Какать на горшок

Многие новоиспеченные мамочки мечтают как можно скорее избавиться от вечно мокрых пеленок и дорогущих подгузников. Именно поэтому вопрос, как приучить ребенка какать в горшок, является наиболее актуальным среди молодых родительниц. Чтобы формирование навыков опрятности проходило быстрее и без лишних проблем, в первую очередь стоит учитывать возраст младенца и следовать всем принципам обучения.

Ребенок какает

Когда приучать малыша к горшку

Многие педиатры заявляют, что оптимальный возраст, когда ребенка можно приучать к горшку, –18-24 месяца. В этот периоду жизни происходит психологическое и физическое созревание, и младенец уже способен обучаться всем навыкам опрятности.

Обратите внимание! Период формирования необходимых условных рефлексов у всех индивидуален. Некоторые малыши уже в годик умеют осознанно ходить на горшок, другие – до трех лет продолжают писать и какать в памперс.

Раннее высаживание младенца

Новорожденный младенец еще не осознает, что ему хочется какать или писать. Он просто ощущает дискомфорт или легкую боль в области половых органов. Управлять сфинктерами он не умеет и, издавая различные звуки, просит маму о помощи. Раннее высаживание ребенка считается одной из важных его потребностей.

Если родительница будет легонько похлопывать по половым органам крохи и указывать на то место, где именно находится область дискомфорта, у малыша получится расслабить сфинктер. Если родители освоили технику высаживания, то младенец быстро обучится контролировать свои сфинктеры и научится терпеть.

Также метод раннего высаживания способствует установлению тесного эмоционального контакта мамы с ребенком, так как за крохой необходимо все время наблюдать, чтобы научиться с первой секунды понять все сигналы, которые он подает. Кроме того, раннее высаживание избавит родителей от проблемы приучения малыша к горшку.

Если кроху начали высаживать очень рано, то, скорее всего, он будет проситься на горшок намного раньше своих ровесников. К плюсам раннего высаживания можно также отнести существенную экономию на подгузниках, которые стоят больших денег.

Малыш на унитазе

Нежелание ребенка какать в горшок

Очень часто молодые мамочки сталкиваются с такой проблемой, когда умеющий ходить на горшок кроха вдруг перестает на него садиться. Если родители уговаривают и настаивают, то начинает громко плакать. Причин такого поведения может быть несколько:

  • Перемены в привычном режиме: процесс адаптации к садику, смена места жительства, рождение младшей сестренки или братика;
  • Ссоры в семье, которые отрицательно влияют на поведение малыша;
  • У крохи режутся зубки, он перенес плановую вакцинацию;
  • Когда-то малышу было больно какать, и он не хочет, чтобы эта ситуации повторилась опять;
  • Ребенок протестует в ответ на давление со стороны родителей;
  • Перевозбужденное состояние;
  • У младенца появился страх потери (он не хочет расставаться с какашками);
  • Малыш боится, что его горшочек будет запачкан;
  • Перенесенное недавно заболевание часто приводит к регрессу, и ребенка придется обучать хождению на горшок заново.

Важно! Если малыш не хочет сидеть на горшке, это может привести к задержке стула, соответственно, запору. Малыш будет еще сильнее протестовать и не захочет садиться на горшок вообще. Если ситуацию не исправить, у младенца может возникнуть психологический запор, который вылечить непросто. Родители должны понять, почему это происходит, и исправить ситуацию как можно раньше, чтобы не возникло проблем в дальнейшем.

Мальчик на горшке

Что лучше: горшок или унитаз

Преимущества горшка:

  • Портативность. Он легкий и компактный, его можно легко перенести с места на место и брать в поездку;
  • Малая высота. Когда малыш сидит на горшке, его ножки стоят на полу, это обеспечивает более естественную позу для того, чтобы «справить свою нужду»;
  • Безопасность. Сидя на горшке, ребенок не может свалиться на пол или упасть в воду.

К недостаткам можно отнести то, что за горшком придется все время ухаживать. После того, как ребенок сделает свои дела, его придется нести в туалет, мыть и вытирать. Такой предмет не является украшением интерьера.

Преимущества унитаза:

  • Ребенок получает больше самостоятельности. Может испражняться и писать без помощи мамы или папы;
  • На унитаз можно положить специальный адаптер, подходящий по размеру малыша;
  • После того, как кроха сделал «свое дело», останется только за ним смыть;
  • Унитаз находится в туалете, его там никто из посторонних не видит;
  • Хождение в туалет «по-взрослому» способствует скорейшему обучению малыша справлению естественной нужды.

Из недостатков стоит отметить то, что первое время малышу потребуется помощь родителей: открыть дверь в туалет, установить адаптер на унитаз и правильно на нем устроиться. Кроме того, придется покупать специальную подставку, так как взрослые унитазы очень высоки для маленького ребенка.

Мальчик писает

Как обучить малыша туалетному этикету

Как можно научить ребенка какать в горшок:

  1. Для начала стоит показать малышу горшок и рассказать, зачем он нужен.
  2. Высаживать кроху сразу после ночного сна, до и после еды, до обеденного сна и после него, до и после прогулки, перед ночным сном.
  3. Не пользоваться подгузниками в течение всего дня. Так кроха изучит свое тело, узнает, для чего нужны половые органы и попа. Установит взаимосвязь между органами, мочеиспусканием и дефекацией.
  4. Когда ребенок просится покакать или пописать, его надо каждый раз хвалить.
  5. Если малыш уже самостоятельно садится на горшок, независимо от времени дня, значит, пришел последний этап обучения.

Приучение девочек и мальчиков

Обучение малышки проходит стандартным способом. Процесс приучения малыша немножко отличается. Мальчика сначала стоит приучить пользоваться горшком сидя, поскольку дефекация и опорожнение мочевого пузыря в младенчестве происходят в одно время. Для девочек стоит покупать горшок с округлым отверстием, для мальчика лучше подобрать горшочек с особой выемкой и валиком, чтобы предупредить разбрызгивание.

Дополнительная информация. Педиатры утверждают, что девочки более усидчивые и послушные, чем мальчишки, поэтому могут долго просидеть на горшке, учить их намного проще.

Малыш голышом сидит какает

Методика приучения за семь дней

Как можно приучить ребенка какать в горшок за неделю:

  1. 1-й день. Сразу после ночного сна снять памперс. Усадить ребенка на 5-10 минут на горшок, чтобы он пописал и покакал. Если ничего не получается, повторять прием каждые 10-15 минут;
  2. 2-й день. Необходимо тщательно следить за поведением малыша. При каждом признаке готовности сходить в туалет нужно предлагать ему сесть на горшок;
  3. 3-й день. Тактика поведения прежняя, но важное условие – необходимо избавиться от памперсов совсем, даже на улице. Перед прогулкой стоит сходить пописать, а на улице очень часто спрашивать, хочется ли крохе опять;
  4. 4-й-7-й дни. Ребенок уже понимает, когда нужно садиться на горшок и тужиться. Если он позабыл, нужно ему подсказать. За успехи хвалить.

Лайфхаки для мам

Как научить ребенка какать, небольшие хитрости:

  • Приучать малыша к горшку осторожно, не слишком усердствовать. Не стоит держать его на нем более 5-7 минут. Если его заставлять, то он откажется даже близко к нему подходить;
  • Одевать на малыша легкую и простую одежду, без поясков, пуговок, завязок и пряжек;
  • Ставить горшок лучше в пределах досягаемости крохи. Горшок можно поставить в детской, рядом с игровой зоной;
  • Купить очень красивый яркий горшок;
  • При обучении опрятности можно использовать разные книжки, в которых рассказано о назначении горшка.

Приучение к горшку будет происходить индивидуально. Некоторые детки, которые уже физиологически созрели и готовы контролировать свой мочевой пузырь и кишечник, могут обучиться новому навыку за 2-3 недели. Другим – понадобится несколько месяцев.

В силу физиологических особенностей приучение ребёнка к горшку не должно начинаться слишком рано, но и запаздывать также не следует.

Необходимо помнить и про фактор индивидуальности: один карапуз уже в 9 месяцев спокойно высаживается на ночную вазу, а другой и к трём годам не всегда способен справиться с самообслуживанием.

Исходя из вышесказанного необходимо узнать, когда и как приучать малыша к горшку. Способов овладения этим умением достаточно много, однако лучше узнать поподробнее о самых результативных и наиболее естественных.

О готовности ребёнка к знакомству с горшком

Вероятно, вопрос, когда нужно приучать ребёнка к горшку, является самым распространённым и животрепещущим среди большинства современных мамочек, желающих поскорее привить малышу гигиенические навыки.

Ответ кроется в младенческой физиологии. Учёными доказано, что с первых дней жизни и примерно до годовалого возраста ребёнок не контролирует процессы опорожнения кишечника и мочевого пузыря.

То есть подобные процессы являются безусловными и не требуют участия коры больших полушарий. Следовательно, малыш не чувствует заполненности прямокишечного канала и мочевого пузыря.

Основная цель обучения ребёнка навыкам опрятности, если говорить по-простому, заключается в том, чтобы сделать условной безусловную реакцию – то есть сделать процессы мочеиспускания и дефекация волевыми и осмысленными актами.

Факторы успешности

Успешность превращения безусловного рефлекса в осмысленное действие будет определяться тремя главными факторами:

  1. Первостепенную роль играет уровень развития органов, которые непосредственно участвуют в избавлении организма от метаболических продуктов: мочевой пузырь, мочевыводящий канал, прямая кишка, брюшная мускулатура, анальный и уретральный сфинктеры.
  2. Не менее важна и степень сформированности центральной нервной системы, в первую очередь, коры больших полушарий.
  3. Ещё одним важным условием можно назвать степень активности близких родственников, то есть их желание научить ребёнка ходить в туалет.

Эти три условия связаны между собой и естественным образом дополняют друг друга. Анализ данных факторов позволяет сделать очевидные и крайне важные выводы. Среди них:

  • чем раньше родители начнут высаживать ребёнка на горшок, тем больше времени и усилий потребуется для обучения этому навыку.
  • чем более развит малыш физиологически, тем быстрее он начнёт писать и какать в ночную вазу.

Можно ли игнорировать эти факторы и выводы? Безусловно. Однако в таком случае приучение ребёнка к горшечным делам будет сопровождаться различными проблемами, о которых поговорим чуть ниже.

Сложности раннего приучения

На форумах нередко встречаются комментарии терпеливых и активных мамочек, которые заявляют, что их дети в 10 месяцев (а иногда чуть ли не в 5 месяцев) могут писать после заветных звуков «пи-пи-пи» и какать после характерного кряхтения «а-а-а».

Подобные «успехи» объясняются достаточно просто. Характерные звуки, издаваемые родителями, приводят к формированию у ребёнка рефлекса: связи между звуками «пи-пи-пи» и мочеиспусканием. Говорить же о возникновении волевого акта не приходится.

Побуждать малыша ходить в горшок должны не специальные звуковые сигналы, а физиологический процесс, который сопровождается переполнением мочевого пузыря или прямой кишки.

Проблемы с, казалось бы, сформированными навыками могут начаться в два годика или чуть раньше. Малыш, уже в 9 или 10 месяцев научившийся сидеть на ночной вазе, внезапно отказывается писать и какать прежним способом, активно протестуя против высаживания.

Подобные ситуации специалисты связывают с физиологическим созреванием ребёнка. Начинает формироваться естественный контроль над наполнением внутренних органов, а родители со своими «пи-пи-пи» заставляют малыша опорожнять ещё пустой мочевой пузырь.

Таким образом, незнание родителей, как и когда приучать ребёнка к горшку, приводит нередко к выработке весьма поверхностных и нестойких навыков опрятности.

Ещё хуже, когда взрослые, расстроенные детскими неудачами в виде луж на ковре, испачканных трусиков или боязни горшка, начинают «насильничать» над малышом: заставляют его сесть на гигиеническое приспособление, запрещают вставать раньше срока и т.д. Этого делать нельзя!

Во сколько приучать ребёнка к горшку?

Итак, исходя из физиологических норм, можно сделать вывод, что обучение малышей навыкам опрятности раньше 12 месяцев не оправдано ничем, кроме родительского желания поскорее избавиться от надоевших подгузников. Конечно, это желание можно понять.

Не знаете, как отучить ребёнка от памперсов? Обязательно прочитайте максимально подробную и содержательную статью детского психолога, рассматривающую 3 основных способа отучения и множество полезных рекомендаций.

Однако вопрос, с какого возраста приучать ребёнка к горшку, так и остаётся открытым. Ответить на него поможет знание основных этапов формирования реакций, связанных с обучением горшечному этикету. Эти периоды выделил профессор Александр Казьмин в работе «Дневник развития ребёнка от рождения до трёх лет».

Основные этапы формирования туалетных навыков

Примерные сроки возникновения навыка Описание навыка
14 месяцев Ребёнок негативно реагирует на промокшие или загрязнившиеся штанишки.
18 месяцев Реагирует на необходимость посетить туалет беспокойным поведением или звуками.
22 месяца Пытается объяснить родителям, что хочет писать или какать, всеми доступными средствами – например, жестикуляцией, но не словами.
2 годика

  • в течение 2-3 часов остаётся сухим и чистым;
  • самостоятельно стягивает штанишки и трусики, прежде чем садиться на горшок.

2 года 3 или 5 месяцев Начинает проситься на горшок, используя слова.
3 года Под руководством родителей справляется с опорожнением кишечника и мочевого пузыря (сам снимает трусики, усаживается на горшок, натягивает одежду).

Большинство отечественных и зарубежных педиатров на вопрос, в каком возрасте приучать ребёнка к горшку, отвечают одинаково – в 1,5 — 2 годика. Именно в этом возрастном периоде малыш созревает физически и психологически и готов к приобретению полноценных навыков опрятности.

При этом следует понимать, что время формирования правильных условных рефлексов строго индивидуально. Некоторые дети уже в год умеют осознанно обращаться с горшком, другие же и в 3 годика никак не могут привыкнуть к ночной вазе.

Как правильно приучать маленького ребёнка к горшку?

Если вы решили начать обучение малыша туалетному этикету, рекомендации специалистов (в том числе и доктора Комаровского) придутся как нельзя кстати.

Конечно, нижеследующие советы и правила больше относятся к полуторагодовалым или двухлетним детям, однако помогут они и в том случае, если родители не знают, как приучить ребёнка к горшку в 1 год.

5 основных этапов:

  1. Прежде всего покажите малышу горшок и объясните, для чего он необходим. Помочь смогут резиновые игрушки с отверстиями. В такого медвежонка и пупса набирают воду и выпускают её в ночную вазу, рассказывая, что игрушка писает.
  2. Как научить ребёнка ходить на горшок? Поначалу малыша высаживают после пробуждения, перед приёмом пищи и после него, до засыпания и днём и после него, до прогулки и после неё, перед укладыванием в кроватку на ночной сон.
  3. Теперь следует отказаться от применения подгузников в течение дня. Так ребёнок сможет изучить своё тело, узнать, для чего необходимы половые органы и мягкое место. А ещё он установит взаимосвязь между органами и мочеиспусканием и дефекацией.
  4. Всякий раз, когда получается у ребёнка проситься на горшок и делать свои «мокрые дела», его надо хвалить. Но поощрения не должны выражаться в виде игрушек или лакомств. Хватит обычных одобрительных слов.
  5. Когда ребёнок начинает самостоятельно садиться на горшок, без привязки ко времени суток, значит, подошёл заключительный этап обучения. Нужно закрепить полученный результат, отслеживая характерные признаки готовности к туалету – натуживание и покраснение лица.

Небольшие хитрости

Если вы всё равно не представляете, как приучить годовалого ребенка к горшку, или у малыша постарше случаются «осечки», на помощь придут небольшие хитрости:

  • процесс обучения упростится, если в семье есть старший ребёнок, который уже умеет пользоваться горшком. В этом случае первенец сможет показать младшему, как использовать незнакомое приспособление;
  • приучаем ребёнка к горшку осторожно, не слишком усердствуя. Нет нужды держать малыша на ночной вазе дольше 5 или 7 минут. Если же его принуждать, то он начнёт отказываться даже близко подходить к столь малоприятному предмету;
  • необходимо одевать малыша очень легко и просто. Вот почему специалисты советуют начинать обучение в летний период, когда на детях минимальное количество одежды. Да и сами вещи должны быть без поясов, пуговичек, завязок и пряжек;
  • ставить ночную вазу надо в пределах досягаемости малыша. Тогда он сможет самостоятельно справить нужду, а у мамы будет повод отпраздновать пусть небольшую, но победу. Горшок можно установить в детской, неподалёку от игровой зоны;
  • чтобы гигиеническое приспособление точно пришлось ребёнку по вкусу, выбирать его нужно вместе с будущим хозяином. Пройдитесь по магазинам или присмотрите горшок в сетевом магазине, ориентируясь на предпочтения крохи (изображения животных, любимых героев);
  • можно использовать при обучении навыкам опрятности различные книжечки, которые раскрывают смысл назначения ночной вазы. К примеру, среди мам большой популярностью пользуются такие произведения, как «Медвежонок Федя и горшок», «Макс и горшок».

Насколько продолжительным будет приучение? Всё сугубо индивидуально. Некоторые дети, особенно если они физиологически готовы к контролю над мочевым пузырём и кишечником, могут обрести навык за 2 — 3 недели. Другие справляются за несколько месяцев.

Если же матери кажется, что процесс чрезмерно затягивается, а результат необходим прямо сейчас, можно прибегнуть к быстрым методикам.

Как приучить ребёнка к горшку за 7 дней: основные шаги

Система «Добровольный малыш», которую разработала Джина Форд, помогла немалому количеству матерей, не знающих, как быстро приучить ребёнка к горшку.

Этот метод следует применять лишь в том случае, если ребёнку уже исполнилось 18 месяцев и он умеет выполнять простейшие действия: снимает штанишки, понимает просьбы взрослых.

  • первый день. После пробуждения избавляются от подгузника, объясняя это малышу тем, что он уже подрос, поэтому теперь будет носить трусики. Затем ребёнка нужно посадить минут на десять, чтобы он пописал и покакал. Если попытка не удалась, повторяйте процесс каждые четверть часа. Можно присесть рядом и объяснять крохе, для чего необходим навык опрятности;
  • второй день. Сейчас нужно тщательно отслеживать детское поведение, чтобы не пропустить ни один признак готовности сходить в туалет. При каждом таком признаке следует предлагать горшок, чтобы закрепить вчерашние успехи;
  • третий день. Тактика поведения остаётся прежней, но дополнительно нужно избавиться от подгузников даже во время прогулки, чтобы не запутать ребёнка. Перед гулянием следует сделать «мокрые дела», а на улице чаще спрашивать, желает ли кроха писать. Можно взять с собой горшок, чтобы не отлучаться в кусты;
  • четвёртый — седьмой дни. На четвёртые сутки и ребёнок, и вы уже приблизительно в курсе, через какие промежутки времени следует пользоваться горшком. А если малыш увлёкся игрушками и позабыл о нужде, вы ему напоминаете. За каждый успех ребёнка нужно хвалить, ведь мамино поощрение – замечательный стимул для приобретения навыка.

Всего за неделю, по утверждению автора и родительниц, удаётся привить крохе гигиенические навыки. Но даже если и через 7 дней будут наблюдаться «осечки», отчаиваться или, тем более, ругать малыша не стоит. Совсем скоро всё обязательно наладится.

Как приучить ребёнка к горшку за 3 дня: условия и правила

В том случае, если необходимо в максимально сжатые сроки познакомить малыша с горшком (например, кроха совсем скоро пойдёт в садик или отправится в путешествие), родителям пригодятся методы экстренного приучения детей к гигиеническому приспособлению.

Разумеется, за столь сжатые сроки ни один ребёнок не сможет сразу же перейти от подгузников к горшку, зато у малышей сформируется база для освоения туалетного этикета.

Правила проведения методики

Метод трёх суток сработает лишь в том случае, если ребёнок старше полутора, но младше двух лет. Кроме того, кроха способен объяснить доступным способом, что хочет пописать или покакать, стремится побыстрее избавиться от испорченного подгузника.

Как приучать ребёнка к горшку за 3 дня? Прежде всего, убедившись, что малыш готов к процессу, нужно познакомить его с грядущими изменениями. Подобное знакомство начинают заранее – примерно за две недели до активных шагов.

Подготовка состоит из нескольких действий:

  • приобретите горшок (если его ещё нет), каждый день объясняйте малышу, для чего необходимо это приспособление. Можно провести инструкцию и во взрослый туалет, рассказывая, что унитаз – тот же горшок, но для взрослых;
  • расскажите за 7 суток до события о том, что от подгузников скоро придётся избавиться, а вместо них появятся трусики и горшок. Купите детское нижнее бельё для «взрослых» ребятишек. Пусть трусики будут с изображением любимых героев;
  • маме понадобится три дня подряд, чтобы всё это время быть рядом с малышом. Поэтому следует взять пятничный или понедельничный отгул, чтобы методика не прерывалась, и заручиться поддержкой супруга;
  • так как придётся 3 дня постоянно быть рядом с малышом, нужно заранее подготовить развлечения для него и себя: мультики, кинофильмы, игры, книжки – всё, что позволит не скучать и не раздражаться.

Как только удастся всё подготовить, следует переходить к активным действиям, тщательно соблюдая все рекомендации специалистов.

Первый день

Утром, как только малыш проснётся, с него снимают подгузник. Допускается надеть ребёнку трусы или оставить его ходить голышом, если, конечно, температура в помещении и сезон этому способствуют.

Ночную вазу ставят в детскую комнату, поближе к крохе. Ему, кстати, можно давать побольше жидкости: воды, молочка или сока.

Это необходимо, чтобы ребёнок захотел опорожнить мочевой пузырь. Или просто поставьте рядом с малышом поилку с любимым напитком.

Родители внимательно наблюдают за своим чадом, отслеживая каждый признак того, что тот хочет в туалет.

В идеале малыш должен заметить чёткую взаимосвязь между желанием пописать и высаживанием на горшок. Можно сажать ребёнка на ночную вазу через каждые 20 минут.

Именно для столь кропотливой работы и нужны, по меньшей мере, двое взрослых. На них будет приходиться значительная нагрузка, поскольку нужно отслеживать каждую попытку помочиться, чтобы связь закрепилась в сознании.

Как приучить к горшку очень быстро? За всякую удачную попытку обязательно хвалите малыша.

Причём говорить нужно не безликие фразы типа «молодец», а конкретно объяснять, почему вы хвалите ребёнка: «Умница, что пописал в горшок».

Неудачи же, напротив, нужно пропускать, не обращая на них никакого внимания. Тем более нельзя ругать или обвинять малыша, чтобы у него не возникли негативные ассоциации, связанные с горшком.

Перед вечерним засыпанием разрешается надеть подгузник. Пусть кроха хорошенько выспится перед следующим днём.

Второй день

Сегодня с ребёнком можно погулять на улице без подгузника. Естественно, лучше не отходить далеко от дома, чтобы в случае неприятного «конфуза» быстренько вернуться в квартиру. Это особенно актуально в осенне-зимний период.

На улицу выходят после того, как малыш пописает и покакает. В тёплое время года можно захватить с собой вещи для переодевания и второй горшок для отправления естественных нужд. После удачной попытки обязательно хвалим ребёнка.

Третий день

В последние сутки следует добавить ещё одну прогулку, чтобы малыш контролировал процесс опорожнения кишечника и мочевого пузыря как дома, так и на улице.

Перед любым режимным мероприятием (прогулка, дневной сон) необходимо высаживать ребёнка на ночную вазу. Такую же процедуру повторяют по возвращении домой и после пробуждения.

Если вы не знаете, как приучить ребёнка к горшку в 2 года в максимально сжатые сроки, придёт на помощь трёхдневный курс. По окончании методики малыши обычно хорошо реагируют на горшок, часто даже самостоятельно высаживаются на него.

Лучше всего обойтись без одежды, но если в помещении прохладно, нужно выбирать правильные вещи – без пуговок, лямок, молний и прочих застёжек. В ином случае ребёнок не сможет быстро снять бельё и сделает «мокрое или грязное дело» прямо в трусики.

Приучение к горшку за 1 день: возможно ли это?

Максимально краткий курс приучения ребёнка к использованию ночной вазы разработали Натан Эзрид и Ричард Фокс. По их мнению, даже за 24 часа возможно привить малышу навыки опрятности и «подружить» его с горшком.

Используют этот метод, если крохе уже исполнилось 2 годика, он понимает обращённую к нему речь и может объясняться соответственно возрасту с родителями. Также следует заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку маме придётся весь день находиться рядом с ребёнком.

Приучение к горшку за 1 день подразумевает обеспеченность некоторыми нужными предметами, среди них:

  • резиновая кукла с дырочкой для демонстрации мочеиспускания;
  • сам горшок;
  • любимые детские напитки;
  • одноразовые трусы.

Чем больше ребёнок пьёт, тем чаще у него возникают позывы к опорожнению мочевого пузыря. Следовательно, тем скорее родителям удастся приучить кроху к пользованию горшком. Поэтому необходимо давать своему чаду больше жидкости.

Чтобы малыша ничто не отвлекало от процесса обучения, нужно уединиться с ним в комнате и ограничить контакт с другими домочадцами. Затем крохе показывают, где стоит ночная ваза, учат его стягивать и натягивать трусики.

Поскольку опорожнение мочевого пузыря предполагает полное расслабление, простыми словами доводят до малыша мысль, что ему необходимо спокойно сидеть на горшке и ждать, пока «не польётся водичка».

Продемонстрируйте на примере резиновой куклы, что вы ждёте от своего чада. Для подкрепления инструкции жестами показывайте, как садиться, расслабляться и вставать после писания. Обязательно хвалите кроху за каждое удачное действие, используя словесное одобрение, объятие.

Как правильно приучить ребёнка к горшку за 1 день? Важно уделять особое внимание личной гигиене. После каждого мочеиспускания нужно помогать крохе выливать содержимое ночной вазы в унитаз и мыть руки с моющим средством.

Мнения об этой методике неоднозначные. Некоторые мамы признают её эффективность, другие же отмечают, что за одни сутки научить малыша писать и какать в горшок практически нереально.

Приучение к горшку девочки и мальчика: имеются ли отличия?

Нередко даже пол ребёнка влияет на скорость и особенности обучения навыкам опрятности. Многие специалисты и родительницы указывают, что маленькие леди более послушны и усидчивы, нежели мальчуганы.

Девочки стараются во всём подражать маме, поэтому им несколько проще понять принцип процесса. А из-за природной усидчивости многие малышки больше времени проводят на горшке, что существенно повышает вероятность благополучного окончания мероприятия.

Однако некоторые девочки отличаются повышенной стеснительностью — вот почему они предпочитают терпеть позывы к опорожнению мочевого пузыря, что приводит в итоге к мокрым штанишкам.

Юные джентльмены активнее, не такие усидчивые и наблюдательные, как девочки, и больше тянутся к отцам. А поскольку папы проводят много времени на работе, то и навык к мальчикам придёт несколько позже. Мамочка ведь не сможет показать, как нужно писать стоя.

Специалисты советуют при приобретении полезного приспособления учитывать пол ребёнка. Для малышек больше подойдёт изделие с округлым отверстием, для мальчугана стоит подобрать горшок с особой выемкой и валиком, которые предупредят разбрызгивание.

Как приучить девочку к горшку? Обучение малышки проходит стандартно. А вот процесс приучения мальчика немного отличается. Юного джентльмена сначала стоит приучить пользоваться ночной вазой сидя, поскольку опорожнение кишечника и мочевого пузыря в столь юном возрасте происходит одновременно.

Только после этого переходят к «мужскому» варианту. Пусть его покажет папа, а маме затем останется лишь следить за меткостью крохи, который вначале будет обязательно обрызгивать всё вокруг. Проблему, как приучить мальчика к горшку, лучше решать в игре. Это идеальный способ обучения.

Выбираем горшок для ребёнка

Понять, как правильно приучить малыша к пользованию ночной вазой, можно, если выбрать наиболее подходящее гигиеническое приспособление. Благо что в детских магазинах имеются самые разные модели горшков.

Однако делать выбор, основываясь исключительно на цвете важнейшего аксессуара, неправильно. В столь юном возрасте ребёнку на самом деле безразлично, розовым, голубым или зелёным будет у него горшок.

При приобретении ночной вазы родителям нужно обращать внимание на несколько важных характеристик:

  1. Анатомическое строение. Как уже было отмечено выше, девочкам нужно брать аксессуар с круглой выемкой, а мальчуганам – с овальной. Также стоит отдать предпочтение горшкам, которые напоминают седло, поскольку это поможет малышу сидеть прямо на гигиеническом приспособлении;
  2. Материал. Изделия из качественного пластика – идеальный вариант. Во-первых, они дешевле, чем керамические или металлические приспособления. Также пластик не сильно охлаждается в комнате, поэтому ребёнок не почувствует неприятных ощущений при высаживании;
  3. Устойчивая конструкция. Как только малыш начинает ходить на горшок, важно закрепить положительные эмоции. А чтобы ребёнок не упал с содержимым ночной вазы и не воспылал нелюбовью к ней, нужно выбирать изделия, которые хорошо стоят на полу;
  4. Отсутствие излишеств. В магазинах имеются изделия с разнообразными эффектами: звуками и светом. Подобные дополнительные функции привлекают малыша, однако он может воспринять горшок в качестве игрушки, чего нам не нужно.

Конечно, каждая мама рассуждает, мол, могу купить самую лучшую модель горшка для любимого малыша. Однако не следует чрезмерно увлекаться, лучше взять устойчивую, пластиковую ночную вазу без дополнительных функций.

Современные изготовители гигиенических средств для детей предлагают приобрести специальные трусы или подгузники для обучения навыкам опрятности. Подобные «обучающие» средства отличаются слоем, который остаётся влажным и приводит к ощутимому неудобству.

Чтобы стать сухим и чистым, ребёнок пытается снять неудобный подгузник и облегчиться в горшок. В таком случае приучить малыша становится несколько проще.

Проблемы при приучении малыша

К сожалению, не всегда обучение детей гигиеническим навыкам проходит гладко. Встречается как регресс умения, так и всевозможные страхи перед горшком. Кроме того, некоторые ребятишки в силу проблем со здоровьем не способны самостоятельно научиться писать в ночную вазу.

Шаг вперёд – два назад

Нередко мамы отмечают парадоксальные ситуации, когда умеющий пользоваться горшком ребёнок внезапно отказывается на него садиться. А если родители настаивают, то закатывает самую настоящую истерику. Вероятных причин у подобного явления несколько:

  1. Любые перемены в устоявшемся укладе, будь то адаптация к садику, переезд, рождение младшего братика/сестрёнки, могут восприниматься малышом крайне негативно. Внешне это проявляется отказом от привычных действий и регрессом навыков. Например, кроха начинает опять писаться в штанишки.
  2. К трёхлетнему возрасту ребёнок вступает в очередной кризисный период, который сопровождается бунтом, своеволием, нежеланием прислушиваться к мнению взрослых. Вполне вероятно, что малыш начнёт делать всё наоборот – например, отказываться от сидения на горшке.
  3. Скандалы в семье, прочие домашние неурядицы, которые происходят на детских глазах, негативно отражаются на поведении ребёнка. Некоторые дети бунтуют, другие же замыкаются в себе. В обоих случаях происходит регресс навыков.
  4. Если малыш приболел, у него режутся зубки, ему поставили плановую прививку, можно наблюдать временный отказ от использования горшка.

Чтобы справиться с возникшими трудностями, нужно выяснить первопричину нежелания справлять нужду в ночную вазу. Как только вы избавитесь от источника проблемы, можно переходить к повторному приучению.

Боязнь пластикового «друга»

Ещё одна частая ситуация – иррациональный страх перед горшком. Родителям в такой ситуации просто не удаётся усадить кроху на него, поскольку ребёнок плачет, вырывается, бьётся в истерике при одном только виде гигиенического аксессуара.

Выделяют несколько источников подобного поведения:

  1. Слишком раннее приучение к горшку, когда малыш не готов по всем параметрам.
  2. Скупость родителей на похвалу при успехах ребёнка и жёсткое наказание за неудачи.
  3. Не слишком удачное знакомство с ночной вазой. Например, малыша усадили на холодный предмет, который к тому же оказался неустойчивым.
  4. Физиологические или психологические запоры, при которых у малыша формируется ассоциация: болезненные ощущения при высаживании на горшок.
  5. Обычная детская стеснительность или нежелание совершать дефекацию и мочиться на глазах у близких людей.

Для изменения ситуации необходимо на некоторое время оставить ребёнка в покое, подождать, пока его страхи забудутся. Неправы те мамочки, которые бегают за плачущей крохой с горшком наперевес. Подобное недальновидное поведение лишь усилит детскую фобию.

Специалисты рекомендуют проигрывать тревожащую ситуацию в игровых сюжетах. Пускай малыш высаживает на горшок пупсов, роботов, мягких игрушек. Главная задача – вызвать положительные эмоции непосредственно к ночной вазе и сидению на ней.

Придумайте сказочные истории с терапевтической направленностью на горшочную тему. В таких рассказах добрый и печальный горшок ждёт, когда его хозяин поиграет с ним, а затем пописает и покакает в него. Сюжет ограничивается только родительской фантазией.

Может сработать и следующий приём. На пластиковый аксессуар наклеиваются глазки и улыбающийся рот из клейкой бумаги. Можно дополнительно украсить горшок и фигурками, изображающими любимых персонажей малыша.

Медицинский фактор

Иногда проблемы с привитием ребёнку гигиенических навыков связаны не с психологическими, а медицинскими факторами. Если дневное и ночное непроизвольное испускание мочи наблюдается после пяти лет, впору обращаться к доктору.

Неконтролируемое мочеиспускание может быть вызвано несколькими проблемами:

  • врождённые патологии мочеполовых органов;
  • воспаление мочевыводящих путей;
  • несовершенство нервной системы;
  • наследственность;
  • продолжительные стрессовые ситуации.

Диагностикой и лечением энуреза занимаются два специалиста: уролог и невролог. Прежде всего родителям стоит показать ребёнка именно урологу, который проведёт обследование внешних половых органов (девочку дополнительно могут направить к детскому гинекологу).

Кроме того, уролог может назначить такие лабораторные и инструментальные исследования, как общий анализ мочи, ультразвуковое изучение почек и мочевого пузыря. При исключении аномалии урологического характера ребёнка отправляют на консультацию к неврологу.

Несколько выводов

Вопрос, как приучить ребёнка к туалету, действительно актуален. В конце статьи мы собрали самые важные рекомендации и правила, которые способны помочь взрослым облегчить и ускорить процесс обучения малыша гигиеническим навыкам:

  1. Необходимо учитывать физиологическую и психологическую готовность детей к обучению.
  2. Оптимальный возраст, по мнению экспертов, – от полутора до двух лет. Лучше позже, чем раньше.
  3. Нужно приготовиться к неминуемым «осечкам» при приучении ребёнка, стоит чаще его хвалить и не обращать внимания на неудачи.
  4. Не следует настаивать на опорожнении кишечника и мочевого пузыря, заставлять малыша тужиться «во всю мочь».
  5. Можно выбрать как длительный отказ от подгузников, так и ускоренные методики приучения к горшку. Всё зависит от вашего настроя и особенностей ребёнка.
  6. Приобретать ночную вазу лучше вместе с малышом. Так вы покажете значимость события и сможете скорее «подружить» горшок и ребёнка.
  7. Если не получилось с первого раза, подождите. Отложите пластикового «приятеля» на антресоль, забудьте о проблеме на пару месяцев, а затем опять ненавязчиво пробуйте отказаться от подгузников.
  8. Если ребёнок боится горшка, подождите, пока страхи улягутся, а уже затем вновь начинайте знакомство с этим полезным гигиеническим аксессуаром.
  9. При неконтролируемом мочеиспускании после 5 лет следует обязательно проконсультироваться с неврологом и урологом.

Следует понимать, что все представленные сроки являются достаточно условными, поэтому родителям, в первую очередь, следует ориентироваться не на усреднённые данные, мнения знакомых и подруг, а на особенности своего ребёнка.

Именно они и ответят на вопрос, как и когда приучать к горшку. Ну а многие педиатры советуют помнить, что практически все здоровые дети 5 года жизни умеют ходить в ночную вазу или унитаз. Поэтому не стоит слишком усердствовать, пытаясь доказать что-то своим подружкам и знакомым.

Когда ребенок хочет сходить по большому, но не желает пользоваться горшком, это не беда.

Плохо, если родители не понимают детскую психологию и насильно заставляют ребенка делать что-то.

Как же научить ребенка какать в горшок, с учетом правильного выбора алгоритма этого процесса, чтобы малыш сумел принять изменения.

Как начать?

Представим, что взрослого вывезли за город, и заставили построить дом из того, что есть под ногами.

При этом никаких инструментов не дали, а лишь показали пальцем, где должен стоять дом. То же самое понимает кроха, когда взрослые что-то от него хотят.

Он не разбирает и половины слов, которые слышит, но должен сделать так, как желают остальные. Это приводит к ступору, страху и ненависти горшка. Возможно, это кажется безобидным событием, но ребенок с детства будет испытывать дискомфорт.

А дальше дошкольное учреждение, где дети самостоятельно это делают. И впереди школа. Конфузы случаются, но если малыш замкнутый, будут большие неприятности. Поэтому, поэтапно, нужно отслеживать, куда идет кроха, чтоб сделать свои большие дела.

Терапевты уверяют, что малышу может быть некомфортно от ощущений, когда процесс дефекации происходит сидя.

Осваивать горшок врачи советуют не ранее года. Как научить ребенка проситься на горшок, чтобы это было не в тягость малышу и родителям?

Выбираем устройство для транспортировки ребенка. Все за и против автолюльки и автокресла для новорожденных оценим .

Советы по приучению ребенка к горшку, начиная с одного года, вы найдете .

Что делать при конфузе?

Когда малыш не дает себя посадить на горшок, ни в коем случае не нужно его удерживать.

Если ребенок привык это делать стоя, надо подождать, когда он сам захочет попробовать свои силы в другой позе. Также в таких начинаниях кроха может плакать.

Это связано с болезненными ощущениями.

Мать может попробовать поставить глицериновую свечку, если у малыша долго не получается сосредоточиться на процессе. Придет позыв, и он сам сделает все что нужно в горшок.

Когда все случится, малыша нужно обязательно похвалить и возможно чем то поощрить его большие начинания. Нужно показать ему, что взрослые испытывают радость к таким победам.

Знакомство с естественной физиологией, так же важный и познавательный процесс всего мероприятия. Надо показать ребенку его конечный результат пищеварительной деятельности. Если он захочет потрогать содержимое горшка, – помочь в познании. Следует промыть горшок вместе, и тогда он перестанет бояться своих действий.

Любое насилие над волей ребенка, может в дальнейшем проявляться неврозами.

Почему дети не хотят какать в горшок?

Проблема банальна, и связана с физиологическими особенностями. Делать это стоя гораздо удобнее – расслабляется толстая кишка.

Также есть ряд моментов, на которые надо обратить внимание:

  • Постоянное нахождение в подгузнике. Дети, которые круглосуточно носили памперсы, тяжелее расстаются с одеждой. Если в 6-8 месяцев ребенок не имел возможности познать свое тело, то в 2 года сложнее освоит горшок.
  • Запоры. Если малыш с трудом сходил в горшок, у него будет связь «горшок-больно», и дальнейшее использование его, будет сводиться к восприятию чего-то неприятного.
  • Доминанта родителей. Это связано с чрезмерным их контролем. Малышу трудно будет сделать что-то самостоятельно из-за постоянного надзора. Маме или папе нужно дать немного свободы, чтоб малыш мог принимать решения самостоятельно.

Задача родителей показать ребенку, что ничего страшного в этом нет. В некоторых случаях помогают хитрости:

  • Ребенок «сходил” в подгузник. Задача родителей показать наглядно поведенческие особенности этого процесса. Выстроить логические действия его поступков и расставить все на свои места. Малыш должен проявить интерес к этому, и повторить действие взрослых в игровой форме. Когда дойдет дело до фекалий, они должны быть в горшке. Пусть малыш повторит весь процесс в соответствии с принадлежностью предметов.
  • Трусики. Обязательно должны быть трусики, если малыш умеет ходить по маленькому. По большому ему будет проще, зная, что надо снимать одежду. Так мать сможет проконтролировать, когда малыш хочет покакать. Позывы хвалятся.
  • Если в момент приучения к горшку, процесс идет сложно, нужно обязательно демонстрировать малышу его нижнее белье, с небольшим порицанием содеянного. Говорить с ним об этом всегда надо – не резко, указывая на недостатки, но только на уровне его глаз.

Минимальная и легкая одежда, без подгузников, поможет проверить реакцию ребенка и своевременно сигнализировать о его временных нуждах.

Понимание ребенка во многих моментах зависит от взрослых. У кого-то есть дар хорошо объяснять, дети тянутся к таким людям. Если общение не складывается, ничего ужасного в этом нет – кроха может еще не воспринимать серьезные разговоры. Попробовать нужно, начиная с разговора с ровесниками, как у них проходили такие ситуации.

Родители ломают голову над тем, как быстро приучить ребенка к горшку. Несколько полезных советов помогут вам справиться с этой задачей.

Об особенностях выбора коляски трости для двойни читайте на этой странице.

Итак, подводя итоги, отметим, что никаких сильных эмоций ребенок может не испытывать, если правильно показать ему, что такое справление нужды. Маме нужно особенно набраться терпения, так как дети никогда не хотят чему-то учиться.

Для спокойных уроков применять сказкотерапию, ролевые игры и сюжетные занятия. На примере своих любимых игрушек, малыш тоже захочет поиграть в интересные забавы. Мамам на заметку – не терять и не упускать возможности посмотреть, как учится кроха, и какие открытия он для себя делает.

Статья опубликована с разрешения автора, Сергея Макарова
Оригиналы статьи 1 и статьи 2

Среди жалоб, которые звучат из уст родителей трехмесячных детей, одна из наиболее частых – ребенок «плохо какает». После вопроса, что под этим подразумевается, следует уточнение – дефекация происходит только при участии и помощи родителей (под помощью следует понимать всевозможные приемы механической стимуляции прямой кишки газоотводной трубкой, пипеткой, термометром, свечкой, хозяйственным мылом и т.д.). А если не вмешиваться – то стул может отсутствовать по целых 2-3 дня! Дольше, как правило, никто не ждет, ибо прознав про такую напасть, бабушки, подруги и медработники, вооружившись устрашающими аргументами, от которых родители покрываются холодным пОтом («оно ведь всасывается и отравляет ребенка!», «того и гляди, заворот кишок случится», «растянет кишку и всю жизнь с запором проживет») вынуждают прибегнуть к решительным мерам по срочному добыванию заветной какашки из чада.

Многие, интуитивно понимая, что подобные вмешательства, мягко говоря, не совсем физиологичны, обращаются за разъяснением, что же происходит с малышом и как на подобное реагировать.

Для начала разберемся, что такое дефекация и в чем ее биологический смысл. Да-да, как и все происходящее в организме, этот процесс имеет определенный смысл! Так вот,

дефекация – это отнюдь не какой-то ритуал, который просто должен быть и происходить строго по графику, в идеале – ежедневно. Она нужна для удаления из кишечника непереваренных остатков пищи, которые организм не способен усваивать. То есть, если бы человек усваивал 100% съеденной пищи, дефекация ему бы не понадобилась вовсе.

В качестве примера: когда человек употребляет в пищу овощи, фрукты, злаки и т.д. – большая часть клетчатки, содержащейся в них, не расщепляется и является балластом, требующим удаления. Клетчатка, смешиваясь с другими непереваренными остатками, слущенными клетками кишечника, бактериями, слизью – и образует каловые массы, которые продвигаются по толстой кишке. Но выходят они не сразу, а постепенно накапливаются в сигмовидной и прямой кишке, которые служат резервуаром. Удаление фекалий происходит только при накоплении определенного их объема, которого достаточно для раздражения рецепторов прямой кишки, что и запускает рефлекс дефекации. Если бы не этот механизм – мы были бы как птицы, у которых вместо прямой кишки – клоака, из которой кал и моча выбрасываются сразу же после поступления в нее. Для птиц это необходимо, чтобы облегчить массу тела, что важно для полета. Для человека, как социального существа, это создало бы дополнительные неудобства.

Подобный способ функционирования прямой кишки можно сравнить еще с мусорным ведром – ведь мусор выбрасывают по мере заполнения урны, а не сразу, как только бросили первую же бумажку.

Теперь рассмотрим, что же происходит в организме грудного ребенка и почему у многих малышей после 2-3 месяцев наблюдаются продолжительные паузы между самостоятельными дефекациями (порой доходящие до 5-7 и более дней).

А происходит следующее: к трехмесячному возрасту пищеварительная система ребенка уже более-менее адаптирована к поступающему материнскому молоку, поэтому расщепляет и усваивает его практически полностью. Непереваренных остатков образуется очень-очень мало, их просто недостаточно для того, чтобы запустить рефлекс дефекации. Оно и понятно: зачем выбрасывать мусор, если ведро пустое? Может потребоваться несколько дней, пока прямая кишка заполнится достаточным объемом фекалий и произойдет дефекация. Как видите, все вполне физиологично.

Именно поэтому во всех современных учебниках по педиатрии указано, что очень редкая дефекация у детей на грудном вскармливании – как правило, нормальное явление и чаще всего не требует никакого вмешательства. И что это не является основанием считать, что у ребенка запор.(Например, в доступном мне 19-м издании Педиатрии по Нельсону написано так: «A nursing infant may have very infrequent stools of normal consistency; this is usually a normal pattern”.)

Если ребенок хорошо себя чувствует, нормально набирает вес, консистенция стула – не плотная (то есть не плотными шариками или твердым столбиком, а кашицеобразная или даже жидкая), процесс дефекации не сопровождается выраженным дискомфортом и криком ребенка (кряхтение и потуживание – нормальное явление), то это НЕ ЗАПОР, даже если ребенок не какал неделю и больше.

Истинный запор у грудничков встречается очень редко и характеризуется наличием твердого стула и дискомфортом при дефекации, при этом неважно, как часто происходит дефекация, даже если ежедневно – все равно это запор. И, как правило, это свидетельствует о наличии органической патологии (аномалии развития толстой кишки, муковисцидоз, гипотиреоз и др.). Если имеет место описанная картина – это требует консультации специалиста.

Что же касается распространенных страшилок о том, что отсутствие дефекации приводит к отравлению ребенка, перерастяжению кишечника и т.д. – это не более, чем медицинский фольклор.

И у взрослых, и у детей из кишечника постоянно всасывается огромное количество токсинов, например, продуктов гниения белков, и это никак не зависит от частоты дефекации. Эти токсины, к счастью, практически не попадают в общий кровоток, потому как из кишечника транспортируются по воротной вене прямиком в печень, которая их нейтрализует, превращая в неопасные для организма вещества. Поэтому, даже если, чисто теоретически, задержка стула приведет к дополнительному всасыванию этих токсинов, то на общем фоне – это все равно капля в море и здоровая печень их запросто переработает, потому как это одно из важнейших ее предназначений.

Кроме того, отравление токсинами из кишечника (которое встречается при печеночной недостаточности, например, при циррозе печени или отравлении бледной поганкой) протекает с очень выраженным нарушением здоровья и подозревать его у крепкого розовощекого улыбающегося малыша, который всего-то не какал пусть даже 5-7 дней – явно нет никаких оснований.

Хочу отметить, что с введением продуктов прикорма ситуация, естественно, меняется, поэтому меняются и критерии запора, поэтому все, о чем сказано в этой статье – относится исключительно к детям на грудном вскармливании до момента введения прикорма.

У детей на искусственном вскармливании тоже часто встречается задержка стула по несколько дней, механизм ее возникновения – подобный, и если самочувствие ребенка не страдает – это также не повод для беспокойства. Но иногда возникают ситуации, когда при этом стул, все же, плотноватый и ребенок прикладывает большие усилия для осуществления дефекации, а это уже требует консультации специалиста для проведения необходимой коррекции.

Что касается механической стимуляции прямой кишки с целью опорожнения кишечника – это, все же, нефизиологично и чревато рядом отрицательных последствий, поэтому следует избегать систематического использования подобных манипуляций. Частый аргумент родителей, что при механической стимуляции выходит много стула – вовсе не аргумент, потому как это те массы, которые еще должны были продвигаться по кишечнику и всасываться, их просто «позвали» наружу слишком рано.

Даже если по какой-либо причине принято решение вмешаться (например, стул-то мягкий, но ребенок явно беспокойный каждый раз, когда не какал несколько дней), то лучше решать подобные проблемы с помощью слабительных средств (сиропа лактулозы), чем регулярным раздражением прямой кишки.

Итак, подытожим.

Если:

  • ребенок нормально набирает вес;
  • самочувствие хорошее;
  • во время врачебного осмотра нет признаков патологии;
  • стул мягкий и дефекация осуществляется без чрезмерных усилий и дискомфорта;

то отсутствие самостоятельной дефекации у ребенка на ГВ на протяжении 3-5-7 дней и более не является признаком запора и поводом для беспокойства или каких-либо вмешательств.

Если же ребенок не выглядит здоровым, беспокоен или стул твердый – это повод обратиться к врачу.

Ссылки для сомневающихся.

Вот, что пишут на сайте Американской академии педиатрии:

«К трех-шестинедельному возрасту некоторые младенцы, вскармливаемые грудным молоком, имеют только одно испражнение в неделю, но, по-прежнему, они абсолютно нормальны. Это случается из-за того, что от грудного молока остается очень немного отходов, которые необходимо удалить из пищеварительной системы ребенка. Поэтому редкие дефекации – не признак запора и не должны считаться проблемой, если стул мягкий (не тверже арахисового масла) и ребенок в целом нормальный, прибавляет в весе стабильно и питается регулярно”.

Еще одна статья на английском для родителей – простым языком о частоте стула у младенцев.

А если ребенок плачет перед тем, как покакать? Нужно ли ему «помогать”?

Когда взрослый человек чем-то недоволен, рассержен или озабочен – он может рассказать о своих переживаниях окружающим, используя речь. Если же говорить о грудном младенце, то единственный способ сообщить близким о своих потребностях или о том, что его что-то беспокоит, – это крик. Родители это понимают и справедливо воспринимают интенсивный плач ребенка как признак выраженного дискомфорта. Но не всегда ребенок кричит из-за боли или недовольства.

Сегодня мы расскажем вам о явлении, пока довольно малоизвестном среди родителей, – младенческой дисхезии. И, хоть немногие о нем слышали, но, вполне возможно, сталкивались с этим, когда ребенку было всего несколько месяцев от роду. Выглядит это следующим образом: ребенок начинает интенсивно кричать, багроветь и тужиться, и этот крик может продолжаться от нескольких до 20-30 минут, пока не произойдет дефекация, сразу после которой ребенок мгновенно успокаивается. Часто причиной такого крика ошибочно считают боль в животе от того, что ребенок «не может покакать» (хотя стул при этом, как правило, не плотный, а наоборот – жидкий или кашицеобразной консистенции).

Но это не так, и боль ребенок при этом не испытывает. Истинная причина крика заключается в следующем.

Акт дефекации состоит из двух cкоординированных процессов:

  1. напряжение мышц брюшного пресса для создания повышенного внутрибрюшного давления
  2. и одновременное расслабление мышц тазового дна (в первую очередь – анального сфинктера) для обеспечения выхода каловых масс.

У детей первых месяцев часто эти процессы не скоординированы, поэтому

ребенок кричит не от боли, а для поддержания повышенного внутрибрюшного давления до момента расслабления анального сфинктера и успешной дефекации.

С этой проблемой часто обращаются на прием к врачу, связывая такое поведение ребенка с вероятным заболеванием пищеварительной (запор, колики) или нервной системы. Задача врача заключается в том, чтобы исключить возможные серьезные причины этого крика, для чего иногда может быть назначено дообследование.

Но, если других жалоб нет, стул мягкий, ребенок хорошо прибавляет в весе, нормально развивается и в промежутках между эпизодами крика чувствует себя превосходно – то, чаще всего, можно с большой долей вероятности предполагать у ребенка наличие именно дисхезии.

Иногда врачи и родители пытаются «облегчить» состояние ребенка путем применения различных капель и сиропов, переходом кормящей мамы на строгую диету или даже прекращением грудного вскармливания и переводом ребенка на лечебные смеси.

На самом деле, дисхезия не требует лечения и какого-либо вмешательства, потому что проходит самопроизвольно за несколько недель как только ребенок научится координировать работу мышц, участвующих в дефекации.

То, что часто хотят сделать родители (и, чаще всего, так и делают), когда ребенок начинает плакать перед дефекацией, – это «помочь покакать» ребенку с помощью газоотводной трубки, пипетки или свечки. Делать этого не стоит.

Механическая стимуляция прямой кишки суппозиториями, газоотводными трубками хоть и дает временный эффект (после нее сразу наступает дефекация), но существенно нарушает процесс «обучения” дефекации, из-за чего дисхезия может наблюдаться существенно дольше.

Подтверджающая ссылка: статья о дисхезии на сайте Международного фонда функциональных гастроинтестинальных расстройств (The International Foundation for Functional Gastrointestinal Disorders)

Обратите внимание: не путайте младенческие колики и дисхезию – это разные по своей природе феномены!

P.S. Приношу извинения за многословие, но, как показывает практика, короткого объяснения «просто молочко полностью усваивается» в большинстве случаев недостаточно, чтобы развеять все страхи и сомнения родителей. Поэтому и приходится все так детально объяснять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *