Если ребенок гиперактивный

В настоящее время все чаще говорят о гиперактивности детей. Многие люди не до конца понимают, что означает это термин, и применяют его ко всем подвижным и активным детям. Однако гиперактивность – это не просто повышенная активность малыша, это нарушение поведенческих реакций ребенка, связанных с нарушением работы мозга.

Какой он гиперактивный ребенок? Что делать родителям такого ребенка? Ведь им предстоит столкнуться с массой проблем, научиться корректировать поведение своего чада, помочь ему адаптироваться в школе, а это обычно очень непросто.

Что такое гиперактивность

Сам термин «гиперактивность» означает сильно повышенную активность и возбудимость человека. Гиперактивность наиболее часто встречается у детей, так как они хуже контролируют свои эмоции.

При гиперактивности обычно не уравновешена нервная система. У ребенка возникают поведенческие расстройства, требующие коррекции. В современном мире все больше детей страдают этим расстройством.

Обычно гиперактивный ребенок имеет такие нарушения:

  • Не может длительно концентрировать внимание на каком-либо действии. Это особенно часто приносит проблемы в школе.

Ведь ребенку трудно высидеть урок, слушать учителя, выполнять задания. Такие дети забывчивы, рассеяны. Даже надолго усидеть перед телевизором проблематично для таких детей.

  • Повышенная эмоциональность и импульсивность.

Гиперактивные дети часто не могут контролировать свои эмоции, выплескивая их на окружающих, совершают неожиданные импульсивные действия.

  • Двигательная активность сверх меры.

Многие дети особенно в дошкольном и начальном школьном возрасте бывают довольно подвижны. Однако гиперактивные дети выделяются даже на их фоне. Он не могут усидеть на месте, буквально приплясывают, если их усадили. В движении находятся их кисти рук, ноги, бегают глазки, меняется мимика.

Если у ребенка имеется одно или два и приведенных выше нарушений, то, скорее всего, это просто возрастные особенности поведения. С возрастом ребенок научится лучше контролировать свои эмоции, его поведение выровняется. Однако если у малыша все перечисленные нарушения, то это повод проконсультироваться со специалистом.

Важно вовремя заподозрить и диагностировать это нарушение, чем потом пожинать плоды непонимания своего чада.

С медицинской точки зрения гиперактивность – гипердинамический синдром – это диагноз. Установить его может врач невролог или невропатолог. Чаще всего этот диагноз связан с минимальной мозговой дисфункцией и нарушениями функции ЦНС.

В следующем видео о том, что такое гиперактивность, вам расскажет доктор Комаровский:

Когда проявляется

Считается, что наиболее ярко синдром гипердинамической активности проявляется в дошкольном (4-5 лет) и начальном школьном возрасте (6-8 лет). Ребенок попадает в детский коллектив и не выдерживает современного темпа обучения.

Сразу проявляются все признаки его гиперактивности: с ребенком не справляется воспитатель или учитель, он не усваивает программу обучения и прочие проблемы его поведенческих нарушений.

Однако первые признаки гипердинамического синдрома можно обнаружить еще в младенческом возрасте. Такие детки очень подвижны и эмоциональны: выпутываются из пеленок, падают, стоит лишь на мгновенье отвернуться, плохо спят, их сон поверхностный, беспокойный, а могут всю ночь прокричать без причины.

По мере взросления поведение гиперактивных детей продолжает «радовать» родителей: выбираются из манежей и колясок, часто падают, везде влезают, все опрокидывают.

Малыши уже в 1-2 года активные и чрезмерно подвижные, мамы едва успевают за ними. Их не интересуют игры, где нужно думать, складывать, строить. Гиперактивному малышу трудно дослушать сказку, досмотреть мультфильм, он не может сидеть на месте.

Что делать родителям, если они заподозрили в ребенке синдром гиперактивности?

Норма или патология. Ложная гиперактивность

Очень часто гиперактивность путают с нормальным поведением ребенка, ведь большинство детей в возрасте 3-7 лет довольно активны и импульсивны, трудно контролируют эмоции. Если ребенок неусидчивый, часто отвлекается, то говорят, что он гиперактивный. Однако для детей младших классов недостаток концентрации внимания и невозможность долго усидеть на месте обычно является нормой. Поэтому гипердинамический синдром бывает непросто диагностировать.

Если ребенок помимо дефицита внимание и повышенной активности имеет проблемы с установлением отношений со сверстниками, невнимателен к чувствам других, не учится на своих ошибках, не умеет приспосабливаться к обстановке, то эти признаки указывают на патологию – синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

С точки зрения неврологии этот диагноз является довольно серьезным и ребенку необходимо лечение, чем раньше, тем лучше.

Диагностика

Если родители заподозрили у своего ребенка СДВГ, то необходимо обратиться за консультацией к детскому неврологу. Врач назначит соответствующее обследование, которое необходимо пройти. Ведь под симптомами гипердинамического синдрома могут скрываться и более серьезные патологии.
Диагностика включает в себя три этапа:

  1. Врач собирает данные о поведении и реакциях ребенка, об особенностях протекания беременности и родов, перенесенных заболеваниях, наследственных патологиях членов семьи.
  2. Проводит специальные тесты и оценивает результаты и количество затраченного времени, а также реакцию и особенности поведения ребенка при этом. Обычно такие тесты проводят для детей 5-6 лет.
  3. Электроэнцефалограмма. Это обследование позволяет оценить состояние мозга ребенка. Оно безболезненно и неопасно.

После получения всех результатов врач – невролог ставит диагноз и дает свое заключение.

Признаки

Основные признаки, помогающие распознать гиперактивность ребенка:

  1. Ребенок обладает повышенной беспричинной двигательной активностью. Он все время крутится, прыгает, бегает, везде лезет, даже если знает, что нельзя. У него отсутствует процесс торможения в ЦНС. Он просто не может себя сдерживать.
  2. Не может усидеть на месте, если его усадить, то он крутится, встает, ерзает, не может сидеть спокойно.
  3. При разговоре часто перебивает собеседника, не выслушивает вопрос до конца, говорит не по теме, не задумывается.
  4. Не может тихо сидеть. Даже играя, он шумит, пищит, делает неосознанные движения.
  5. Не может выстоять очередь, капризничает, нервничает.
  6. Имеет проблемы при контакте со сверстниками. Вмешивается в чужие игры, пристает к детям, не умеет дружить.
  7. Не считается с чувствами и потребностями других людей.
  8. Ребенок очень эмоционален, не имеет возможности контролировать ни положительные, ни отрицательные эмоции. Часто устраивает скандалы и истерики.
  9. Сон ребенка неспокойный, днем часто вообще не спит. Во сне ворочается, сворачивается калачиком.
  10. Быстро теряет интерес к занятиям, перескакивая с одного на другое и не доводя до конца.
  11. Ребенок рассеянный и невнимательный, не может сконцентрировать внимание, часто делает из-за этого ошибки.

Родители гиперактивных детей сталкиваются с трудностями с ранних лет. Ребенок не слушается родителей, необходимо все время его контролировать, постоянно находится рядом.

Подробнее о признаках этого синдрома вы можете узнать, посмотрев видео:

Причины

Основными причинами, которые могут вызывать нарушение функций нервной системы ребенка, а, следовательно, и синдром гиперактивности, специалисты считают следующие ситуации:

  • Наследственность (генетическая предрасположенность)
  • Повреждения клеток мозга во внутриутробном периоде или во время родовой деятельности.

Это могут быть гипоксия плода, инфекции, родовые травмы.

  • Нарушения, вызванные в результате неблагоприятной обстановки в семье, ненормальными условиями обитания, неправильного воспитательного процесса, заболеваниями и травмами после рождения.

По статистически данным гиперактивностью чаще страдают дети мужского пола. На пять мальчиков только одной девочке ставят такой диагноз.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Выделяют такие разновидности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ):

  1. Гипердинамический синдром без дефицита внимания.
  2. Синдром дефицита внимания присутствует, однако без гиперактивности (обычно бывает у детей женского пола – это девочки спокойные, рассеянные, тихони).
  3. Сочетание синдрома дефицита внимания и гипрединамичности.

СДВГ может быть первичным, возникшим во внутриутробном периоде, и вторичным (приобретенным), полученным после рождения в результате травмы или заболевания.

Также различают простую форму заболевания и осложненную. При осложненной форме СДВГ к симптомам добавляются другие признаки: нервный тик, заикание, энурез, головные боли.

Лечение

К лечению СДВГ необходимо подходит комплексно. Применяют некоторые процедуры, медикаменты, диеты, но основной упор делается на психологическую коррекцию и правильный подход в воспитании гиперактивного ребенка.

В странах Европы и в США для лечения СДВГ широко применяют психостимулирующие препараты. Они довольно эффективны, но имеют много побочных реакций. Основные из них – нарушения пищеварения, головные боли, бессонница, задержка роста. В России СДВГ лечат ноотропными препаратами, которые положительно влияют на функции мозга (Холитилин, Энцефабол, Кортексин).

Эти средства более эффективны при дефиците внимания.
При упоре на гипердинамический синдром применяют препараты, влияющие на тормозные реакции центральной нервной системы (Фентибут, Пантогам).

Назначать лекарственные препараты может только врач! Прием лекарств проводится под наблюдение специалиста. Кроме того возможно применение процедур, связанных со стимуляцией мозга слабыми импульсами электрического тока.

Важно и питание ребенка. Так при несбалансированной диете метаболизм детей нарушается, что может провоцировать раздражительность и капризность. Растущий организм требует белок, витамины и минералы. В рационе должны присутствовать продукты с высоким уровнем Омега3-жиров, оказывающие полезное действие на ЦНС. А вот количество сладостей и углеводов лучше уменьшить. Лучше давать ребенку ягоды и фрукты. Можно оставить в рационе немного черного шоколада.

Обязательна при лечении психологическая коррекция поведения ребенка. Психолог помогает ребенку лучше разобраться в своих действиях, а также даст советы родителям по построению отношений с таким ребенком и методам его воспитания и обучения.

Большая часть детей «перерастает» это заболевание, если у них не было осложнений и оказано своевременное лечение. В некоторых случаях СДВГ переходит и во взрослую жизнь, особенно при неоказании своевременной адекватной помощи ребенку.

Больше информации о лечении синдрома вы можете узнать из видео:

Особенности общения с такими детьми

Воспитывать гиперактивного ребенка бывает не просто. Даже при сильной любви к своему чаду, родители не всегда могут выдерживать все его проделки, часто срываются и кричат. А бывает, что вообще перестают заниматься его воспитанием, решив «что вырастет, то вырастет».

Не редко родители пытаются привить такому малышу строгую дисциплину, жестоко пресекая все его выходки и непослушание. Ребенка наказывают за малейшую провинность. Однако такое воспитание только усугубляет проблемы поведения ребенка. Он становится более замкнутым, неуверенным, непослушным.

Перегибать в отношении детей с СДВГ нельзя, чтобы к уже имеющимся нарушениям не добавить новые проблемы (заикание, недержание мочи и прочие). К каждому ребенку с СДВГ необходимо найти свой подход, учитывая его неврологические особенности.

Что делать родителям, воспитателям и учителям

Ребенку с гипердинамическим синдромом требуется много родительского внимания. Необходимо стараться его выслушивать, помогать выполнять задания, развивать его усидчивость и взаимодействие с окружающим миром. Ему нужны похвалы и награды, одобрение и поддержка, больше родительской любви. Родители прежде, чем наказать ребенка, должны учесть, что он вполне нормальный по интеллекту, но у него проблемы с регулированием своей моторной деятельности. Поэтому он не специально совершает то, что ему запретили, а просто не может себя остановить.

Необходимо правильно организовать режим дня. Придумать свои ритуалы. Больше гулять на улице. Желательно записать ребенка на спортивную секцию. Хорошо подойдут плаванье, гимнастика, бег, верховая езда, спортивные танцы. Необходимо и дома устроить спортивный уголок, чтобы ребенку было, где выплеснуть энергию.

Отдавая ребенка в детский сад, необходимо заранее выбрать подходящий, где есть группы с возможностью играть, дети активно двигаются, выполняют задания и отвечают по желанию. Поговорите с воспитателем об особенностях малыша.

Если из-за поведения ребенка возникает конфликт в саду, то лучше забрать его оттуда. Нельзя обвинять кроху, что в этом виноват он, скажите, что просто ему не подошла эта группа.

Учеба в школе также имеет свои сложности. Обсудите, что делать учителю, чтобы не травмировать гиперактивного ребенка, помочь ему адаптироваться в классе. При выполнении домашних заданий следует подготовиться заранее, не отвлекаться. Занятия должны быть короткими, но эффективными, чтобы ребенок не потерял внимание. В

ажно делать уроки регулярно, в одно и то же время. Необходимо понаблюдать за ребенком и определить наиболее подходящее время: после еды или после физической нагрузки.
При наказании гиперактивного ребенка не стоит выбирать те, которые не дают ему двигаться: ставить в угол, сажать на специальный стул.

Положительные качества гиперактивных детей

Несмотря на все неприятные поведенческие особенности детей с гипердинамическим синдромом, они имею и много положительных качеств, развитию которых родители должны уделить особое внимание.

  • Гиперактивный ребенок обладает креативным творческим мышлением.

Он может выдавать массу интересных идей, а если хватит терпения, то и заниматься творчеством. Такой ребенок легко отвлекается, но имеет своеобразный взгляд на окружающий мир.

  • Гиперактивные дети обычно энтузиасты. Они не бывают скучными.

Интересуются многими вещами и являются, как правило, яркими личностями.

  • Такие дети энергичны и деятельны, но часто непредсказуемы.

Если у них есть мотив, то они выполняют все быстрее, чем обычные дети.

  • Ребенок с СДВГ очень гибкий, изворотливый, и может найти выход там, где другие не заметят, решить задачу необычным способом.

Интеллект детей с СДВГ никак не нарушен. Очень часто они имеют высокие художественные и интеллектуальные способности.

Конкретные способы общения и взаимодействия с такими детьми приводятся в следующем видео:

Советы психологов

Психологи отмечают, что ели у ребенка имеются признаки гиперактивности, то следует начать их устранение, чем раньше, тем лучше. Такой подход помогает избежать трудностей, возникающих из-за поведенческих нарушений ребенка, стрессов и разочарований со стороны его родителей и окружающих людей, да и самого малыша. Поэтому при установленном диагнозе СДВГ не следует пренебрегать помощью врача – специалиста и психолога, чтобы не потерять время.

Психологи отмечают, что правильно организованный распорядок дня, благоприятная обстановка в семье помогает ребенку в лечении СДВГ. Кроме того советы психолога такие:

  1. Обеспечьте ребенку спокойную, стабильную, нераздражающую обстановку. Это поможет снизить накопление и выброс сильных эмоций.
  2. У него должны сформироваться необходимые рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, лечь спать после того, как мама прочтет сказку или споет песенку.
  3. Для сброса лишней двигательной активности необходимо организовать ребенку занятия в спортивных секциях.
  4. Не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Периодически позволяйте активные действия для выхода лишней энергии.

Устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, а главное учитывать особенности ребенка при оценке его действий.

Мульфильмы для профилактики гиперактивности.

Следующие мультфильмы помогут вашему ребенку больше понять о своем состоянии, обсуждая сюжет и героев со своим ребенком вы сможете помочь ему бороться с этой проблемой.

Итак список мультфильмов:

  • «Непоседа, Мякиш и Нетак»
  • «Маша больше не лентяйка»
  • «Вот какой рассеянный»
  • «Крылья, ноги, и хвосты»
  • «Петя Пяточкин»
  • «Обезьянки»
  • «Непослушный медвежонок»
  • «Нехочуха»
  • «Осьминожки»
  • «Непослушный котенок»
  • «Непоседа»

План

Введение.

1. Признаки гиперактивности у ребенка.

2. Причины гиперактивности.

3. Пути коррекции гиперактивности. Взаимодействие родителей с гиперактивными детьми.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность темы исследования. Синдром гиперактивности у детей — очень распространенное поведенческое и эмоциональное нарушение у детей. Синдром гиперактивности сразу заметен на фоне окружающих. Ребенок ни минуты не сидит на месте, постоянно находится в движении, никогда не доводит дело до конца, бросает и тут же принимается за другое. Симптомы наблюдаются у 3-5% детского населения.

Часто детей с симптомами этого заболевания называют гиперактивными. Болезнь у детей до года встречается реже, чем у младенцев. Гиперактивность у детей до года имеет индивидуальные признаки. Лечение гиперактивности у детей – это работа опытного психолога.

Синдром гиперактивности у детей выражается в завышенной подвижности. Ребенок не способен усидеть на месте, постоянно крутится, сейчас он занимался одним делом, через минуту – другим, а потому не удивительно, что все остается незавершенным. Ребенок с признаками гиперактивности постоянно находится в движении, когда к нему обращаешься, кажется, не слышит или не обращает внимание. Из-за неусидчивости плохо воспринимает материал, слабо обучается.

Цель данной работы – рассмотреть причины появления симптома гиперактивности у детей и определить пути коррекции.

Задачи:

  • рассмотреть признаки гиперактивности у ребенка;
  • изучить причины гиперактивности;
  • определить пути коррекции гиперактивности, способы взаимодействия родителей с гиперактивными детьми.

1. Признаки гиперактивности у ребенка

Как правило, таких детишек называют «моторчиками”, «с вечным двигателем” или «как на шарнирах”, ведь они постоянно в движении. Они не могут спокойно сидеть, постоянно прыгают, бегают, их руки без конца что-то трогают, бросают, ломают. Такие дети весьма любопытны, но их любопытство — явление сиюминутное, поэтому, как правило, редко улавливают суть.

Любознательность гиперактивным детям не свойственна, они совершенно не задают вопросов «зачем”, «почему”. Даже если и задают, то ответ выслушать забывают.

Невзирая на постоянное движение, в котором ребенок находится, у него имеются некоторые нарушения координации: неуклюж, неловок в движении, постоянно роняет предметы, часто падает, ломает игрушки. Тело гиперактивных малышей постоянно в царапинах, ссадинах, синяках и шишках, но выводов из этого они не делают и вновь набивают шишки.

Характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость, невнимательность, частые смены в настроении, упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Такие дети часто оказываются в центре разворачивающихся событий, так как они самые шумные.

Гиперактивный ребенок не понимает задания, с трудом усваивает какие-либо новые навыки. Довольно часто самооценка гиперактивных детей занижена. Ребенок не умеет расслабляться в течение дня, успокаивается лишь во время сна.

Зачастую днем такой ребенок не спит даже в младенческом возрасте, ночной же сон у него весьма беспокойный. Такие дети привлекают к себе внимание, находясь в общественных местах, поскольку все время что-то трогают, хватают, не слушают своих родителей.

2. Причины гиперактивности

Существует множество мнений по причинам проявления у детей гиперактивности. Наиболее распространенные из них:

  • генетическая предрасположенность (наследственность);
  • биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности);
  • социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Гиперактивность ребенка проявляется еще в дошкольном возрасте. Дома гиперактивных детей постоянно сравнивают с их старшими братьями, сверстниками, у которых хорошая успеваемость и образцовое поведение, от чего те очень страдают.

Родителей зачастую раздражает их недисциплинированность, навязчивость, беспокойность, эмоциональная неустойчивость, неаккуратность. Гиперактивные дети не могут подходить к выполнению различных поручений с должной ответственностью, помогать своим родителям.

При этом наказания и замечания не дают должных результатов. Со временем сложившаяся ситуация лишь ухудшается, особенно когда ребенок идет в школу. В освоении школьной программы сразу же возникают трудности, отсюда развивается неуверенность в себе, разногласия во взаимоотношениях со сверстниками и учителями, а также усиливаются нарушения в поведении ребенка. Часто именно в школе у ребенка обнаруживаются проблемы со вниманием.

Несмотря на выше перечисленное, гиперактивные дети интеллектуально развиты, о чем говорят результаты многочисленных тестирований, но им необычайно сложно сосредоточиться, организовать собственную работу.

Гиперактивным детям весьма свойственна импульсивность, ребенок постоянно что-то делает, не подумав, отвечает на задаваемые вопросы невпопад, перебивает окружающих. Во время игр со сверстниками не следует правилам, из-за чего с участниками возникают конфликтные ситуации.

Гипеактивный ребенок с нарушением внимания не может довести выполнение задания до конца, он несобран, не может сосредоточиться на неоднократно повторяющейся деятельности, не приносящей сиюминутного удовлетворения, часто переключается с одного занятия на другое.

Гиперактивность значительно уменьшается или вовсе исчезает к подростковому возрасту, но импульсивность и нарушения функции внимания, как правило, сохраняются до взрослого возраста.

3. Пути коррекции гиперактивности. Взаимодействие родителей с гиперактивными детьми

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит активного внимания, импульсивность и повышенная двигательная активность. Причины появления данного синдрома в настоящее время окончательно не установлены.

В поведении ребенка данный синдром проявляется повышенной возбудимостью, непоседливостью, разбросанностью, расторможенностью, отсутствием сдерживающих начал, чувством вины и переживания. Про таких детей иногда говорят, что они «без тормозов”.

Поскольку своевременно не выявленная гиперактивность в дальнейшем может стать причиной школьной неуспеваемости, проявления неадекватного поведения, нужно обращать особое внимание на детей раннего возраста, демонстрирующих признаки этого синдрома. Но диагноз гиперактивности имеет право поставить только врач.

В зависимости от особенностей ребенка врач может порекомендовать либо сбалансированное питание, либо витаминотерапию, либо медикаментозное лечение. Но только медикаментозная помощь не сможет адаптировать ребенка к окружающим условиям, привить ему социальные навыки. Поэтому в работе с гиперактивным ребенком необходим комплексный подход.

В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать два основных приема: сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка.

Снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной, крупой, песком, водой, рисование с помощью пальцев. Кроме того, взрослый может следовать за интересами ребенка, наблюдая, что его увлекает в данный момент, что притягивает его интерес. Например, если ребенок подходит к окну, взрослый делает это вместе с ним и пытается определить, на каком предмете остановился взгляд ребенка, и старается удержать внимание малыша на этом предмете, подробно описывая детали предмета.

Р. Кэмпбелл считает, что основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются: — недостаток эмоционального внимания, подменяемого медицинским уходом; — недостаток твердости и контроля в воспитании; — неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

Если между взрослым и ребенком налажен эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок проявляет гиперактивность в гораздо меньшей степени. «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то обраэом свети до минимума симптомы своей гиперактивности” — В. Оклендер.

Коррекционную работу с такими детьми можно проводить в рамках игровой терапии. Но так как гиперактивные дети не всегда воспринимают границы дозволеного, следует обращать особое внимание на ограничения и запреты, вводимые в процессе занятий с ребенком. Их следует делать спокойным, но вместе с тем уверенным тоном, обязательно предоставляя ребенку альтернативные способы удовлетворения его потребностей. Например: «Выливать воду на пол нельзя, но если ты хочешь купать куклу, давай мы посадим ее в таз”.

Неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, т.к. они способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль. Например, родители вместе с ребенком ложатся на ковер и двигаются по нему, лучше под спокойную музыку: перекатываются, ползают, «борются”. Если ребенок маленький, то родитель может положить ребенка себе на живот и выполнять произвольные движения и поглаживания. Дети быстро успокаиваются, ощущают безопасность, расслабляются и доверяют себя взрослому. Можно, сидя на ковре (родитель сидит позади ребенка), делать следующее упражнение: родитель берет попеременно руки и ноги ребенка и выполняет ими плавные движения. Можно таким образом играть в мяч, держа руки ребенка в своих руках. Таким образом, развивается эмпатия, ребенок получает удовольствие от взаимодействия с родителем, доверяет ему, чувствует его поддержку.

Иногда гиперактивность сопровождается вспышками агрессии, вызванными постоянным недовольством окружающих и огромным количеством замечаний и окриков. Родителям необходимо выработать эффективную стратегию взаимодействия со своим ребенком. Когда родители наблюдают за своим ребенком, активно включаясь в совместные игровые действия, они начинают лучше понимать потребности своего ребенка и принимать его таким, какой он есть.

Родители должны понять, что ребенок ни в чем не виноват и что бесконечные замечания и одергивания ребенка приведут не к послушанию, а к обострению поведенческих проявлений гиперактивности. Родителям нужно научиться сдерживать бесконечный поток замечаний.

Для этого родители и другие близкие люди, которые живут вместе с ребенком, в течение дня записывают все замечания, которые были сделаны ребенку. Вечером взрослые зачитывают список и обсуждают, какие из замечаний можно было не делать, отмечая те из них, которые привели к усилению деструктивного поведения ребенка.

Многие родители жалуются, что их дети – «с мотором”, никогда не устают, чем бы они не занимались. Однако это не так: излишняя активность ребенка после эмоционального перенапряжения, непоседливость могут быть проявлением общей ослабленности мозга. Поэтому необходимо строить распорядок дня таким образом, чтобы не перегружать ребенка, и четко соблюдать этот распорядок дня. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в сторого определенное время, как можно меньше смотреть телевизор, особенно перед сном. Поскольку гиперактивный ребенок спит мало и беспокойно, желательно вечером перед сном погулять с ним, или заняться чем-то спокойным.

В целях безопасности ребенка родители должны установить определенные запреты. Запретов должно быть немного, и они должны быть четко и кратко сформулированы. Запрет для детей раннего возраста может состоять из 2-3 слов, например «горячо, утюг”. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста запрет должен содержать не более 10 слов.

Гиперактивные дети в силу своей импульсивности не могут долго ждать. Поэтому все поощрения, обещанные ребенку взрослыми, надо предоставлять им сразу, иначе ребенок будет ежеминутно напоминать взрослым об обещании, что может вызвать ответную негативную реакцию со стороны родителей.

Гиперактивному ребенку трудно контролировать свое поведение, поэтому нельзя требовать от него одновременно быть внимательным, неподвижно сидеть и не перебивать взрослого. Например, во время чтения сказки родитель может дать ребенку возможность занять свои руки игрушкой и вставлять реплики.

Гиперактивные дети не всегда адекватно воспринимают родительскую любовь, поэтому им в большей степени, чем другим, необходима уверенность в безусловной родительской любви и принятии.

Рекомендации родителям

Какие же рекомендации можно дать родителям гиперактивного ребенка и тем самым помочь им в процессе его воспитания?

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

  • Необходимо стараться по возможности сдерживать свои бурные аффекты, вызванные поведением ребенка. Эмоционально поддерживать детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывать в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
  • Избегать категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Стараться реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» – лучше попробовать переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
  • Следить за своей речью, стараться говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулировать чувствами ребенка и не унижать его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

  • Если есть возможность, постараться выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
  • Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составить распорядок дня, следуя которому, проявлять одновременно гибкость и упорство.
  • Определить для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Заключение

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Каковы причины гиперактивности

Причины проявления данного синдрома в настоящее время окончательно еще не установлены. Но многие специалисты отмечают среди причин следующие:

  • токсикоз беременности;
  • патология родов;
  • инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;
  • генетические факторы;
  • хронический алкоголизм родителей.

Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

Самое главное — искреннее желание помочь ребенку со стороны родителей.. Нужно постараться, чтобы обстановка дома была спокойной. Очень важно правильно организовать режим дня. У ребенка должен быть безопасный для окружающих выход его гиперактивности. Хороши занятия спортом, за исключением борьбы, провоцирующей агрессивность — ее у гиперактивных детей вполне достаточно. Не следует также устраивать соревнований. Когда ребенок соревнуется с кем-то, пытаясь доказать, что он лучше, он волнуется и возбуждается. А вот этого гиперактивным детям как раз не нужно, их нервная система возбуждена и без того.

Список использованной литературы

  1. Альтхерр П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2011.
  2. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду: пособие. М.: Книголюб, 2008.
  3. Депутат И.С. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: монография. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2011.
  4. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Творческий центр «Сфера», 2010.
  5. Токарь О.В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособие. М.: Флинта, 2009.

Когда в семье рождается гиперактивный ребенок, к нему не прилагается инструкция, дающая советы, что делать родителям. Они остаются наедине со своим неуправляемым чадом.

Один знакомый психолог шутил: «Гиперактивный ребенок – это непредсказуемость плюс невротизация всей семьи». Точнее не скажешь! А, если серьезно, то большинство родителей и педагогов тревожит вопрос: «Что делать, если ребенок гиперактивный?»

Главное здесь не паниковать. Присутствие в семье гиперактивного ребенка вовсе не означает отказ от всех радостей жизни. Есть простые способы помочь детям с СДВГ и их родителям. В этой статье я предлагаю Вам несколько советов психологов, проверенных лично мной на практике.

Совет 1 — чего не делать ни в коем случае

Не считайте его больным, даже, если знаете, что у него выявлена мозговая дисфункция. Со временем такое отношение способно сформировать чувство беспомощности и зависимости. Вы же не хотите превратить своего ребенка в инфантильного, безответственного нытика. При правильном подходе он, даже будучи гиперактивным, вполне может получить хорошее образование, освоить выполнение бытовых операций по самообслуживанию и стать самостоятельным.

Совет 2 — на что родителям обратить внимание

В воспитании такого ребенка избегайте крайностей: с одной стороны – вседозволенности, оправдывая ее любовью и жалостью, с другой – излишней жесткости, мотивируя это боязнью избаловать и стремлением «воспитать, как следует». Не пытайтесь его «сломать». Это лишь обострит отношения, вызовет противодействие. Что делать? С гиперактивными детьми гораздо эффективнее договариваться и сотрудничать.

Совет 3 — что делать желательно

Научитесь всей семьей комфортно жить с гиперактивным ребенком. Заметьте, комфортно должно быть каждому члену семьи. Поверьте, такое возможно, даже, если малыш гиперактивный! Дети вообще очень чутко реагируют на настроение родителей. А сверхэмоционального и впечатлительного СДВГ-шку тревожность или подавленность папы с мамой вовсе способны повергнуть в панику.

В этой ситуации велика опасность «попасть в заколдованный круг»: гиперактивное чадо, само того не желая, держит родителей в постоянном напряжении. Родители нервничают, а эта нервозность передается малышу и способствует усилению гиперактивности. Страдает ребенок, да и родителям это не прибавляет здоровья.

Поэтому, умение расслабляться я считаю одним из ключевых факторов благополучия семьи.

  1. Подменяйте друг друга. Постоянно находиться с гиперактивным непоседой утомительно. А, ведь, ему важно ощущать Вашу любовь, заряжаться от Вас спокойствием и оптимизмом. Оставаясь с ним по очереди, все члены семьи будут иметь возможность сделать какие-то домашние дела, привести себя в порядок и отдохнуть.
  2. Если ситуация сложная и запущенная, то без успокаивающих лекарственных средств для родителей, пожалуй, не обойтись.
  3. Гиперактивным детям любые медикаментозные препараты должен назначать только врач. Экспериментировать в этой области небезопасно. Даже безобидные, на первый взгляд, успокаивающие травки могут быть противопоказаны малышу — на детей они могут действовать совсем не так, как на взрослых. Если ребенок гиперактивный, детский невролог или психиатр подберет лекарства, которые помогут снизить возбудимость, нормализовать сон. Это позволит СДВГ-шке учиться, общаться со сверстниками и вести полноценный образ жизни.
  4. Есть и другие способы снять нервное напряжение. Общеизвестен факт, что умеренные физические нагрузки нейтрализуют воздействие стресса на организм, уменьшают проявления гиперактивности. Это прекрасная возможность проводить время с пользой для всей семьи и, одновременно, получать удовольствие. Что делать: бегать, плавать, танцевать или заниматься йогой? Есть советы, какие виды спорта для гиперактивных подходят больше. Но выбор за вами. Единственное условие — безопасность.

Совет 4 — что делать обязательно

Относитесь к нему с пониманием. Гиперактивные дети эмоциональны, импульсивны и обычно действуют спонтанно. Вы можете быть тысячу раз правы, но, если Вам не удастся вызвать у малыша интерес, то все Ваши «правильные» логические выкладки и рассуждения он, скорее всего, пропустит мимо ушей.

Ситуация меняется, если малыш ощущает, что Вы разделяете его чувства. Видя Вашу сопричастность, он будет воспринимать Вас как единомышленника. В этом статусе Вам гораздо легче будет увлечь гиперактивного ребенка какой-либо идеей. Ежедневно общаясь и проявляя к его внутреннему миру интерес, Вы легко сможете производить «корректировку на местности». А это — залог успеха, когда речь идет о гиперактивном ребенке.

Совет 5 — что делать непременно

Чтобы придерживаться «золотой середины» в предъявляемых требованиях, изучите объективные возможности и ограничения своего гиперактивного ребенка. Сильные и слабые стороны есть у каждого. Приучая малыша с детства развивать свои позитивные качества и компенсировать недостатки, Вы будете делать его успешным и сильным.

Подводя итог, лишь добавлю: если ребенок гиперактивный, с одной стороны, необходимо придерживаться четких правил и распорядка дня, а с другой — постоянно проявлять гибкость.

Если у вас гиперактивный ребенок, иногда вам будет казаться, что жизнь сложна и утомительна. Тем не менее, нет ничего невозможного. Да, гиперактивный ребенок порой неусидчив, переполнен бесконечной энергией и вечно перепрыгивают с одного вида деятельности на другой. Тем не менее, нет ничего сложного в том, чтобы навести порядок в его жизни. Правда вам как родителю понадобится немного терпения.

Гиперактивному ребенку трудно слушать, воспринимать инструкции и следовать указаниям. Хотя не существует единого установленного шаблона, как обращаться с гиперактивным ребенком, выход есть. Мы разработали эффективное руководство для родителей гиперактивных детей.

Прежде всего, давайте отметим, что нынче это модный диагноз. Его ставят всем подряд и все подряд. Любому активному ребенку норовят навесить ярлык «гиперактивный». А между тем, это диагноз, который имеет ряд признаков. О том, как отличить гиперактивного ребенка от просто активного, читайте

1. УСТАНОВИТЕ ПОРЯДОК ДОМА

В одних семьях есть куча правил, другие правил не приемлют. Свободный стиль воспитания иногда действует. Но с гиперактивными детьми он неприемлем. Гиперактивный ребенок чувствуют себя, как курица без головы в незнакомой обстановке. Этому ребенку нужны четкие инструкции и шаблоны. Они склонны беспокоиться, если не знают, что делать дальше.

Если у вас гиперактивный ребенок, пора написать правила вашего дома и составить распорядок дня. Эти правила не только помогут вам вести домашнее хозяйство более четко и упорядоченно, но также помогут вашему ребенку понять, что от него ожидается и когда.

Установите время, когда ребенок должен проснуться, почистить зубы, позавтракать, сделать домашнее задание, поиграть и лечь спать. Это уменьшит хаос в сознании маленького ребенка. Когда его время станет более структурированным, он будет меньше беспокоиться и лучше себя чувствовать как в школе, так и дома.

2. НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ С ЗАПРЕТАМИ

Не противьтесь всему, что делает ваш ребенок. Помните — гиперактивный ребенок ни в коем случае не плохой. Гиперактивность — это психологическое расстройство, также называемое СДВГ. Ругаться на ребенка, страдающего СДВГ, неэффективно и вредно. Это принесет больше вреда, чем пользы. Ваш ребенок будет изо всех сил пытаться понять, почему вы кричите на него, и будет еще больше беспокоиться. Просто поймите, что он нуждается в вашей помощи даже в повседневных делах. Если ребенок что-то делает не так, глубоко вдохните, и объясните, как надо.

Помогайте ребенку справляться с важными задачами — собраться в школу, поесть, сделать домашнее задание. Не делайте акцент на оценках и не сравнивайте его с братьями, сестрами, друзьями. Помните, с ребенком, страдающим СДВГ, двигаться надо мелкими шажками.

3. РАЗБЕЙТЕ СЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ НА ПРОСТЫЕ

Ребенку с СДВГ может быть очень трудно понять и применять сложные инструкции . Поэтому важно, чтобы вы разбили даже простую задачу на мелкие фрагменты, более понятные вашему ребенку.

Научите ребенка смотреть вам в глаза, когда что-то ему объясняете. Тогда ему будет легче сосредоточиться на том, что вы говорите. Разбейте информацию на части, которые легко перевариваются. И, если потребуется, повторите несколько раз. Как только вы убедитесь, что ваш ребенок понял инструкции, можете попросить его повторить каждый шаг. Не нервничайте и не подгоняйте ребенка, иначе он почувствует ваше нетерпение и станет более беспокойным.

Для ребенка постарше, который умеет читать можно записать инструкции. Пошаговые инструкции, прикрепленные к холодильнику или доске в его комнате, помогут ребенку сосредоточиться на каждом шаге и выполнять их один за другим. Можно помечать галочкой дела, которые уже сделаны. Обязательно вознаградите своего ребенка, когда он все сделает. Это будет мотивировать его стараться еще больше в следующий раз.

4. МИНИМИЗИРУЙТЕ ОТВЛЕКАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Мелочи, на которые вы даже не обратите внимания, могут отвлекать и беспокоить ребенка с СДВГ. Важно создать правильную атмосферу, особенно если ваш ребенок выполняет важные задачи. Такие как домашнее задание или подготовка к контрольной. Гиперактивный ребенок должен сидеть удобно, вдали от окон и дверей. Иначе происходящее за окном или за дверью может его отвлекать. Не удерживайте его на одном месте, так как это может вызвать у него беспокойство. Но сокращение числа отвлекающих факторов поможет ему сосредоточиться.

Важно создать уютное и привлекательное рабочее пространство. Убедитесь, что он понимает, что домашняя работа и учеба — не наказание. Обращайтесь к ребенку за помощью в планировании учебного пространства. Пусть поможет вам создать комфортный уголок, где ему будет легче концентрироваться.

5. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ УСИЛЕНИЕ (поощрение)

Выполнение поставленной задачи — не что иное, как нелегкая борьба для гиперактивного ребенка. Делайте акцент не на промахах, а на успехах, вознаграждая ребенка. Следовательно, вам придется вознаграждать и хвалить ребенка каждый раз, когда он заканчивает задание — с вашей помощью или без. Постепенно уменьшайте количество помощи, которую вы оказываете.

Положительное подкрепление, небольшие награды, объятия, похлопывание по спине и т. д. помогут вашему ребенку в борьбе за выполнение задания. Если задача было особенно сложной, позвольте ребенку самому решить, как вы его побалуете.

6. СОЗДАйте ПРОСТЫЕ СПИСКИ ДЕЛ

Создайте список обязанностей, которые может выполнить ребенок, чтобы помочь ему обрести независимость. Сначала составьте список того, что он умеет делать. Это может быть что-то простое — например, разложить крупу по банкам или убрать со стола после обеда. Список можно составить с помощью забавных диаграмм, которые будут притягивать внимание ребенка, когда он забывает или отвлекается. Просите ребенка заглянуть в этот список, если ему скучно или он не уверен, что ему делать. Это поможет ребенку почувствовать себя важным и ответственным за определенные обязанности по дому. Награды за хорошо выполненную работу будут очень кстати.

Постановка конкретных и простых задач перед такими детьми – одно из главных условий для успешного воспитания.

Старайтесь не наказывать и не выходить из себя, если ваш ребенок не следует списку. Помните, что вначале прогресс может быть незаметен, но с терпением и с позитивным подкреплением вы справитесь. Разрешите вашему ребенку выполнять задания в любом порядке. Это может сделать все упражнение менее сложным.

7. ребенок должен играть

Вашему ребенку тоже нужно бегать и просто играть, как всем детям. В этом он не отличается от всех остальных детей. Поэтому важно, чтобы вы позволяли ему просто играть и делать то, что ему хочется, не одергивая его. Грустно, но факт — в большинстве школ сосредоточены только на учёбе и не позволяют детям свободно играть в неструктурированной обстановке.

Старайтесь не делать график своего ребенка слишком строгим и не решайте за него, во что он должен играть. Дайте ребенку возможность ежедневно гулять на улице. Это поможет ему выплескивать энергию и лучше контролировать свое настроение.

8. ЗАЩИТИТЕ РЕБЕНКА

После того, как ребенка объявляют гиперактивным, каждый считает своим долгом высказать свое экспертное мнение.

Родители, учителя, соседи — список бесконечен. Все становятся экспертами и думают, что знают, что вы должны делать и что лучше для вашего ребенка. Но помните, хотя все эти люди действуют из добрых побуждений, их мнение может оказаться неприемлемым и даже вредным для вашего ребенка. Если вы начнете слушать каждого из них, вы еще больше собьете с толку своего ребенка.

Вы знаете своего ребенка лучше всех. Обращаясь за помощью к другим людям, которым вы доверяете, разработайте план, который объединит знания других людей с вашим собственным мнением.

9. ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ

Чем больше вы знаете, тем лучше вы будете справляться с расстройством вашего ребенка. Читайте и узнавайте как можно больше о проблеме вашего ребенка. Помимо чтения брошюр и раздаточных материалов, постарайтесь найти время для исследования.

Тем не менее, при внедрении чего-либо нового, полагайтесь на собственное мнения специалистов и собственнное чутье, т к. информация во всемирной паутине не всегда бывает достоверной. Поэтому используйте интернет, чтобы собрать информацию, а потом займитесь ее анализом. Но старайтесь ограничиться надежными источниками.

Не чувствуйте себя обязанным сразу и беспрекословно согласиться на курс лечения, предлагаемый вашему ребенку. Не стесняйтесь искать второе или даже третье мнение. Помните, это ваше право — спрашивать и искать. Важно, чтобы вы могли, если надо, вступаться за него.

10. ПРИНИМАЙТЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВАШЕГО РЕБЕНКА

Ваш гиперактивный ребёнок ведёт себя так не потому, что он намерен причинять вам боль и выводить вас из себя. Важно понимать, что неоправданная критика может негативно влиять на успехи вашего ребенка. Не просите ребенка замолчать и не приводите в пример ребёнка вашего соседа. Гиперактивность не может быть полностью устранена, но ее можно держать под разумным контролем. Научитесь понимать и признавать тот факт, что ваш ребенок всегда будет активным и чрезмерно энергичным. Поэтому вам придется научиться проявлять больше терпимости и терпения.

Положительные эмоции необходимы для благоприятного прогноза в воспитании вашего малыша.

  • Хвалите ребёнка при любой возможности, акцентируйте внимание на его хороших качествах.
  • Также очень важен физический контакт. Старайтесь при любой возможности обнять своё чадо или взять его за руку, поддержать и утешить при необходимости.
  • Наберитесь терпения.
  • Найдите в себе и в ребёнке уникальные качества, которые послужат основой для взаимного уважения, доверия и любви.
11. ИЩИТЕ ДЛЯ РЕБЁНКА РАЗНЫЕ СПОСОБЫ ВЫПЛЕСКИВАТЬ ЭНЕРГИЮ

Вы хорошо знаете, что энергию нельзя накапливать и хранить. Энергия нуждается в выходе, и вы должны помочь своему ребенку высвобождать ее. Найдите время, чтобы вывести ребенка на улицу. Позвольте ему заниматься такими видами деятельности, как бег, спорт и прогулки. Если у вас есть двор, позволяйте ребенку выходить на улицу каждый вечер. Гиперактивный ребенок нуждается в движении. Позвольте ему выплескивать свою энергию с помощью физических упражнений. Это пойдет ему на пользу.

Необходимо направлять энергию ребёнка в полезную деятельность (занятие спортом, освоение игр, направленных на развитие саморегуляции, усидчивости, внимания).

12. НЕ ДАВАЙТЕ РЕБЁНКУ СЛИШКОМ УСТАВАТЬ

Если ваш ребенок слишком устанет, его самообладание надломится, и с ним станет труднее обращаться. Будьте осторожны в своих высказываниях и аккуратно изложите правила. Определите время для игры и активности и убедите вашего ребенка вернуться домой, как только время истечет.

13. ГРАНИЦЫ И ПРАВИЛА

Детям, безусловно, важны границы и правила. Гиперактивный ребенок — не исключение. Почему это важно, Но не добавляйте лишних правил, так как дети с СДВГ менее терпимы к ним. Правила должны быть ясными и легкими для понимания. Знакомя ребенка с правилами, избегайте использования негатива в словах, говорите короткими фразами.

Детям с СДВГ очень важно придерживаться определённого распорядка дня. Даже небольшое отклонение от привычного ритма жизни может вызвать перевозбуждение и спровоцировать очередной приступ истерики. По этой же причине для гиперактивных детей нужно дозировать впечатления. Поэтому ограничивайте их пребывание в людных местах.

14. НИКАКОГО ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ!

Как ни странно, но есть родители, для которых это еще не очевидно. Несмотря на множество исследований о последствиях избиения или даже так называемых «шлепков» характер и будущее ребенка, до сих пор есть родители, которые, потеряв самообладание, берутся за ремень. Эта жестокая мера недопустима с любым ребенком. Тем более с гиперактивным. Используйте другие способы, чтобы ваш ребенок понял, что вел себя неправильно. Если вам необходимо остановить нежелательное поведение ребенка, используйте тайм-ин. Учитесь сохранять спокойствие и держать себя в руках. Вы ведь не хотите навредить своему ребенку, правда?

Всегда необходимо разговаривать спокойно. А вот окрики и раздражающий тон могут только навредить. Гиперактивный ребенок плохо воспринимает окрики. Выкрики: «Нет!», «Нельзя!», «Перестань!» могут только сделать хуже. Спокойно объясните ребенку, чего вы хотите от него. Без криков и раздражения.

15. ПРИНЯТИЕ

Никогда называйте своего ребенка плохим, и никому не позволяйте. Часто соседи и родители других детей, которые не знают, от чего страдает ваш ребенок, могут говорить обидные вещи. Принятие очень помогает детям с гиперактивностью. Когда ваш ребенок почувствует себя принятым, его самооценка и уверенность будут расти.

16. НАЛИЧИЕ РИТУАЛОВ И ТРАДИЦИЙ.

Например, ритуалы при пробуждении или засыпании создадут благоприятную атмосферу для ребёнка. Можно придумать отдельные ритуалы для прощания, для семейных трапез и конечно, для праздников.

17. СДЕЛАЙТЕ ПАУЗУ

Вы родитель, а не супергерой. Сделайте перерыв, если вам это нужно. Пусть ваш партнер периодически подменяет вас. Даже самый терпеливый из родителей может получить нервный срыв, если не будет отдыхать. Попросите няню позаботиться о вашем ребенке один раз в неделю и отправляйтесь в кино или сходите в кафе с подругой. Спокойная, отдохнувшая мама может лучше позаботиться о своем ребенке.

18. НЕ СПЕШИТЕ С ЛЕКАРСТВАМИ

Сегодня предлагаются таблетки от всего. Рецепт может показаться самым легким выходом, но не спешите. Да, определенные лекарства помогают сбалансировать химию мозга детям с СДВГ. Также верно, что эти лекарства имеют побочные эффекты и не должны стать привычкой. Во многих случаях очень помогает модификация поведения и терапия. Терпение является ключом к достижению успеха с вашим ребенком.

Напоследок хочу сделать важную оговорку. Диагноз СДВГ день вызывает массу разногласий и противоречий. Его норовят поставить любому активному ребенку, но есть специалисты, которые пытаются вразумить остальных и говорят: «С этими детьми все нормально. Они просто другие!» Об этом, например, статья Димы Зицера «Ода синдрому».

Эти простые советы имеют большое значение для поддержания здоровья и нормальной жизни в семье гиперактивного ребенка. Если есть что-то, что, по вашему мнению, может помочь родителям гиперактивных детей лучше справляться, пожалуйста, не стесняйтесь рассказать об этом в комментариях ниже.

ПОЛЕЗНЫЙ МАТЕРИАЛ: 7 советов, которые помогут гиперактивным детям в учёбе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *