Что происходит при охлаждении?

Содержание

Методическая разработка практического занятия Тема: «Термометрия»

Методическая разработка практического занятия Тема: «Термометрия»

ГАОУ КО СПО «Калужский базовый медицинский колледж»

Методическая разработка

практического занятия

Тема: «Термометрия»

Преподаватель:

2015 г.

ВВЕДЕНИЕ

Модуль по теме «Термометрия» рассчитан на самостоятельное изучение студентами данной темы. Студент должен вначале ознакомиться с учебными целями модуля, а затем работать с модулем поэтапно. Для проведения самоконт­роля студенту предлагаются подробные вопросы к данной теме. Чтобы опреде­лить базовый уровень студента перед работой с материалами модуля ему необходимо решить протест. Результаты этого решения необходимо учитывать при работе с теоретическим материалом. Для лучшего усвоения и систематиза­ции теоретического материала предложены таблицы и схемы.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Студенты должны знать:

q что такое температура тела и способы ее измерения, О что такое лихорадка, ее виды, периоды, осложнения, О принципы ухода за лихорадящими больными.

Уметь:

q измерить температуру больного и дать оценку,

q отметить температуру в температурном листе, измерить и записать профиль температуры у больного,

q провести дезинфекцию термометров,

q определить по клиническим проявлениям период лихорадки,

q провести уход за больным.

ПРЕТЕСТ

Вариант 1

1. При охлаждение организма рефлекторно происходит сосудов кожи.

2. Повышение температуры тела выше нормальной называется

3. Цена деления шкалы медицинского термометра составляет

4. Температура тела в норме составляет:

а) 36,0 — 36,70 С;

б) 35.8 — 36,50 С;

в) 36.0 — 37,00 С;

г) 36.6 — 37.00 С.

5. В пожилом и старческом возрасте температуры тела, чем у людей среднего возраста.

6. Измерение температуры тела чаще всего проводится (где?).

7. Установите последовательность действий при измерении температуры:

а) поместить термометр в подмышечную впадину,

б) убедитесь, что ртуть опустилась до самых низких показателей шкалы,

в) протрите подмышечную впадину полотенцем,

г) через 10 минут извлеките термометр.

8. Установите соответствие:

регистрация в температурном листе:

цвет:

1) температура

2) пульс

А. красный Б. зеленый В. черный

9. При измерении температуры в прямой кишке резервуар термометра необходимо

10. Установите соответствие:

характер измерения:

время измерения:

1. измерение температуры тела

2. измерение профиля температуры

А. через каждые три часа в стационаре

Б. утром после сна

В. утром натощак и вечером перед ужином

ПРЕТЕСТ

Вариант II

1. При прогревании организма происходит рефлекторно сосудов кожи.

2. «Лихорадка» по латыни называется

3. Медицинским термометром можно измерить температуру тела человека от 0С до 0С.

4. Физиологические колебания температуры тела в течение дня составляет:

а) 10 С;

б) 0,3 — 0,50 С;

в) 00 С;

г) 1,50 С;

5. Температура кожи, чем температура слизистых.

6. Измерение температуры тела должно длиться мин.

7. Установите последовательность действий при регистрации температуры в температурном листе:

а) вечерняя температура регистрируется точкой в графе «В»;

б) определите «цену» деления на шкале температуры;

в) утренняя температура регистрируется точкой в графе «У»;

г) соединив точки получите температурную кривую.

8. Установите соответствие:

погружение в дез. раствор:

экспозиция:

1) 3 % р-р хлорамина

2) перекись водорода 3%

А. 80 мин.

Б. 60 мин.

В. 15 мин.

9. Измерение температуры тела через каждые 3 часа называется

10. Термометры хранят в:

а) 3 % р-ре хлорамина;

б) 3 % р-ре перекиси водорода;

в) в тройном растворе;

г) в сухом виде.

ПРЕТЕСТ

Вариант III

1. Вещества белковой природы, которые чаще всего вызывают лихорадку, называются веществами.

2. Второй период в развитии лихорадки называется

3. В период подъема температуры теплопродукция, чем теплоотдача.

4. Установите соответствие:

период лихорадки:

клинические проявления:

1) 1-й период

2) 2-й период

А. озноб

Б. чувство жара

В. обильный холодный пот

5. Установите соответствие: .

вид снижения температуры:

клинические проявления:

1) критическое

2) либическое

А. АД падает, Рs без изменений

Б. АД падает, Рs нитевидный

В. АД и Ps без изменений

6. В 1-й период лихорадки кожа часто приобретает вид

7. Установите соответствие :

период лихорадки:

классические проявления:

1) 1-й период

2) 2-й период

А. ломота в костях, озноб

В. слабость, потливость

8. Установите соответствие:

период лихорадки:

характер питья:

1) 2-й период

2) 3-й период

А. прохладное витаминизированное питье

Б. горячий сладкий чай

В. горячий крепкий кофе

9. При критическом снижении температуры тела необходимо приподнять конец кровати.

10. Для оказания помощи пациенту при критическом снижении температуры необходим препарат:

а) дибазол 1 %;

б) адреналин 0,1 %;

в) кофеин-бензоат натрия 10 %;

г) хлористый кальций 10 %;

ПРЕТЕСТ

Вариант IV

1. В течение лихорадки различают период.

2. 1-й период в развитии лихорадки называют

3. В период падения температуры теплопродукция, чем теплоотдача.

4. Установите соответствие:

период лихорадки:

состояние кожных покровов:

1) 2-й период

2) 3-й период

А. кожа сухая, горячая

Б. кожа влажная

В. «гусиная» кожа

5. Установите соответствие:

период лихорадки:

мероприятия по уходу:

1) 1-й период лихорадки

2) 2-й период лихорадки

А. согреть

В. напоить крепким чаем

6. Во 2-й период лихорадки выражена слизистых оболочек полости рта.

7. Установить соответствие:

период лихорадки:

клинические проявления:

1) 2-й период

2) 3-й период

А. сильная головная боль, возбуждение

Б. ломота в теле, головная боль, озноб

В. головокружение, сильная слабость

8. Установите соответствие:

период лихорадки:

характер питья:

1) 1-й период

2) 2-й период

А. прохладное витаминизированное питье

Б. горячий сладкий чай

В. горячий крепкий чай или кофе

9. Резкое снижение температуры в 3-м периоде называется

10. Для оказания помощи пациенту при критическом, снижении температуры необходим препарат:

а) сульфат магния 25%;

б) хлористый кальций 10%;

в) сульфокамфокаин 10%;

г) анальгин 50%.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ ПО ТЕМЕ «ТЕРМОМЕТРИЯ»

1. Каким образом обеспечивается температурное достоинство внутренней среды организма?

2. Что представляет собой медицинский термометр?

3. Какой обработке подвергаются медицинские термометры после их использо­вания?

4. Когда измеряют температуру у больных?

5. Где измеряют температуру у больных?

6. Как регистрируют результаты термометрии?

7. Что такое профиль температуры? Как регистрируют его результаты?

8. Что такое лихорадка?

9. Что представляют собой пирогенные вещества?

10. Какие виды лихорадки различают по степени подъема температуры?

11. Какие виды лихорадки различают по характеру колебаний?

12. Сколько периодов различают в развитии лихорадки?

13. Каковы критические проявления 1-го периода лихорадки?

14. Каковы критические проявления 2-го периода лихорадки?

15. Каковы критические проявления 3-го периода лихорадки?

16. Какой» уход необходим за больным в 1 — м периоде лихорадки?

17. Какой уход необходим за больным во 2-м периоде лихорадки?

18. Какой уход необходим за больным в 3-м периоде лихорадки?

ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

При возникновении сомнений в искренности пациента медицинская сестра должна повторить термометрию в своем присутствии, ссылаясь на неисправность термометра.

ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ПРИБОРАМИ СОДЕРЖАЩИМИ РТУТЬ

Медицинский термометр в процессе работы может быть разбит. Сама ртуть, которая при этом быстро растекается на мелкие шарики, не приносит вреда. Опасны пары ртути.

Внимание!

Пары ртути являются нейротоксическим ядом! Необходимо сразу собрать и утилизировать ртуть. При этом необходимо удалить паци­ентов из помещения. Собрать ртуть можно при помощи пылесоса или мякиша свежего хлеба, как бы промокая им шарики ртути. Со­бранную ртуть необходимо поместить в герметически закрытый стек­лянный сосуд. После этого тщательно вымыть руки.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ

I. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ

У здорового человека температура тела в норме в течение суток колеблется в очень небольших пределах и не превышает 37 0 С.

Это обеспечивается путем сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи. Теплопродукция осуществляется за счет окислительных процессов в мышцах и внутренних органах. Чем выше интенсивность обменных процессов, тем больше теплопродукция. Теплоотдача главным образом зависит от богатой сети кожных кровеносных сосудов, которые значительно и быстро могут изменить свой просвет. При недостаточной выработке тепла организмом (или при его охлажде­нии) рефлекторно происходит сужение сосудов кожи и уменьшается отдача тепла. Кожа становиться сухой, холодной, иногда появляется озноб (мышечная дрожь), что способствует некоторому увеличению теплопродукции скелетными мышцами. Наоборот, при избытке тепла (или перегревании организма), наблюда­ется рефлекторное расширение сосудов кожи, увеличивается кровоснабжение кожи и соответственно растет отдача тепла проведением и излучением.

Если этих механизмов недостаточно, резко усиливается потоотделение: испаряясь с поверхности тела, пот обеспечивает очень интенсивную потерю тепла организмом.

Таким образом, сложный механизм терморегуляции обеспечивает температур­ное постоянство внутренней среды организма, что необходимо для нормального протекания обменных процессов.

II. ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА

Известны физические колебания температуры в течение дня: разница между утренней и вечерней температурой составляет в среднем 0,3-0,5 0 С.

У людей пожилого и старческого возраста температура тела несколько ниже, чем у молодых и среднего возраста, отмечается особая неустойчивость темпера­туры тела с большими колебаниями в течение дня.

В норме температура тела несколько повышается после приема пищи, выпол­нения физической нагрузки, выраженном эмоциональном состоянии, у женщин в период беременности и менструальном периоде. У здоровых людей в норме температура тела колеблется в зависимости от физиологического состояния в пределах 0,5 0 С. Также в норме температура тела измеряемая на коже (в есте­ственных складках) ниже на 0,5-0,8 0 С температуры на слизистых (полость рта, прямая кишка, влагалище).

Температура тела в подмышечной области в норме 36-37 0 С.

Исходя из вышесказанного температуру тела принято измерять два раза в день: утром после сна натощак (7-9 часов) и вечером после дневного отдыха перед ужином (17-19 часов).

В отдельных случаях (по назначению врача), температуру тела измеряют каждые 3 часа, что называется измерением профиля температуры. Если темпера­туру необходимо измерять чаще, то врач указывает необходимый интервал времени при назначении профиля температуры.

Температуру тела обычно измеряют максимальным медицинским термомет­ром. Он имеет корпус из тонкого стекла, один конец которого занимает резерву­ар с ртутью. От него отходит капилляр, запаянный на другом конце. Ртуть, нагреваясь и увеличиваясь в объеме, поднимается по капилляру вдоль которого расположена шкала термометра. Шкала рассчитана на определение температуры тела с точностью до 0,1 0 С, для чего на ней имеются соответствующие деления. Медицинским термометром можно измерить температуру тела от 34 С до 42 0 С. Термометр показывает максимальную высоту подъема столбика ртути и поэтому называется максимальным. Но самостоятельно ртуть не может опуститься в резервуар, так как этому препятствует резкое сужение капилляра в нижней его части.

Внимание!

Возвратить ртуть, в резервуар нужно только после встряхивания термометра до снижения столбика ртути ниже 35 0 С.

После проведения манипуляции термометр необходимо подвергнуть дезинфек­ции: погружение полное или 4/5 длины резервуаром вниз в 3 % раствор переки­си водорода на 80 минут. Емкость, содержащая дез. раствор должна быть из темного стекла, так как на свету раствор быстро теряет свои свойства.

Внимание!

В связи с тем, что у больных наблюдаются кожные аллергические реакции на хлорамин, после дезинфекции термометр обязательно промыть под проточной водой. Затем термометры вытирают и хранят в сухом виде в стакане, на дно которого кладут вату.

Внимание!

Термометр из тонкого хрупкого стекла. При работе с ним необхо­дима осторожность. Перед проведением манипуляции необходимо убедиться в целостности термометра.

После измерения температуры тела показания термометра зано­сят в индивидуальный температурный лист. Его заводят в приемном отделении вместе с медицинской картой на каждого больного, посту­пающего в стационар. Помимо температуры в нем регистрируют показания пульса, АД.

Внимание!

Показания температуры, пульса, АД регистрируют в температур­ном листе графическим способом, для чего слева вертикально име­ются соответствующие шкалы «Т», «П», «АД». В некоторых темпера­турных листах есть еще шкала «Д» для графической регистрации частоты дыхания в 1 минуту (см. температурные листы). В нижней части температурного листа записывают данные массы тела, количе­ство выпитой и выведенной за сутки жидкости в мл, данные о дефе­кации («стул») у больного и проведенной санитарной обработке обо­значают знаком «+».

Внимание!

Чтобы правильно нанести данные t, Ps, АД необходимо рассчи­тать «цену» деления соответствующей шкалы.

III. ЛИХОРАДКА

Лихорадка — это повышение температуры тела выше 37 0 С, возникающее как активная защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообраз­ные внешние и внутренние раздражители. Чаще всего таковыми бывают так называемые пирогенные вещества (греч. pyr — огонь, жар и genes — порождаю­щий, производящий). Это могут быть микробы и их токсины, сыворотки, вакци­ны, продукты распада собственных тканей организма при травме, внутренних кровоизлияниях, некрозах, ожогах и т. д.

Пирогенные вещества вызывают изменение терморегуляции: теплоотдача резко снижается (сосуды суживаются), а теплопродукция возрастает, что соответству­ет накоплению тепла и повышению температуры тела.

Возникающая при этом лихорадка, ведет к увеличению скорости обменных процессов и играет важную роль в мобилизации защитных сил организма для борьбы с инфекцией и другими пирогенными факторами. Реже лихорадка имеет чисто неврогенное происхождение и связана с функциональными и органически­ми поражениями ЦНС.

Внимание!

По степени подъема температуры различают: субфебрильную ли­хорадку (температура не выше 38 0 С), умеренную или фебрильную лихорадку (38-39 С), высокую или перитическую лихорадку (39-41 0 С), чрезмерную или гиперпиретическую лихорадку (выше 41 0 С).

В развитии лихорадки различают три периода:

— I-й период подъема температуры. Теплопродукция преобладает над теплоот­дачей, которая резко снижается за счет сужения сосудов кожи. Не смотря на подъем температуры, кожа становится холодной на ощупь, имеет вид «гусиной кожи», больной жалуется на головную боль, ломоту в теле, озноб, больной не может согреться. В этот период необходимо создать покой больному, уложить его в постель, укрыть теплым одеялом, положить к ногам грелку, напоить горячим чаем.

— II-й период относительного постоянства температуры. Он может длится от нескольких часов до нескольких дней. Сосуды кожи расширяются, теплоотдача увеличивается и выравнивается с теплопродукцией. Поэтому дальнейшее повы­шение температуры прекращается и температура стабилизируется. В этот период больному жарко, беспокоит головная боль, ломота в теле, сухость во рту, жажда. Возможно нарушение сознания в виде галлюцинаций и бреда. Кожные покровы горячие, лицо гиперемировано. В этот период необходимо заменить теплое одеяло на легкую простыню, давать больному (как можно чаще») витаминизированное прохладное питье (морс, настой шиповника). Периодически протирать слабым раствором соды ротовую полость, чуть смазывать любым жиром. При выражен­ной головной боли для предупреждения нарушения сознания на лоб больного положить пузырь со льдом или холодный компресс, смоченный в растворе уксуса (2 ст. л. на 0,5 л воды). Желательно установить индивидуальный пост м/с у такого больного или, если это невозможно, постовая м/с должна часто подходить к больному, следить за Ps и общим состоянием.

Чем выше температура и больше ее колебания, тем больше истощается больной.

Чтобы повысить сопротивляемость организма и восполнить энергетичес­кие потери, необходимо давать больному высококалорийные и легкоусвояемые продукты в жидком или полужидком виде. В связи со значительным снижением аппетита следует кормить больного 5-6 раз в сутки небольшими порциями. В рационе ограничивают поваренную соль, что приводит к усилению диуреза и вместе с обильным витаминизированным питьем способствует удалению из организма токсических веществ, которые всасываются в кровь во время лихорад­ки.

Если больному дают минеральную воду, то необходимо подержать ее некото­рое время открытой для удаления газов и профилактики метеоризма. Медицинс­кая сестра осуществляет уход за кожей и профилактику пролежней. Все физио­логические отправления больные с тяжелой лихорадкой должны совершать в постели. м/с необходимо помнить об этом.

— III-й период — снижение температуры — протекает по-разному, так как темпе­ратура может падать критически, т. е. быстро с высоких цифр до низких (напри­мер, с 40 до 35 градусов) в течение часа. Это сопровождается резким падением тонуса сосудов, снижением АД, повышением нитевидного пульса (явление острой сосудистой недостаточности — коллапса). Больной становится бледным, холодным на ощупь, появляется обильный пот, цианоз губ, резкая слабость — это состояние называется кризисом и требует срочных мер.

Внимание!

1. Необходимо создать вынужденное положение больному: при­поднять ножной конец кровати и убрать подушки из-под головы.

2. Укрыть больного, обложить грелками, напоить горячим креп­ким чаем или кофе.

3. Вызвать врача.

4. Приготовить для подкожного введения 10 % р-р кофеин-бензоата натрия или 10 % р-р сульфокамфокаина.

5. При улучшении состояния протереть больного насухо, сменить нательное белье.

В большинстве случаев температура падает литически — постепенно, что сопровождается появлением небольшой испарины на коже и слабостью. Обычно, после падения температуры больной засыпает. Будить его при этом не следует.

ПОТРЕБНОСТЬ ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ.

ПОНЯТИЕ О ПОТРЕБНОСТИ

Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без температурного постоянства внутренней среды человека. Это обеспечивается:

1. путем сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи организма

2. одеждой не по сезону

3. поддерживанием микроклимата помещений, где находится человек

НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРИ СЕСТРИНСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ

1. Субъективное обследование:

Жалобы:

— озно6

— потливость

— чувство жара

— головная боль

— ломота в теле, суставах

— сухость во рту

2. Объективное обследование:

— гиперемия лица

— появление «гусиной кожи»

— горячая на ощупь

— сухость кожи и слизистых

— трещины на губах

— учащение пульса и ЧДД

— влажная кожа

— отклонение в температурном режиме помещений

— изменение температуры тела

Некоторые примеры возможного участия медсестры

при удовлетворении потребности:

1) медсестра обеспечит пациенту покой

2) медсестра обеспечит уход за кожей им слизистыми пациента

3) медсестра обеспечит пациенту обильное витамини­зированное питье.

4) медсестра при необходимости согреет или охладит пациента

5) медсестра обеспечит прием легкоусвояемой пищи

6) медсестра обеспечит измерение профиля температуры тела пациента

7) медсестра будет постоянно наблюдать за состоя­нием пациента

8) медсестра будет контролировать температуру помещения

Некоторые возможные сестринские диагнозы:

1. высокий риск жизнедеятельности, связанный с гипертермией

2. лихорадка

3. переохлаждение

СЕСТРИНСКИЙ ДИАГНОЗ ЛИХОРАДКА.

ЦЕЛИ:

КРАТКОСРОЧНАЯ — Уменьшить лихорадку к концу недели до нормы или субфебрильных цифр.

ДОЛГОСРОЧНАЯ — Исчезновение лихорадки к моменту выписки

ХАРАКТЕР СЕСТРИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА:

1. Определить период лихорадки у пациента.

2. Контролировать и регистрировать температуру тела пациента каждые 2 часа в 1-3 период лихорадки.

3. Обеспечить пациенту полный психический и физический покой

4. Осуществить характер сестринского вмешательства в зависимости от периода лихорадки.

1-й период — тепло укрыть пациента, обложить грелками,

— напоить горячим сладким чаем.

2-ой период

· применять методы физического охлаждения: укрыть простыню или легким одеялом, использовать холодный компресс, пузырь со льдом.

· обеспечить пациента прохладным обильным витаминизированным питьем клюква, морс, настои из трав, соки.

· смазывать губы вазелиновым маслом или глицерином 3 раза в день.

· кормить 6-7 раз в сутки, небольшими порциями жидкой или полужидкой пищей

· обеспечить индивидуальное наблюдение ее пациентом, учитывая риск развития галлюцинаций, судорог, появления бреда.

· проводить тщательный уход за кожей и слизистыми, контролировать физиологические отправления.

· обеспечить введение жаропонижающих средств по назначению врача

3-й период

· обеспечить постоянное наблюдение за состоянием пациента (ЧДД, внешний вид, Рs, АД).

· обеспечить смену нательного и постельного белья.

· при критическом снижении температуры.

· при литическом снижении температуры: тепло укрыть пациента обильное теплое обильное питье применить грелку.

Ситуационные задачи.

1. Выполняя манипуляцию «измерение температуры» медсестра при осмотре подмышечной области пациента обнаружила наличие гиперемии. Протерев насухо подмышечную область пациента она поместила резервуар термо­метра в подмышечную впадину так, чтобы он полностью соприкасался с кожей.

Оцените действия медсестры?

2. Дежурная медсестра была занята днем с тяжелым пациентом и на провела термометрию пациентам с 17.00 до 19.00. Она решила исправить положение и посла ужина провела измерение температуры.

Как Вы оцениваете данную ситуацию?

3. Измеряя температуру тала пациента в подмышечной впадине и в полости рта медсестра обнаружила, что в подмышечной области t= 37,5 0 C, а в по­лости рта – 38 0 C.

При какой измерении медсестра допустила ошибку?

4. Измеряя температуру тела пациенту медсестра заподозрила с его сторона симуляцию высокой температуры.

Какова тактика медсестры в дальнейшем?

5. Для дезинфекции медицинских термометров медсестра погрузила их в 3 % раствор хлорамина на 15 минут. Посла этого она их вытерла насухо и поставила на хранение в сухой стакан.

Оцените действия медсестры?

6. Для дезинфекции медицинских термометров медсестра погрузила их в раствор перекиси водорода на 60 минут. Затем насухо вытерла и пос­тавила на хранение в тройной раствор. Оцените действия медсестры?

7. Палатная медсестра получила назначение врача провести пациенту измерение профиля температуры.

Как медсестра должна зарегистрировать результаты измерения?

8. У Вас в отделении находится пациент с травмой лица и верхнего плечевого пояса.

Как такому пациенту измерить температуру?

9. Медсестра измерила пациенту температуру тела. Она равнялась 38,6 0 C.

Охарактеризуйте данную температуру.

10. У пациента вечером температура тела оказалась 37,8 0 C.

Охарактеризуйте данную температуру.

11. Ваша напарница (процедурная медсестра) недобросовестно относится к регистрации температуры в температурных листах.

Вы это заметили. Как поступить?

12. 15 лет жалуется на головные боли, ломоту в теле, рвоту. При осмотра: температура тела 40 0 C градусов, зев резко гиперамирован, живот безболезнен. После приема таблетки аспирина возникла рвота.

Перечислите мероприятия и объем доврачебной помощи.

Назовите способ введения лекарственных средств такому пациенту.

13. Вы измеряете температуру тела тяжелобольному пациенту t =39 0 C градусов. Пациент интересуется, какая у наго температура.

Ваша тактика?

14. У пациента температура тела 41 0 C, он возбужден, бредит, на щеках румянец.

В каком периоде лихорадки находятся пациент?

В какой помощи он нуждается?

15. При измерении температуры Вы заподозрили, что пациент изменил по­казания термометра.

Ваша тактика?

16. Пациент жалуется на плохое самочувствие, «ломоту» во всем теле, головную боль, ему холодно, никак не может согреться. Температура тела 40,30 C.

В каком периоде лихорадки находится пациент? Какая помощь ему необходима?

17. У пациента постепенное нарастание температуры изо дня в дань, достигающее высоких цифр, сменяющееся затем постепенным снижением ее до субфебрильной и нормальной. Какое название носит данная лихорадка?

18. У пациента длительная температура (в течении 7-9 дней) в пределах 38-39 0 C (с колебаниями в 1 0 C). Определите тип лихорадки.

19. У пациента высокая лихорадка (до 40 0 C), с предшествующими ознобами и большими суточными колебаниями, при снижении температуры обильное потоотделение.

Назовите тип лихорадки.

Перечислите возможные заболевания.

20. назначены горчичники, но к вечеру у него повысилась температура до 390 C. Пациент уговаривает медсестру поставить ему горчичники.

Как поступить?

КОНТРОЛЬНО — ЭКСПЕРТНАЯ КАРТА

«МАНИПУЛЯЦИОННАЯ ТЕХНИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ»

Вариант 1

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Дайте понятие лихорадки. Каковы клинические проявления III периода лихорадки?

II. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА.

У пациента температура тела 410 С, он возбужден, бредит, на щеках румянец, на губах трещины.

В каком периоде лихорадки он находится?

Составьте алгоритм ухода за данным пациентом.

III. ТЕСТИРОВАНИЕ.

1. Шкала термометра имеет «цену» деления

2. Для дезинфекции термометров используют дезраствор

3. Измерение температуры тела должно длиться

4. В индивидуальном температурном листе температурная кривая чертится цветом.

5. Установите соответствие.

характер манипуляций: время измерения:

1) измерение температуры тела в стационаре А. через каждые 3 часа

2) измерение профиля температуры Б. 2 раза утром и вечером

В. вечером перед ужином

6. Установите соответствие.

периоды лихорадки: состояние кожи:

1) период постоянства высокой температуры А. кожные покровы сухие

2) период снижения температуры Б. кожные покровы влажные В. кожные покровы нормальной влажности

7. Установите соответствие.

периоды лихорадки: мероприятия ухода:

1) 1-й период лихорадки А. согреть пациента

2) 2-й период лихорадки Б. положить холодный компресс

В. напоить крепким чаем или кофе

8. Во II-м периоде лихорадки кожа на ощупь по температуре

9. При резком снижении АД в момент критического снижения температуры необходимо приподнять конец кровати.

10. Крепкий горячий чай дают пациенту в периоде лихорадки.

КОНТРОЛЬНО — ЭКСПЕРТНАЯ КАРТА

«МАНИПУЛЯЦИОННАЯ ТЕХНИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ»

Вариант 2

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Какие периоды лихорадки Вы знаете?

Каковы клинические проявления II периода лихорадки?

II. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА.

Пациенту при температуре тела 41,30С были введены жаропонижающие препараты. Через 20 минут температура снизилась до нормы, но состояние пациента ухудшилось: появилась резкая бледность, пульс нитевидный, конеч­ности холодные, белье мокрое от пота.

В каком периоде лихорадки находится пациент?

Какая помощь ему необходима?

III. ТЕСТИРОВАНИЕ.

1. Температуру тела, измеряемую пациенту утром и вечером, палатная медсестра фиксирует в

2. Медицинские термометры для дезинфекции погружают в раствор перекиси водорода, на

3. Температуру тела пациентам в стационаре измеряют раз в день.

4. В температурном листе кроме температурной кривой еще графически изо­бражают:

а) кривую частоты пульса

б) рост и вес пациента

в) стул пациента

г) физиопроцедуры

5. Установить соответствие.

показатели: цвет карандаша:

1) t А. красный цвет в температурном листе

2) Ps Б. черный цвет в температурном листе

В. зеленый цвет в температурном листе

6. Установите соответствие.

периоды лихорадки: клинические проявления:

1) I-й период лихорадки А. озноб

2) II-й период лихорадки. Б. чувство жара

В. обильное потоотделение

7. В 1-й период лихорадки кожа на ощупь по температуре

8. Установите соответствие.

период лихорадки: характер питья:

1) II-й период лихорадки А. прохладное витаминизированное питье

2) III-й период лихорадки (кризис) Б. крепкий горячий чай, кофе

В. горячий чай

9. Во II-м периоде лихорадки выражена слизистых оболочек полости рта.

10. В период снижения температуры теплопродукция чем тепло­отдача .

ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА СТУДЕНТА

1. Термометры.

2. 3 % раствор перекиси водорода.

3. 3 % раствор хлорамина.

4. Лотки.

5. Стакан для хранения термометров.

6. Полотенце.

7. Температурные листы.

8. Грелка.

9. Одеяло.

10. Пузырь со льдом.

11. Полотенце для холодного компресса.

12. Простыня.

13. Слабый раствор уксусной кислоты.

14. Шприц Жане.

15. Корнцанг.

16. Марлевые салфетки.

17. Вазелиновое масло.

18. Судно.

19. Тонометр.

20. Белье.

21. 10 % кофеин-бензоат натрия.

22. 10% сульфокомфоаин.

23. Напитки: охлажденное витаминизированное питье, горячий крепкий чай или кофе, теплое витаминизированное питье.

ПЕРЕЧЕНЬ МАНИПУЛЯЦИЙ К ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ: «ТЕРМОМЕТРИЯ.»

1. Измерение температуры тела.

2. Обработка термометра после манипуляции.

3. Заполнение температурного листа.

4. Измерение профиля температуры тела. его регистрация.

5. Приготовить все необходимое и продемонстрировать элементы ухода за больным в I-ом периоде лихорадки.

6. Приготовить все необходимое и продемонстрировать элементы ухода за больным во II-ом периоде лихорадки.

7. Приготовить все необходимое и продемонстрировать элементы ухода за больным в III-ем периоде лихорадки.

8. Продемонстрировать все известные способы’ охлаждения больного при высокой лихорадке.

9. Продемонстрировать оказание медикаментозной помощи в III-ем периоде (кризисе).

ГЛОССАРИЙ

КРИТИЧЕСКОЕ СНИЖЕНИЕ

ТЕМПЕРАТУРЫ (КРИЗИС)

— быстрое снижение температуры в течение дня с высоких цифр до нормальных.

ЛИТИЧЕСКОЕ СНИЖЕНИЕ

ТЕМПЕРАТУРЫ (ЛИЗИС)

— постепенное снижение температуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. , «Общий уход за больными» М„ Медицина, 1989 г.

2. Шептулин АА. «Основы общего ухода за больными».

3. «Справочник медсестры по уходу» М., Медицина, 1993 г.

4. Материалы 1-ой Всероссийской научно-практической конференции по тео­рии сестринского дела (Голицыне, август, 1993 г.).

5. , «Техника ухода за больными».

6. «Общий уход за больными»

Виды, периоды и первая помощь при лихорадке

Понятие о лихорадке. Виды, периоды лихорадки. Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки

Лихорадка — это повышение температуры тела выше 37 градусов, возникающее как активная защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообразные внешние и внутренние раздражители. Чаще всего таковыми бывают, так называемые пирогенные вещества (греческ. — огонь, жар и — порождающий, производящий). Это могут быть микробы и их токсины, сыворотки, вакцины, продукты распада собственных тканей организма при травме, внутренних кровоизлияниях, некрозах, ожогах и т.д.

Пирогенные вещества вызывают изменение терморегуляции: теплоотдача резко снижается (сосуды суживаются), а теплопродукция возрастает, что способствует накоплению тепла и повышению температуры тела.

Возникающая при этом лихорадка, ведет к увеличению скорости обменных процессов и играет важную роль в мобилизации защитных сил организма для борьбы с инфекцией и другими пирогенными факторами. Реже лихорадка имеет чисто неврогенное происхождение и связана с функциональными и органическими поражениями ЦНС.

По степени подъема температуры различают:

субфебрильную лихорадку — 37-38 0 С;

умеренную или фебрильную — 38-39 0 С;

высокую или пиретическую — 39-41 0 С;

чрезмерную или гиперпиретическую свыше 41 0 С.

По длительности различают:

мимолетную — в течение нескольких часов;

острую — до 15 дней;

подострую — до 45 дней;

хроническую свыше 45 дней.

В развитии лихорадки различают 3 периода:

I период — подъем температуры. Теплопродукция преобладает над теплоотдачей, которая резко снижается за счет сужения сосудов кожи. Несмотря на подъем температуры, кожа становится холодной на ощупь, имеет вид “гусиной кожи”, пациент жалуется на головную боль, ломоту в теле, озноб, пациент не может согреться.

-уложить пациента в постель,

-укрыть теплым одеялом,

-положить к ногам грелку,

-напоить горячим чаем,

-создать покой пациенту.

II период — относительное постоянство температуры. Он может длиться от нескольких часов до нескольких дней. Сосуды кожи расширяются, теплоотдача и теплопродукция увеличивается.

Поэтому дальнейшее повышение температуры прекращается и температура стабилизируется.

В этот период пациенту жарко, беспокоит головная боль, ломота в теле, сухость во рту, жажда. Возможно нарушение сознания в виде галлюцинаций и бреда. Кожные покровы горячие, лицо гиперемировано.

o -заменить теплое одеяло на легкую простыню,

o -давать пациенту (как можно чаще!) витаминизированное прохладное питье (морс, настой шиповника),

o -периодически протирать слабым раствором соды ротовую полость, а губы смазывать любым жиром,

o -при выраженной головной боли и для предупреждения нарушения сознания на лоб пациента положить пузырь со льдом или -холодный компресс, смоченный в растворе уксуса (2 столовых ложки на 0,5 литра воды),

o -тело обтирать чистым спиртом,

o -обдувать (например, вентилятором).

o Желательно установить индивидуальный пост медсестры у такого пациента или, если это невозможно, постовая медсестра обязана подходить к пациенту, следить за пульсом и общим состоянием.

o Чем выше температура и больше ее колебания, тем больше истощается пациент. Чтобы повысить сопротивляемость организма и восполнить энергетические потери, необходимо давать пациенту высококалорийные и легкоусвояемые продукты в жидком или полужидком виде. В связи со значительным снижением аппетита следует кормить пациента 5-6 раз в сутки небольшими порциями. В рационе ограничивают поваренную соль, что приводит к усилению диуреза и вместе с обильным витаминизированным питьем способствует удалению из организма токсических веществ, которые всасываются в кровь во время лихорадки.

o Если пациенту дают минеральную воду, то необходимо подержать ее некоторое время открытой для удаления газов и профилактики метеоризма. Медицинская сестра осуществляет уход за кожей и профилактику пролежней. Все физиологические отправления пациенты с тяжелой лихорадкой должны совершать в постели. Медсестре необходимо помнить об этом.

III период — снижение температуры. Протекает по-разному.

В большинстве случаев температура падает литически — постепенно, что сопровождается появлением небольшой испарины на коже и слабостью.

Температура может падать критически, т.е. быстро с высоких цифр до низких (например, с 40 до 36 0 С) в течение часа. Это сопровождается резким падением тонуса сосудов, снижением АД, появлением нитевидного пульса (явление острой недостаточности — коллапса). Пациент становится бледным, холодным на ощупь, появляется обильный пот, цианоз губ, резкая слабость — это состояние называется кризисом и требует срочных мер.

-создать пациенту вынужденное положение: приподнять ножной конец кровати и убрать подушки из-под головы,

-укрыть пациента, обложить грелками, напоить горячим крепким чаем или кофе,

-приготовить для подкожного введения 10% раствор кофеинбензоата натрия, кордиамин, 0,1% раствор адреналина,

-при улучшении состояния протереть пациента насухо, сменить нательное и постельное белье.

-Обычно после падения температуры пациент засыпает. Будить его при этом не следует.

повышения температуры тела

1. У пациента не будет озноба

1. Измерение температуры тела

2. Рекомендовать пациенту удобно лечь, тепло укрыться, дать горячее питье

2. Температура тела свыше 37,5°С

Температура тела будет снижаться

Не будет обезвоживания

тела (если лихорадочное состояние длится несколько дней)

Измерение температуры тела через . (временные интервалы определяются врачом) и регистрация результатов

Рекомендовать х/б постельное белье и одежду

Рекомендовать ограничение физической активности (режим активности — по назначению врача)

Рекомендовать (осуществлять) все процедуры, увеличивающие теплоотдачу (пузырь со льдом, холодный компресс, вентилятор и т.п.)

Рекомендовать (при необходимости обеспечить) пить до 2л. жидкости в день (при отсутствии противопоказаний, определяемых врачом), (указать точное количество жидкости по часам в течение дня)

Рекомендовать адекватное количество пищи (при необходимости — кормление и определение количества съеденной пищи)

Определять массу тела (при длительной лихорадке)

При необходимости — осуществлять помощь в личной гигиене

Контролировать количество мочи

Контролировать режим дефекации

Вводить лекарственные средства по назначению врача

Консультация врача при любом ухудшении состояния и самочувствия пациента

3а. Литическое снижение температуры тела

1. Восстановление (расширение) возможностей самоухода

Рекомендовать пациенту расширение режима активности

Поощрять потребность в самоуходе

3б. Критическое снижение температуры тела

Измерение температуры тела

Перемещение пациента в положение на спине

Контролировать гемодинамические показатели (пульс, АД)

Контролировать состояние кожи (влажность, цвет)

Разъяснение пациенту необходимости всех проводимых ему мероприятий

Дать возможность пациенту задать любые вопросы относительно изменения его состояния

Выполнить процедуры, обеспечивающие сохранение тепла (укрывание, теплое питье)

Введение лекарственных средств, назначенных врачом

Помощь в осуществлении личной гигиены, после улучшения самочувствия

Неотложная помощь при лихорадке (высокой температуре)

Лихорадка — защитно-приспособительная реакция организма, возникающая в ответ на воздействие патогенных раздражителей и характеризующаяся терморегуляторным повышением температуры тела. В зависимости от степени повышения температуры тела у ребенка выделяют субфебрильную 37,2-37,9°С, фебрильную 38,0-39,0°С, гипертермическую 39,1-41,0°С лихорадку. В нашей статье мы расскажем про симптоматику лихорадки и про то, как правильно оказывается неотложная помощь при лихорадке.

Лихорадка — признаки и симптомы

У детей важно различить «красную» и «белую» гипертермию.

«Красная» или «теплая» гипертермия:

  • кожные покровы умеренно гиперемированы,
  • кожа на ощупь горячая, может быть влажная (усилено потоотделение),
  • конечности теплые,
  • поведение ребенка практически не меняется,
  • теплопродукция соответствует теплоотдаче,
  • отсутствуют признаки централизации кровообращения,
  • учащение пульса и дыхания соответствует повышению температуры (на каждый градус свыше 37°С одышка увеличивается на 4 дыхания в минуту, а тахикардия на 20 ударов в минуту). Этот вариант лихорадки прогностически благоприятный.

«Белая» или «холодная» лихорадка:

  • сопровождается выраженными признаками централизации кровообращения,
  • кожа бледная с «мраморным» рисунком,
  • оттенок губ и кончиков пальцев цианотичный,
  • конечности холодные,
  • чрезмерная тахикардия, одышка,
  • характерны ощущение холода, озноб,
  • нарушения поведения — вялость, заторможенность, возможны возбуждение, судороги и бред,
  • отсутствует эффект от жаропонижающих средств.

При выборе тактики врача скорой помощи необходимо учитывать степень выраженности, длительность и клинику лихорадки, возраст ребенка, степень эффективности предпринятых лечебных мероприятий, наличие в анамнезе сведений о перинатальной патологии нервной системы, судорожном синдроме (особенно фебрильных судорогах), врожденном пороке сердца, гипертензионном и гидроцефальном синдромах и других прогностически неблагоприятных факторах риска.

Когда необходима неотложная помощь больному при лихорадке?

  • во всех случаях высокой лихорадки (39 °С) вне зависимости от возраста больного;
  • при умеренной лихорадке (38 °С) у детей с эпилепсией, судорожным синдромом (фебрильными судорогами), выраженным гипертензионным синдромом, при перинатальной энцефалопатии и ее последствиях, при других неблагоприятных факторах риска;
  • во всех случаях «бледной» лихорадки;
  • при умеренной лихорадке у детей первых трех лет жизни.

Неотложная помощь при «красной» гипертермии:

  • больного раскрыть, обеспечить доступ свежего воздуха;
  • обильное питье (на 0,5-1 л больше возрастной нормы жидкости в сутки);
  • назначить внутрь или ректально парацетамол (панадол, калпол, тайлинол, эффералган) в разовой дозе 10-15 мг/кг,
  • детям старше 1 года в качестве стартовой терапии рекомендуется ибупрофен (ибуфен) в разовой дозе 5-10 мг/кг;
  • использовать физические методы охлаждения не более 30-40 мин:
    • обтирание водой комнатной температуры,
    • холод на область крупных сосудов,
    • прохладная мокрая повязка на лоб,
    • пузырь со льдом на расстоянии примерно 4 см над областью головы,
    • при лихорадке можно использовать обтирания водочно-уксусные: водка, 9 % столовый уксус, воду смешать в равных объемах (1:1:1), обтирание повторяют 2-3 раза;
  • если температура тела не снижается, то жаропонижающие препараты при лихорадке вводят внутримышечно в виде литической смеси: 50 % раствор анальгина детям до года — из расчета 0,01 мл/кг, старше года- 0,1 мл/год жизни в сочетании с 2,5 % раствором пипольфена детям до года в дозе 0,01 мл/кг, старше 1 года — 0,1-0,15 мл/год жизни, но не более 1 мл (можно использовать растворы тавегила или супрастина) из расчета 10 мг/кг массы тела;
  • при отсутствии эффекта через 30-60 минут можно повторить введение литической смеси.

Неотложная помощь при «бледной» гипертермии:

  • при лихорадке внутримышечное введение: 50 % раствора анальгина из расчета 0,1 мл/год или аспизола из расчета 10 мг/кг, 2 % раствора папаверина детям до года — 0,1-0,2 мл, старше 1 года — 0,1-0,2 мл/год или раствора но-шпы в дозе 0,1 мл/год жизни (для детей школьного возраста- 1 % раствора дибазола в дозе 0,1 мл/год жизни) в сочетании с 2,5 % раствором пипольфена из расчета 0,1 мл/год жизни, вместо пипольфена возможно использование растворов тавегила или супрастина в тех же дозах;
  • внутримышечное введение анальгина (аспизола) (дозы указаны выше) и 1 % раствора никотиновой кислоты из расчета 0,05 мл/кг более пригодно для детей старшего возраста;
  • при нарастающих и выраженных признаках централизации кровообращения (разница между аксиллярной и ректальной температурами составляет более 1 0 С) назначают 0,25 % раствор дроперидола из расчета 0,1-0,2 мл/кг (0,05-0,25 мг/кг) внутримышечно в сочетании с жаропонижающими средствами.

Неотложная помощь при «судорожной готовности»:

Неотложная помощь при наличии у больного признаков «судорожной готовности»: тремор, положительные симптомы Люста, Труссо, Хвостека, Маслова или судорожного синдрома, лечение лихорадки независимо от ее варианта начинают с:

  • введения 0,5 % раствора диазепама (седуксена, реланиума, сибазона, валиума) из расчета: 0,1 мл/кг массы тела, но не более 2,0 мл однократно;
  • в более тяжелых случаях эпилептических проявлений используют раствор анальгина и дроперидола;
  • оксигенотерапии.

Как оценить эффективность неотложной помощи при лихорадке?

При «красной» лихорадке эффективной считают неотложную помощь, если происходит снижение аксиллярной температуры тела на 0,5 °С за 30 мин.

Положительным эффектом при «бледной» лихорадке считают ее переход в «красную» и снижение аксиллярной температуры тела ребенка на 0,5°С за 30 мин.

После проведения неотложной помощи дети с гипертермическим синдромом и некупирующейся «бледной» лихорадкой должны быть госпитализированы.

Уход за пациентом в различные периоды лихорадки;

Гипертермическая реакция у пациентов протекает в 3 периода:

1-ый период — подъём температуры тела (период озноба) — теплопродукция преобладает над теплоотдачей. Теплоотдача снижена за счет сужения кожных кровеносных сосудов.

Проблемы: слабость, недомогание, головная, мышечная боли, «ломота» во всем теле (симптомы общей интоксикации). Повышение температуры тела и спазм периферических сосудов вызывают у пациента озноб и дрожь, он не может согреться. Пациент бледен, кожа холодная на ощупь.

1) уложить в постель, создать покой;

2) согреть пациента грелками, теплым одеялом, горячим питьём (чай или молоко с медом, травяные сборы);

3) наблюдать за внешним состоянием пациента, проводить термометрию, контролировать физиологические показатели — пульс, АД, ЧДД.

2-ой период — относительное постоянство высокой температуры тела (период жара, стабилизация лихорадочного состояния). Продолжительность от нескольких часов до нескольких дней. Сосуды кожи расширены, теплоотдача возрастает и уравновешивает повышенную теплопродукцию. Прекращение дальнейшего повышения температуры тела, её стабилизация.

Проблемы: жар, головная боль, слабость, снижение аппетита, сухость во рту, жажда. Объективно: гиперемия лица, кожа горячая на ощупь, трещины на губах. При высокой температуре возможны нарушения сознания, галлюцинации, бред.

1) следить за соблюдением пациентом строго постельного режима (индивидуальный сестринский пост);

2) для усиления теплоотдачи накрыть пациента легкой простыней, протирать кожи раствором уксуса или спирта, подавать пузырь со льдом, осуществлять постановку холодного компресса;

3) смягчить губы косметическим средством;

4) обеспечить витаминизированным питьём не менее 1,5-2 литров (чай с лимоном, соки, морсы, минеральные воды, настой шиповника);

5) кормить жидкой, полужидкой и легко усвояемой пищей, небольшими порциями 5-6 раз в день (диетический стол № 13);

6) контроль температуры тела, пульса, АД, ЧДД;

7) контроль физиологических отправлений (особенно за диурезом — количество выделенной мочи);

8) оценка поведенческой реакции.

3-ий период — снижение температуры тела (период слабости, потливости). Теплопродукция уменьшена по сравнению с теплоотдачей. Период протекает по-разному: благоприятно и неблагоприятно.

Благоприятный вариант — постепенное снижение температуры тела в течение нескольких дней. Такое падение температурной реакции называется литическим — лизис.

Неблагоприятный вариант — отягощающий процесс выздоровления — быстрое снижение температуры тела в течение нескольких часов. Такое падение температуры называется критическим — кризис.

Сестринские вмешательства при лизисе:

состояние пациента не опасно, не требует специальных мероприятий, обеспечить комфортное нательное и постельное бельё, адекватное питьё, покой для восстановления физических сил организма и спокойного сна, По мере улучшения состояния — расширение режима двигательной активности.

Проблемы пациента при кризисе — резкое падение сосудистого тонуса со снижением АД. Нитевидный пульс, слабость, сонливость, холодные руки и ноги, обильный липкий пот, бледность кожных покровов, акроцианоз (цианоз дистальных частей тела), кризис опасен развитием коллапса.

Коллапс — развитие острой сосудистой недостаточности (снижение сосудистого тонуса и уменьшение массы циркулирующей крови), резкое падение АД, сердцебиение, головокружение, слабость, заторможенность, бледность кожных покровов.

Сестринские вмешательства при кризисе:

1) создать пациенту вынужденное положение в постели — приподнять ножной конец кровати, убрать подушку;

2) укрыть пациента одеялом;

4) согреть грелками, дать горячий кофе, крепкий чай;

5) контроль пульса, АД;

6) приготовить препараты для повышения АД (кофеин, сульфокамфокаин) и ввести по назначению врача;

7) сменить нательное и постельное бельё;

8) обеспечить комфортное состояние пациента.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ ЛИХОРАДКИ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант 1

1. При охлаждении организма рефлекторно происходит _________сосудов кожи.

2. Повышение температуры тела выше нормальной называется__________.

3. Цена деления шкалы медицинского термометра составляет___________.

4. Температура тела в норме составляет:

5. В пожилом и старческом возрасте температура тела_________________________________ ,

Чем у людей среднего возраста.

6. Измерение температуры тела чаще всего проводится____________(где?)

7. Установите последовательность действий при измерении температуры:

а) поместить термометр в подмышечную впадину

б) убедитесь, что ртуть опустилась до самых низких показателей шкалы

в) протрите подмышечную впадину полотенцем

г) через 10 минут извлеките термометр

8. Установите соответствие.

Регистрация в t листе: Цвет:

1) температура А. Красный

2) пульс Б. Зеленый

При измерении температуры в прямой кишке резервуар термометра необходимо .

Установите соответствие.

Характер измерения: Время измерения:

1) измерение температуры тела А. Через каждые три часа в стационаре

2) измерение профиля температурыБ. Утром после сна

В. Утром натощак и вечером

11. При перегревании организма происходит рефлекторно _____ сосудов кожи.

12. Лихорадка по латыни называется______________.

13. Медицинским термометром можно измерить температуру тела человека от __ до____°С.

14. Физиологические колебания температуры тела в течение дня составляют:

15. Температура кожи__________, чем температура слизистых.

16. Измерение температуры тела должно длиться ____мин.

17. Установите последовательность действий при регистрации температуры в температурном листе:

а) вечерняя температура регистрируется точкой в графе «В»

б) определите «цену» деления на шкале температурного листа

в) утренняя температура регистрируется точкой в графе «У»

г) соединив точки получите температурную кривую

18. Установите соответствие.

Погружение в дезраствор: Экспозиция:

1) 3% раствор хлорамина А. 80 мин.

2) перекись водорода 3% Б. 60 мин.

19. Измерение температуры тела через каждые три часа называется_______.

20. Термометры хранят в:

а) 3% растворе хлорамина

б) 3% растворе перекиси водорода

в) в тройном растворе

Вариант 2

1. Вещества белковой природы, которые чаще всего вызывают лихорадку, называются______веществами.

2. Второй период в развитии лихорадки называется_________.

3. В период подъема температуры теплопродукция_________, чем теплоотдача.

Установите соответствие.

Период лихорадки: Клинические проявления:

1) 1-й период А. Озноб

2) 2-й период Б. Чувство жара

В. Обильный холодный пот

Установите соответствие.

Вид снижения температуры: Клинические проявления:

1) критическое А. АД падает, Ps без изменений

2) литическое Б. АД падает, Ps нитевидный

В. Ps и АД не изменены

6. В 1-й период лихорадки кожа часто приобретает вид ___________.

Установить соответствие.

Период лихорадки:Клинические проявления:

1) 1-й периодА. Ломота в костях, озноб

2) 2-й периодБ. Бред, галлюцинации

В. Слабость, потливость

Установить соответствие.

Период лихорадки:Характер питья:

1) 2-й период А. Прохладное витаминизированное питье

2) 3-й период (кризис)Б. Горячий сладкий чай

В. Горячий крепкий кофе

9.При критическом снижении температуры тела необходимо приподнять_____________ конец кровати.

10. Для оказания помощи пациенту при критическом снижении температуры необходим препарат:

в) кофеин-бензоат натрия 10%

г) хлористый кальций 10%

11. В течении лихорадки различают _______ периода.

12. 1-й период в развитии лихорадки называется_________.

13. В период падения температуры теплопродукция _________, чем теплоотдача.

Установите соответствие.

Период лихорадки:Состояние кожных покровов:

1) 2-й периодА.Кожа сухая, горячая

2) 3-й периодБ. Кожа влажная

Установите соответствие.

Период лихорадки: Мероприятия по уходу:

1) 1-й период лихорадки А. Согреть

2) 2-й период лихорадки Б. Охладить

В. Напоить крепким чаем

16.Во 2-й период лихорадки выражена_______слизистых оболочек полости рта.

Установить соответствие.

Период лихорадки: Клинические проявление:

1) 2-й период А. Сильная головная боль, возбуждение

2) 3-й период Б. Ломота в теле, головная боль, озноб (кризис)

В. Головокружение, сильная слабость

Установить соответствие.

Период лихорадки: Характер питья:

1) 1-й период А. Прохладное витаминизированное питье

2) 2-й период Б. Горячий сладкий чай

В. Горячий крепкий чай или кофе

19. Резкое снижение температуры в 3-м периоде называется_____________.

20. Для оказания помощи пациенту при критическом снижении температуры необходим препарат:

а) сульфат магния 25%

б) хлористый кальций 10%

в) сульфокамфокаин 10%

МАНИПУЛЯЦИИ

— Измерение температуры тела.

— Обработка термометра после манипуляции.

— Заполнение температурного листа.

— Измерение профиля температуры тела, его регистрация.

— Приготовить все необходимое и продемонстрировать элементы ухода за пациентом в 1-м периоде лихорадки.

— Приготовить все необходимое и продемонстрировать элементы ухода за пациентом во 2-м периоде лихорадки.

— Приготовить все необходимое и продемонстрировать элементы ухода за пациентом в 3-м периоде лихорадки.

— Продемонстрировать все известные способы охлаждения пациента при высокой лихорадке.

— Продемонстрировать оказание медикаментозной помощи в 3-м периоде (кризисе).

ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

Термометры, 3% раствор перекиси водорода, 3% раствор хлорамина, лотки, стакан для хранения термометров, полотенце, грелка, температурные листы, одеяло, пузырь со льдом, простыня, шприц Жане, полотенце для холодного компресса, слабый раствор уксусной кислоты, корнцанг, марлевые салфетки, вазелиновое масло, судно, тонометр, белье, 10% кофеин-бензоат натрия, 10% сульфокамфокаин, напитки: охлажденное витаминизированное питье, горячий крепкий чай или кофе, теплое витаминизированное питье.

ГЛОССАРИЙ

КРИТИЧЕСКОЕ СНИЖЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ – КРИЗИС — быстрое снижение температуры в течение дня с высоких цифр до нормальных.

ЛИТИЧЕСКОЕ СНИЖЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ – ЛИЗИС — постепенное снижение температуры.

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 26

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Молекулярная физика. Плавление и кристаллизация.

Переход вещества из твердого кристаллического состояния в жидкое называется плавлением. Чтобы расплавить твердое кристаллическое тело, его нужно нагреть до определенной температуры, т. е. подвести тепло. Температура, при которой вещество плавится, называется температурой плавления вещества.

Обратный процесс — переход из жидкого состояния в твердое — происходит при понижении температуры, т. е. тепло отводится. Переход вещества из жидкого состояния в твердое называется отвердеванием, или кристаллизацией. Температура, при которой вещество кристаллизуется, называется температурой кристаллизации.

Опыт показывает, что любое вещество кристаллизуется и плавится при одной и той же температуре.

На рисунке представлен график зависимости температуры кристаллического тела (льда) от времени нагревания (от точки А до точки D) и времени охлаждения (от точки D до точки K). На нем по горизонтальной оси отложено время, а по вертикальной — температура.

Из графика видно, что наблюдение за процессом началось с момента, когда температура льда была -40 °С, или, как принято говорить, температура в начальный момент времени tнач = -40 °С (точка А на графике). При дальнейшем нагревании температура льда растет (на графике это участок АВ). Увеличение температуры происходит до 0 °С — температуры плавления льда. При 0°С лед начинает плавиться, а его температура перестает расти. В течение всего времени плавления (т.е. пока весь лед не расплавится) температура льда не меняется, хотя горелка продолжает го­реть и тепло, следовательно, подводится. Процессу плавления соответствует горизонтальный учас­ток графика ВС. Только после того как весь лед расплавится и превратится в воду, температура снова начинает подниматься (участок CD). После того, как температура воды достигнет +40 °С, горелку гасят и воду начинают охлаждать, т. е. тепло отводят (для этого можно сосуд с водой по­местить в другой, больший сосуд со льдом). Температура воды начинает снижаться (участок DE). При достижении температуры 0 °С температура воды перестает снижаться, несмотря на то, что тепло по-прежнему отводится. Это идет процесс кристаллизации воды — образования льда (гори­зонтальный участок EF). Пока вся вода не превратится в лед, температура не изменится. Лишь после этого начинает уменьшаться температура льда (участок FK).

Вид рассмотренного графика объясняется следующим образом. На участке АВ благодаря подводимому теплу средняя кинетическая энергия молекул льда увеличивается, и температура его повышается. На участке ВС вся энергия, получаемая содержимым колбы, тратится на разрушение кристаллической решетки льда: упорядоченное пространственное расположение его молекул сменяется неупорядоченным, меняется расстояние между молекулами, т.е. происходит перестройка молекул таким образом, что вещество становится жидким. Средняя кинетическая энергия моле­кул при этом не меняется, поэтому неизменной остается и температура. Дальнейшее увеличение температуры расплавленного льда-воды (на участке CD) означает увеличение кинетической энер­гии молекул воды вследствие подводимого горелкой тепла.

При охлаждении воды (участок DE) часть энергии у нее отбирается, молекулы воды движутся с меньшими скоростями, их средняя кинетическая энергия падает — температура уменьшается, вода охлаждается. При 0°С (горизонтальный участок EF) молекулы начинают выстраиваться в определенном порядке, образуя кристаллическую решетку. Пока этот процесс не завершится, температура вещества не изменится, несмотря на отводимое тепло, а это означает, что при отвер­девании жидкость (вода) выделяет энергию. Это как раз та энергия, которую поглотил лед, пре­вращаясь в жидкость (участок ВС). Внутренняя энергия у жидкости больше, чем у твердого тела. При плавлении (и кристаллизации) внутренняя энергия тела меняется скачком.

Металлы, плавящиеся при температуре выше 1650 ºС, называют тугоплавкими (титан, хром, молибден и др.). Самая высокая температура плавления среди них у вольфрама — около 3400 °С. Тугоплавкие металлы и их соединения используют в качестве жаропрочных материалов в самолетостроении, ракетостроении и космической технике, атомной энергетике.

Подчеркнем еще раз, что при плавлении вещество поглощает энергию. При кристаллизации оно, наоборот, отдает ее в окружающую среду. Получая определенное количество теплоты, выделяющееся при кристаллизации, среда нагревается. Это хорошо известно многим птицам. Неда­ром их можно заметить зимой в морозную погоду сидящими на льду, который покрывает реки и озера. Из-за выделения энергии при образовании льда воздух над ним оказывается на несколько градусов теплее, чем в лесу на деревьях, и птицы этим пользуются.

Плавление аморфных веществ .

Наличие определенной точки плавления — это важный признак кристаллических веществ. Именно по этому признаку их можно легко отличить от аморфных тел, которые также относят к твердым телам. К ним, в частности, относятся стекла, очень вязкие смолы, пластмассы.

Аморфные вещества (в отличие от кристаллических) не имеют определенной температуры плавления — они не плавятся, а размягчаются. При нагревании кусок стекла, например, снача­ла становится из твердого мягким, его легко можно гнуть или растягивать; при более высокой температуре кусок начинает менять свою форму под действием собственной тяжести. По мере нагревания густая вязкая масса принимает форму того сосуда, в котором лежит. Эта масса сначала густая, как мед, затем — как сметана и, наконец, становится почти такой же маловязкой жидкостью, как вода. Однако указать определенную температуру перехода твердого тела в жидкое здесь невозможно, поскольку ее нет.

Причины этого лежат в коренном отличии строения аморфных тел от строения кристаллических. Атомы в аморфных телах расположены беспорядочно. Аморфные тела по своему строению напоминают жидкости. Уже в твердом стекле атомы расположены беспорядочно. Значит, повы­шение температуры стекла лишь увеличивает размах колебаний его молекул, дает им постепенно все большую и большую свободу перемещения. Поэтому стекло размягчается постепенно и не обнаруживает резкого перехода «твердое—жидкое», характерного для перехода от расположения молекул в строгом порядке к беспорядочному.

Теплота плавления .

Теплота плавления — это количество теплоты, которое необходимо сообщить веществу при постоянном давлении и постоянной температуре, равной температуре плавления, чтобы полностью перевести его из твердого кристаллического состояния в жидкое. Теплота плавления равна тому количеству теплоты, которое выделяется при кристалли­зации вещества из жидкого состояния. При плавлении вся подводимая к веществу теплота идет на увеличение потенциальной энер­гии его молекул. Кинетическая энергия не меняется, поскольку плавление идет при постоянной температуре.

Изучая на опыте плавление различных веществ одной и той же массы, можно заметить, что для превращения их в жидкость требуется разное количество теплоты. Например, для того чтобы расплавить один килограмм льда, нужно затратить 332 Дж энергии, а для того чтобы расплавить 1 кг свинца — 25 кДж.

Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо сообщить кристаллическому телу массой 1 кг, чтобы при температуре плавления полностью перевести его в жидкое состояние, называется удельной теплотой плавления.

Удельную теплоту плавления измеряют в джоулях на килограмм (Дж/кг) и обозначают греческой буквой λ (лямбда).

Удельная теплота кристаллизации равна удельной теплоте плавления, поскольку при кристаллизации выделяется такое же количество теплоты, какое поглощается при плавлении. Так, например, при замерзании воды массой 1 кг выделяются те же 332 Дж энергии, которые нужны для превращения такой же массы льда в воду.

Чтобы найти количество теплоты, необходимое для плавления кристаллического тела произвольной массы, или теплоту плавления, надо удельную теплоту плавления этого тела умножить на его массу:

Q = km.

Количество теплоты, выделяемое телом, считается отрицательным. Поэтому при расчете количества теплоты, выделяющегося при кристаллизации вещества массой m, следует пользоваться той же формулой, но со знаком «минус»:

Теплота сгорания .

Теплота сгорания (или теплотворная способность, калорийность) — это количество теплоты, выделяющейся при полном сгорании топлива.

Для нагревания тел часто используют энергию, выделяющуюся при сгорании топлива. Обыч­ное топливо (уголь, нефть, бензин) содержит углерод. При горении атомы углерода соединяются с атомами кислорода, содержащегося в воздухе, в результате чего образуются молекулы углекислого газа. Кинетическая энергия этих молекул оказывается большей, чем у исходных частиц. Увеличение кинетической энергии молекул в процессе горения называют выделением энергии. Энергия, выделяющаяся при полном сгорании топлива, и есть теплота сгорания этого топлива.

Теплота сгорания топлива зависит от вида топлива и его массы. Чем больше масса топлива, тем больше количество теплоты, выделяющейся при его полном сгорании.

Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг, называется удельной теплотой сгорания топлива. Удельную теплоту сгорания обозначают буквой q и измеряют в джоулях на килограмм (Дж/кг).

Количество теплоты Q, выделяющееся при сгорании m кг топлива, определяют по формуле:

Тест-опросник на тему: «Кожа и её строение»

ТЕСТИРОВАНИЕ

Дисциплина:

«Основы физиологии кожи и волос»

Тема:

«Кожа, её строение»

Автор-составитель:

Преподаватель спец.дисциплин

Дранникова А.Ю

Потоотделение происходит рефлекторно только под влиянием…?

А) тепла

Б) нервных импульсов

В) физической нагрузки

При охлаждении организма…?

А) просвет сосудов остается неизменным

Б) кровеносные сосуды могут расшириться, а могут сузиться

В) кровеносные сосуды рефлекторно суживаются

Под влиянием ультрафиолетовых лучей в организме человека образуется?

А) пигмент меланин и витамин «Д»

Б) подкожная жировая клетчатка

В) органические вещества для питания

Функция сальных желез:

А) охлаждение поверхности тела

Б) обеспечении смазки кожи

В) уничтожение бактерий

Продолжительность пребывания на солнце?

А) можно не ограничивать

Б) должна быть не более пяти минут

В) не превышать 30-40 минут

Чем вызываются гнойные заболевания кожи бактериального происхождения?

А) ожогами

Б) механическими раздражителями

В) стрептококками и стафилококками

При перегревании организма наблюдается?

А) головокружение, головная боль

Б) общая слабость, тошнота

В) предыдущие ответы верны

Какие слои кожи выполняют защитную функцию от внешних инфекций?

А) дерма и эпидермис

Б) только эпидермис

В) подкожная клетчатка

Где правильно указывается строение кожи?

А) дерма, подкожная клетчатка

Б) эпидермис, дерма, подкожная клетчатка

В) дерма, эпидермис, подкожная клетчатка

Где находятся участки кожи с самой низкой температурой?

А) в подмышечной впадине

Б) на лице

В) на животе

Назовите функции подкожной жировой клетчатки?

А) защита от механических ударов и теплоизоляция

Б) выделительная и кожная чувствительность

В) защита от проникновения в организм болезнетворных микробов

Выделительную функцию выполняют…?

А) рецепторы

Б) сальные железы

В) потовые железы

Какие органы участвуют в теплорегуляции?

А) легкие

Б) кровеносные сосуды и потовые железы

В) все

В каком слое кожи находятся рецепторы кожной чувствительности?

А) эпидермисе

Б) дерме

В) подкожно-жировой клетчатке

Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находятся?

А) рецепторы, меланин, эпидермис

Б) сальные железы

В) оба ответа правильные

ОТВЕТЫ:

  1. Б)

  1. В)

  1. А)

  1. Б)

  1. В)

  1. В)

  1. В)

  1. Б)

  1. Б)

  1. Б)

  1. А)

  1. В)

  1. В)

  1. Б)

  1. В)

Изменения физиологических функций при холодовом воздействии

Наиболее выраженной реакцией на холодовое воздействие является сужение сосудов мышц и кожи, главным образом поверхностных. Сужение сосудов пальцев рук и ног, кожи носа, лица в отличие от изменений сосудов внутренних органов чередуется с реактивным расширением их. Эти рефлекторные чередования сужения и расширения сосудов обусловливаются непрекращающейся импульсацией с периферии в высшие сосудодвигательные центры и обеспечивают ток крови, необходимый для уменьшения теплоотдачи.

Важной особенностью возникающего при охлаждении состояния сосудов является также сохранение их тонуса. Каждое новое холодовое раздражение вызывает повторный спазм. Лишь на очень резкое охлаждение периферические сосуды отвечают длительным спазмом.

Сосудистые изменения регулируются главным образом вазомоторными механизмами и зависят от вызываемых Холодовым раздражением основных нервных процессов в вазомоторном центре. Наряду с этим можно думать и о частичном действии холода непосредственно на кровеносные сосуды. Так, описанные сосудистые изменения наблюдались при охлаждении и после симпатэктомии.

Серьезного внимания заслуживают рефлекторные, или отраженные, сосудистые реакции на холод. При действии его на ограниченную поверхность кожи происходит ослабление кровотока и на других, неохлажденных, участках тела. Так, при охлаждении нижних конечностей наблюдается понижение температуры слизистой оболочки носа и пищевода. При охлаждении повышается вязкость крови; вследствие этого уменьшается скорость кровотока и тем самым общее количество крови, притекающей к периферии в единицу времени. Во время охлаждения происходит урежение пульса, удерживающееся и в период, следующий за охлаждением на протяжении 60—80 минут. Описанные изменения кровотока при охлаждении наблюдаются не только в периферических сосудах кожи, мышц, слизистой, но и в сосудах глубоколежащих органов, например, почек.

Вазомоторные реакции на холодовое раздражение, в том числе и интероцептивные, обусловливающие резкое сужение просвета капиллярной сети, сопряжены с повышением кровяного давления.

При переохлаждении, по-видимому, вследствие рефлекторного угнетения деятельности центров сосудосуживающих нервов снижается максимальное артериальное давление.

При охлаждении заметно увеличивается объем дыхания. Ритм дыхания во время умеренного охлаждения, как правило, остается устойчивым, лишь при резком охлаждении наблюдается значительное его учащение.

При длительном пребывании в условиях низкой температуры окружающей среды заметно увеличивается минутный объем дыхания. В связи с мышечной работой в тех же условиях усиливается легочная вентиляция, и тем больше, чем ниже температура.

По мере удлинения периода охлаждения и снижения температуры окружающей среды возрастает потребление кислорода. При одинаковой длительности охлаждения потребление кислорода тем больше, чем ниже температура воздуха окружающей среды (рис. 10).

Рис. 10. Потребление кислорода (О2 — сплошная линия), дыхательный коэффициент (RQ — пунктирная линия) и легочная вентиляция (L — штриховая линия) в связи с охлаждением при работе.

В связи с мышечной работой, выполняемой при низкой температуре, происходит перераспределение крови, увеличение ее притока к работающим органам, главным образом к конечностям, вследствие чего усиливается теплоотдача. Наряду с этим при работе средней тяжести в условиях низкой температуры повышается потребление кислорода, что не отмечается при чрезмерно интенсивной мышечной работе. Возможно, что в последнем случае импульсация с рецепторов мышц оказывается более мощной, чем импульсация с терморецепторов кожи, на которую действует холодовой раздражитель, и терморегуляторное усиление обмена в связи с охлаждением не наступает.

Значительные изменения в связи с охлаждением претерпевает углеводный обмен: повышается гликогенолиз и понижается способность тканей удерживать углеводы. При охлаждении усиливается секреция адреналина. Значение его при охлаждении особенно велико в связи с тем, что он стимулирует клеточный обмен и уменьшает теплоотдачу, ограничивая кровоснабжение кожи.

Одним из наиболее ранних признаков охлаждения, характеризующим и сосудистую реакцию на холодовое раздражение, является изменение температуры кожи. Уже в первые минуты охлаждения значительно снижается температура кожи обычно открытых участков тела — лба, предплечья и особенно кисти. В то же время температура кожи обычно закрытых участков (груди, спины) благодаря рефлекторному расширению сосудов даже несколько повышается. Сравнительное изучение температуры воздуха пододежного пространства и у открытой поверхности тела позволяет считать доказанным, что холодовый эффект возникает в результате раздражения воздухом более низкой температуры рецепторов обычно открытого, даже незначительного по площади, участка кожи.

Температура тела, по данным ряда исследователей, в начале охлаждения повышается до 37,2—37,5°. В дальнейшем температура тела снижается, особенно резко в более поздних стадиях охлаждения. Температура отдельных внутренних органов (печени, поджелудочной железы, почек и др.) при охлаждении рефлекторно повышается на 1—1,5°.

Охлаждение вызывает нарушение рефлекторной деятельности, ослабление и даже полное исчезновение рефлексов, снижение тактильной и других видов чувствительности; Восстановление частоты пульса, кровяного давления, легочной вентиляции после работы при низкой температуре наступает значительно медленнее, чем при температуре обычной.

Как показали исследования А. А. Летавета и А. Е. Малышевой, особое значение в условиях производства приобретает охлаждение, вызываемое излучением тепла телом человека в направлении поверхностен с более низкой температурой (радиационное охлаждение).

При радиационном охлаждении наблюдается более резкое падение температуры кожи и температуры тела, чем при охлаждении конвекционном, причем восстановление ее протекает медленнее; отсутствует описанная выше сосудосуживающая реакция на охлаждение, а также обычное для конвекционного охлаждения повышение теплопродукции. Неприятное же ощущение холода при неизменяющейся теплопродукции возникает, очевидно, вследствие излучения с глубоколежащих тканей.

Наиболее существенная черта радиационного охлаждения — вялая, замедленная реакция терморегуляторного аппарата в результате отсутствия кортикальных сигналов на радиационное охлаждение, обычно не встречающееся изолированно от охлаждения конвекционного и не сопровождающееся адекватным термическим раздражением (Слоним). Изменения, возникающие под влиянием радиационного охлаждения, носят более стойкий характер.

Наконец, следует выделить еще один вид производственного охлаждения работающих — при непосредственном соприкосновении работающего с охлажденными материалами. Такого рода охлаждение носит не только резко выраженный местный, но и общий характер с рядом рефлекторных нарушений отдельных функций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *