Крестятся справа налево

13.01.2019

В этой статье мы поговорим о том, что означает крестное знамение, как и где его надо делать, как правильно креститься справа налево или слева направо.

Крестное знамение – религиозный жест, ритуал, священнодействие. Осенить себя крестным знамением – значит движением рук изобразить крест. В каких обстоятельствах надо креститься? Это следует делать:

  • перед тем, как войти в церковь и при выходе из нее;
  • во время проведения службы в церкви;
  • при приближении к святыням;
  • дома – при чтении молитв и после них, с утра после сна и на ночь перед сном, перед и после трапезы, в начале и конце нового дела, в моменты радости или скорби.

Смысл крестного знамения

Давайте рассмотрим, что необходимо сделать, чтобы совершить данное действие. И оно сразу обретет смысл.

  1. Для начала надо снять с рук перчатки, рукавицы, варежки и пр. Затем сложить 3 пальца – большой, указательный и средний – внутренней стороной друг к другу на одинаковом уровне. Троеперстие означает Отец, Сын и Святой дух. А то, что все они находятся на одном уровне, означает их равноправие. Остальные пальцы сводим к ладони, чем символизируем божественное и человеческое начало Иисуса Христа.
  2. Креститься надо правой рукой. Но если в силу болезни или других обстоятельств правая рука не дееспособна, то не возбраняется креститься левой.
  3. В первую очередь троеперстие подносим ко лбу. Его смысл заключается в освящении ума.
  4. Затем перемещаем троеперстие к животу. Суть действия заключается в освящение сердца и чувства.
  5. В православии принято креститься с правого плеча. Поэтому пальцы поднимаются сначала к правой стороне, затем к левой. Смысл состоит в освящение телесных сил.
  6. Жест необходимо повторить трижды. Заканчивается он поклоном к земле. Таким образом, мы показываем любовь и благодарность Богу, прославляем Его Сына, верим в его божественность и человечность одновременно.
  7. В то время, когда человек креститься, необходимо проговаривать: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа».

Почему так важно креститься справа налево

Мы уже выяснили, что в православной религии необходимо креститься справа налево. Но почему так сложилось? Считается, что правое плечо обозначает спасение, рай, ангелов. Здесь находится ангел-хранитель человека, который оберегает его всю жизнь. А левое плечо изображает ад, погибель, грешников, ведь не случайно от сглаза плюют именно через него. Начиная крестное знамение с правой стороны, человек тем самым просит Бога спасти его душу, защитить от греха и уберечь от адских мук. Таким образом, мы узнали, что это действие означает победу добра над злом, божественной природы над дьявольской.

Интересный факт, что у католиков необходимо креститься с левой стороны. Хотя символизм этих сторон одинаков: правое – рай, левое – ад. Только вот в католической религии обратное действие означает движение от греха к спасению.

Сохрани статью себе в соцсеть!

Вопрос:

Расскажите, пожалуйста, об истории крестного знамения на раннем этапе христианства. Как я понимаю, ни Христос, ни апостолы не осеняли себя крестным знамением. Когда же возникла эта традиция? Когда и в связи с чем появилось различие в направлении креста: от правого плеча к левому и от левого — к правому. Какое крестное знамение древнее?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Мы не располагаем богослужебными текстами христиан апостольского века. Поэтому не можем однозначно решить вопрос об употреблении крестного знамени в первенствующей Церкви. Незнание не дает нам основания отрицать возможность появления крестного знамения в самых ранних христианских общинах. Некоторые исследователи говорят об этом вполне определенно: «Обычай делать кр. знам. берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ креста. Неужели богопросвещенные апостолы не знали об этом? Интересное свидетельство находим в «Луге духовном» блаж. Иоанна Мосха. Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил св. Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением» (глава 3). Великий Предтеча Иоанн – небожитель. Разве мог он научиться совершать крестное знамение у людей. Приведенный рассказ косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Приведу еще одно соображение. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание» (Точное изложение православной веры, кн.4, гл.XI). Кем дан? Богом. Как обрезание Господь дал через Авраама (Быт.17:10), так, повидимому, крестное знамение Он дал через апостолов.

Как и когда образовались две разные традиции в совершении крестного знамения? За недостатком исторических данных ответить невозможно. Православные, осеняя себя, проводят рукою от правого плеча к левому. Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Католики совершают signum crucis слева направо, а пространство перед собой — справа налево. За этими особенностями не стоит никакого догматического учения. Возможно, при формировании этих традиций проявились отличия мировоззренческих ориентаций. В сознании и жизни западного человека более явственно, чем у восточного, проявляется индивидуально-личностное начало. Мировоззрение западного человека антропоцентрично, а православного – теоцентрично. В православной традиции при совершении крестного знамени выражена мысль, что молящийся не сам себя осеняет, а получает эту духовную печать от Бога (извне). Западный христианин осеняет себя сам, призывая имя Божие.

Между католицизмом и православием лежит огромная пропасть — из-за противоречий во взглядах на основные положения Евангелия, то есть заветы Христа, а также в обрядовой стороне.

Один из самых интересных моментов — различия в совершении крестного знамения, то есть в порядке совершения жестов, образующих умозрительный крест, являющийся главным оберегом всех христиан.

Разбираемся, почему так произошло.

Противоречия и символизм

В православии после церковной реформы патриарха Никона, известной нелестной характеристикой «церковный раскол», крестное знамение совершается тремя пальцами — сложенными большим, указательным и средним, которые прикладываются сначала ко лбу, затем к животу в области солнечного сплетения, и к правому и левому плечам.

В католической же церкви порядок совершения крестного знамения до 1570 года не был регламентирован. И позволялось креститься как слева направо, так и в обратном порядке. В указанном году папой Пием пятым был узаконен порядок, согласно которому необходимо креститься слева направо. Но если в этом вопросе была поставлена точка, то нет никаких положений, закрепляющих форму сложенных пальцев: часто можно увидеть, как католики крестятся двумя сложенными пальцами или всей ладонью, что крайне любопытно, так как мы сталкиваемся с противоречием в аргументации и объяснении символической природы этого жеста.

Останавливаясь на символизме, напомним, что сложенное троеперстие в православии — символ триединства Бога: Отец, Сын и Дух Святой, два пальца, прижатых к ладони, — двойственной природы Христа, который является в представлении христиан и Богом, и человеком одновременно. К слову, аналогичный способ сложения пальцев и совершение крестного знамения от правого плеча к левому исповедуют византийские католики, или греко-католики.

«Спор о вере». Картина неизвестного художника

Пять или четыре?

В католицизме практикуется двоеперстие, как и у старообрядцев царской России, раскольников. В этом случае два пальца также означают двойную сущность Спасителя-богочеловека. Интересно, как интерпретируется совершение крестного знамения ладонью. Пять пальцев руки молящегося символизируют раны Христа: четыре
— от гвоздей и одну — от копья римского воина, проткнувшего бок Спасителя. Однако стоит отметить, что в католической традиции Иисус Христос был распят тремя гвоздями: двумя — в области кистей, одним — в скрещенные ноги, итого — три, то есть мы наблюдаем явное противоречие в трактовке символов в католицизме.

Однако главным отличием всё же считается не положение пальцев молящегося. Существует мнение, что если крестное знамение совершается справа налево, как в православии, то это означает нечто исходящее от Бога к человеку. Другими словами, молящийся как бы благословляет себя, осеняя крестом. Если креститься слева направо, как это делает подавляющее большинство католиков, то это имеет противоположный смысл: человек обращается к Богу, католикам важно общение с Богом.

Традиционным в христианской культуре считается, что левая сторона — сторона Дьявола, то есть, совершая знамение слева направо, ты отрекаешься от Сатаны и дел его, переходя на сторону света. В православии концепция понимания левой и правой стороны аналогичная, но обратный порядок, от правого плеча к левому, символизирует победу божественного, добра над злом, жизни над смертью: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и пребывающим во гробах жизнь даровав!» — поётся в Пасхальном тропаре.

Читайте также: Сексизм в православной религии: почему мужчина «выше» женщины?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *