Детский сад закаливание

Сентябрь

Комплекс

«Зайчики и белочки»

  1. Пробуждение (1 минута)

Улетели сны в окошко.

Убежали по дорожке

Ну, а мы с тобой проснулась

И, проснувшись, улыбнулись.

Открывай один глазок!

Открывай другой глазок!

Будем мы с тобой сейчас

Делать потягушки.

Лежа не подушке.

2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

Зайчики и белочки.

Мальчики и девочки,

Начинаем мы зарядку!

Носик вверх — это раз,

Хвостик вниз — что два.

Лапки шире — три, четыре,

Прыгнем выше — это пять.

Все умеем выполнять!

3. Бег (при температуре 18-20 °С, ( 1 минута)

4. Общеразвивающие упражнения (5 минут)

«Веселые белочки». И п — ноги врозь. руки полочкой перед грудью. Выполнить по два наклона вправо-влево. Вернуться в и.п. (5 раз).

«Шаловливые зайчики»- И.п. ноги слегка расставил-, руки вниз. Восемь-десять подпрыгиваний, столько же шагов (4-5 раз).

  1. Упражнения с использованием бросового материала (1 минута)

Раскатывание шишек между ладонями, тыльными сторонами рук, пальцами рук.

6. Дыхательная гимнастика (2 минуты)

  1. Водные процедуры (в умывальной комнате, 3 минуты)

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Моем шею, моем уши.

Зятем вытремся мы суше.

Октябрь

Комплекс

«Мы стараемся!»

  1. Пробуждение (1 минута)

Чтоб скорей проснуться.

Надо подтянуться

Тянем ручки, тянем ушки.

Ручкой облачка достали

И немного выше стали!

2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровья» (3 минут)

Мы стараемся, мы стараемся,

Физкультурой занимаемся.

Пусть будут ручки крепкими!

Пусть будут ножки сильными!

Мы будем вес здоровыми.

Веселыми, спортивными!

3. Бег (1 минута)

4. Общеразвивающие упражнения (5 минут)

«Крепкие руки». И.п. – ноги слегка расставить, руки на поясе. Руки через стороны вперед, хлопок, руки на пояс (5 раз).

  1. Упражнения с использованием бросового материала (1 минута)

Раскатываем шишку сначала стопой правой пот. затем левой.

6. Дыхательная гимнастика

«Дружно ножками шатаем!» И.п. — ноги слегка расставлены, руки полочкой перед грудью. Выполнить два четыре шага на месте, развести руки в стороны, сделать вдох носом. Вернуться в и.п. Выдох ртом, губы трубочкой (2 минуты).

7. Водные процедуры (в умывальной комнате, 3 минуты)

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели.

Чтобы щечки краснели.

Чтоб смеялся роток.

Чтоб кусался зубок.

Ноябрь

Комплекс

«Вставать nopa!»

  1. Пробуждение, повороты головы влево – направо (1 минута)

Смотри скорее, который час!

Тик-так, тик-так, тик-так!

Налево раз, направо раз!

Тик-так, тик-так, тик-так!

Бежит по рельсам паровоз.

На зарядку нас повез.

2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровья» (1минута)

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки:

Раз-два, раз-два!

Шагают наши ножки

По кочкам, по камешкам,

По кочкам, по камешкам…

В ямку — бух!

3. Общеразвивающие упражнения (5 минут)

«Подтягивание». И.п. — ноги на ширине плеч, руки в замок нал головой Поклоны влево — вправо, вперед-назад (5-6 раз).

«Надеваем тапочки». И.п. — ноги слегка расставлены, руки на поясе. Приседаем с упором па левую ногу, имитируем надевание тапочек. Возвращаемся в и п., руки на пояс, левую ногу ставим на пятку. То же правой ногой (5-6 раз).

«Умываемся». И.п. — стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Подскоки на месте, имитируем умывание лица (5-6 раз).

«На пробежку!», И.п. — стоя, ноги чуть расставлены, руки согнуты в локтях. Бег с высоко поднятыми коленями, обращаем внимание на осанку.

«Будильник». И.п. — ноги расстаазены, руки опушены. Прыжки на месте, руки в стороны: «Динь-динь!» (5-6 раз).

4. Дыхательная гимнастика (1 минута)

5. Раскатывание карандашей между ладонями (2 минуты)

6. Водные процедуры (в умывальной комнате, 2 минуты)

Льется чистая водица.

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем.

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши.

Затем вытремся мы суше.

Декабрь

Комплекс

«Валенки, валенки!»

1. Пробуждение (1 минута)

Солнце глянуло в кроватки.

Надо делать нам зарядку.

Одеяло мы подняли.

Сразу ножки побежали.

Раз. два, три!

Ну-ка ножки догони!

2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

Ваня в валенках гулял.

Прыгал, бeгал и скакал.

Ваня с горочки скатился.

Валенок с ноги свалился.

Ваня крикнул: «Эй, постой!

В чем теперь пойду домой?».

З.Бег (1 минута)

По снегу детки маленькие

Бегут в новых валенках.

Валенки с галошами.

Теплые, хорошие!

4. Общеразвивающие упражнения (5 минут)

«Ручками похлопаем, ножками потопаем» И.п. — ноги слегка расставить, руки

опушены. Выполнить четыре хлопка в ладоши, одновременно топая ногами; вернуться в

и.п. (6 раз).

«Посмотри на валенки». И.п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вниз, сказать: «Вижу!». Вернуться в и.п. (5 раз).

«Нам в валенках не холодно» И.п. — ноги слегка расставить, руки вниз. Восемь-десять подпрыгиваний (леших скачки с мягким приземлением, в чередовании с ходьбой) (4-5 раз).

5. Дыхательная гимнастика (2 минуты)

раз).

6. Раскатывание мячиков («снежных комочков») между ладонями.

7. Водные процедуры (в умывальной комнате, 3 минуты)

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас, мойте чаше

Ваши руки и лицо.

Все равно, какой водою:

Кипяченой, ключевой.

Из реки. иль из колодца.

Или просто дождевой! (Ю. Тувим, перен С. Михалкове)

Январь

Комплекс

» Елочка-елочка!»

1. Пробуждение (1 минута)

С кроваток быстро поднимайтесь.

На зарядку собирайтесь!

Будем с нами мы играть.

Бегать, прыгать и скакать!

  1. Ходьба по гимнастический дорожке «Здоровье» (3 минуты)

Наша елка зелена.

И нарядна. и стройна.

Сразу тысячи огней

Ярко вспыхнули на ней.

А под елкой хоровод

И танцует. И пост.

Всех друзей и всех подруг

Приглашаем в круг.

3. Бег (1 минута)

4. Обиираявгааюшие упражнения (5 минут)

5. Дыхательная гимнастика (2 минуты)

6. Раскатывание шишек по рукам, между ладонями и пальцами рук ( 1 минута)

7. Водные процедуру (2 минуты)

Ко мне. дети, подбегайте.

Себе мыло выбирайте!

Белое, душистое.

Пенное, гладкое.

Мойте руки с мылом –

Будет псе в порядке!

Февраль

Комплекс

«Веселая физкультура»

1. Пробуждение (1 минута)

Кто спят в постели сладко?

Давно пора вставать.

Спешите на зарядку!

Мы нас не будем ждать!

Носом глубоко дышите,

Спинку ровненько держите!

2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

Нам весело. нам радостно,

Не холодно зимой!

Физкультурой занимаемся

Не скучно нам с тобой!

Будем крепкими и смелыми.

Ловкими, умелыми,

Здоровыми, красивыми

Умными и сильными!

3. Бег (1 минута)

4. Общеразвивающие упражнения (5 минут)

«Ладони к плечам». И.п. – ноги слегка расставлены. руки опушены Руки к мечам, пяльцами коснутся плеч; руки вперед ладони вверх; голову приподнять., руки опустить. Вернуться в и.п. (6 раз).

«Наклонись и выпрямись» И п. — ноги врозь, руки на пояс. Наклониться вперед.

руки отвести назад — вверх; выпрямиться, посмотреть вверх потянуться. Вернуться в и.п.

(6 раз).

5. Дыхательная гимнастика (1 минута)

«Нам весело!». И.п. — ноги врозь, руки опушены, руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернутся в и.п., на выдохе произнести: «Ве-се-ло!».

  1. Упражнение с бросовым материалом (1 минута)
  1. Водные процедуры (в умывальной комнате, 2 минуты)

Давайте же мыться, плескаться.

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани.

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бани

Всегда и везде –

Вечная слава воде!

Март

Комплекс

«Очень маму я люблю»

  1. Пробуждение (1 минута)

Под сосной, где много шишек.

Сладки спит малютка-мишка.

Мишка, глазки открывай,

День с зарядки начинай!

Сначала мишка потянулся.

Выгнул спинку и проснулся.

2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

Очень чачу я люблю!

Ей цветочки подарю –

Разные-разные.

Синие и красные.

Сегодня праздник –

Мамин день.

Нам маму поздравлять Не лень!

Будь, мамочка, красивой.

Здоровой и счастливой!

3. Бег ( 1 минута)

4. Общеразвивающие упражнения (5 минут)

«Сушим». И.п — ноги на ширине плеч, руки на уроки к груди. Подпрыгнуть, руки вверх. Вернуться в и.п. (5-6 раз).

5. Дыхательная гимнастика (1 минута)

Делаем глубокий вдох носом, на выдохе произносим «а-а-ах!».

  1. Упражнения с использованием бросового материала (1 минута)

«Соберем крышки». Собираем пальцами ног крышки в корзину (1 минута).

  1. Водные процедуры (в умывальной комнате. 2 минуты).

Дети уминаются прохладной водой, увлажняют руки до локтей, шею, о татем насухо растирается полотенцам.

Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист! (К. Чуковский)

Апрель

Комплекс

«Животные»

  1. Пробуждение (1 минута)

Под сосной, где много шишек.

Сладко спит Малютка-ыишка.

Мишка, глазки открывай.

День с зарядки начинай!

Скачала мишка потянулся.

Выгнул спинку и проснулся

2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

Зайка-трусишка но полю бежал,

В огород забежал, морковку нашел.

Капусту нашел, сидит, грызет.

Иди прочь — хозяин идет!

3. Бег (1 минута)

4. Общеразвивающие упражнения (5 минут)

«Лисички». И.п.. — стоя, ноги вместе, руки у груди Прыжки плево, вправо на двух нотах (5 раз).

«Пикш». И.п. — сидя на пятках, руки на коленях. Встать на колени, прогнуться влево, вправо, назад и вперед. Вернуться в и.п. (5 раз).

«Тюлень». И.п. — лежа па животе, руки вытянуты вперед, ноги на ширине плеч. Повороты туловища влево и вправо (перекаты) (5 раз).

5. Дыхательная гимнастика (1 минута)

«Поддувалочки». Дуем на поддувалочки

6. Раскатывание орехов между ладонями (1 минута)

7. Водные процедуры (в умывальной комнате, 3 минуты)

Да здравствует мыло душистое.

И полотенце пушистое.

И зубной порошок.

И густой грсЛсшок!

(К. Чуковский)

Май

Комплекс

«Бабочки»

1. Пробуждение (1 минута)

Светит солнце яркое,

Стало жарко — жарки.

Бабочки проснулись,

Детки улыбнулись.

2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

Над полянкой, над цветами

Кружит пестрый хоровод.

Это бабочки-летуньи

Ждали лета целый год.

Они пыльцу с цветов собрали.

Нектар попили, полетали.

Пол лепесточки спать легли

До самой утренней зари.

3. Бег ( 1 минута)

4. Общеразвивающие упражнения (5 минут)

«Перелетаем с цветка на цветок». Короткие перебежки с остановкой по сигналу на счет 3, не забывая махать крылышками (6 перебежек).

5. Дыхательная гимнастика (2 минуты)

Нюхаем цветы. Делаем вдох носом, выдох ртом.

6. Раскатывание каштанов между ладонями и пальцами (1 минута)

7. Водные процедуры (в умывальной комнате, 3 минуты)

Давайте же мыться, плескаться.

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани.

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бани

Всегда и везде –

Вечная слава воде!

Наталья Купирова
Закаливание детей в дошкольном возрасте

Закаливание детей в дошкольном возрасте

Воспитатель первой квалификационной категории

Купирова Наталья Леонидова

МКДОУ детский сад №3 г. Приволжска

Многие родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким. Для этого необходимо улучшать его иммунитет. Поэтому закаливание детей дошкольного возраста – это наиболее эффективный способ добиться своей цели.

Что же такое закаливание?

Закаливание – это система профилактических мероприятий. Направленных на сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды.

Методики закаливания детей дошкольного возраста предполагают намеренное воздействие на организм малыша холодом. При этом устойчивость организма развивается и к другим воздействиям. Важно понимать, что закаливание – это целая система. Организм нужно подготавливать постепенно, чтобы исключить возникновение тяжелых заболеваний, например, воспаление легких.

Различные схемы закаливания детей дошкольного возраста предполагают возможность проведения процедур с первых месяцев, когда происходит адаптация организма к внешней среде. Сухого обтирания и воздушных ванн для него вполне достаточно. Важно, чтобы ребенку процедура приносила удовольствие. Поэтому по многим системам закаливания детей дошкольного возраста рекомендуется переходить к обливаниям только после четырех лет.

Принципы закаливания детей дошкольного возраста.

Принцип постепенности увеличения закаливающих воздействий (при закаливании организма недопустимо форсированное снижение температуры или увеличение продолжительности процедуры).

• Систематичность закаливания (регулярное повторение закаливающих процедур).

• Учет индивидуальных, возрастных особенностей организма ребенка.

• Многофакторность закаливания- использование различных агентов: холода, тепла, механического воздействия воздуха, воды и др. (нельзя закаливать ребенка, только, например, водными процедурами. Нельзя заменить прогулки никакими другими средствами закаливания) .

• Процедуры должны быть комплексными (обливание водой можно соединять с последующей прогулкой на свежем воздухе или плаванием).

• Все процедуры должны вызывать только положительные эмоции.

Правила закаливания детей дошкольного возраста

Обязательно одевайте ребенка по погоде. Ни в коем случае нельзя его слишком укутывать.

Перед сном обязательно проветривайте комнату.

Ночью температура должна быть немного ниже дневной.

После сна обязательно умывайте малыша.

Независимо от погоды обязательно гуляйте с малышом.

В помещении одевайте легкую одежду.

Если ребенок заболел, то к процедурам можно возвращаться только после полного его выздоровления.

Способы закаливания детей дошкольного возраста.

Существует несколько способов закаливания детей дошкольного возраста: традиционные (закаливание водой, воздухом и солнцем) и нетрадиционные (например, полоскание горла, хождение босиком).

Рассмотрим некоторые способы более подробно.

Закаливание водой — самый распространенный способ на сегодняшний день. Начинать следует с обтираний. В первые дни такого закаливания температура воды должна совпадать с температурой тела. А в дальнейшем ее необходимо постепенно начинать понижать на несколько градусов. Такая процедура занимает всего 5-7 минут. Достаточно лишь обтереть все тело, начиная с рук и заканчивая ногами. Обтирание должно осуществляться по массажным линиям. Например, ноги обтираются снизу вверх, а живот – аккуратными движениями по часовой стрелке. Приблизительно через месяц регулярных обтираний можно приступать непосредственно к обливаниям водой. Температура воды для обеих процедур изначально должна быть не ниже +34 С. Далее ее можно медленно снижать. После каждого обливания следует тщательно растереть кожу всего тела до розового цвета.

Закаливание воздухом также очень полезно и эффективно для укрепления иммунной системы. Для начала воздушные ванны устраиваются в предварительно проветренном помещении, температура воздуха в котором сохраняется на отметке +20С. Продолжительность процедуры – 5 минут. Следующим этапом станет увеличение продолжительности воздушной ванны, снижение температуры и выход на открытый воздух. Очень полезны для детей и прогулки на открытом воздухе в сочетании с физическими упражнениями. Время – не менее 1 часа.

Закаливание солнцем происходит путем принятия солнечных ванн. Главное знать меру и не забывать защищать голову шляпой или панамой. Начинать закаливание солнцем следует с 12-15 минут. Безопасное время солнечной активности до 11 утра и после 16 вечера. Солнечные ванны лучше принимать через 2 часа после еды. Следует обращать внимание на самочувствие ребенка. Если его тошнит или кружится голова, то следует немедленно прекратить процедуру. При проведении солнечных ванн нужно пить больше жидкости.

Контрастное воздушное закаливание (из теплого помещения дети попадают в «холодное»).

Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стоп, идет профилактика плоскостопия. В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камешкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организм, улучшается умственная деятельность.

Контрастный душ – наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях.

Например, после непродолжительной зарядки ребенок встает под душ, обливается водой 36 – 38 градусов в течение 30 – 40 секунд, затем температура воды снижается на 2 – 3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20 – 25 секунд. Процедура повторяется 2 раза. Через 1 – 1,5 недели разница температур воды возрастает до 4 – 5 градусов и в течение 2 – 3 месяцев доводится до 19 – 20 градусов).

Полоскание горла прохладной водой со снижением температуры является методом профилактики заболевания носоглотки. (Полоскание горла начинается при температуре воды 36 – 37 градусов, снижается каждые 2 – 3 дня на 1 градус и доводится до комнатной.)

При этом следует помнить, что перерыв в закаливании на две – три недели снижает сопротивляемость организма простудным факторам и потому крайне не желателен.

При проведении закаливающих процедур желательно использовать художественное слово.

Например:

«Надо, надо нам умыться,

Где тут чистая водица?

Руки моем раз, два (сверху вниз обливаем водой)

Шейку моем три (обливаем шею)

И лицо мы умываем – четыре

Полотенцем вытираем»

Или

«Ходим, ходим по дорожкам,

Лечим, лечим наши ножки.

Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу.

Мы проверили осанку и свели лопатки.

Носом глубоко дышите, спинки ровненько держите.»

Желаю успехов!

Консультация для родителей

«Закаливание детей летом.

Вот и наступила пора жаркого солнца и необыкновенно радостного настроения. Но лето – это еще и самое подходящее время для закаливания. Ведь именно в этот период подверженность детей заболеваниям ниже, а значит, не придется прерывать закаливающие процедуры из-за того, что малыш болен. Цель закаливания – повысить сопротивляемость организма ребенка неблагоприятным факторам окружающей среды.

В течение дня — обязательно!

В режим дня ребенка с той — же обязательностью, как еда, сон, прогулки, должны войти и закаливающие процедуры. Предлагаем следующее расписание.

Утром — воздушная ванна в течение 15 минут; из них 6-7 минут советуем делать гимнастику. После воздушной ванны и гимнастики — умывание до пояса водой, температура которой 16-14 градусов, а если прежде водных процедур не проводили — 27 градусов. До и после умывания — полоскание горла. В первые дни теплой водой — 36-33 градуса; через каждые 5 дней снижать ее температуру на 1 градус, доведя до 18-16. Эта процедура особенно полезна ослабленным, часто болеющим детям. Исходная температура воды для них та же, но снижать ее надо медленнее — каждые 7 дней. Бели ребенок заболел, полоскание не прекращают, но снижать температуру воды не следует. Лучше даже полоскать горло водой более теплой — на один градус выше, чем до заболевания.

Самое благоприятное время для солнечных ванн — от 8 до 11 часов, длительность до 30 минут, но в два приема. Полежал ребенок 5-15 минут на солнышке, потом отдохнул в тени и снова на 5-15 минут — под прямые солнечные лучи.

Закаленному ребенку можно утреннее умывание до пояса заменить общим обливанием или душем; или, встав с постели, пусть умоется и вымоется до пояса, а обливание сделайте после солнечной ванны.

Ножные контрастные ванны — после дневного сна.

Эту процедуру можно заменить обливанием ног. Начальная температура воды — 28 градусов, понижая ее каждые 8-4 дня (для ослабленных детей — каждые 7 дней), довести до 16 градусов.

Все закаливающие процедуры лучше проводить утром и днем, около 9 и 15 часов. Исследования показали, что в это время суток у детей дошкольного возраста лучше развиваются приспособительные реакции к колебаниям температуры.

Основные правила закаливания ребенка

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.

2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.

3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.

4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.

5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

7. Закаливаемся играя: эффект будет сильнее, если малышу понравиться этот процесс. Игрушки, стихи, песенки и прочее, сделают занятие закаливанием веселым и интересным.

8. Все делаем вместе: ребенок ведь так любит все повторять за мамой и папой, используйте это во благо и будьте примером для своего чада.

Итак, чем же особенна летняя закалка?

Закаливание – это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, которая включает разные процедуры, направленные на повышение устойчивости организма к внешним перепадам температуры.

А теперь к сути дела. Всем известна фраза: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. К закаливанию летом она имеет самое прямое отношение.

Закалка воздухом

Естественно, загазованный воздух мегаполиса вряд ли сможет закалить вашего ребенка. Поэтому вы должны сделать все для того, чтобы как можно чаще вывозить дите за город. Идеальный вариант – дача или каникулы в деревне у бабушки. Закалка воздухом в такой среде произойдет сама собой. Ведь вряд ли вам захочется сидеть в доме, когда за окном бушует лето. Даже ночью. Ведь как раз этот вид закалки включает в себя сон на открытом воздухе. Если же нет возможности уснуть под звездами, довольствуйтесь сном при открытой форточке.

Закаливание воздухом стимулирует обмен веществ, улучшает сон и аппетит, повышает настроение, укрепляет иммунитет. В составе крови повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина. Совершенствуется также деятельность дыхательной системы. Пребывание на свежем воздухе вызывает чувство свежести и бодрости.

Закалка солнцем

В летнее время года солнцу нужно не радоваться, а защищаться от воздействия его прямых лучей на тело малыша. Простые правила необходимо соблюдать очень четко. На открытом солнце ребенок не должен находиться более 15 минут. Ни в коем случае, даже в тени, нельзя позволять малышу играть без панамки, которая должна быть из натуральной, легкой ткани. Летом на солнце разрешается быть с 8 до 11 часов, или после 16, так как в это время земля и воздух не очень нагреты, а, следовательно, жара переносится легче. В середине дня увеличивается опасность перегревания организма, или же солнечного удара. Чтобы вместо пользы солнечное закаливание не принесло вреда, будьте осторожны.

Закалка водой

А вот закалка водой – любимое занятие всех детишек. Главная задача родителей – направить удовольствие от купания в нужное русло. Чтобы организм получил максимальную пользу от летнего купания, надо следовать простым правилам. Водные процедуры летом естественно лучше проводить на открытом воздухе. Купание в речке, озере или даже в бассейне должно в первую очередь происходить под наблюдением взрослого. Купаться разрешается не более 2 раз в день максимум по 15 минут. Перед тем как окунуться в воду, малыш должен хорошо прогреться на солнышке. Потом простым хождением по воде мы подготовим его к самому купанию. Ни в коем случае ребенок не должен просто сидеть в воде. Поиграйте с ним в мяч, или же попрыгайте. После водных процедур нужно вытереть малыша махровым полотенцем, сменить мокрые трусики и увести в тень. Естественно ваш ребенок будет требовать в воде сидеть как можно дольше. Чтобы не нарушать и свою и детскую психику – соорудите маленький бассейн возле песочницы. Такой, чтоб ребенок мог намочить в нем руки и часть ног.

По росе, по камушкам – босиком

Да-да. Босые малыши – здоровые носики. Как бы это не странно звучало, но между носом и ногами существует прямая связь. Нервные окончания, которые находятся на подошвах ног, благодаря активным каналам связаны с такими же рецепторами, но в слизистой оболочке носа. Из этого следует: чтобы носик не чихал, должны быть здоровые, закаленные ножки. Ходьба босиком и обливание как раз необходимы. Начинать нужно с самого элементарного – хождения босиком в доме. Естественно приучать нужно постепенно, если до этого ваш малыш ходил только в тапочках. Ну а летом босые прогулки по теплому асфальту должны стать нормой. Если же в комнатных условиях вы практикуете обливания холодной водой, то к летней закалке обязательно добавляйте росяные ванны. Бегать утром по росе босиком очень полезно и весело!

Песочница

Ну как же летом без нее? А, оказывается, она пригодится и в закалке организма. Песочек, нагретый на солнышке, очень полезный. Это своего рода теплый массаж рук и ног.

Вот вроде бы и все. Это и есть закаливание? – спросите вы. Так ведь ничего особенного в этом нет. Вот именно! Вы должны в первую очередь понять, что закаливание – это не инструкция, не временное занятие – а способ жизни. Так что если лето вы провели именно так – осенью будете спокойно продолжать закалять организм здорового крепкого малыша! Ведь в закалке важную роль играют три принципа:

Систематичность. Раз уж начали ходить летом босиком по росе, так и зимой побегайте так же по снежку.

Постепенность. Плавно увеличивайте продолжительность тех же босых пробежек, например.

Учет индивидуальных особенностей. Ни в коем случае не заставляйте ребенка насильно закаляться. Если не нравится ему бегать босиком – так обуйте, а для закалки найдите другой способ.

Закаливающие процедуры должны приносить удовольствие! И только тогда вместе с ними придет крепкое здоровье!

Литература

3. Праздников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста / В.П.Праздников. — Л.: Медицина, 1989. — 128 с.

Татьяна Ионова
Методы и приемы закаливания детей в детском саду

Консультация для воспитателей на тему: «Методы и приемы закаливания детей в детском сад

у»

Польза и значение всех способов закаливания организма детей

В наше время дети проводят много времени за компьютером, редко бывают на улице, пренебрегая прогулками на свежем воздухе и подвижными играми, что не может не отразиться на состоянии здоровья. «Тепличный» домашний ребенок болеет гораздо чаще, нежели тот, кто часто гуляет, занимается плаванием и спортом. Солнце, воздух и вода – это все то, что требуется для укрепления здоровья, особенно в раннем возрасте.

С помощью закаливания человек получает возможность укрепить свой иммунитет, повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам внешней среды, улучшить терморегуляцию, укрепить нервную систему, то есть по максимуму активизировать защитные силы организма.

Разнообразные методы закаливания детей позволяют выбирать наиболее подходящие, в зависимости от особенностей организма, возраста ребенка, уровня его подготовки, наличия или отсутствия хронических заболеваний.

Закалка чаще проводится в домашних условиях, но и в детском саду существуют свои методики закаливания детей. Где бы ни велась данная работа, она должна начинаться постепенно и проходить систематически, так как закаливание – это всегда стресс для организма. Нельзя начинать с резкого охлаждения, сначала нужно ограничиться легкими охлаждающими тело процедурами. Если закаливание проводится с использованием воды, ее температуру нужно постепенно понижать, начиная с комнатной, плавно перейдя на прохладную, а затем холодную.

От процедуры необходимо воздержаться в период, когда ребенок чувствует недомогание или болеет. После выздоровления нужно начать с обтирания и контрастного душа. Через 2 – 3 недели можно начинать закаляться.

Всевозможные способы закаливания детей дают возможность выбирать наиболее оптимальный из них для каждого отдельного ребенка, ведь организм у всех разный. Все способы делятся на специальные и неспециальные. Специальные выбираются для конкретного человека, с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. Так, например, кому-то больше подойдет закаливание водой, а кому-то большую пользу принесут солнечные ванны.

Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста

Существуют традиционные методы закаливания детей дошкольного возраста и нетрадиционные. Традиционные основаны на постепенном привыкании к прохладе, а позже к холоду. Нетрадиционные методы закаливания детейдошкольного возраста основаны на чередовании температур: низкой и высокой. В детских садах стараются внедрить нетрадиционные методы закаливания детей, сочетая закаливание с физическими упражнениями и элементами игры, поскольку это дает больший эффект, чем обычная закалка.

Прежде чем начать процедуру,нужно создать надлежащие для ее проведения условия: обеспечить чистоту, проверить соответствует ли требованиям температуру воздуха, приготовить удобную одежду и обувь.

Традиционные способы закаливания организма детей широко применяются родителями и воспитателями детских садов. Эти способы хорошо известны и изучены, их эффективность и польза для здоровья проверены временем.

Основные методы закаливания детей дошкольного возраста – это закаливание солнцем, воздухом и водой. Перечисленные методы считаются традиционными. Они проверены временем, поскольку применяются на протяжении нескольких десятков лет и считаются весьма эффективными.

Методика закаливания детей дошкольного возраста водой

Закаливание организма холодной водой относится к самому распространенному способу повышения жизненных сил организма и укрепления иммунной системы. Решив прибегнуть к данному способу закалки ребенка, родители должны понимать, что его называют экстремальным, дающим большую нагрузку на организм, но в то же время очень действенным.

Методика закаливания водой детейдошкольного возраста подразумевает применение разных способов:

• умывание;

• обтирание;

• принятие душей, ванн;

• купание в открытых водоемах;

• обливание.

Начинать закалку нужно постепенно, с легких воздействий на определенные кожные покровы, после чего переходить к обтиранию/обливанию всего тела. В первые дни процедур температура воды должна составлять 30 градусов, последующие дни ее снижают на 1 – 2 градуса и так до тех пор, пока она не составит 16 градусов.

Методики закаливания детей водой рекомендуют тем, кто часто болеет или ослаблен после болезни, начать с обтирания и контрастного обливания ног. При контрастном обливании чередуется теплая и прохладная вода (теплая температурой 36 градусов и прохладная температурой 24 градуса). Прохладную воду постепенно понижают до 20 градусов.

Процедура умывания подразумевает помыв детьми младшего возраста лица, шеи, рук до локтя и верхней части груди. В теплый сезон используется прохладная вода из-под крана, а в холодное время года закаливание начинается с применения теплой воды температурой 28 градусов. Каждые 2 – 3 дня температуру понижают на 3 градуса, пока она не достигнет 17 градусов. После умывания дети обтираются полотенцем. Вся процедура должна занять около 2 – 3 минут.

Большую пользу детскому организму приносит обливание ног прохладной водой. Для этого необходима емкость объемом 0.5 л. Прохладную воду льют на теплые ноги, охватывая нижнюю часть голеней и стопы. Вся процедура займет 30 – 40 секунд, затем выполняется обтирание ног сухим полотенцем.

В основные методы закаливания детей входит и обтирание, которое признано более эффективным, чем умывание. Для обтирания потребуется махровая варежка, мягкая салфетка или полотенце. Выбранный атрибут смачивается прохладной водой, после чего с его помощью обтирают конечности, массируя в направлении от кистей рук к плечу. Сначала обтирают руки, затем шею, грудь, живот, спину. На процедуру уходит 2 – 3 минуты. По ее завершении кожу вытирают сухим полотенцем, слегка массируя кожу до небольшого покраснения.

Методика закаливания детей рекомендует принятие душа и ванны. И та, и другая процедура показана для детей от 1 года и должна проводиться через 30 минут после приема пищи. В ванну набирают воду температурой 35 градусов. Высота воды не должна скрывать грудь ребенка. Продолжительность принятия закаливающей ванны составляет 10 минут, после этого следует контрастное обливание водой температурой 32 – 33 градуса. Процедура проводится в прохладной ванной комнате, по ее завершении ребенка нужно быстро обтереть сухим полотенцем и одеть.

Обливание прохладной водой можно производить после обычного купания в теплой ванне или принятия душа. Сначала для обливания используют воду температурой 35 – 36 градусов, которую постепенно снижают до 26 градусов. Данную процедуру разрешается выполнять и с грудничками, а также с детьми, имеющими ослабленный иммунитет.

Обливание можно проводить и таким способом: наполнить ведро водой температурой 35 градусов. Обливание начинать с рук, ног, с переходом к спине, груди, голове. К концу недели температуру воды снизить на 1 – 2 градуса, продолжая обливать ею ребенка в течение 5 – 7 дней и так до тех пор, пока температура воды не составит 25 – 27 градусов. По завершении процедуры тело протирают сухим полотенцем.

Традиционные методы закаливания ребенка от 3 лет дома

Методы закаливания детей дома позволяют проводить купание в открытых водоемах под наблюдением родителей. Этот способ оказывает сильнейшее воздействие на организм,так как в нем сочетаются три мощных фактора: свежий воздух, вода и солнечные лучи. Купание в открытом водоеме разрешается детям в возрасте от 3 лет, уже прошедшим закаливание водой температурой 24 градуса. Длительность процедуры составит 5 – 8 минут. Здоровым детям с крепким иммунитетом разрешается купаться в воде более низкой температуры, но сократив продолжительность купания до 3 минут.

В методы закаливания ребенка от 3 лет входит чередование прохладной и теплой воды. Данный метод помогает укрепить ослабленный иммунитет. Для процедуры потребуется два ведра с прохладной и теплой водой. Температура прохладной воды в первый раз должна составлять 35 градусов, теплой – 40 градусов. Обливание начинается с конечностей ребенка, затем поливают тело и голову. Процедуру начинают с прохладной воды, после чего сразу используют теплую.

Каким бы ни было закаливание водой, оно должно проводиться систематически, за исключением тех дней, когда ребенок болеет.

Основные методы закаливания детейдошкольного возраста: солнечные ванны

Всем известно благотворное влияние солнечного света на человеческий организм. Особенно важно находиться под солнцем в раннем возрасте, когда иммунитет еще формируется. В чем польза солнечных лучей? Под его воздействием ребенок в полной мере получает витамин Д, необходимый для его полноценного развития. Однако избыток или недостаток солнечного света пагубно влияет на детский организм и вызывает различные отклонения.

Детям до года не рекомендуется находиться под прямыми солнечными лучами, а собираясь проводить закаливание, следует отдать предпочтение не прямому, а рассеянному солнечному свету, например, больше бывать с ребенком в тени деревьев и т. д.

Детям старше года можно закаляться во время прогулки или игр на открытом воздухе, но лучше всего это делать в утренние часы. Нельзя допустить перегрева или того, чтобы кожа обгорела. Первые дни солнечные ванны даже при жаркой погоде нужно принимать в легкой одежде, а через 5 – 7 дней можно проводить процедуру с обнаженным телом. Загорать следует в разных позах,чередуя их: лежа на спине, животе, на боку. В каждом положении лежать не более 3 минут. Постепенно время нахождения под солнцем нужно увеличивать. Детям до 5 лет разрешается загорать 10 – 15 минут в день, 5 – 6 лет – 20 – 25 минут, 6 – 7 лет – 25 – 30 минут.

Очень полезно чередовать воздушные ванны с обливанием прохладной водой. Также рекомендуется сочетать солнечные ванны с упражнениями, подвижными играми или физическим трудом на свежем воздухе.

Чтобы избежать перегрева, следует взять с собой питьевую воду и при сильной жаре давать ребенку пить каждые 10 минут. Голова во время процедуры должна быть защищена головным убором.

Когда следует проводить закаливание солнцем? Этот вопрос актуален по той причине, что дети и взрослые принимают солнечные ванны в разное время года. Если взрослый может начинать процедуру с наступлением теплых весенних дней, то ребенка нужно закалять солнечными лучами летом и только тогда, когда он полностью здоров. В остальное время процедуру будут заменять прогулки на свежем воздухе.

Традиционный способ закаливания детей воздухом

Принятие воздушных ванн можно необходимо с первых месяцев жизни ребенка. Закаливание воздухом – один из эффективнейших способов избежать простуд и вирусных инфекций. Кроме того, данная процедура приятна детям, так как нахождение на свежем воздухе в раннем возрасте – это всегда радостные, позитивные эмоции.

Эта процедура очень проста, но в то же время полезна для детского организма. Закаливающий эффект достигается в том случае, когда есть разница температур между воздухом и кожной поверхностью. Традиционные способы закаливания воздухом используются с первых дней жизни ребенка. Один из способов – проветривание комнаты. Температура воздуха в помещении, где большую часть времени проводит ребенок, понижается на 1 – 2 градуса. Полезно делать сквозное проветривание, то есть устраивать в комнате сквозняк, открыв и окно и дверь. В осенне – зимний период проветривание проводят не менее 4 раз в день, открывая окно на 15 минут. На это время ребенка из комнаты удаляют. Летом в теплые дни окно круглые сутки нужно держать приоткрытым.

Современные методики закаливания детей в домашних условиях рекомендуют воздушные ванны, которые необходимы уже с первых дней жизни ребенка. Воздушная ванна – это и сон на открытом воздухе, и прогулка, и ходьба босиком на улице.

Сон на открытом воздухе независимо от сезона показан новорожденным и детям до 1 года. Одежда для грудничка должна подбираться в соответствии с погодой, температурой воздуха на улице. Многие мамы пренебрегают прогулкой в морозные дни, а ведь зимой дневной сон на улице вдвойне полезен, так как зимний воздух гораздо чище, чем летний, ведь в нем почти нет микробов. Гулять лучше всего в парках, лесной полосе, вдали от дорожных магистралей. Длительность прогулки зависит от температуры воздуха. Зимой в морозную погоду достаточно 30 минут пребывания на свежем воздухе, тогда как летом это время увеличивается до 2 – 3 часов.

Для укрепления организма, особенно при ослабленном иммунитете врачи рекомендуют использовать проверенные методы закаливания детей в детском саду и дома, к которым относится прогулка. Дети с раннего возраста должны привыкнуть к прохладному воздуху, только в этом случае им удастся избежать различных простудных заболеваний. Гулять нужно как летом, так и зимой. Зимняя прогулка – это обычная пешая прогулка, подвижные игры, катание на лыжах и т. п. Летом можно приучать ребенка к ходьбе босяком.

Для прогулок не следует выбирать места вблизи дорог, а также неподалеку от фабрик и заводов. Воздух в этих местах загрязнен, поэтому вреда от таких прогулок будет больше, чем пользы. Лучше гулять в парках, скверах, в лесу. Для прогулки стараться выбирать утренние часы, так как с утра воздух наиболее чистый.

Нетрадиционные методы закаливания детей в детском саду: хождение босиком и полоскание горла

Нетрадиционные методы закаливания детей в детском саду направлены на укрепление здоровья, увеличение работоспособности, формирование двигательных умений и навыков, дисциплинированности, интереса к здоровому образу жизни, снижение заболеваемости в группах.

Одним и распространенных методов закаливания является хождение босиком. Существует прямая зависимость рецепторов стоп с организмом. Замечено, если постоянно ходить в теплой обуви, ноги привыкают к этой температуре и при охлаждении стоп начинается заболевание. Если заниматься закаливанием стоп, можно уменьшить их чувствительность, а значит, восприимчивость к перепадам температур.

Закаливание стоп в детском саду подразумевает хождение по полу при его температуре 18 градусов. В течение 5 дней выполняется ходьба в носках, затем босиком, начиная с 3 – 4 минут в день. Постепенно время хождения босиком по прохладному полу увеличивается на 1 минуту, до тех пор, пока не достигнет 20 – 25 минут. Данная процедура показана детям всех возрастов.

В домашних условиях рекомендуется начинать приучать ребенка к ходьбе босиком летом по земляному грунту, песку и асфальту. При этом стоит учесть, что мелкие камешки, хвойные иглы, шишки оказывают возбуждающее воздействие на организм, тогда как песок и мягкая трава успокаивают.

Методика закаливания детей дошкольного возраста имеет разные формы, но в каждой из них заложен свой смысл. Так, для профилактики заболеваний горла и носоглотки проводится полоскание горла прохладной водой с постепенным понижением температуры. Процедура подходит детям старшего дошкольного возраста, так как они уже умеют самостоятельно полоскать горло. В первые дни закаливания берут воду температурой 36 градусов, в последующие дни она снижается на 2 – 3 градуса и доводится в результате до 10 градусов.

Нетрадиционный метод закаливания детей раннего возраста снегом

В нетрадиционные способы закаливания для детей включено и обтирание снегом, а также хождение босиком по снегу. В результате ребенок получает возможность укрепить свой иммунитет в зимний период, исключение составляют дети с хроническими простудными заболеваниями, которым данный вид закаливания не подойдет.

Во время первых прогулок по снегу ребенок должен быть в теплой обуви. Сначала обувь снимается с одной ноги, после чего нога ставится на несколько секунд на снег, затем то же самое проделывается со второй ногой. Когда ноги привыкнут к холоду, можно дать ребенку возможность походить или побегать по снегу в течение 3 минут. Процедуру проводить ежедневно, постепенно увеличивая время нахождения на снегу до 5 – 7 минут.

Методы закаливания детей дошкольного возраста направлены на уменьшение простудных заболеваний, повышение сопротивляемости организма к инфекциям и выработке иммунитета. Закаливающие процедуры должны стать частью жизни ребенка. Для каждой из них необходима систематичность, только тогда она принесет желаемый эффект. Перерыв даже на 2 недели приведет к ослаблению организма и снизит его устойчивость к инфекциям.

Основные принципы и методы закаливания детей предполагают регулярность и постепенное увеличение дозировки. Только так можно добиться успеха в борьбе с простудными заболеваниями.

Первая картина, возникающая при воспоминании о закаливании — это мороз, прорубь и купание в ледяной воде. Но немногие знают, что закаливание это не только холодная вода. Также существует такие разновидности как закаливание воздухом, солнцем и теплом. Можно без преувеличения сказать, что научно-обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста. Любое начало закаливающих процедур требует, прежде всего, консультации врача! А также закаливающие процедуры должны начинаться либо на фоне полного здоровья либо в период ремиссии основного заболевания!
Все необходимые механизмы терморегуляции начинают формироваться еще в период внутриутробного развития и заканчивают свое формирование к 3 годам. В дальнейшем происходит их совершенствование. Грудные дети относительно легко переносят понижение температуры тела на 3-5оС, но очень болезненно реагируют на ее повышение даже на 1-2оС.
Закаливание организма — это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний.

Закаливание солнцем

Это не значит, что дается зеленый свет на пребывании детей под прямыми солнечными лучами длительное время! Как известно солнечное излучение это не только видимый свет, под которым любят загорать большинство людей. Важным элементом является ультрафиолетовые лучи, которые невидимы человеческим глазом и в большом количестве присутствуют и в тени. В пределах дневной части суток количество ультрафиолетовых лучей возрастает от восхода солнца до полудня, а далее начинает снижаться.
Во второй половине дня преобладают красные и инфракрасные лучи, которые обладают в основном тепловым действием на организм человека. У детей быстрее возникает перегревание, чем у взрослых. Поэтому все процедуры для детей до года в летнее время необходимо проводить только в тени! А детям в возрасте 2-3 лет закаливание солнцем должны применяться крайне осторожно, с соблюдением правила минимальных первоначальных дозировок и постепенного увеличения времени. Попадания солнечных лучей на открытые участки тела ребенка в зимний, весенний или осенний периоды не считаются противопоказанным, т.к. не происходит перегревание детского организма.
К закаливанию солнцем можно отнести световоздушные и солнечные ванны (местные и общие).

Световоздушные ванны

Детям первого года жизни показаны при определенных погодных условиях. Оптимальной является безветренная погода при температуре воздуха 22оС и выше. Движение ветра можно ограничить ширмой либо устроить место для проведения световоздушных ванн в подветренном и затененном участке.
Детям более старшего возраста (1-3 года) нижней границей температуры воздуха, при которой можно начинать световоздушные ванны, является 20оС в тени.
Световоздушные ванны проводят как в положении лежа, так и в активном положении – при игре в кроватке, манеже или на руках у взрослого. Важно отметить, что активное поведение ребенка при принятии световоздушной ванны будет способствовать лучшей адаптацией к ультрафиолетовым лучам. Необходимо тщательно следить за состоянием кожных покровов ребенка, степенью покраснения и потоотделения. Эти процедуры проводятся с постепенным обнажением тела (сначала руки и ноги, и лишь затем туловище).

Продолжительность первой ванны для детей первого года жизни составляет 3 минуты, для детей от 1 года до 3 лет – 5 минут, для детей 4-7 лет – 10 минут. Ежедневно можно увеличивать время световоздушной ванны.
Наиболее целесообразно проведение световоздушных ванн с 9 до 12 ч дня. По завершении процедуры следует принять душ, сделать обливание, искупаться в бассейне.

Солнечные ванны

Солнечные ванны можно разделить на местные (открыты небольшие участки тела) и общие (полуобнаженные в летнее время). Попадание прямых солнечных лучей на тело ребенка в возрасте до 1 года недопустимо. Особую осторожность необходимо проявлять детям старше 1 года. Детям дошкольного возраста солнечные ванны назначаются достаточно широко.
Рекомендуют принимать солнечные ванны несколькими этапами:
1. Подготовительная световоздушная ванна (10-20 минут, обнаженный ребенок играет в подвижные игры или находится в статическом положении под тентом, навесом или в тени деревьев);
2. Собственно солнечная ванна (проводится либо в подвижном состоянии, либо в лежачем, сидячем положении ребенка);
3. Заключительная световоздушная ванна;
4. Водная процедура (простое обливание, душ, купание в бассейне);
5. Отдых в тени.
Обязательно необходимо защищать голову от прямых солнечных лучей панамой, кепкой или любым головным убором светлого цвета, а также нанести солнцезащитный крем на открытые участки тела ребенка. Необходимо строго следить за временем, проведенным под прямыми солнечными лучами, чередуя игры на солнце и в тени. Долгое пребывание детей под прямыми солнечными лучами может принести вред: наступает утомление, скелетная мускулатура чрезмерно расслабляется, тонус ее отсутствует, возникает слабость, отсутствие аппетита, плохой сон.
Принимаются солнечные ванны не менее чем за 1 час до еды и через 1,5 часа после еды. Важно знать, что наличие загара не является показателем закаленности организма!
При солнечных ваннах улучшается работоспособность, повышаются защитные силы организма, повышается иммунитет, улучшается сон, вырабатывается витамин Д, повышается усвояемость витаминов, солнечные лучи оказывают бактерицидное действие, повышается гемоглобин.
Но есть и противопоказания к принятию солнечных ванн: повышенная температура, острый воспалительный процесс ЖКТ, декомпенсированные пороки сердца, сильное истощение, анемия, повышенная возбудимость ЦНС, фотодерматозы, заболевания эндокринной системы, заболевание крови.

Принципы успешного закаливания

  • Учет состояния здоровья (консультация врача);
  • Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия (увеличение времени пребывания, постепенное снижение температуры);
  • Системное использование закаливающих процедур во все времена года без перерыва;
  • Использование всех природных факторов вместе с физическими упражнениями и правильным питанием;
  • Закаливание проводить на положительной эмоциональной основе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *