Физиология спорта

Физиология спорта и двигательной активности — Уилмор Дж.Х. — Учебник

Введение в физиологию упражнений и спорта

  1. Сущность физиологии упражнений и спорта
  2. Исторический аспект
  3. Срочные физиологические реакции на физическую нагрузку
  4. Долговременная физиологическая адаптация к тренировочным нагрузкам
  5. Методология исследований

Сущность движения
Мышечный контроль движения

  1. Структура и функция скелетной мышцы
  2. Скелетная мышца и физическая нагрузка

Роль нервной системы в регуляции движений

  1. Структура и функции нервной системы
  2. Центральная нервная система
  3. Периферическая нервная система (ПНС)
  4. Сенсорно-двигательная интеграция
  5. Двигательная реакция

Нервно-мышечная адаптация к силовой подготовке

  1. Терминология
  2. Увеличение силы вследствие силовой тренировки
  3. Болезненные ощущения в области мышц
  4. Планирование программ силовой подготовки
  5. Анализ значения силовой подготовки

Энергия, необходимая для выполнения движения
Основные энергетические системы

  1. Энергия для клеточной деятельности
  2. Биоэнергетика: образование АТФ
  3. Определение расхода энергии при физических нагрузках
  4. Энергетические затраты в покое и при физических нагрузках
  5. Причины возникновения утомления

Гормональная регуляция мышечной деятельности

  1. Природа гормонов
  2. Железы внутренней секреции и их гормоны
  3. Реакции эндокринной системы на физические нагрузки
  4. Влияние гормонов на обмен веществ и энергообеспечение
  5. Влияние гормонов на баланс жидкости и электролитов во время физической нагрузки

Адаптация обмена веществ к мышечной деятельности

  1. Адаптация к аэробным тренировочным нагрузкам
  2. Тренировка аэробной системы
  3. Адаптационные реакции, обусловленные анаэробными тренировочными нагрузками
  4. Контроль изменений вследствие тренировочного процесса

Кардиореспираторная система и мышечная деятельность
Сердечно-сосудистая система при мышечной деятельности

  1. Структура и функция сердечнососудистой системы
  2. Реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку

Регуляция дыхания при выполнении физической нагрузки

  1. Легочная вентиляция
  2. Диффузионная способность легких
  3. Транспорт кислорода и диоксида углерода
  4. Газообмен в мышцах
  5. Регуляция легочной вентиляции
  6. Вентиляция и обмен энергии
  7. Ограничения мышечной деятельности со стороны респираторной системы
  8. Респираторная регуляция кислотно-щелочного равновесия

Адаптация сердечно-сосудистой системы к мышечной деятельности

  1. Выносливость
  2. Оценка выносливости
  3. Адаптационные реакции сердечно-сосудистой системы на тренировочные нагрузки
  4. Адаптационные реакции дыхательной системы на тренировочные воздействия
  5. Адаптации обмена веществ
  6. Долговременное увеличение выносливости
  7. Факторы, влияющие на адаптацию к аэробной тренировке
  8. Выносливость и мышечная деятельность

Влияние факторов окружающей среды на мышечную деятельность
Терморегуляция и мышечная деятельность

  1. Механизмы, регулирующие температуру тела
  2. Физиологические реакции на выполнение физических упражнений в условиях повышенной температуры окружающей среды
  3. Факторы риска при выполнении физических упражнений в условиях высокой температуры окружающей среды
  4. Акклиматизация к выполнению физических упражнений в условиях повышенной температуры окружающей среды
  5. Выполнение мышечной деятельности в условиях пониженной температуры окружающей среды
  6. Физиологические реакции на выполнение физических упражнений в условиях низкой температуры окружающей среды
  7. Факторы риска при выполнении физических упражнений в условиях низкой температуры окружающей среды
  8. Акклиматизация к холоду

Мышечная деятельность в условиях пониженного и повышенного атмосферного давления, а также относительной невесомости

  1. Условия пониженного атмосферного давления: мышечная деятельность в условиях высокогорья
  2. Условия повышенного атмосферного давления: выполнение физических нагрузок под водой
  3. Условия невесомости: физические нагрузки в космическом пространстве

Оптимизация спортивной деятельности
Объем тренировочных нагрузок

  1. Чрезмерные тренировочные нагрузки
  2. Перетренированность
  3. Сокращение интенсивности
  4. тренировки для достижения пика мышечной деятельности
  5. Детренированность
  6. Возобновление после периода бездеятельности (ретренировка)

Средства, способствующие повышению работоспособности, и мышечная деятельность

  1. Поиски средств, способствующих повышению работоспособности
  2. Фармакологические средства
  3. Гормональные средства
  4. Физиологические средства

Питание и пищевая эргогеника

  1. Шесть классов питательных веществ
  2. Баланс воды и электролитов
  3. Рацион питания спортсмена
  4. Функция желудочно-кишечного тракта во время физической нагрузкиИзготовление спортивных напитков

Физиология спорта

19 мая, 2015, 14:45

Спорт >> Физиология спорта

Повседневная деятельность человека предусматривает два вида активности: психологическую и физическую. Психологическая активность включает интеллектуальный труд, общение, эмоции; физическая – выполнение механической работы, движение. Психологическая активность требует активации ограниченного количества систем организма, главным образом высших уровней нервной системы. При физической активности активируются все без исключения системы организма, которые, работая совместно, создают условия для выполнения определенного физического действия. Возникнув гораздо позже в плане эволюции, психическая активность контролирует физическую. Влияние физической активности на деятельность психики человека весьма ограничено.

Физическая активность является особым физиологическим состоянием человека, при котором усилия организма направлены на преодоление физического сопротивления окружающей среды. В большинстве случаев физическое сопротивление представлено гравитацией. Регулярные физические нагрузки являющиеся частью определенной культуры движения называем спортом.

Во время занятий спортом (если физическая нагрузка не превышает физиологически допустимую) в организме человека происходит ряд адаптативных процессов, которые помогают человеку приспособиться к условиям регулярной физической нагрузки. Если же степень физической нагрузки намного превышает физический потенциал человека, могут возникнуть различные нарушения здоровья: перетренированность, хроническая усталость, различные заболевания.

Опасен и недостаток движения (гиподинамия). Гиподинамия считается одним из основных факторов (наряду с ожирением, неправильным питанием и вредными привычками) возникновения болезней сердечно-сосудистой системы и диабета.

Ниже рассмотрим основные физиологические аспекты физической активности и изменения, происходящие в организме при регулярных занятиях спортом.

Изменения опорно-двигательного аппарата
Основная функциональная нагрузка в спорте приходится на опорно-двигательный аппарат, то есть на систему мышц, костей, суставов, связок и сухожилий.

Мышцы являются единственным двигательным элементом организма человека, и потому любое движение или работа является результатом их сокращения. Сразу заметим, что сокращение мышц – это результат согласованной работы нервных центров, нервов и мышц, как таковых. Произвольная работа денервированных мышц (мышц лишенных нервов) невозможна. Любое движение, не зависимо от его сложности и предназначения зарождается в центральной нервной системе (головной и спинной мозг) в виде активности определенных групп нейронов. Нервный импульс от этих клеток по нервным стволам передается мышцам и вызывает их сокращение. Интересен тот факт, что во время занятий спортом первыми «устают» не мышцы, а нервные клетки, которые регулируют их активность; этот механизм предотвращает истощение мышц. Во время тренировок, следовательно, тренируются не только мышцы, но и нервные центры, ответственные за движение. Одним из видов допинга являются психостимуляторы, которые повышают активность нервной системы, и тем самым, увеличивают физические (мышечные) характеристики спортсмена.

Тренировка мышц заключается главным образом в утолщении мышечных волокон. Мышечная масса наращивается за счет увеличения количества толщины мышечных волокон. Утолщение мышечных волокон сопровождается синтезом сократительных элементов – миофибрилл. Миофибриллы похожи на длинные белковые нити, которые способны сокращаться, поглощая энергию. Работа миофибрилл всецело зависит от энергетического состояния клетки, то есть от количества питательных веществ, кислорода, витаминов и минералов. Регулярные тренировки приводят к разрастанию в мышцах кровеносных сосудов (это увеличивает снабжение мышц кислородом и питательными веществами), а также к увеличению концентрации в мышечных клетках различных ферментов, при помощи которых вырабатывается энергия. Как стало понятно, для развития мышц необходимы не только белки, но и витамины и минералы, способствующие выделению энергии и сокращению мышц (сокращение мышц, например, невозможно без кальция).

Кости в организме человека играют роль опоры, защиты и рычага. Мышцы прикрепляются к костям посредством сухожилий или непосредственно пристают к костям, переплетаясь с волокнами накостницы (верней оболочки кости). Чем ближе расположено место прикрепления мышцы к точке ращения кости (суставу), тем быстрее будут выполняться движения на другом конце рычага и тем меньше будет сила движения. Примером такого механизма являются мышца плеча (бицепс, трицепс), которые крепятся сразу после локтевого сустава (место их прикрепления можно прощупать, если немного напрячь эти мышцы). С другой стороны, дельтовидная мышца прикрепляется в средней трети плеча и развивает большую силу.

Под действием тренировок кости подвергаются значительной перестройке. Процесс обновления костей происходит постоянно, при этом некоторые части кости рассасываются, а другие восстанавливаются. У спортсменов кости перестраиваются в соответствии с нагрузкой. При этом линии нагрузок совпадают с линиями жесткости кости (концентрация костного вещества). Поэтому регулярные занятия спортом укрепляют кости.

Под действием физических нагрузок связки и сухожилия утолщаются и становятся более прочными. У тренированных людей прочность связок достигает такой величины, что при травмах отрывается кусок кости с прикрепленной к ней связкой, а сама связка остается невредимой.

Регулярные умеренные занятия спортом оказывают положительное влияние на суставы. Возрастает амплитуда движений в суставе, уплотняется хрящевая ткань. Чрезмерные физические нагрузки могут негативно сказаться на состоянии суставов. У профессиональных спортсменов часто возникает такое заболевание как остеоартроз или остеохондроз, при котором происходит разрушение суставного хряща.

Для нормального развития костей связок и суставов во время занятий спортом нужно обеспечить организм необходимыми минералами и витаминами. Витамин С стимулирует развитие соединительной ткани связок и сухожилий, а кальция и фосфор придают твердость костям.

Изменения сердечно-сосудистой системы
Сердечно-сосудистая система призвана обеспечивать циркуляцию крови и снабжение тканей кислородом и питательными веществами. Регулярные занятия спортом оказывают стимулирующее действие на работу сердца. При этом мышцы сердца немного утолщаются и становятся более выносливыми. У тренированных людей ритм сердечных сокращение (пульс) в состоянии покоя замедляется. Связано это с тем, что тренированное сердце за одно сокращение перекачивает большее количество крови, чем не тренированное.

Стенки кровеносных сосудов спортсменов становятся более эластичными и упругими. Особенно выражено благоприятное влияния спорта на вены ног. При сокращении мышц, стенки вен сжимаются, тем самым кровь из вен быстрее перекачивается к сердцу. Умеренные занятия физкультурой помогают предотвратить варикозное расширение вен и тромбоз вен нижних конечностей. Количество эритроцитов в крови спортсменов увеличивается, благодаря этому улучшается снабжение тканей кислородом.

Изменения дыхательной системы
Легкие тренированных людей значительно отличаются от легких людей, не занимающихся спортом. Во-первых, в легких спортсмена бронхи расширяются и открываются дополнительные альвеолы (воздушные мешочки), благодаря чему увеличивается жизненная емкость легких. Во-вторых, легкие тренированного человека гораздо лучше кровоснабжены. Благодаря этому увеличивается насыщение крови кислородом, а следовательно и снабжение кислородом всех органов и тканей организма.

Благодаря улучшению вентиляции легких люди занимающиеся спортом гораздо реже болеют бронхитом и воспалением легких (пневмонией).

Влияние спорта на обмен веществ в организме
Умеренные физические нагрузки оказывают благоприятное влияние на процессы обмена веществ в организме.

Обмен белков у спортсменов характеризуется положительным азотным балансом, то есть количество потребляемого азота (главным образом азот содержится в белках) превосходит количество выделяемого азота. Отрицательный азотный баланс наблюдается во время болезней, похудания, нарушения обмена веществ. У людей, занимающихся спортом, белки используются главным образом для развития мышц и костей. В то время как у нетренированных людей – для получения энергии (при этом выделяется ряд вредных для организма веществ).

Обмен жиров у спортсменов ускоряется. Гораздо больше жиров используется во время физической активности, следовательно, меньше жиров запасается под кожей. Регулярные занятия спортом снижают количество, так называемых, атерогенных липидов, которые приводят к развитию тяжелой болезни кровеносных сосудов – атеросклероз.

Обмен углеводов во время занятий спортом ускоряется. При этом углеводы (глюкоза, фруктоза) используются для получения энергии, а не запасаются в виде жиров. Умеренная мышечная активность восстанавливает чувствительность тканей к глюкозе и предупреждает развитие диабета 2 типа. Для выполнения быстрых силовых движений (поднимание тяжестей) тратятся в основном углеводы, а вот во время продолжительных несильных нагрузок (например, ходьба или медленный бег), – жиры.

В целом, умеренные занятия спортом оказывают общее оздоровительное действие на организм. Регулярные физические нагрузки являются важным профилактическим средством против болезней сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, атеросклероз), нарушений обмена веществ (сахарный диабет 2 типа), заболеваний опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, артроз).

Нужно отметить тот факт, что только умеренные физические нагрузки (сопоставимые с физическими способностями человека) оказывают благоприятное воздействие на его здоровье. Чрезмерные физические нагрузки опасны для организма и могут привести к различным заболеваниям.

В целом занятия спортом рекомендованы всем. Нужно только здраво оценить свои способности и выбрать вид спорта, занятие которым будет приносить удовольствие. Это могут быть простые прогулки пешком или на велосипеде, небыстрый бег, плавание, аэробика, фитнес. Любые формы движения полезны, если только они соответствуют физическим способностям организма, а их выполнение приносят удовольствие. Категорически запрещено заниматься спортом «через волю», то есть насильно.

Библиография:

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Спортивная физиология

Учебное пособие для ВУЗов «Спортивная физиология».
И.И. Земцова Изд.: Олимпийская лит-ра, 2010 год.

Нажмите, чтобы сохранить эту страницу на стену Вконтакте

Спортивная физиология (Земцова И.И.)

Спортивная физиология (Земцова И.И.)

РАЗДЕЛ 1. Двигательная активность и здоровье

  • Исследование сердечно-сосудистой и дыхательной систем в условиях оздоровительной и спортивной тренировки
  • Методы исследования метаболизма во время спортивной тренировки
  • Влияние физической нагрузки на уровень глюкозы спортсменов
  • Исследование мочи у спортсменов

РАЗДЕЛ 2. Адаптация

  • Оценка адаптации организма на физические упражнения и тренировки
  • Опорно-двигательный аппарат: развитие и адаптация к нагрузкам
    • Плантография
    • Педометрия
  • Виды физических упражнений
  • Физические нагрузки максимальной мощности
  • Упражнения и нагрузки субмаксимальной мощности
  • Влияние циклических нагрузок на функции организма
  • Статическая нагрузка и упражнения
  • pH крови: кислотно-щелочное равновесие

РАЗДЕЛ 3. Физическая работоспособность

  • Анаэробные тренировки
    • Кислородный долг
  • Определение и оценка аэробной физической работоспособности
  • Кислородный эквивалент работы
  • Эргогенные средства

РАЗДЕЛ 5. Формирование двигательного навыка в спорте

РАЗДЕЛ 6. Двигательные физические качества

  • Физические качества мышц
  • Скорость (двигательное физическое качество)
  • Оценка и тренировка реакции
  • Сила мышц
  • Гибкость тела как физическое качество
  • Координация движений
  • Выносливость
  • Возраст и спорт
  • Биологический возраст
    • Определение физической работоспособности детей
  • Результаты тренировок: методы оценки

РАЗДЕЛ 8. Оздоровительная тренировка

  • Пульсометрия
  • Анализ состава тела
  • Предстартовое состояние спортсмена
  • Врабатывание
  • Утомление и утомляемость
  • Физиологическая оценка восстановления после спортивной тренировки

РАЗДЕЛ 10. Спортивные тренировки: основы и принципы

РАЗДЕЛ 11. Тренированность и ее показатели

  • Ортостатическая проба
  • Клиностатическая проба
  • Функция внешнего дыхания у спортсменов
  • Показатели тренированности организма в состоянии покоя
  • Функциональная подготовленность спортсменов

РАЗДЕЛ 12. Биологический контроль (мониторинг)

  • Лактат
  • Мочевина в крови
  • Порог анаэробного обмена (ПАНО)
  • Частота сердечных сокращений (ЧСС)

РАЗДЕЛ 13. Спортивный отбор

РАЗДЕЛ 14. Программа тренировок для девушек

РАЗДЕЛ 15. Спортивная тренировка в условиях гор

РАЗДЕЛ 16. Характеристика видов спорта

Спортивная физиология как научная дисциплина

Спортивная физиология является ведущей среди медико-биологических дисциплин в университетах и институтах спортивного профиля как биологическая основа физического воспитания и спорта.

Процесс физического воспитания и спорта может быть успешным только при условии, что его практическая реализация базируется на знаниях биологической сущности физической активности человека, закономерностях ее роста и развития, знаниях процесса адаптации организма к влиянию физических упражнений, биологических основах дозирования физических нагрузок, контроле над их влиянием на организм в разных условиях внешней среды. Эти знания являются фундаментом высокой методической подготовки специалиста области «Физическое воспитание и спорт», что имеет большое значение для повышения конкурентоспособности выпускников учебных заведений физического воспитания и спорта на рынке труда.

Сегодня существенно изменились подходы к изучению и преподаванию студентам спортивной физиологии. Они связаны, прежде всего, с расширением современных методов экспериментальных исследований, позволяющих быстро получать достоверные физиологические, метаболические и морфологические показатели организма спортсменов и лиц, занимающихся оздоровительной физической культурой. Выявлено также целесообразность интегрального преподавания спортивной физиологии, то есть включение в программу лекционного и практического курса вопросов по спортивной морфологии и спортивной биохимии. Такое комплексное преподавание спортивной физиологии позволяет студенту более объемно, всесторонне и на всех уровнях (структурном, биохимическом и функциональном) приобретать интегральные теоретические знания и практические навыки современных экспериментальных исследований, необходимые им для дальнейшей практической работы в области физического воспитания и спорта. Такая программа по спортивной физиологии, подготовленная и апробированная на кафедре биологии человека НУФВСУ, показала свою эффективность.

Методическое пособие создано в соответствии с этой программой, оно состоит из 16 разделов: восемь разделов программы преподаются на 3-м курсе и восемь — на 4-м. Данное пособие ориентировано на обеспечение выполнения практических работ по спортивной физиологии и состоит из отдельных

разделов, каждый из которых содержит соответствующие практические занятия, включающие теоретическое вступление, перечень необходимого оснащения, ход работ и контрольные вопросы для проверки теоретических знаний и практических навыков по каждой теме. Широкий подбор практических занятий позволяет выбрать одно из них в зависимости от наличия соответствующего оснащения: можно провести практическое занятие в обычной аудитории, используя простые методы экспериментальных исследований, а можно провести его в научно-исследовательской лаборатории, используя метод газоанализа, или в фитнес-клубе. Содержание некоторых разделов сокращено, а иных, наоборот, расширено из-за их исключительной важности и актуальности.

Практические занятия, включенные в методическое пособие, качественно различны: одни направлены на исследование узкого конкретного вопроса программы, другие посвящены решению ситуационных задач, моделируя ситуации, которые могут возникнуть в процессе практической деятельности специалиста области физического воспитания и спорта, а некоторые темы включают проведение научно-исследовательской работы в учебное время и могут подаваться на конкурс студенческих научных работ.

Автор надеется, что это методическое пособие будет способствовать повышению качества проведения практических занятий и приобретению современных практических навыков научно-исследовательской работы, что, соответственно, повысит эффективность изучения студентами курса спортивной физиологии и улучшит качество подготовки специалистов области «Физическое воспитание и спорт».

Литература

Аганянц Е. К. Физиология человека : учеб. пособие / Е. К. Аганянц. — М.: Сов. спорт, 2001. —336 с.

Бриклин И. Ваш идеальный вес / И. Бриклин, Л. Коннер ; пер. с англ.;** М. : Изд. Дом «Крон-пресс», 1998. — 298 с.

Булич Э. Г. Здоровье человека / Э. Г. Булич, И. В. Муравов. — К.: Олимп, л-ра, 2003. — 424 с.

Волков Л. В. Теория спортивного отбора: способность, одаренность, талант/Л. В. Волков. — К.: Вежа, 1996. — 152 с.

Волков Н. И. Биохимия мышечной деятельности / Н. И. Волков, Э. Н. Несен, А. А. Осипенко, С. И. Корсун. — К.: Олимп, л-ра,1998. — 288 с.

Гэрдон Нил Ф. Хроническое утомление и двигательная активность / Нил Ф. Гордон. — К.: Олимп, л-ра, 1999. —-128 с.

Детская спортивная медицина / . — М.: Медицина, 1991. — 560 с.

Допинг и эргогенные средства в спорте / . — К, : Олимп, л-ра, 2003. — 576 с.

Евгеньева Л. Я. Комплексный контроль подготовленности футболистов по морфофункциональным показателям / Л. Я. Евгеньева. — К. : Федерация футбола Украины, 2002. — 68 с.

Еремеев Б. В. Женщинам о физической культуре / Б. В. Еремеев. — К. : Здоров’я, 1991. —174 с.

Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология I Ю. А. Ермолаев. — М. : Спорт Академ. Пресс, 2001. —144 с.

Здоровье и образ жизни студентов : учеб. пособие / . — СПб.—К., 2005. — 158 с.

Кашуба В. А. Биомеханика осанки / Р А. Кашуба. — К.: Олимп, п-ра. 2003. — 280 с.

Козлов В. И. Основы спортивной морфопогии / В. И. Козлов, А. А. Гладышева. — М., 1997. —125 с.

Кроль В. М. Психофизиология человека / В. М. Кроль. — СПб., 2003. — 302 с.

Круцевич Т. Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания и спорта / Т. Ю. Круцевич. — К.: Олимп, л-ра, 1999. — 132 с.

Лактатный порог и его использование для управления тренировочным процессом / . — К.: Абрис, 1997. — 60 с.

Мищенко В. П. Физическая активность. Гомеостаз и здоровье / В. П. Мищенко, Е. Л. Яремина, И. В. Мищенко. — Полтава, 2004. -&• 144 с.

Мищенко В. С. Функциональные возможности спортсменов / В. С. Мищенко. — К. : Здоров’я, 1990. — 200 с.

Мохан Р. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки / Р. Мохан, М. Глессон, П. А. Грингафф. — К.: Олимп, л-ра, 2001. — 296 с.

Омельяненко В. Г. Зб1рник тестових завдань з ф1зюлопГ ф1зичного виховання / В. Г. Оме-льяненко. —Тернопть, 2004. —120 с.

Омельяненко В. Г. Tecroei завдання. Ф1зюлопя людини / В. Г. Омельяненко. — Тернопть, 2004. — 156 с.

Остапенко А. А. Анаболические средства в современном силовом спорте/А. А. Остапенко, М. В. Клестов. — М., 2002. — 288 с.

Питание спортсменов / . — К.: Олимп, л-ра, 2006. — 535 с.

Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. — К.: Олимп, л-ра, 1997. г^#504 с.

Соподков А. С. Физиология человека / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. — М. : Терра Спорт, 2001. — 340 с.

Спортивня медицина. Практические рекомендации / . — К. : Олимп, л-ра, 2003. — 382 с.

Суслов Ф. П. Подготовка спортсменов в горных условиях / Ф. П. Суслов, Е. Б. Гиппен-рейтер. — М.: Спорт Академ Пресс, 2001. —176 с.

Тнимова Г. Т. Молекулярные механизмы адаптации к мышечной деятельности / Г. Т. Тнимова. — Караганда, 2004. —183 с.

Уильямс М. Эргогенные средства в системе спортивной подготовки / М. Уильямс. — К.: Олимп, л-ра, 1997. — 256 с.

Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса / . — К.: Олимп, л-ра, 1998. — 230 с.

Физическая культура студента / . — М.: Гардарики, 2003. — 448 с.

Филиппов М. М. Психофизиология функциональных состояний : учеб. пособие / М. М. Филиппов. — К., 2006. — 240 с.

Шахлина Л. Г. Медико-биологические основы спортивной тренировки женщин /Л. Г. Шахлина. — К.: Наук, думка, 2001. — С. 279—285.

KeddyD. Assessing nutritional status / D. Keddy, T. J. Lion A Eating Disorders Review.1998, 9 (5). 1—8.

Lemon P.W.R. Protein intace and athletic performance / P.W.R. Lemon, D. N. Proctor //Sports Med. —1991,12, P. 313—325.

UsajA. Influence of endurance training on the results of Conconi test/ A. Usaj // Kinesiologija, 1995. — V. 27. — № 2. P. 32—37.

Vim A. Adaptation in Sports training / A Viru //Times Mirror International London: Publishers, 1995 — 320 p.

Williams M. N. Nutritional ergogenics in atletics / M. N. Williams // J. Sport Sd. 1995,13. — P. 63—74.

Наглядная физиология

  • Физиология клетки
  • Нервы и мышцы. Физическая работа
    • Cтроение и функции нейрона Искусственная стимуляция нервной клетки
    • Потенциал покоя
    • Потенциал действия
    • Синаптическая передача
    • Нервно-мышечная передачаДвигательная концевая пластинка
    • Двигательная единица мыщцы
    • Мышечная клетка
    • Сокращение скелетных мышц
    • Гладкие мышцы
    • Физическая работа
    • Общая физическая подготовка
  • Вегетативная нервная система
  • Состав и функции крови
  • Иммунитет
  • Аллергия

Глава 5 Дыхание

  • Дыхательная функция
  • Искусственное дыхание
  • Пневмоторакс
  • Объем легких и его измерение
  • Связывание и транспорт кислорода в крови
  • Гипоксия
  • Контроль и стимуляция дыхания
  • Дыхание при подводном плавании
  • Дыхание в условиях высокогорья
  • Кислотно-щелочной баланс

  • Почки как орган выделения?
  • Функции почек
  • Водно-солевой баланс
  • Анатомия почки
  • Клубочковая фильтрация и клиренс

Транспорт в нефроне

Реабсорбция в почках

Экскреция органических веществ

Реабсорбция Na+ и С1~

Реабсорбция воды. Механизм концентрирования мочи

Гомеостаз жидкостей организма

Регуляция содержания солей и воды

Диурез и диуретики

Почки и кислотно-основный баланс

Реабсорбция и экскреция фосфата, Са2+ и Мд2+

Баланс калия

Тубулогломерулярная обратная связь, ренин-ангиотензиновая система

  • Наглядная физиология сердца и сердечно-сосудистой системы

Кровеносные сосуды и кровоток

Сердечный цикл

Генерация и проведение сердечного импульса

  • Электрокардиограмма (ЭКГ)
  • Нарушения ритма сердца и спорт

Возбуждение при электролитных нарушениях

Аритмии

Зависимость «давление-объем» для желудочков сердца

Работа и мощность сердца

Регуляция ударного объема

Венозный возврат

  • Артериальное давление

Обменные процессы в эндотелии

Снабжение сердца кислородом

Регуляция кровотока в организме

Циркуляторный шок

Кровообращение в организме плода и новорожденного …

  • Терморегуляция
  • Тепловой баланс организма: термогенез, теплоотдача

Глава 10 Питание и пищеварение

  • Физиология питания
  • Физиология органов пищеварения

Энергия метаболизма и калориметрия

Энергетический гомеостаз и масса тела

Желудочно-кишечный тракт: общие сведения, иммунная защита, кровоснабжение

Взаимодействие нервной и эндокринной систем

Слюна

Глотание

Рвотный рефлекс

Строение и моторика желудка

  • Желудочный сок

Функции тонкого кишечника

ключевые*

  • Физиология поджелудочной железы
  • Физиология печени
  • Переваривание и усвоение жиров
  • Переваривание и усвоение белков
  • Переваривание и усвоение углеводов
  • Усвоение витаминов
  • Усвоение воды и минеральных веществ

Толстый кишечник. Дефекация. Фекалии

Глава 11 Гормоны и репродуктивная система

  • Интегративные системы организма
  • Гормоны человека

Гуморальные сигналы: контроль и эффекты

Внутриклеточное проведение сигналов от внеклеточных мессенджеров

Гипоталамо-гипофизарная система

Метаболизм углеводов и гормоны поджелудочной железы

Гормоны щитовидной железы

Метаболизм кальция и фосфата

Биосинтез стероидных гормонов

Кора надпочечников и синтез глюкокортикоидов

Оогенез и менструальный цикл

Гормональный контроль менструального цикла

Эстрогены

Прогестерон

Пролактин и окситоцин

Гормональный контроль беременности и родов

Андрогены и функция семенников

Сексуальные реакции, половое сношение и оплодотворение

Глава 12 Физиология центральной нервной системы

Центральная нервная система

Спинномозговая жидкость

Получение и обработка стимулов

Сенсорные функции кожи

Проприоцепция, рефлекс растяжения

Ноцицепция и боль

Полисинаптические рефлексы

Синаптическое ингибирование

Проведение сенсорного импульса в ЦНС

Движение

Гипоталамус, лимбическая система

Кора головного мозга, электроэнцефалограмма (ЭЭГ)

Цикл сна-бодрствования, циркадные ритмы

Сознание. Сон

Обучение, память, язык

Глия

  • Органы чувств

Вкус

Обоняние

Чувство равновесия

Строение глаза, слезная жидкость, водянистая влага

Диоптрический аппарат глаза

Острота зрения. Фоторецепторы

Адаптация глаза к силе света

Обработка сетчаткой зрительного сигнала

Цветовое зрение

Поле зрения. Зрительный тракт.

Центральная обработка зрительного стимула

Движения глаз, стереоскопическое зрение, глубина восприятия Физические основы распространения звука.

Звуковые стимулы и их восприятие

Проведение звука, звуковые рецепторы

Центральная обработка акустической информации

Голос и речь

Приложение

Единицы измерения (размерности)

Степени и логарифмы

Графическое представление экспериментальных данных

Физиологические нормы для организма человека

Уравнения и формулы, применяемые в физиологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *