Этап в развитии

Признаки нормального развития и отклонений от нормы в каждый возрастной период жизни ребенка. Критические периоды жизни ребенка (привезти примеры).Возрастные периоды развития ребенка сопровождаются изменениями физиологии, приобретением навыков и знаний, формированием характера. Взросление ребенка зависит от внешних и внутренних обстоятельств, поэтому переход на последующий этап происходит у каждого индивидуально. •Внутриутробный. С первого дня зачатия и до рождения крохи;

•Грудной возраст. Длится с рождения и до года;

•Ясельный этап взросления. С первого года до 3 лет;

•Дошкольный период. Считается от 3 до 7 лет;

•Этап младшего школьного возраста. От 7 лет до 12;

•Период старшего школьного возраста. От 12-ти до 17–ти лет.

Внутриутробный период. Возрастные периоды развития ребенка. В течение этого времени у карапуза формируются все органы и системы. Еще в животике он может реагировать на изменения в настроении мамы. Также слышать ее тембр голоса и внешние звуки. Грудной возраст. Период после рождения и до годовалого возраста отличается интенсивностью роста и развитием всего организма. Это обуславливает его физиологическое и умственное развитие в будущем. Младенец слабо приспособлен к окружающей среде, его органы еще не совершенны. Новорожденный очень уязвим ко всякого рода инфекциям, поэтому так необходимо создавать уют и поддерживать чистоту в доме.

Ясельный период. Развитие ребенка во время этого периода происходит по трем направлениям: речь, предметную деятельность и моторика .Ясельный период. Умение говорить и развитие интеллекта взаимосвязаны. Общаясь со сверстниками и родными людьми малыш познает мир, учится высказывать свои мысли и задавать интересующие его вопросы. Во время ходьбы руки малыша свободны и он может брать предметы и изучать их. К трем годам малыш может рассказывать небольшие стихи, ходить в туалет самостоятельно, пользоваться ножницами, следить за гигиеной рук, рисовать прямые линии, начинает проявлять самостоятельность. С этого этапа формируется личность будущего взрослого.

Дошкольный этап.

В течение этого периода в ребенке развивается: внимание, память, мышление, манера поведения и личностные качества. Малыш продолжает развиваться физически и благодаря этому может выполнять упражнения, Дети в этом возрасте могут проявлять усидчивость, заниматься каким-то одним делом продолжительное время. Они копируют поведение своих родителей .Речь ребенка становиться более четкой и связанной. Произношение фраз малыш копирует у взрослых, поэтому так важно близким родственникам правильно говорить и помогать ребенку вести диалог. У малыша важный шаг в жизни – школа. Дошкольная подготовка начинается с 5-ти летнего возраста. Дети такого возраста становятся наблюдательными, способными к логическому мышлению и выводам.

Младший школьный возраст.

Приходя в школу, ребенок начинает активно развивать свой интеллект. Он попадает в новый социум со своими правилами, которые обязан выполнять. У школьника формируется ответственность, чувство долга, усидчивость. В школе тренируют систематичность и необходимость все доводить до конца.

Этап старшего школьного возраста.

Осуществляется переход из детства во взрослый мир. При этом дети растеряны и неуверенны в себе, им необходима поддержка и понимание родных, хотя они и мало к ним прислушиваются.

Развитие личности идет быстрыми темпами. Это обусловлено половым созреванием. Организм развивается быстрым темпом. У вчерашних детей появляются физические признаки взросления: рост волос на теле в разных местах, накопление жира в районе груди и ягодиц у девчонок, изменение тембра голоса у мальчишек, начинают расти зубы мудрости. Пропорции тела становятся похожими на взрослые. Подросток изучает себя, в это время он преодолевает свои недостатки и развивает нужные черты характера, формирует взгляды на жизнь.

Процесс формирования личности. следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденное, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет. Кризис трех лет первый симптом, отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем ребенок отрицательно реагирует не на содержание, а на просьбу взрослого. Второй симптом — это упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Третий симптом является строптивость, которая в отличие от упрямства носит более генерализированный характер, направлена против устоявшихся норм жизни и вызвана стремлением настоять на собственном желании. Четвертый симптом — своеволие, которое проявляется в том, что ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения. Он хочет все делать сам и т.д. Это протест-бунт, когда поведение ребенка начинает приобретать черты протеста, как бы постоянного конфликта. Симптом обесценивания, когда дети начинают употреблять неприличные слова. Дошкольный возраст — важный период становления личности. именно в дошкольном детстве складываются личностные механизмы поведения. В дошкольном возрасте возникает и развивается произвольное поведение. Дошкольник усваивает этические нормы. У него формируются моральные оценки и представления, активное отношение к событиям жизни, сочувствие, заботливость. Кризис семи лет называют кризисом непосредственности. При переходе к школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере и поведении ребенка, он начинает «манерничать» и «паясничать». Происходит утрата непосредственности ребенка, и он может прибегать к манерничанью как средству защиты. Ребенок начинает понимать сам себя, ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, причем перестраивается сам характер переживаний. Они начинают приобретать смысл для ребенка. Переживания приводят к потере непосредственности, у ребенка возникают новые отношения к самому себе. Позитивная сторона кризиса семи лет, состоит в появлении таких новообразований, как самолюбие и самооценка.

Самый ранний этап построения отношений с ребенком

Как известно, большие деревья имеют сильные и глубокие корни. Чем глубже и прочнее корни, тем сильнее дерево, и никакие стихийные бедствия не могут повредить его. Кроме того, такие деревья дают прекрасные плоды, поражают всех своей красотой и величием.

Отношения родителей и детей формируются точно так же. Как и в случае с деревом, если отношения строятся с самого начала правильно, то это приведет к более глубоким, более близким и теплым отношениям. Эти связи, построенные на доверительном отношении между родителями и ребенком помогут ему преодолеть многие трудности в будущем. Дело в том, что эта связь поможет ребенку раскрыть свой внутренний потенциал и развить свою личность.

Однако возникает вопрос: «Как возникают и укрепляется эти самые корни?»

Давайте кратко рассмотрим шесть последовательных этапов связи, предоставленных Г. Ньюфельдом.

http://blog.biensigorta.com.tr/wp-content/uploads/elementor/thumbs/father-and-children-with-a-symbol-of-roof—oah8ci07n233gmbig9dqu8gub979yf6mhmnjvkcndk.jpg

Когда ребенок рождается, он очень беспомощен и нуждается в ком-то, кто позаботится о нем. Если вы обратите внимание на детёнышей млекопитающих, то заметите, что они могут встать на ноги и ходить спустя несколько часов после рождения, что также позволит им прокормить себя. Однако человеческие новорожденные очень слабые.

Им нужен кто-то, кто позаботится об его физических потребностях. По этой причине родители, особенно мать, которая заботится о ребенке с самых ранних дней, проявляют свою любовь, удовлетворяя физические потребности ребенка. Большинство матерей считают, что этого достаточно накормить, напоить и уложить спать ребенка.

Многие думают, что в этом возрасте ребенок не поймет, забудет, когда вырастет, и ничего не почувствует. Это заблуждение. Основа психического здоровья ребенка строится с самого рождения. С этого момента закладываются основы взаимоотношений матери и ребенка и закладываются основы будущих отношений.

Таким образом, начальная стадия начинается с основных чувств первоначальных отношений. Связь между ребенком и матерью заключается в том, насколько хорошо мать относится к своему ребенку и насколько реагирует на его потребности и тревоги с любовью и заботой. Поэтому запах, тепло и голос матери в этот период имеют большое значение.

Ребенок по-прежнему плохо видит и не может выразить свои потребности, но обоняние настолько высоко, что он может легко отличить свою мать от других людей. На этом этапе матери должны быть очень осторожны со своими детьми. Дети очень чувствительны и сразу понимают, если мама чем-то обеспокоена, они тоже становятся беспокойны.

Одна мама поделилась со мной тем, что ее дочь засыпает, поглаживая ее волосы. Все знают, как волнуются дети, когда теряют своих родителей из поля зрения. Или то, что ребёнок засыпает под колыбельную своей матери. Эти и другие примеры иллюстрируют, как эмоции важны для построения отношений на ранней стадии.

https://www.donnamoderna.com/wp-content/uploads/2013/11/4010485-Gelosia-tra-fratelli.jpg

На следующем этапе ребенок пытается подражать своим родителям и тем, кто о нем заботится (бабушке и дедушке, тете, дяде и т. д.). Это фаза познавания. Все это дети делают, чтобы завоевать любовь родителей. Они пытаются покорить сердца родителей, смеясь, подражая им (в сидении, ходьбе, еде и т. д.). На самом деле, этого всего настолько много, что мы просто не обращаем внимания, не придаем значения, а этот период быстро проходит.

Дети хотят быть немного ближе к нам и хотят, чтобы их любили, как если бы они были такими же, как мы. “Посмотри, я как ты. Я сижу как ты. Я ем как ты. Я даже хочу носить твои туфли и выглядеть как ты.” Возможно, вы заметили, что мальчики носят мамину обувь, используют мамину косметику, надевают бабушкины очки или берут папины инструменты и будто делают ремонт, как если бы они были взрослыми. Мы же должны оценивать все эти действия, а не осуждать. Родитель должен прилагать усилия к развитию поведения ребенка, делиться с ним своей любовью и способствовать переходу на новый этап развития.

https://infinitheism.com/11Ways-bengaluru/lib/img/relationship-2.jpg

Интересно, что если мы хотим выяснить, с кем ребенок наиболее тесно связан в семье (этот возраст обычно проявляется в 1 год), то можно обратить внимание кому он пытается подражать, чьи действия он повторяет. Так он показывает свою любовь и верность этому человеку. Он искренне радуется приходу этого человека, пытается перед ним хвастаться своими способностями.

Характеристика каждого этапа роста и развития ребенка

Всего выделяется 7 периодов роста и развития ребенка. Названия могут быть разными, но суть всегда одна. Период длится ровно столько, сколько необходимо малышу для переходя на новую ступень развития.

Каждый этап уникален. Он больше никогда не повторится в жизни крохи, но принесет ему много нового. Идет активное развитие психики, мышления, памяти. За 2-3 года кроха, например, овладевает родным языком. Общая характеристика этих периодов – активное развитие психики.

С каждым месяцем жизни растет тело, удлиняются конечности, мышцы становятся крепче и сильнее. Важна параллельность физического и психического развития. Если что-то одно отстает от нормы, то нужно срочно обратиться к врачу. На всех этапах жизни ребенку нужна помощь родителей. Родители должны понимать, что часто перемены характера и настроения не зависят от самого ребенка. На него влияет взросление, изменение психики, развитие эндокринной системы.

Взросление

Взросление — непрерывный процесс развития человека. Меняется его представление о мире, родителях, о себе самом. Это целый комплекс процессов развития тела, личности, эмоций. Чтобы взросление проходило нормально, ребенку нужны помощь и понимание родителей. Ведь для малышей, детей и подростков все это тоже очень непросто.

Взросление можно разделить на 7 больших этапов от момента зачатия до 16-18 лет. Затем начинается его взрослая жизнь. После 18 лет развитие, конечно же, не останавливается, но все процессы протекают далеко не так быстро.

Зачатие

Активное развитие малыша начинается еще до его появления на свет. Главная задача организма ребенка — максимально подготовить его органы, все системы к самостоятельному функционированию. Первый период начинается от момента зачатия и длится до самых родов. Этот этап один из самых важных в жизни человека. От того, как будет проходить беременность, зависит ход развития малыша.

Тут матери нужно быть особенно внимательной:

  • Правильное питание

Побольше свежих овощей и фруктов, легкая пища. Желательно исключить все острое, жирное, маринованное. Пейте соки, воду.

  • Нельзя употреблять алкоголь, наркотики

Такие вещества опасны на протяжении всей беременности. Они могут вызвать выкидыш на раннем сроке или серьезные изменения плода. Допускается немного хорошего сухого вина, но всего по 50-100 грамм. Его разводят в воде, пьют за 15-20 минут до еды. В таких малых количествах оно не навредит малышу, а поможет, ведь в нем много витаминов.

  • Курение

Если женщина курит до беременности, то бросать курение резко нельзя. Старайтесь минимизировать количество сигарет постепенно и со временем полностью отказаться от них. Конечно, никотин негативно влияет на развитие плода.

  • Лекарства

Любые лекарства согласовывайте с вашим врачом. Некоторые привычные для вас (ношпа, аспирин, фенкарол, анальгин) могут очень сильно навредить плоду. Особенно опасны антибиотики, жаропонижающие, обезболивающие.

Все 9 месяцев малыш должен находиться в покое. Это возможно, только если мама будет заботиться о себе. Характеристика этого периода: быстрое развитие и активный рост малыша.

Новорожденность

Произошло отделение крошки от матери – пуповина перерезана. Теперь ему необходимо самому дышать, питаться, переваривать пищу, создавать новые кровяные тельца. От рождения и до первого месяца жизни длится второй период развития ребенка – период новорожденности. Сейчас малыш очень беззащитен. Он много спит – почти 20 часов в сутки. А когда не спит, то кушает, плачет. Кроха еще только привыкает к изменению внешней среды. Тут воздух, другая температура, давление. Все это ново для него.

Главное – обеспечить ему правильные условия жизни:

  • регулярное питание (через каждые 2-3 часа);
  • спокойный сон (нет яркого света, шума в комнате);
  • температура не ниже +22С;
  • гигиена: малыша купают 2 раза в день с детским мылом или пенкой;
  • ребенок чувствует себя защищенным, когда родители рядом с ним.

Сейчас очень уязвима иммунная система. Она еще не может полностью защитить крошку от болезней. Оградите его от возможных источников опасности:

  • перед тем как брать на руки, трогать его, тщательно мойте руки;
  • в первые 40 дней ограничьте контакты малыша с посторонними людьми – допускается только семья, педиатр;
  • чистая одежда, одноразовые подгузники;
  • обязательно купайте его под проточной водой;
  • смазывайте кожу ребенка детским кремом или маслом, чтобы она не потрескалась.

Критичные 40 дней прошли – теперь начинается новый этап. Новорожденность — один из основных периодов в жизни крохи. Это базис для дальнейшего развития. За этот первый месяц дети заметно подрастают, прибавляют до 1 кг веса и 2-3 сантиметров роста.

Грудничковый период

С конца первого месяца и до 1 года — столько длится грудничковый период. Вы удивитесь, как сильно изменился ваш малыш за это время. После первого месяца это малюсенький ребеночек, который только кушает, спит, плачет… И вот он уже празднует свой первый день рождения. Время летит быстро, но этот год — один из самых значимых периодов с точки зрения развития.

Психическое развитие

С первых дней жизни малыш учится использовать органы чувств. Развивается его речь.

  1. Уже к концу первого месяца он узнает свою маму по запаху. Знает, как пахнут те, кто часто берет его на руки, проводит с ним время.
  2. Использует более 20 видов плача, пытаясь таким способом элементарно общаться.
  3. Он научился различать цвета, концентрирует внимание на всем ярком.
  4. Со второго месяца начинает запоминать лица, голоса людей.
  5. С 3-го месяца показывает вам, что рад вас видеть: улыбается и двигает ручками и ножками.
  6. С 5-6 месяцев начинает бурно проявлять эмоции.
  7. К 1 годику уже может сказать несколько простых слов («ма-ма», «дай» и т.д.).
  8. Учится пользоваться ручками, пальчиками – развивается мелкая моторика.

Это немало для всего лишь 10-11 месяцев жизни. Такой прогресс считается глобальным для развития малыша. Счет идет не на недели и месяцы – он в считанные дни учится чему-то новому. Дальше на подобные достижения потребуются годы тренировок.

Физическое развитие

Всего за 1 год меняется очень многое:

  • прибавка в росте составляет до 25 сантиметров;
  • прибавка веса составляет 7-7,2 кг;
  • многие дети в 12 месяцев уже делают первые шаги;
  • умеют садиться и вставать, ползать, переворачиваться;
  • пропали все рефлексы новорожденных;
  • прорезались зубки;
  • ребенок переходит на полужидкую пищу (пюре из овощей, мяса, фруктов).

В конце первого года малыши очень активные, любят двигаться.

Ранний возраст

С 1 года до 3 лет длится период раннего дошкольного возраста. Это время для активного развития психики. Малыш учится говорить. Сначала он всего лишь слушает. Затем появляется связь «предмет-название». Он еще не может сказать сам, но отлично понимает, о чем идет речь. К 3 годам дети уже вполне отчетливого разговаривают, составляют правильные простые предложения. Они могут:

  • здороваться и прощаться;
  • представляться по имени;
  • просить попить, называя, что именно хотят (воду, сок, молоко);
  • подражают голосам животных;
  • знают названия предметов обихода (щетка, чашка, ложка, игрушка).

Важно разговаривать с малышом, читать ему вслух. Новые слова очень быстро запоминаются. Характеристика этого периода – повышение самостоятельности. Малыш проходит психологическую сепарацию от матери. Все яснее становится для него, что он — отдельная личность. У него могут быть свои желания или нежелания, он вполне может самостоятельно одеть кофточку, застегнуться, умыться…

Ближе к 3 годам малыш может вдруг стать агрессивным по отношению к другим детям, родителям, другим взрослым. Может ударить ребенка не площадке, укусить маму, когда она его одевает. Не стоит переживать по этому поводу. Идет эмоциональное развитие, но малыш еще не может все выразить словами или действиями. Иногда сильные негативные реакции приводят к агрессивному поведению. Указывайте крохе на ошибку, но не бейте его и не кричите в ответ.

Дошкольный период

Проходит с 3 до 6-7 лет. За это время крохе нужно подготовиться к самостоятельности. Он быстро учится. Продолжается активное психическое развитие:

  • увеличивается объем памяти
  • развивается личность, характер
  • повышается время концентрации (до 30 минут на одном предмете)
  • улучшается речь (у ребенка 6-7 лет речь считается достаточно развитой)
  • малыш может сам заботиться о своей гигиене (моет руки перед едой, справляется с туалетом, умывается)
  • развита социальная функция (умеет знакомиться, заводит дружеское общение)
  • деятельность становится полностью осмысленной.

Это период развития нервной системы и мозга. Малыша 6-7 лет можно без страха оставить на несколько часов в школе – он нормально справляется без мамы и папы.

Под конец дошкольного периода начнется следующий этап активного роста. Происходят важные физические изменения. Например, меняются зубы: молочные зубки выпадают, растут коренные. Мышцы и кости становятся крепче, а тело уже больше походит на пропорциональное тело взрослого человека.

Важный момент – диспансеризация перед школой. Если есть какие-то серьезные отклонения развития малыша, то сейчас они будут выявлены. Отставание физического или психического развития, дефекты речи, слуха и зрения могут помешать ему пойти в школу. Обязательно проходите регулярные осмотры у врача. Лучше всего, если эти проблемы будут выявлены как можно раньше.

Школьный возраст

От 7 до 16 лет проходит период дошкольного возраста. Основная характеристика этого периода – психологическое взросление. Все силы направлены на обучение, развитие личности. На этом этапе важно эмоциональное и волевое развитие. Ребенок учится контролировать свои действия, слова, желания. Проходит период адаптации в школе, и он полностью готов учиться следующие 10-11 лет.

Важную роль тут играет общение. Ребенок вступает в первые более-менее серьезные социальные отношения. Тут разные дети, и со всеми нужно найти общий язык. Выделяются друзья, общие интересы. Для личностного развития ребенка это важно, ведь личность лучше всего развивается в обществе. Уже есть возможность посмотреть на себя со стороны, критически оценить себя.

С 8-10 лет начинается второй период активного роста. Мальчики растут быстрее девочек, но вот половое созревание у девочек начинается быстрее. Из-за быстрого роста конечностей у детей в этом возрасте могут начаться проблемы с позвоночником, сколиоз. Обязательно нужно заниматься спортом, физкультурой. У детей до 12-13 лет сохраняется потребность в движениях, активных играх.

Пубертатный период

У мальчиков он начинается с 12-13 лет, для девочек чуть раньше – с 11-12 лет. Период полового созревания — еще один значимый этап развития любого человека. Это активные перемены внешности, поведения, самоощущения ребенка. Активизируется эндокринная система, начинают активно вырабатываться половые гормоны. Меняется внешний вид подростка. Сейчас важно помогать организму, который перестраивается. Измените рацион питания:

  • больше свежих овощей и фруктов;
  • ребенку нужно пить больше воды (до 1,5 литров жидкости в день);
  • меньше жирного, жареного;
  • меньше сахара, сладостей.

С выработкой большого количества половых гормонов тело начинает меняться – подросток становится похож на взрослого человека. У девочек вырисовываются женские контуры тела.

Психологическая характеристика этого периода – изменение собственного восприятия. Что-то в себе не нравится, хочется меняться, подражать или, наоборот, быть уникальным… Для ребенка это непростое время, и родителям обязательно нужно относиться с пониманием ко всем изменениям.

К сожалению, период полового созревания — это еще и время для проявления многих физиологических и психических заболеваний. Обязательно следите, чтобы ребенок проходил ежегодные осмотры врача, диспансеризацию. Кроме того, это период роста и развития органов половой системы. Молодой человек впервые начинает смотреть на себя не как на ребенка, а как на взрослого человека.

Как помочь своему ребенку?

У всех основных периодов развития вашего малыша есть кое-что общее: на каждом этапе ваши сын или дочь нуждаются в своих родителях. Родителям нужно понимать, что поведение ребенка связано с развитием психики, гормональными изменениями. Существует несколько кризисных периодов, когда ребенок меняется. Не нужно думать, что он просто плохо себя ведет или хочет разозлить вас. Перемены происходят незаметно даже для него самого. Психическая деятельность малыша усложняется, а мир вокруг меняется.

С вашей стороны важно понимание. Да, нельзя все его шалости, агрессию и плохое поведение поощрять или не обращать внимание на них. Для ребенка это вредно. Но не стоит и вам быть с ним агрессивными, бить, кричать. Старайтесь понять, что же сейчас происходит с вашим крохой. Ему хочется быть более самостоятельным? Самому научиться держать ложку или пить из чашки? Тут нет ничего плохого. Помогите ему, покажите, научите. Это даст возможность вам в будущем построить нормальные, здоровые отношения с ребенком.

Периодизация развития детей

20.01.17 09:00 / 👁5511 (96 за неделю) / ⏱️7 мин. /

С помощью возрастной периодизации осуществляется попытка выделения общих закономерностей жизненного цикла человека. Благодаря разбивке на периоды жизненного пути легче усматриваются закономерности развития личности из-за специфики разных возрастных этапов.
На международном симпозиуме 1965 года по возрастной физиологии условились выделять 7 периодов развития в детско-юношеском возрасте:

  1. Новорожденность – первая декада после рождения (10 дней).
  2. Грудной возраст – с 11 дня по достижении года.
  3. Раннее детство – 1-3 года.
  4. Первый детский период – 3-8 года.
  5. Второй детский период – 8-11 и 8-12 лет (у девочек и у мальчиков соответственно).
  6. Подростковый период – 12-15 лет и 13-16 лет (у девочек и у мальчиков соответственно);
  7. Юношеский период – 16-20 лет и 17-21 год (у девушек и у юношей соответственно).

В зависимости от критерия психологической периодизацией отмечаются разные жизненные периоды человека. Но независимо от выбранных оснований периодизации, большинство теорий сходятся вокруг одинаковых возрастных этапов.

Стадии развития по Эриксону

Психолог из США Э. Эриксон выделил в развитии личности несколько психосоциальных стадий, затрагивающих жизнь от раннего детства до юности.

Младенчество – от появления на свет до года

Благодаря заботе матери в этот момент закладываются основы личности, такие как уверенность, чувство доверия, внутренняя определённость. Крошка доверяет социуму, который ограничивается для него личностью матери. Но если мать несостоятельна, ненадёжна, отвергает дитя, то закладывается подозрительность, чувство недоверия.

Раннее детство – 1-3 года

В этот период малыш учится действовать самостоятельно – ползать, стоять, ходить, есть, одеваться, умываться и т. д. На этой стадии его идентичность можно выразить формулой «я сам». Становлению самостоятельности малыша способствует разумная дозволенность. Если наблюдается чрезмерная опека или, наоборот, родители слишком многого ожидают от ребёнка, того, что находится за пределами его возможностей, то в этих случаях он переживает неуверенность в себе, сомнения, стыд, слабоволие и приниженность.

Возраст игр – 3-6 лет

На дошкольном этапе происходит конфликт между виной и инициативой. Детей начинают интересовать разные профессии, они охотно контактируют со сверстниками, пробуют новое, легко идут на воспитание и обучение, видя перед собой конкретную цель. Главным чувством идентичности в этом возрасте становится «я – то, чем я буду». Путём поощрения фантазий, самостоятельности и начинаний ребёнка укрепляется развитие инициативности, творческих способностей, так расширяются границы его независимости. Если же ограничивать деятельность ребёнка и «душить» его контролем, то у него разовьётся чувство вины. Дети с чувством вины скованы, пассивны, не смогут в будущем продуктивно трудиться.

3 Методики раннего развития детей

Раннее развитие детей – тема, интересная большинству современных родителей, которые хотят дать …

Школьный возраст – 6-12 лет

В этом возрасте ребёнок серьёзно выходит за пределы семейного круга, начинается процесс систематического обучения. Школьники поглощены процессом познания: что, как и из чего получается. Теперь уже идентичность ребёнка можно охарактеризовать словами «я – то, чему смог научиться». В процессе школьного обучения дети усваивают правила активного участия и осознанной дисциплины. Этот период опасен тем, что может возникнуть чувство некомпетентности, неполноценности, сомнения в статусе среди сверстников или в своих способностях.

Юность – 12-19 или 13-20 лет у разных полов

Это важнейший из периодов психосоциального человеческого развития. Выросший из ребёнка, но ещё не ставший взрослым, подросток в это время сталкивается с незнакомыми социальными ролями и специфическим требованиями. Подростки стремятся оценить мир, выстроить к нему своё отношение, стихийно ищут ответы на важные для себя вопросы: «кто я есть?», «кем хочу стать?». Их захлёстывает пронзительное чувство собственной бесполезности, бесцельности, душевного разлада, что порой бросает их к негативной самоидентификации и отклоняющемуся поведению. Ролевая спутанность, кризис идентичности затрудняет выбор между продолжением образования и поиском карьеры. Иногда возникают сомнения в своей половой идентичности. Успешность выхода из кризиса юного периода может выразиться в появлении положительного качества – верности, когда подросток, сделав выбор, найдя свою дорогу в жизни, остаётся верным обязательствам, возложенным на себя, он принимает устои общества и далее их придерживается.

Закономерности детского развития и его периодизация по Выготскому

Советский психолог Л. С. Выготский выделил 4 главные особенности или закономерности детского развития.
Цикличность. Процесс развития имеет во времени довольно сложную структуру, содержание и скорость развития на протяжении детства постоянно меняются. Так, нарастание и интенсивное развитие в какой-то момент меняются на затухание и замедление. Ценность месяца в развитии младенца намного больше, чем ценность месяца у подростка, поскольку в первом случае цикл развития более интенсивный.
Неравномерность развития разных сторон личности, например, психических функций. В одни периоды психическая функция доминирует, развивается наиболее интенсивно, в то время как развитие других функций отступает в тень и зависит лишь от доминирующей функции. В каждом возрастном периоде начинается перестройка межфункциональных связей, на первый план выступает новая функция, а между остальными функциями устанавливаются новые зависимости.
Согласно Выготскому, есть два сменяющих друг друга типа возрастных периодов: стабильные и критические. Вот выстроенная им периодизация:

  1. Кризис новорожденного.
  2. Младенчество – 2-12 месяцев.
  3. Кризис первого года.
  4. Раннее детство – 1-3 года.
  5. Кризис трёх лет.
  6. Дошкольный возраст – 3-7 лет.
  7. Кризис семи лет.
  8. Школьный возраст – 8-12 лет.
  9. Кризис 13 лет.
  10. Пубертатный возраст – 14-17 лет.
  11. Кризис 17 лет.

Периодизация и ведущая деятельность по Эльконину

Советский психолог Д. Б. Эльконин считал, что для каждого возраста присуща своя система видов деятельности, однако, особое место в ней занимает ведущая деятельность. При этом ведущей является необязательно та деятельность, которая у ребёнка занимает больше времени, а та, что является главной по своему значению для развития психики. В соответствии с ведущими видами деятельности Эльконин выделяет и периоды детского развития:

25 Особенности развития детей дошкольного возраста

Каждому возрасту человека сопоставлен свой уровень психического, физического и социального развития. …

  1. Младенчество, когда общение ребёнка со взрослым носит непосредственный, эмоциональный характер.
  2. Ранний возраст (1-3 года) с преобладанием предметной деятельности.
  3. Дошкольный возраст (3-7 лет) с преобладанием ролевых игр.
  4. Младший школьный возраст (8-12 лет) с доминированием учебной деятельности.
  5. Подростковый возраст (11-15 лет) с лично-интимным общением с ровесниками.
  6. Юность.

Внутри самой деятельности различаются психологические новообразования. Когда одна ведущая деятельность сменяется другой (например, вместо игровой деятельности дошкольника возникает учебная деятельность младшего школьника), то наступает кризис. По содержанию можно отличать кризисы отношений, характерные для 3 и 11 лет и кризисы мировоззрения, которые приходятся на 1 год, 7 и 15 лет.

Стадии когнитивного развития Пиаже

Франко-швейцарский психолог Ж. Пиаже поставил во главу угла стадии когнитивного развития, проще говоря, уровня развития интеллекта.

Сенсомоторный интеллект

Он проявляется от рождения до полутора-двух лет. У малыша в этот период развиваются двигательные структуры и чувства: зрение, слух, обоняние, тактильное восприятие, манипулирование, всё это делается из любопытства к окружающей среде. Для малыша открываются связи между его действиями и результатом – потянуть на себя пелёнку и добраться до заветной игрушки, лежащей на ней. Он также начинает понимать, что другие предметы существуют независимо от него, и постоянно учится отличать себя от остального мира.

Репрезентативный (конкретно-операциональный) интеллект

Он соответствует возрасту конкретных действий (2-11 лет). Умственное развитие малыша достигает более высокого уровня. Здесь развивается символическое мышление, начинается интериоризация действий, формируются семиотические функции (умственный образ, язык). Складываются наглядные образные представления объектов, которые малыш обозначает уже не прямыми действиями, а названиями.
Вначале у мышления нелогичный, субъективный характер, но после 7 лет формируются ростки логического мышления. Стадии развития могут сменяться быстрее или медленнее благодаря культурному и социальному окружению хотя бы по тому, насколько полно они предоставляют ребёнку подходящие для занятий задачи и материалы.
Неэффективной является передача готового знания, например, зубрёжка правильных ответов, поскольку для развития необходимо проявление собственной активности при конструировании и регуляции познавательных процессов. Важен для развития мышления также и обмен идеями, споры и обсуждения со сверстниками. При переходе к конкретно-операциональному мышлению все психические процессы, способность к сотрудничеству, моральные суждения перестраиваются. Но эти логические операции остаются конкретными и применяются лишь к реальным предметам и манипуляциям над ними, поскольку реальность ребёнка представлена конкретным содержанием.

Формально-операциональный интеллект

Период формальных операций, характерный для формально-операционального интеллекта, приходится на возраст 11-15 лет, на протяжении которого формируется абстрактное мышление. Формально-операциональные структуры можно наблюдать, когда ребёнок начинает гипотетически рассуждать, не имея конкретной опоры и независимо от содержимого предметной области.
Основой логики взрослых людей являются формальные мыслительные процессы, именно на них основано простейшее научное мышление, которое манипулирует гипотезами и пользуется дедукцией. С помощью абстрактного мышления человеку удаётся выстраивать умозаключения, пользуясь правилами комбинаторики и формальной логики. Благодаря этому подросток может понять теорию, выстроить свою, прикоснуться к взрослому мировоззрению, временно покидая пределы собственного опыта. С помощью гипотетических рассуждений подросток попадает в сферу потенциально возможного, хотя его идеализированные представления можно проверить не всегда, поэтому они остаются противоречащими фактическому положению дел.

91 В стране ПК чудес

Многие родители, чтобы идти в ногу со временем прямо из колыбели подсаживают малыша к монитору. Но к …

Наивный идеализм

Когнитивный эгоцентризм подростков Пиаже обозначил «наивным идеализмом» подростка, который мышлению приписывает неограниченную силу, стремясь таким образом сделать более совершенный мир. Но когда подросток принимает на себя взрослые социальные роли, то тогда наталкивается на препятствия, ему приходится учитывать и внешние обстоятельства. Так в новой сфере происходит окончательная интеллектуальная децентрация.

Педагогическая периодизация

Педагогическая периодизация связана с делением образовательных учреждений на дошкольные (детский сад и ясли) и школьные (все школьные стадии). Здесь различается 6 периодов:

  1. Младенчество – от появления на свет до года.
  2. Раннее детство – 1-3 года.
  3. Дошкольный период – 3-6 лет.
  4. Младший школьный период – 6-10 лет.
  5. Средний школьный период – 10-15 лет.
  6. Старший школьный период – 15-18 лет.

Знание важнейших этапов индивидуального развития детей и возникающих на этих этапах проблем является важнейшим условием для эффективной воспитательной и образовательной работы, формирующей жизненные навыки, помогающие укрепить и сохранить здоровье.
Поскольку не существует общепринятого определения юности и подросткового возраста, ООН стала считать подростками людей 10-19 лет, а молодёжью – 15-24 лет, что используется для статистики, чтобы не вносить путаницу в формулировки стран-членов ООН. Подростки и молодёжь совместно обозначаются словосочетанием «молодые люди» с возрастными рамками 10-24 лет. В Конвенции о правах ребёнка детьми считаются все лица до достижения 18 лет.

Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам

Итак, в вашей семье счастливое событие – родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…). Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи – рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

ВНИМАНИЕ! ЧТОБЫ НЕ ПИСАТЬ В КОММЕНТАРИЯХ О ДЕТЯХ ВУНДЕРКИНДАХ! Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

  • Полный список вещей для новорожденного ребенка – список вещей;
  • Детская аптечка для новорожденных: состав аптечки – полный список аптечки.

Календарь развития по месяцам

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 20 часов в сутки он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см.), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в коленях ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать недолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Полезные статьи по теме развития ребенка (открыть)

Педиатры считают важным прикладывание ребенка к груди в первые минуты жизни ребенка. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается “эмоциональный контакт”. Также первое молоко (молозиво) очень полезно для новорожденного ребенка. Читаем почему – В чем важность раннего прикладывания новорожденного к груди (прикладывание сразу после родов)

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем, за первый месяц ребенок набирает в весе около 600 – 700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время кормления торопить ребенка. Когда малыш у груди, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется к окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть рефлексов пропадает. К таким рефлексам относятся:

  • Сосательный;
  • Плавательный (если положить кроху животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Основные врожденные рефлексы детей. Безусловные и условные рефлексы.

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку: смотрите как правильно ее обрабатывать.

В первые месяцы (обычно до 3-х месяцев) 80% малышей испытывают боли в животике из-за коликов и газиков. Ребенок выгибает спинку, сучит ножками и истошно плачит. Настоятельно рекомендуем ознакомиться с публикациями на тему коликов и газиков.

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте – 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром – плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах – мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки – звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная “речь” – гуление, или агуканье.

Подробно Развитие в первый месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее – бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать ручки в стороны, он уже нашел их и с удовольствием исследует – рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Подробно о развитии в два месяца

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет крохе избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте малышу подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с малюткой, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост – прибавка 3-3.5 см. Вес – прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении – до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы “подпрыгивает” и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушки. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Подробно Развитие ребенка в 3 месяца

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги – «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку – затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Подробно Развитие на 4 месяце жизни

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является умение различать своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами – подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

Подробно Развитие в 5-ть месяцев

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка прикормом. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700 гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает “по-пластунски”, способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель – так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет – он упал, нажал на кнопку – включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Подробно Развитие в пол года

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр – «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Подробно о развитии в 7 месяцев

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если попросить кроху помахать вам вслед рукой, он с удовольствием помашет. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения – принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова – «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Подробно Развитие в 8 месяцев

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям – недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика – ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Подробно Развитие ребенка в 9 месяцев

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами – катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи – например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.

Подробно Развитие на 10 месяце жизни

Это уже практически «взрослый ребенок». Самостоятельно передвигается, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Учится произносить первые слова.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность – ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем “языке”, отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача – показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Подробно Развитие в 11 месяцев

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается – одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия – малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами – телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях – «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку.

Подробно Развитие в 12 месяцев

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов – это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок – самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Обобщили: Что должен уметь ребенок в один годик

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

По теме развития ключевые моменты

  • Когда начинаем агукать;
  • Когда начинаем держать голову;
  • Когда начинаем сидеть;
  • Когда начинаем ползать;
  • Когда начинаем ходить ;
  • Рост ребенка;
  • Вес ребенка;
  • Прорезывание зубов;
  • Первый прикорм;

Таблица прибавки роста и веса

По теме здоровья ребенка:

Основные болезни ребенка от рождения и до года (самые распространенные недуги).

Вот статья о самых распространенных проблем с кожей у младенцев.

Фильм: Развитие ребенка по месяцам: календарь физического и психического развития малыша до года

Можете сразу перейти к нужному месяцу и изучить подробные статьи:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *