваше мнение о мануальных терапевтах и остеопатах. Невролог предложила под контролем УЗИ править 1-й шейный позвонок. Я сомневаюсь, насколько это безопасно. Остеопатов нет среди врачей муниципальных поликлиник. Почему?

А.М.: Лечение у мануального терапевта и остеопата, тем более если речь идет о пациенте детского возраста, проводится строго по показаниям. Среди детских специалистов таких врачей немного. Решение о таком виде лечения может принимать только лечащий врач, который наблюдает ребенка, с учетом его диагноза.

В данной ситуации также можно обратиться к врачу ЛФК, который поможет подобрать для ребенка правильный комплекс упражнений.

Фото: www.pexels.com

*SmartMed = Cмартмед. Приложение SmartMed является частью комплекса медицинских услуг при дистанционном взаимодействии медицинского работника с пациентом (или его законным представителем). Онлайн-консультации – консультации с медицинским работником с применением телемедицинских технологий. Телемедицина – медицинская помощь с применением телемедицинских технологий. ПАО «МТС». АО «Группа компаний «Медси». Лиц. ЛО-77-016451 от 02.08.2018 г., www.smartmed.pro, www.medsi.ru

Кто такой врач детский невропатолог

Детский невропатолог (невролог) – диагностирует и лечит заболевания центральной и периферической нервной системы и функциональные нарушения у детей. Распространенность у детей неврологических заболеваний (неврозоподобных состояний и неврозов), сегодня как никогда велика. Осмотр невролога по плану необходимо проводить в таком возрасте как три, шесть, девять месяцев и один год. А затем следует проходить ежегодный осмотр ребенка.

Компетенция детского невропатолога

Детский невролог рассматривает такие проблемы у ребенка как повышенная возбудимость, нарушение сна и поведения. Он лечит состояния повышенной судорожной готовности и черепно-мозговые травмы.

В компетенции детского невролога находится головной мозг ребенка, который должен нормально функционировать, иметь хорошее питание и кровоснабжение.

Консультируя, невролог действует по такой схеме:

  • Осматривает малыша по заболеванию (сбор анамнеза жизни – это роды и беременность), а также (анамнез заболевания – это жалобы и начало заболевания).
  • Осмотр ребенка и, если понадобится врач, назначает дополнительное обследование. Это осмотр глазного дна, ЭХО-ЭГ, УЗДГ, ЭЭГ УЗИ мозга, МРТ и др. Затем на основании исследований назначается действенное лечение и контроль протекания заболевания.

Невролог проводит профилактические осмотры ребенка с рождения до года, а дальше плановые консультации раз в год. Эти осмотры крайне важны, поскольку позволяют своевременно выявить всевозможные патологии центральной нервной системы и оказать лечебные мероприятия, в случае необходимости.

Какие органы наблюдает и лечит детский невролог

Перечень органов, которыми занимается детский невролог, включает:

  • Головной и спинной мозг, позвоночник, таламус и нервы.

Какими заболеваниями занимается детский невропатолог (невролог)

Врач данной специальности занимается неврологическими поражениями, среди которых:

  • Наследственные (генетические).
  • Инфекционные.
  • Те, которые появляются вследствие токсических нарушений и травматических поражений.
  • Большой процент поражения ЦНС – гипоксические.
  • Посттравматическая или наследственная (эпилепсия).
  • Специфические синдромы.

Заболевания, среди которых:

  • Тики, заикание.
  • Энурез и эпилепсия.
  • ДЦП (детский церебральный паралич).
  • Вегето-сосудистая дистония.
  • Болезнь Альцгеймера, афазия.
  • Болезнь Паркинсона, герпес опоясывающий.
  • Гипергидроз, менингит.
  • Травма мозга.

В каких ситуациях следует обращаться к детскому неврологу

Возраст новорожденный (когда обращаться к врачу):

  • Ребенок часто просыпается, тяжело и беспокойно спит, сон очень поверхностный.
  • Если плачет или в спокойном состоянии много и часто срыгивает, если у ребенка при возбуждении трясутся ручки и подбородок.
  • Если поджимаются пальчики при опоре на цыпочки.
  • Если замечены подергивания или судороги при повышении температуры.

Возраст дошкольный и школьный:

  • Когда ребенок жалуется на частую утомляемость и головные боли, а также, если он раздраженный и не хочет играть с игрушками и со сверстниками.
  • В школе, раздражен, рассеян и отстает в учебе.
  • Плохо спит, с нежеланием учится, падает в обмороки.
  • Жалобы на головную боль, головокружение, шум в ушах и нервный тик.

Детский невропатолог умеет вовремя скорректировать нарушения, перечисленные выше. Многие проблемы решаются в положительную сторону. Иногда достаточно внедрения детского психолога, а иногда требуется помощь квалифицированного детского невролога, главное, — вовремя заметить и проконсультироваться со специалистом.

Лабораторные анализы и диагностика, которые может назначить детский врач невролог

Анализы:

  • Общий анализ крови и на инфекции TORCH, ИППП.
  • Биохимические, онкологические и бактериологические исследования.
  • Гормональный фон, анализ на сахарный диабет.
  • Аллергологические и иммунологические исследования.
  • Общеклинические, цитологические и гематологические исследования.
  • Анализ на остеопороз.
  • Токсикологические и кардиоревматологические исследования.

Диагностика:

Полезные советы врача детского невролога

Следить за режимом дня. Спать не менее 8-10 часов, заниматься активно физическим спортом, уменьшать школьные нагрузки, сократить просмотр телевизора и компьютера.

Детям рекомендовано заниматься общеукрепляющими спортивными занятиями в группе здоровья, кататься на велосипеде, играть в настольный теннис и заниматься плаванием.

В меню ограничить употребление жирных сортов мяса, соли, мучного и сладкого. Увеличить поступление в организм магния и калия, которые содержатся в гречке, фасоли, горохе, абрикосах, изюме, моркови, луке, баклажанах и др. Ребенок должен употреблять продукты, содержащие полиненасыщенные жирные кислоты в виде кукурузного, подсолнечного и оливкового масла.

Необходимо проводить ребенку электрофорез, водные процедуры, электросон, лечебный массаж, которые стимулируют нервную систему. Очень полезно закаливание, которое тренирует весь организм.

К медикаментозным методам детские врачи неврологи прибегают в крайне запущенных случаях, когда дистония отравляет жизнь малыша или подростка. И она лечится совместно с такими врачами как кардиолог и гастроэнтеролог.

Детский невролог – врач, который занимается заболеваниями и патологическими состояниями центральной нервной системы у детей с первых дней рождения и до наступления совершеннолетия. Особое внимание уделяется своевременной диагностике последствий родовых травм и аномалий развития, которые могут не проявляться ярко-выраженной симптоматической картиной в течение длительного времени.

Особенности специализации врача

Детский невролог диагностирует, лечит и занимается профилактикой следующих состояний и болезней:

  • последствия родовых травм;
  • острая и хроническая гипоксия во время внутриутробного развития и в процессе родоразрешения. Является наиболее часто встречаемой причиной появления патологий центральной нервной системы;
  • врожденная, приобретенная (посттравматическая) эпилепсия;
  • врожденные аномалии физического и умственного развития;
  • интоксикации.

Когда возникает необходимость отвести ребенка на прием к специалисту?

С первых дней рождения родители должны внимательно следить за состоянием, поведением и привычками ребенка. В случае обнаружения каких-либо нетипичных проявлений рекомендуется сразу же обратиться к детскому неврологу. Родителей должны насторожить следующие признаки и состояния:

  • частые капризы;
  • повышенная плаксивость, ребенок устраивает истерики без повода, долго не может успокоиться;
  • проблемы со сном. Каким бы уставшим ни был ребенок, он подолгу не может уснуть, часто пробуждается по ночам;
  • тремор подбородка у новорожденного;
  • чрезмерно частое срыгивание;
  • когда ребенок встает на ноги, с опорой или без, он поджимает пальцы;
  • повышение температуры тела сопровождается судорогами;
  • отставание в физическом, умственном развитии;
  • задержка речи;
  • гиперактивность;
  • чрезмерная пассивность;
  • отсутствие интереса к чему-либо;
  • ночной энурез у ребенка в 5 лет и старше;
  • обморочные состояния;
  • судорожные сокращения мышц;
  • заикание.

Данные состояния могут указывать на проблемы неврологического характера, которые успешно лечатся и корректируются детским неврологом. Главное, не затягивать с визитом к специалисту, чтобы не допустить усугубления состояния и развития серьезных осложнений.

Необходимость профилактического осмотра

Ребенок с момента рождения проходит определенные возрастные этапы формирования центральной нервной системы, когда могут проявляться врожденные аномалии.

Необходимость профилактического осмотра у детского невролога заключается в своевременном обнаружении патологии, когда ярко выраженная симптоматическая картина отсутствует. Малыша нужно отвести на профилактическую консультацию в 1, 6, 9, 12 месяцев, 3-4 года, 6-7 лет, 13-14 лет.

Как проходит консультация у детского невролога?

На приеме врач расспрашивает родителей о том, какие симптомы возникли у ребенка и насторожили их. Чем детальней родители опишут признаки, тем легче специалисту будет их анализировать и ставить диагноз. Составляется анамнез, в котором указываются все заболевания, перенесенные ребенком, учитываются данные о том, как протекала у матери беременность, как проходили роды.

После опроса проводится осмотр маленького пациента. Детский невролог проверяет степень развития зрительной функции, оценивается тонус мышц. С помощью простых тестов врач проверяет координацию, анализирует степень проявления глубоких и поверхностных рефлексов. Если малыш уже достаточно взрослый, невролог проверяет, как у него развита речь, память, возможность восприятия устной информации.

Диагностические и терапевтические меры

Чтобы поставить точный диагноз и выявить причины развития патологического состояния, назначается медицинский осмотр, который включает следующие анализы и инструментальные методики:

  • общий и развернутый анализ крови;
  • анализ мочи;
  • ультразвуковое исследование внутренних органов;
  • рентген;
  • тесты на проверку слуха, зрения;
  • магнитно-резонансная томография (назначается крайне редко, только при особых показаниях);
  • диагностика глазного дна;
  • УЗИ всех отделов позвоночника.

Терапия подбирается индивидуально, в зависимости от диагноза ребенка. Лечение комплексное, врач выписывает медикаментозные препараты, направленные на купирование симптоматической картины и облегчение состояния пациента.

Лекарственные средства назначаются не всегда, только в тех случаях, если признаки имеют сильную интенсивность. Основными методами лечения являются массажи, использование физиотерапевтических процедур, проведение поддерживающей терапии.

При своевременном обращении к детскому неврологу любое заболевание можно вылечить или скорректировать, а также предупредить развитие серьезных осложнений. Главное, не затягивать с визитом к специалисту и выполнять все его предписания относительно лечения и профилактики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *