Как лечить компьютерную зависимость?

Содержание

Методы терапии компьютерной зависимости.

Зависимость от компьютерных игр – это одна из форм психологической зависимости, которая проявляется у человека в навязчивом увлечении компьютерными играми.

Такая зависимость является одной из форм аддиктивного поведения человека, способ ухода от существующей реальности путем трансформации своего психоэмоционального поведения и требует грамотной коррекции.

Причины. Компьютерная зависимость у детей приобрела масштаб эпидемии. Среднестатистический школьник проводит за компьютером от 2 до 6 часов. Около 70% американских детей проводит свободное время за играми с сюжетами жестокости и насилия. В этих играх убийство является целью и главным элементом игры.

Дети путают виртуальную реальность с настоящей, поэтому все чаще несовершеннолетние в Америке открывают огонь из ружей и пистолетов в школе. Любая зависимость или мания является следствием глубоких психологических проблем.

С помощью компьютерных игр человек пытается уйти от волнующей его жизненной ситуации или заменить какой-то недостающий элемент в своей жизни (внимание близких, социальный статус, отсутствие любимого человека).

Возможные причины возникновения компьютерной зависимости:

Различные нарушения психики (психопатии). Патологические черты характера человека, необщительность, закомплексованность и скромность часто приводят человека к интернет-зависимости. Некоторые больные при помощи компьютера реализуют свои детские страхи и фантазии;

Дефицит общения. Эта проблема актуальна для детей и подростков, родители которых постоянно заняты заработком денег;

Внутрисемейные конфликты. Чтобы уйти от семейных скандалов некоторые люди погружаются в виртуальный мир, что в дальнейшем усугубляет ситуацию и приводит к разводам;

Социальные фобии. Человек боится реального общества, межличностных отношений. Компьютерные игры позволяют уйти от реальности, почувствовать себя сильным и значимым. Компьютер для человека становится собеседником, спутником жизни и сексуальным партнером.

Симптомы. Патофизиологические механизмы формирования компьютерной зависимости и лудомании одинаковы. Они основаны на стимуляции различных центров удовольствия в головном мозге. В зависимость от компьютерных игр впадают и подростки, и взрослые самостоятельные люди.

Это патологическое состояние проявляется в виде чувства эйфории и психоэмоционального подъема во время погружения в виртуальный мир.

Больной не может планировать свое время нахождения за компьютером. Для того, чтобы побороть сон и стимулировать мыслительную деятельность, он начинает употреблять кофеинсодержащие напитки и другие психостимуляторы.

Для некоторых взрослых геймеров основным продуктом «питания» становятся пиво и различный фаст-фуд.

Человек, который большую часть погружен в виртуальный мир, не соблюдает правила личной гигиены: забывает чистить зубы, расчесываться, принимать душ. Он плохо питается, спит и ведет малоподвижный образ жизни.

Если сломался компьютер, больной находится в расстроенном состоянии, может быть агрессивным с близкими и окружающими людьми. Такой человек начинает тратить все свои деньги на обновление программ, компьютерные приставки, новые игры. Он не задумывается о своей личной жизни, о работе или учебе, его мир сужается до прохождения очередной миссии в игре.

По мере прогрессирования зависимости, человек не может отказаться от компьютерных игр, хотя хорошо понимает их бесполезность.

Он постоянно уходит от существующей реальности и погружается в виртуальный мир, принимает роль определенного персонажа и живет его «компьютерной» жизнью. Больной общается с другими людьми на различные компьютерные темы.

Игровая зависимость ведет к перегрузке центральной нервной системы, в головной мозг человека постоянно поступают возбуждающие импульсы.

Через некоторое время у больного наблюдается снижение настроения, общего самочувствия, социальной активности, наблюдается повышенная тревожность и нарушение адаптации в обществе.

По мере развития компьютерной зависимости у взрослых формируется неудовлетворенность собой, теряется смысл жизни, развивается глубокая депрессия. У взрослых людей с игровой зависимостью снижается либидо, возникают различные нарушения в сексуальной сфере. «Зависимые» люди, как правило, имеют неустроенную личную жизнь, замкнуты, неразговорчивы.

Проявления у подростков и детей. Компьютерная зависимость у подростков, как правило, носит тяжелый характер. Они становятся злыми и агрессивными, если родители хоть на минуту просят оторваться от компьютера.

Признаками игровой зависимости у детей является тот факт, что они начинают прогуливать школу, врать родителям и учителям. Некоторые несовершеннолетние больные просят или воруют деньги, для того, чтобы потратить на любимую компьютерную игру.

Компьютерные игры вызывают у детей жестокость, потому что там надо стрелять и убивать, а за это положено вознаграждение в виде очков, бонусов и подарков. Незрелая психика ребенка перегружена игровыми эффектами.

В сознании современного ребенка виртуальная реальность не отличается от реальной жизни. Компьютерная зависимость у подростков отрицательно сказывается на их здоровье и успеваемости.

Ребенок начинает пить и есть, не отходя от монитора компьютера. В школе все его мысли и желания направлены на предвкушение игры дома.

Подростки с игроманией отказываются от друзей, начинают питаться нездоровой пищей, забрасывают учебу. Многие несовершеннолетние больные становятся агрессивными, склонными к насилию. Некоторые ученые утверждают, что компьютерная зависимость у детей ведет к слабоумию.
Последствия.

Зависимость от компьютерных игр отрицательно сказывается на здоровье человека.

Со временем у него ухудшается зрение, появляются проблемы с позвоночником и суставами. Многие «зависимые» страдают головной болью, бессонницей. В результате долгого сидения за компьютером у человека возникает слабость, повышенная утомляемость, снижается аппетит. Долгое сидение за компьютером приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний: стенокардия и ишемическая болезнь сердца.

Длительное употребление напитков, содержащих кофеин и другие стимуляторы, приводит к истощению нервной системы, артериальной гипертензии.

Учитывая, что «зависимые» люди плохо питаются, у них развивается гастрит и гастродуоденит, склонность к запорам. Компьютерные игры у детей развивают те участки головного мозга, которые ответственны за зрение и движение.

Игромания приостанавливает развитие лобных долей, которые несут ответственность за тренировку памяти, обучения, эмоции.

Дети с зависимостью от компьютерных игр мало времени проводят на свежем воздухе, не занимаются спортом. Чаще всего такие дети имеют бледный вид, «синяки» под глазами, плохо развитую костно-мышечную систему.


Критерии диагностики. Перед тем, как обращаться за квалифицированной медицинской помощью необходимо удостовериться в том, что у вашего члена семьи есть компьютерная зависимость, а не просто чрезмерное увлечение видеоиграми.

Есть ряд критериев, опираясь на которые можно дифференцировать проблему:

Пациент не хочет отвлечься от игры и агрессивно реагирует на подобные просьбы;

Отсутствие критического отношения к своему поведению;

Пациент пренебрегает своими социальными обязанностями (учеба, работа), не участвует в делах семьи и его социальная активность резко снижена;

Пациент теряет интерес к окружающему миру, а эмоциональный подъем испытывает только во время компьютерной игры;

Пренебрежение к нормам личной гигиены, поведения в обществе;

Помимо девиантного поведения у больного наблюдаются нарушение сна, головные боли, неприятные ощущения в области спины.

Также из-за длительного вынужденного положения кисти возможно развитие синдрома карпального канала.

При наличии этих критериев у пациента можно диагностировать зависимость от компьютерных игр.

Методы терапии. Нельзя рассматривать компьютерную зависимость как полностью самостоятельное заболевание. Оно является следствием более серьезных психологических проблем.

Поэтому специалисту важно выявить первопричину недуга и бороться именно с ней. Для лечения последствий компьютерной зависимости применяется психотерапия, медикаментозные методы, гипноз.

Важно применить комплексный подход. При этой зависимости психиатрами применяется аутогенная тренировка, поведенческая, семейная психотерапия, психосинтез.

Психотерапия направлена на коррекцию внутрисемейных отношений, устранение различных психологических установок человека (замкнутость и необщительность), лечение детских страхов и сексуальных проблем у взрослых.

У взрослых успешно применяются методы гештальт-терапии. Это связано с тем, что увлеченность компьютерными играми является способом уйти от нерешенной ранее проблемы.

А данные методики подсказывают как «закрыть гештальт» т.е. разрешить ситуацию.

Симптоматическая медикаментозная терапия направлена на лечение бессонницы, раздражительности, повышенной тревожности и депрессии. Взрослым пациентам с игровой зависимостью назначаются растительные успокоительные препараты с целью снизить возбудимость нервной системы. Это могут быть травяные настойки, но чаще всего врачи назначают транквилизаторы или антипсихотики.

Для нормализации циклы сна применяются снотворные препараты. Обязательными препаратами при лечении компьютерной зависимости являются антидепрессанты. Они снимают психоэмоциональное напряжение, нормализуют настроение и улучшают общее самочувствие.

Важно наладить правильное питание, которое учитывает уже сформировавшиеся проблемы с пищеварением. Пациенту дополнительно назначают курс витаминов и общеукрепляющих медикаментов.

Этапы психологической помощи. Специализированная помощь имеет определенную стадийность. Такая структура была определена как наиболее эффективная при лечении компьютерной зависимости.

На первом этапе важно помочь пациенту преодолеть внутреннее сопротивление лечению. Это ключевой момент, без которого дальнейшая терапия теряет смысл.

Пациент должен осознать проблему, а также необходимость помощи извне для ее разрешения. Второй этап направлен на определении глубины проблемы.

Больной вместе с лечащим врачом должен выявить все подводные камни, которые могут помешать социальной реабилитации.

Тактика врача в этом случае поддерживающая и направляющая. На третьем этапе цель врача – подготовить пациента к реальным действиям и изменениям.

Здесь происходит постепенный отказ от компьютерных игр. Пациент проводит больше времени на прогулках, занимаясь повседневными делами. Врач фиксирует его успехи и подбадривает.

Зависимость от компьютера: симптомы, последствия и лечение

Человек имеет много зависимостей, наиболее распространенные-это зависимость от сигарет, алкоголя, наркотиков, азартных игр. К сожалению, с развитием цивилизации и развитием технологий появляются новые формы зависимостей. Например, такие, как зависимость от компьютера и интернета. Каковы симптомы зависимости от компьютера? Каковы последствия зависимости от компьютера? Как лечить зависимость от компьютера? Давайте попробуем разобраться.

Зависимость от компьютера

В чем заключается зависимость от компьютера? К сожалению, чаще всего зависимость от компьютера касается молодых людей, которые начиная с раннего возраста садятся за компьютер. Зависимость приходит постепенно, больной человек все больше времени проводит перед компьютером: читает, изучает, общается с помощью сообщений, играет в игры и т. д. Продолжает сидеть в компьютере даже ночью, пренебрегает ежедневными обязанностями — компьютер становится главным и самым важным занятием в течение дня. Азартный и зависимый человек теряет связь с реальностью.

Симптомы зависимости от компьютера

Компьютерная зависимость — это набор симптомов и проблем, в основном социальных, соматических, и психологических. Это зависит от многих факторов, свойственных тем, кто сидит сутками за компьютером:

  • страдают отсутствием чувства времени – человек думает, что с течением времени все пройдет, что он сидит перед компьютером всего несколько минут, а на самом деле прошло уже несколько часов;
  • имеет тревожные расстройства – плохое самочувствие не проявляется только тогда, когда человек пребывает в виртуальном мире;
  • испытывает чрезмерное возбуждение – волнение появляется при нахождении перед компьютером и нервозность, когда он не может этого делать;
  • фокусирует мысли только на том, что в данный момент может происходить в сети;
  • страдает от бессонницы– трудности с засыпанием, а когда удается заснуть, то сны касаются только компьютера, интернета и виртуальной жизни;
  • могут быть нервные тики – имитация движений пальцами по клавиатуре и руками по движению мыши;
  • имеет нарушения речи в реальной жизни, разговаривает сленгом, который используется только в сети. Отсутствие контроля за этим поведением;
  • ограничен в социальных контактах в реальной жизни.

Крайние случаи зависимости от компьютера могут проявляться:

  • ухудшением зрения,
  • мышечными спазмами,
  • атрофией мышц.

Зависимость от компьютера и интернет – влияния

Помимо ухудшения состояния здоровья, зависимость от компьютера несет в себе много социальных последствий. Больной пренебрегает своей личной жизнью, повседневными обязанностями, семьей, школой, работой и т. д. Прячется от реальной жизни и всю свою энергию посвящает нахождению в сети.

Зависимость от компьютера и интернета у детей и подростков

Зависимость от компьютера – дети все чаще подвергаются этой болезни, а также начинают жить в мире компьютера, делают это чаще, чем взрослые. Кроме того, зависимость детей от компьютера появляется у все более молодых людей, потому что с развитием технологий компьютер и доступ к интернету становится неотъемлемой частью каждого человека.

Что делать, если ребенок зависит от компьютера? Как ему помочь? Лечение зависимости от компьютера у детей должно быть таким же, как у подростков и взрослых. Конечно же, это происходит с поддержкой родителей и специалистов.

Зависимость от компьютера – лечение

Как справиться с подростком и устранить зависимость от компьютера? Как лечить зависимость от компьютера у детей и взрослых? Больные, начинающие лечение с зависимостью от компьютера проходит через одни и те же схемы, как алкоголик или игроман. Как излечить зависимость от компьютера? На самом деле все не просто:

  • Первым шагом является профессиональная терапия под наблюдением специалистов.
  • Начало лечения-это фаза отрицания. Зависимый утверждает, что проблемы не существует, что это общество и психотерапевты внушают ему проблему. Находится множество отговорок и оправданий, почему так много времени требуется на сидение перед компьютером.
  • Следующим этапом является осознание у больного существования проблемы. До наркомана доходит, что он болен, начинает понимать ситуацию. В начале сам перед собой должен задать себе вопрос: „являюсь ли я зависимым от компьютера?”, а потом честно ответить „я зависим от компьютера”.
  • Потом приходит время на анализ проблемы и изучение нормальной жизни. Это время, в котором устанавливает четкие правила, медленный процесс, который позволяет больному использовать компьютер, но на строго определенных принципах и под контролем. Наркоман ведет дневник, в котором записывает план дня, заполненный несколькими задачами, отводит определенное времени на сидение перед компьютером. Этот процесс происходит медленно, под присмотром врачей, он учит зависимого жить заново.

Зависимость от компьютера-не единственная зависимость от цифровых технологий. Существует также зависимость от интернета. Больной испытывает потребность находиться постоянно онлайн и проверки того, что происходит в сети. Зависимость становится все более опасной, поскольку интернет доступен не только на компьютерах, но и на планшетах, на смартфонах. Больной все время имеет доступ к факторам, вызывающим привыкание.

Лечение зависимости от компьютерных игр

Компьютерная зависимость у подростков может не вызывать опасения у родителей на ранних этапах. Большинство родителей могут даже не замечать, что ребенок заполучил подобную проблему из-за постоянной занятости на работе. Сидение за компьютером нельзя соотносить по тяжести последствий с употреблением алкоголя, наркотиков, но если подросток отдает предпочтение виртуальным играм, не интересуясь реальной жизнью, стоит говорить о назревании психологической проблемы. Лечение зависимости от компьютерных игр проводят специалисты в реабилитационных центрах.

Конечно, компьютерная зависимость развивается и у взрослых людей, что влечет за собой возникновение натянутых отношений между супругами. Она также поражает одиноких. Но в большинстве случаев зависимы от игр именно несовершеннолетние. В медицинской практике были зафиксированы случаи, когда подростки погибали от истощения, не найдя сил прекратить игру для удовлетворения базовых потребностей.

Причины развития зависимости от игр

Главная причина, по которой возникает компьютерная зависимость, носит социальный характер. Дети могут брать пример с родителей, особенно отца, который тоже увлекается играми. Потому так важно демонстрировать ребенку положительный пример. Помните, подростки учатся не на наших словах, а на наших действиях. Компьютерная игровая зависимость обычно развивается в семьях, где родители мало времени проводят с детьми. Подростки ищут, чем заменить здоровое общение, и находят отраду в играх.

На формировании негативной привычки также сказывается окружение подростка. Чтобы наладить отношение со сверстниками, он подражает одноклассникам, друзьям, которые много времени проводят за монитором, планшетом или телефоном. Быть в курсе новых игр – значит быть своим. Родители, заметившие назревающую проблему, могут отвлечь ребенка от компьютера, предложив интересное для всех семейное времяпровождение (поход, настольные игры, футбол, разгадывание шарад). Справиться с проблемой легче, когда она только назрела. Поэтому не откладывайте поиски выхода из ситуации на потом.

Желание играть повышенно у детей, которые не знают, чем заняться. Стоит предложить подростку записаться в кружок авиамоделирования, сходить на пробный урок карате или заняться современными танцами, игрой на гитаре. Возможный вариант – это изучение компьютерных технологий. Подросток узнает, как делать несложные программы, что нужно выучить для создания игр. Чем хорош последний вариант – ваш ребенок будет заниматься любимым делом, при этом станет проводить время за компьютером с пользой.

Если проблема сложная, и у подростка развилась стойкая и болезненная психологическая зависимость, как от химических веществ, обязательно обращайтесь в реабилитационный центр «Версио». Специалисты помогут зависимому осознать свою проблему, найдут причины ее возникновения. Пациент научится нести ответственность за желания и сможет давать им оценку. Врачи продемонстрируют, что интернет-зависимость – это не единственный источник счастья, спокойствия и эйфории, что достигать этих чувств можно альтернативными путями.

Почему больной не хочет лечиться

Отличная профилактика интернет-зависимости – привлечение к общественным занятиям, выполнению семейных обязанностей, регулярное совместное времяпровождение. Но, к сожалению, распознать проблему многим родителям удается на стадии, когда увлечение играми переросло в зависимость. Что ж, остается записаться на лечение. В данный период близкие люди часто сталкиваются с агрессией подростка, который не желает обращаться к врачам. Второй тип поведения – безразличие.

По какой причине так происходит, и почему зависимый от компьютерных игр не желает лечиться? Основная причина нежелания – отрицание. Человек не намерен проходить реабилитацию, поскольку не считает себя больным. Свое пристрастие он называет возможностью расслабиться, отдохнуть, получить позитивные эмоции. Игра помогает забыть о проблемах в школе, со знакомыми. По-сути, так свое поведение объясняет и наркоман, и алкоголик. Чтобы помочь подростку понять проблему, нужно организовать интервенцию. Помните, что отрицание – главная преграда на пути к выздоровлению.

Особенно развито отрицание у взрослых. Они уверенны, что их увлечение безобидно. Что оно не имеет ничего общего с наркоманией, алкоголизмом. Так же будет оправдываться человек, который пьет, или наркоман, принимающий легкие психотропные вещества. Но, как показывает практика, компьютерная зависимость – настолько серьезный недуг, что способна разрушить даже благополучную семью.

Еще одна причина отказа от лечения – завышенная опека родителей. Близкие создают для подростка благоприятную среду, где он не несет ответственности за свое поведение. Ему удобно отдыхать, понимая, что есть люди, на которых можно переложить обязанности. Родители должны расписать день подростка таким образом, чтобы у него не оставалось времени на уход в виртуальный мир.

Когда среда становится неблагоприятной для увлечения играми, возможно несколько исходов. Подросток увлечется новыми обязанностями, занятиями и отодвинет игры на задний план либо начнет упорствовать, еще больше усугубляя свое положение. В этот период родителям нельзя отступать. Недопустимо спонсировать ребенка, который имеет зависимость от компьютерных игр. Никаких денег на автоматы, личные расходы. Можно предложить подростку вариант заработать деньги, но при этом контролировать траты.

Страх – еще одна причина, почему дети не хотят лечиться в реабилитационном центре. Найдите возможность объяснить подростку, что понимаете его чувства, страхи, но он должен посетить врача. Расскажите, что зависимость – психическое заболевание.

Итак, если вы хотите положительных сдвигов, нужно побороть три проблемы: отрицание, лень, страх.

Последняя проблема – давление знакомых. Очень важно, с кем общается ребенок. Чтобы он имел правильный круг друзей, родителям следует принимать активную роль в жизни подростка.

Как заставить лечиться зависимых от компьютерных игр

Как лечить компьютерную зависимость, знают специалисты центра «Версио». К специалистам стоит обратиться людям, страдающим от любого вида психических расстройств в семье. Но как заставить лечиться зависимого? Нужна интервенция! Суть интервенции в грамотном разговоре. Он не должен строиться на агрессии, обвинениях, поощрении, шантаже. Больному нужно объяснить, как себя чувствуют его родные, почему важно начать лечение на этом этапе. Говорить следует спокойно, аргументированно подавая информацию, не давить на психику, стараться успокоить.

Не всем людям удается правильно выстроить разговор. Поэтому для проведения интервенции привлекаются психологи. Специалисту нужна информация о причинах развития недуга и о том, как давно возникла зависимость, каким образом больной реагирует на замечания. После этого разрабатывается план действия. Каждому члену семьи, специалисту отводят роль. Беседу нужно вести в комфортной обстановке. Встреча организовывается на территории пациента.

Подростку, взрослому рассказывают о духовной сфере зависимости – утрате духовности, семейных ценностей, чувствах апатии, пустоты. Спокойно высказанные просьбы, а также разумные доводы, подкрепленные статистикой, помогают зависимому человеку осознать проблему.

Мотивация на лечение зависимости

Мотивацию на лечение следует соотносить с мотивацией на выздоровление. Если больной не мотивирован, он будет постоянно срываться. Первый путь к выздоровлению и первый этап мотивации – правильно выстроенный разговор в спокойном ключе (интервенция). Если зависимый от игр человек упорствует, родственникам можно отстраниться от него, занявшись собой. При этом больной должен нести ответственность за свое пристрастие. Если речь идет о подростке – его лишают личных денег, заставляют смотреть за собой, отвечать за свою комнату, учебу и пр.

Главный козырь родителей – жесткая любовь. Нельзя унижать подростка – человеку с проблемами необходимо чувствовать поддержку, осознавать, что его любят. При этом он должен понимать, что дополнительными благами сможет распоряжаться, только если осознает проблему и согласится на лечение. То есть, родители обязаны создавать лишь иллюзию выбора, осторожно, но настойчиво подталкивая к реабилитации.

Подросток, который понял, что прежним поведением он больше не сможет добиться благосклонности семьи, охотнее соглашается следовать программе лечения. Врачи проводят индивидуальные, групповые занятия. Зависимые люди учатся работать сообща, занимаются волонтерством, получают творческие навыки. День зависимого расписан таким образом, что он становится на путь выздоровления уже спустя неделю пребывания в центре.

Конечно, следует мотивировать больного и после прохождения лечения. Именно потому так важна обратная связь пациентов со специалистами. Психологи поддерживают людей, которые прошли лечение. Они помогают разобраться со всеми блоками и подсказывают, как решить проблему без ухода в игру. Специалисты мотивируют пациентов на принятие верных решений.

Лечение в реабилитационном центре

В центре «Версио» разработаны программы, как лечить компьютерную зависимость у подростков и взрослых. Они менее сложны, чем те, которые проходят наркоманы либо алкоголики. Во-первых, при зависимости от компьютерных игр, как правило, нет сбоев в работе организма. Человек не нуждается в помощи обычного терапевта, в детоксикации. Главная фигура в лечении – психолог. В работу включаются мастера йоги, арт-терапевты. Йога позволяет пациентам познать себя, научиться работать с подсознанием и тренирует силу воли. Она дарит позитивные эмоции, расслабляет, активизирует скрытые резервы.

Для самопознания, с чем испытывают трудности зависимые люди, весьма эффективна арт-терапия. Она учит больных не обманываться, открываться перед собой, а также другими. Благодаря занятиям взрослые и подростки начинают видеть путь к саморазвитию. После лечения человек готов нести личную ответственность, меняться, становится лучше.

Арт-терапия также способна: повысить собственную самооценку, наладить понимание с окружающими, достичь гармонии с собой.

Внимание: в центре «Версио» возможно прохождение амбулаторной программы лечения. Звоните уже сейчас, и мы предоставим бесплатную заочную консультацию.

Работа с родственниками

Специалисты центра «Версио» также работают с родственниками человека, зависимого от компьютерных игр. Обычно близкие являются созависимыми и могут непреднамеренно усложнять процесс выздоровления. Узнать о созависимости вы можете на нашем сайте. Помните, что, отказываясь от помощи психолога, трудно будет справиться с комплексом жертвы, избавиться от желания контролировать неконтролируемое. Специалисты могут избавить от чувства вины, разрушительных переживаний, агрессии. Специалисты научат, как вести себя с человеком, который согласился пройти лечение.

Комплексная помощь зависимому человеку и его семье – счастливая и яркая жизнь без психических отклонений и болезненных срывов.

Да, зависимость от компьютерных игр не способна нанести ощутимый вред физическому здоровью, но вы обязаны действовать для восстановления психики близкого человека.

Авторы: Елена Жукова

Категории: Материалы, Родственникам, О болезни, Методики, Блог

«ВЕРСИО» — это надежда, которая сбывается

Лечение наркомании Снятие ломки от 6500 руб. Кодирование от наркотической зависимости от 13000 руб. Вызов врача на дом от 5000 руб. Лечение в стационаре (мес.) от 40000 руб. Амбулаторное лечение от 3200 руб. Детоксикация от 6000 руб. Транспортировку в клинику от 2000 руб. Лечение алкоголизма Вывод из зопоя от 4900 руб. Кодирование от алкогольной зависимости от 4000 руб. Вызов врача на дом от 5000 руб. Лечение в стационаре (мес.) от 40000 руб. Амбулаторное лечение от 3200 руб. Детоксикация от 6000 руб. Транспортировку в клинику от 2000 руб. Реабилитация зависимых Комплексная и многоуровневая реабилитация с гарантией возврата к нормальной жизни от 40000 руб. Реабилитация за рубежом. Эффективная реабилитация зависимых в Тайланде, Кипре, Испании, Израиле от 150000 руб. Цены на другие услуги

Если вы ищете полную информацию о компьютерной зависимости у детей и подростков, статья для вас.

Рекомендуется к прочтению каждому родителю, которого волнует будущее своих детей. Вне зависимости от их возраста.

Если вы не читали нашу статью о компьютерной зависимости — изучите её, затем вернитесь к этой теме.

Навигация по статье:

  • Почему компьютерные игры так нравятся детям и подросткам?
  • Почему дети и подростки становятся зависимыми от компьютерных игр?
  • Как много должен играть ребенок, чтобы говорить о наличии компьютерной зависимости?
  • Какие психологические и социальные проблемы связаны с зависимостью подростков и детей от видеоигр?
  • Признаки компьютерной зависимости у детей и подростков.
  • Памятка для родителей по профилактике компьютерной зависимости.
  • Лечение компьютерной зависимости у детей и подростков.

Компьютерные игры — уже доминирующий способ развлечения во всем мире. Не нужно ограничиваться домом, потому что возможности современных устройств позволяет играть везде. Портативные консоли, смартфоны и планшеты дают доступ к виртуальному миру вне зависимости от того, где находится человек.

Тотальное распространение компьютерных игр является следствием огромных денежных вливаний в популяризацию движения. Это — гонка за прибылью между компаниями разработчиков.

Глобализация сети Интернет и популяризация компьютерных игр имеют положительные моменты. Проблема компьютерной зависимости у детей и подростков — обратная сторона этого тренда. Дети и подростки не всегда знают, когда им следует перестать играть. Родители — не знают, чем занимаются дети за компьютером, и как должно выглядеть это взаимодействие.

Нам понятно беспокойство родителей, когда видеоигры становятся приоритетом № 1 в жизни ребенка. На второй план отходят спорт, хобби, общение с друзьями. Все чаще возникают споры относительно использования компьютера, ребенок постепенно теряет стремление реализовать себя в реальной жизни.

Не обманывайтесь тем, что наши дети пришли в Интернет позже американских. По данным Лаборатории Касперского, Россия обгоняет США и Европу по показателю интернет-увлеченности. Более половины несовершеннолетних постоянно находятся в Сети. Среди подростков (14-16) показатель вовлеченности составляет 68%.

Исследование проводилось в 2016 году, данные уже устарели почти на 3 года.

Почему компьютерные игры так нравятся детям и подросткам?

Видеоигры удовлетворяют естественные потребности детей и подростков.

Компьютерная игра — продукт, который создается для определенной аудитории, представители которой имеют свои вкусы и предпочтения. Невозможно сделать продукт, который подойдет каждому. Что привлекает одного, может быть скучно для другого.

Теперь это не проблема.

Несмотря на то, что невозможно найти компьютерную игру, которая понравится всем, каждый может найти игру, которая понравится именно ему.

Рынок компьютерных игр огромен, выбирать есть из чего.

Дети прошлых поколений играли в казаков-разбойников, вышибалу, заморозку, прятки и просто войнушки. Сегодня дети очарованы возможностями современных реалистичных шутеров вроде Call of Duty, Battlefield, Counter Strike или мультяшного Overwatch.

Дети, которым нравится спорт, с большей вероятностью воплотят свои мечты в виртуальной FIFA или NBA. Любители автомобилей и скорости не смогут устоять перед серией NFS или Forza.

Подростки, интересующиеся фантастикой и исследованиями, скорее, увлекутся World of Warcraft, нежели чтением Властелина Колец или Гарри Поттера.

Дети, которые раньше строили конструкции из лего, могут реализовать свои замыслы в Minecraft, затратив на это гораздо меньше усилий.

И так во всем.

Онлайн-игры, социальные связи и привлекательность виртуального мира

Онлайн компоненты современных видеоигр не только расширяют возможности игрока. Именно многопользовательские компьютерные игры любых жанров с большей вероятностью вызывают компьютерную зависимость у детей и подростков.

Во время первого бума на видеоигры 80-х годов они создавались, в основном, для одного игрока. Игра требовала постепенного повышения концентрации, внимательности и координации рук и глаз в сочетании с получением наиболее высокого балла (вспомните Супер Марио, Змейку или Тетрис).

Даже тогда некоторые люди становились одержимые цифрами (баллами), но всерьез о зависимости детей или подростков от компьютерных игр заговорили в начале 2000-х, что совпало с появлением онлайн-игр.

Видеоигры перестали быть развлечением для одного. Игроки сами стали неотъемлемой частью высокодетализированных, непрерывно развивающихся, «живых» виртуальных миров. Геймеры создают своих уникальных персонажей, заключают союзы с другими игроками, ведут торговлю, создают собственные игровые цели.

Эти виртуальные миры некоторым нравятся больше, чем реальная жизнь. Онлайн-вселенные стали больше, чем просто играми – теперь они приблизились к реальному обществу с городами, валютой, классами, магазинами и услугами, историями и мифологиями, и даже, правоохранительными органами.

Почему дети и подростки становятся зависимыми от компьютерных игр

Видеоигры дают детям то, в чем они нуждаются в данный момент времени.

Например, возможность:

  • детального изучения и развития своих интересов в более привлекательном и визуально стимулирующем формате;
  • попробовать себя в новой роли или в форме непохожего на себя реального персонажа;
  • экспериментировать с вещами, реализация которых в реальном мире (пока) затруднительна или невозможна;тратить меньше ресурсов на увлечение, чем в реальной жизни.

И много чего еще!

Вовлечение подростка в компьютерную игру усиливается через социальные связи, вместе с которыми появляются обязательства перед другими игроками — товарищами по команде или клану.

Видеоигры создаются по определенным шаблонам, которые учитывают принципы психологического и поведенческого подкрепления, которые стимулируют игрока играть снова и снова.

Причины компьютерной зависимости у подростков

Список популярных причин, которые приводят к компьютерной зависимости.

Хаос

В жизни подростка бардак. На него давят с разных сторон и все чего-то требуют: родители хотят одного, школа — другого, друзья — третьего. Подросток пытается угодить всем, только реализовать это трудно. В какой-то момент он перестает понимать, зачем он делает то, что делает, реальны ли его желания и стремления или навязаны извне. Компьютерные игры дают возможность найти то, что нравится ему, а не хотят другие.

Стресс

Впервые отвергла или бросила девушка, предал друг. Вокруг — несправедливость, в школе — предвзятое отношение. Мир не похож на тот, о котором рассказывали родители. Подросток копит отрицательные эмоции, которые должны как-то выйти. Поиграть в компьютер — доступный и безопасный способ сделать это.

Одиночество

Состояние, в котором подросток не может ни с кем поделиться своими истинными переживаниями. Родители могут быть дома, в соседней комнате может жить бабушка или дедушка, но он будет одинок, если думает, что его никто не понимает и не поддерживает.

Сеть перенесла большую часть нашего общения на виртуальное поле. Незнакомцу, который может даже не знать настоящего имени ребенка, проще рассказать о проблемах и, даже, получить от него поддержку.

Внутрисемейные конфликты

Сам факт дисбаланса в семье вынуждает подростка сбежать: на улицу, к друзьям или компьютеру.

Неодинаковое отношение к детям

Когда в семье несколько детей, они не будут одинаковыми. Это касается характера, поведения, здоровья и талантов. Если один ребенок проявляет себя где-то лучше, чем другой, — нельзя это показывать. Тем более, заострять на этом внимание или относиться лучше или хуже к кому-то из детей. Видеоигры дают возможность каждому почувствовать свою уникальность, найти и развить свои сильные стороны.

Завышенные ожидания

Если родители намекают ребенку на то, что ждут от него только лучших результатов, это может сломать его решимость.

Побеждать всегда и во всем невозможно, если ребенок решит, что любовь родителей нужно заслужить, он будет бояться приносить плохие результаты, что в итоге может спровоцировать уход от реальности.

История из жизни

Мой школьный друг был обыкновенным парнем: неуды по поведению, сломанная мебель в школе, жалобы от девочек на дерганье за косички. У него был “изъян” — низкая успеваемость в школе. Сестра была полной противоположностью: идеальное поведение, отличница, призер городских олимпиад по физике и математике. Будучи девочкой, она реализовывала сценарий, которые родители написали для сына.

Казалось, все: от школьных учителей до родителей, считали своим долгом при случае упомянуть его сестру и поставить в пример.

Отношение посторонних людей пережить можно.

Но то, как поступали родные: давали ей больше карманных денег, одевали в лучшую одежду, покупали лучшие гаджеты — нет. Сколько было разговоров и упреков о его неполноценности…

Что дальше? Он закрылся в своей комнате и просидел за компьютерными играми почти 10 лет.

Мне удалось его вытащить. Он уехал в Питер и поступил в театральное училище. Плохое поведение и двойки по математике не помешали сделать то, что хочет он, а не ожидают родители.

Как много должен играть ребенок, чтобы говорить о наличии компьютерной зависимости?

Если вы читали статью о компьютерной зависимости, то знаете, что время, которое ребенок проводит за видеоиграми, не всегда будет верным ориентиром. Признаки компьютерной зависимости у детей и взрослых не отличаются, но могут проявляться разным образом.

Чем больше играет ребенок или подросток, тем вероятнее, что он играет слишком много. Крайние случаи зависимости от компьютерных игр у детей очевидны: некоторые тратят на видеоигры более 60 часов в неделю.

Учитывая возможность наличия ограничений на использование компьютера, на компьютерную зависимость у детей и подростков укажет не то, сколько времени они проводят в играх, а то, насколько компьютерные игры важны для них.

Родители обычно начинают беспокоиться, когда ребенок начинает играет от 15 до 30 часов в неделю. Это зависимость?

Выясните, как увлечение видеоиграми влияет на другие сферы жизни молодого человека.

Страдает ли учеба? Как часты конфликты с родителями на этой почве? Часто ли подросток ленится и отказывается выполнять просьбы родителей? Пренебрегает домашними обязанностями? Хорошо ли он спит? Проявляет интерес к другим видам деятельности или хобби? Как насчет реальных друзей — не геймеров?

Влияние компьютерных игр на успеваемость

Предположение, что компьютерные игры оказывают негативное влияние на успехи в учебе, не имеет подтверждения. Исследования не выявили взаимосвязи между периодическими игровыми сессиями и видимым изменением успеваемости детей.

Однако, у детей с компьютерной зависимостью снижение успеваемости почти всегда связано с чрезмерными посиделками за играми.

Какие психологические и социальные проблемы связаны с зависимостью подростков и детей от видеоигр?

Является ли компьютерная зависимость самостоятельным явлением или это симптом более серьезных внутренних проблем?

Компьютерная зависимость является самостоятельным явлением, но может указывать на наличие других нерешенных проблем: психологических или социальных.

Может ли компьютерная зависимость спровоцировать развитие настоящих психологических или психических патологий?

Может, но не обязательно спровоцирует.

Могут ли эти явления существовать независимо друг от друга?

Безусловно.

Признаки компьютерной зависимости у детей и подростков

Одержимость компьютерными играми

Самый очевидный признак компьютерной зависимости. Ребенок постоянно занят игрой. Он думают, читает, смотрит видео и говорит о ней даже когда не играет (но использует первую возможность, чтобы возобновить игру). Страдает концентрация и внимание, подросток мечтает об игре, когда он должен быть сосредоточен на другом (слушать учителя, делать домашнее задание, выполнять контрольную работу или готовиться к экзамену).

По мере того, как одержимость прогрессирует, подростки могут полностью игнорировать школьные или домашние обязанности, опаздывать на встречи и перестать проводить время с друзьями в реальном мире.

Ложь о времени, которое ребенок проводит за играми

Дети часто скрывают правду о том, сколько времени они проводят в видеоиграх. Особенно, если компьютер или игровая консоль находятся в спальне ребенка. Он скажет, что делал домашнее задание, когда на самом деле провел несколько часов за игрой. Некоторые специально просыпаются ночью, чтобы поиграть.

Потеря интереса к другим видам деятельности

Подростки и дети, которые становятся зависимыми от видеоигр, постепенно теряют интерес к вещам: спорту или другим хобби, которыми они когда-то увлекались. Пренебрежение учебой, если ранее ребенок учился хорошо, — первый признак пагубного влияния видеоигр.

Интерес к видеоиграм постепенно трансформируется в одержимость, потом, — зависимость. Если приятные в прошлом занятия утратили свою привлекательность для ребенка, стоит задуматься.

Если ребенок интересуется только компьютерными играми, это указывает на то, что «привычка» становится или уже стала нездоровой. Родители должны принять меры.

Социальная изоляция

Подростки и дети, которые любят видеоигры, заметно меняются. Недавно общительные подростки могут перестать проводить время с друзьями и семьей. Они могут заявить, что все лучшие друзья теперь в Интернете. Они могут показаться замкнутыми и антисоциальными. С большей вроятностью предпочтут видеоигры социальному взаимодействию.

Дипломатия — защита — нападение

Типичная цепочка поведения на разных этапах развития проблемы.

На ранних стадиях зависимости дети торгуются за игровое время и дают много обещаний, которые не выполняются. Разными способами выпрашивают себе разрешение на игру:

«Я сделаю все, что вы хотите, когда пройду уровень/закончу игру, подождите».

Родители перестают верить обещаниям. Если спросить, почему они не выполняются, и он играет так много, подросток будет защищать своё увлечение:

«Сейчас все играют».

”Другие играют еще больше».

«Зато я не наркоман и не алкоголик, всегда дома».

Когда это перестает работать и родители вводят ограничения, они могут быть встречены агрессией, враждебностью, ругательствами, оскорблениями и, даже, физическим насилием.

Раздражительность, тревожность и упадок настроения

Дети, которые вынуждены прекратить играть в течение некоторого времени, становятся раздражительными. Вместо того, чтобы найти другие занятия, позвонить друзьям или выйти на улицу, они будут думать, как восстановить доступ к компьютеру. Они будут говорить, что все занятия “скучные”. Трудно сосредоточиться, мешают мечты об игре.

Компьютерные игры как побег от реальности

Зависимость сопровождается использованием компьютера или другого устройства для ухода от реальных проблем или переживаний. Дети сбегают в игры от любой внешней опасности, реальной или надуманной. Вместо того, чтобы решать проблемы, их игнорируют.

В подобных случаях компьютерная зависимость у детей и подростков рассматривается как следствие причин, о которых мы говорили выше.

Если убрать причины, которые привели к зависимости это, скорее, не повлияет на компьютерную зависимость, потому что она уже будет существовать независимо.

Если у ребенка есть хотя бы один из перечисленных выше признаков, нужно принимать меры.

Скачайте памятку для родителей по профилактике компьютерной зависимости

Если форма для скачивания памятки не отображается — отключите блокировщик рекламы.

Две популярные ошибки родителей

Первая. Использование жестких ограничительных мер и введение «санкций» на использование компьютера, не предлагая ничего взамен. Закрывая подростку вход в виртуальный мир, вы вынуждаете его обороняться, становитесь врагом.

В 33% случаев родители не могут повлиять на ситуацию потому, что ребенок не идет на контакт с «врагом».

Вторая. Родители намекают подростку, что он не в себе. Начинаются разговоры о походе к врачу или в поликлинику. Профиль подобных мест — психиатрия. Худшее, что вы можете сказать ребенку — что он ненормальный: физически либо морально. Главное условие успешности любой терапии — желание сотрудничать с врачом, которое вы не получите от ребенка. Вспомните себя в юности: хотели бы вы отправиться к «специалисту»?

Лечение компьютерной зависимости у детей и подростков

Правильное лечение компьютерной зависимости у детей и подростков начинается с поиска истинных мотивов, которые заставляют их отдавать приоритет виртуальной реальности.

Чтобы избавить ребенка от компьютерной зависимости, нужно изменить его образ жизни: сформировать новые привычки, избавиться от старых и надлежащим образом провести профилактические мероприятия, чтобы ситуация не повторилась в будущем.

Устраняются причины и вводится модерация на использование компьютера и других гаджетов. Формируется новая культура использования современных устройств.

Занимаясь компьютерной зависимостью подростков, мы работаем с родителями, которые сами выбирают способ трансформации ребенка. Мы не поддерживаем медикаментозное лечение.

НЕ МОЖЕТЕ РАЗОБРАТЬСЯ В НАЛИЧИИ ПРОБЛЕМЫ?

Тест на компьютерную зависимость

Обучение родителей коррекции компьютерной зависимости

Что подразумевает понятие «зависимость от компьютерных игр?»

Зависимость от компьютерных игр –один из видов компьютерной аддикции, навязчивое увлечение компьютерными играми, приводящее к пагубному воздействию на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности человека.Современные высокопроизводительные технологии позволяют создавать виртуальные игровые миры с высочайшей степенью реалистичности, что позволяет игроку полностью окунуться в атмосферу игры. При этом стирается грань между жизнью реальной (со всеми ее проблемами и вызовами, но которую человек создает сам!!!) и жизнью виртуальной (искусственной, созданной другими людьми!!!). В итоге реальная жизнь проходит попросту мимо, а ведь поистине успешным и счастливым можно быть проживая именно свою жизнь, находясь здесь и сейчас.

Как часто встречается зависимость от компьютерных игр?
По данным исследователей процент «заядлых игроков» составляет 10-14%.
Кто чаще и тяжелее болеет?

Юноши увлекаются играми более интенсивно, чем девушки; частота и продолжение игры снижается с возрастом и с ростом образованности игрока.

Откуда растет проблема?

Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится сегодня ни одна средняя фирма, не говоря о крупных компаниях. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно — на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла.

Уже сегодня компьютеры отвечают за наведение и запуск ядерных ракет, за банковские переводы многомиллионных сумм денег и многие другие системы, ошибки в работе которых дорого обходятся людям. К сожалению даже этим не ограничивается зависимость человека от компьютера.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей.

На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «геймерами» (от английского «game» — игра).

Полностью погружаясь в игру и достигая в ней определенных успехов, человек, таким образом, виртуально реализует большую часть существующих потребностей, при этом реально существующие проблемы остаются неразрешенными.

Как подразделяются компьютерные игры с психологической точки зрения?

I. Ролевые компьютерные игры. Основная их особенность — наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина «вхождения» в игру, а также мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности. Выделяются три типа этих игр: они разделяются по характеру своего влияния на играющего, силе «затягивания» в игру, и степени выраженности психологической зависимости.

Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидуальных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

Плюсы: развитие быстроты реакции, точности прицеливания Минусы: самый неблагоприятный вариант компьютерных игр в плане зависимости

Игры с видом извнена «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями этого героя. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз». Если в случае с последними человек в критические секунды жизни своего героя может бледнеть и ерзать на стуле, пытаясь увернуться от ударов или выстрелов компьютерных «врагов», то в случае вида извне внешние проявления более умеренны, однако неудачи или гибель «себя» в облике компьютерного героя переживается играющим не менее эмоционально.

Плюсы: развитие логики в случае игр-квестов, развитие точности прицеливания в случае игр-шутеров от третьего лица
Минусы: сильное вовлечение в мир игры (2 позиция после игр от первого лица)

Руководительские игры. Тип назван так потому, что в этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «Бог», который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого «глубина погружения» в игру и свою роль будет выраженной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми

Плюсы: развитие стратегического мышления
Минусы: выраженное вовлечение в мир игры (3 позиция после игр от первого и третьего лица)

II. Не ролевые компьютерные игры. Основанием для выделения этого класса игр является то, что играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, вследствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека имеют свою специфику и в целом менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте «прохождения» и (или) набирания очков. Выделяется несколько типов:

Аркадные игры. Этот тип совпадает с аналогичным в жанровой классификации. Такие игры еще называют «приставочными», т.к., в связи с невысокой требовательностью к ресурсам компьютера, широко распространены па игровых приставках. Сюжет, как правило, примитивный, линейный. Все, что нужно делать играющему — быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев весьма безобидны в смысле влияния на личность играющего, т.к. психологическая зависимость от них чаще всего носит кратковременный характер.

Плюсы: развитие внимательности
Минусы: потеря времени

Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки. Мотивация, основанная на азарте, сопряжена здесь с желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство над машиной.

Плюсы: развитие логики, стратегического мышления
Минусы: отсутствие эмоционального, вербального контакта с оппонентом

Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Отличие от аркад в том, что они совсем не имеют сюжета и, как правило, совершенно абстрактны, никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

Плюсы: развитие реакции
Минусы: Огромная потеря времени

Традиционно азартные игры. Мы употребляем в названии слово «традиционные», поскольку нельзя назвать тип просто «азартными играми», т. к. практически все не ролевые компьютерные игры по своей природе являются азартными. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов, одним словом — компьютерные варианты игрового репертуара казино. Психологические аспекты формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов весьма сходны и поэтому мы не будем акцентировать на этом внимание.

Плюсы: развитие стратегического мышления
Минусы: развитие зависимости от азартных игр, значительные финансовые проблемы

Каковы признаки зависимости от компьютерных игр?
  • не желание отвлечься от работы или игры с компьютером;
  • раздражение при вынужденном отвлечении;
  • неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  • расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;
  • забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  • пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  • злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
  • готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
  • ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
  • обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Как формируется зависимость от компьютерных игр?

Формирование игровой компьютерной зависимости проходит четыре стадии:

1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек поиграл один или несколько раз в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», так как компьютер позволяет ему с максимальным приближением к реальности достичь своей мечты. Игрок чувствует удовольствие oт игры, получая позитивные эмоции. Особенность этой стадии н том, что игра имеет ситуационный характер.

Стадия увлечения. Фактором, который свидетельствует о переходе к этому этапу, есть появление и иерархии новой потребности — компьютерной игры. Истинная сущность, которая зависит от индивидуально-психологических особенностей самой личности. Игра принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянною доступа к компьютеру, возможны активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.

Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями — в ценностно-смысловой сфере личности. Происходит изменение самооценки и самосознания.

Зависимость может формироваться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной.

Социализированная форма характеризуется сохранением социальных контактов. Такие люди очень любят играть вместе с другими в сети. Игровая мотивация носит характер соревнований. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная форма и реже сопровождается психическими и соматическими нарушениями.

У лиц с индивидуализированной формой зависимости нарушается основная функция психики – она начинает отображать не влияние объективного мира, а виртуальную реальность. Такие люди часто играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра — это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени игрок «не принимает дозу», то он начинает испытывать неудовлетворенность, негативные эмоции, тревогу, гневливость. Формируется депрессивный симптомокомплекс.

Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в сторону нормы. То есть человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности не может. Это может продолжаться в течение долгих лет. Следует отметить, что возможен кратковременный рост игровой зависимости вследствие появления новых интересных игр.

Каковы последствия зависимости от компьютерных игр?
  • Повышенная раздражительность
  • Склонность к противоправным действиям
  • Враждебное восприятие окружающего социального мира
  • Нарушение общения
  • Социальная изоляция
  • Потеря семьи
Каковы основные принципы терапии зависимости от компьютерных игр?

Основными принципами терапии лиц, зависимых от компьютерных, являются: добровольность лечения, мотивированность на полный отказ от игр, индивидуализация лечебных программ, комплексность.

Какие задачи включает в себя лечение зависимости от компьютерных игр?
  • Обучение навыками самоконтроля над импульсом к компьютерной игре игре
  • Коррекция эмоциональных нарушений
  • Разрешение семейных конфликтов и оптимизация семейных отношений
  • Пересмотр мотивационных и личностных ориентиров
  • Социальная реабилитация

Петров Александр Александрович Врач-психиатр, врач-психиатр-нарколог, врач – психотерапевт.
В 2013 году с отличием окончил лечебный факультет Иркутского государственного медицинского университета.
В 2015 году с отличием окончил ординатуру по специальности «психиатрия» на кафедре психиатрии и медицинской психологии Иркутского государственного медицинского университета.
В 2015 году прошел профессиональную переподготовку по специальности «Психиатрия – наркология» на кафедре психиатрии и медицинской психологии Иркутского государственного медицинского университета
С 2015 по 2017 гг. прошел профессиональную переподготовку по специальности «Психотерапия» на базе выездных учебных циклов Санкт – Петербургского научно – исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева
Во время обучения в университете и ординатуре активно занимался научной деятельностью (основная область научных интересов – проблематика расстройств личности). Неоднократный победитель и призер Всероссийской Байкальской научно-практической конференции молодых учёных и студентов с международным участием «Актуальные вопросы современной медицины». Активный участник конференций: «Актуальные вопросы суицидологии», «Психосоматические и соматоформные расстройства в клинической практике».
В настоящее время продолжает обучение в аспирантуре по специальности «психиатрия». Углубленно изучает вопросы диагностики, клиники и лечения нехимических зависимостей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *